Конспект урока Эпистолярный жанр

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Стародевиченская средняя общеобразовательная школа»
Ельниковского района Республики Мордовия

УРОК – ПРАКТИКУМ

Эпистолярный жанр
/на материале переписки
М. Цветаевой и Б. Пастернака/

Учитель: Рябинина Н.П.




ЦЕЛЬ:
- углубить понятие «эпистолярный жанр», повторить жанровые и композиционные особенности письма;
- на примере переписки М.Цветаевой и Б.Пастернака показать учащимся значение письма как формы общения между людьми, что письма двух великих поэтов – это живые уроки «слога» для читателей;
- вызвать интерес к несколько забытому эпистолярному жанру, стремление использовать его при написании сочинений;
- расширить читательский кругозор учащихся.


ОБОРУДОВАНИЕ:
Эпиграф: Эпистолярный жанр – это труд души,
обращённый к другому человеку
Т.Я.Колышкина
карточки для индивидуальной работы учащихся;
портреты М.Цветаевой и Б.Пастернака;
слайдовая презентация к уроку;
выставка книг, содержащих письма героев, автора и т.п.
/А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бедные люди», Л.Н.Толстой «Война и мир», А.И. Куприн «Гранатовый браслет» и др./






Ход урока
1.Сообщение темы и цели урока.
Учитель зачитывает определение эпистолярного жанра из словаря.
Слово учителя: Зародился этот жанр в глубокой древности, но, к сожалению, был утрачен. С развитием науки и техники мы всё реже обращаемся к нему. Письмо заменил телефон, ведь легче сказать, чем написать. Процесс создания письма довольно сложен. Он требует большого жизненного опыта и опыта пишущего. Письма бывают самые разные.

2. – Как вы думаете, для чего нужны письма? Зачем люди вообще придумали письмо?
/Ответы учеников/
Учитель: Письма отражают характер человека, обнажают некоторые его черты, которые не видны в повседневном общении. Но письма в некотором роде и создают, формируют характер или, во всяком случае, его шлифуют. Ведь в письмах, как и в дневнике, человек сосредотачивается, сам себя как бы систематизирует и итожит, сам себя познаёт, объясняя другому.

3. Воспроизведение имеющихся у учащихся знаний о письме:
Учитель: Наши соотечественники, жившие в прошлом, любили и умели писать. Да и сейчас иногда приходится обращаться к этому жанру, в основном это деловые письма. И у письма есть свои особенности. Давайте вспомним их.
- Какие бывают письма? Назовите основные жанровые разновидности личного письма /Дружеское письмо. Письмо-поддержка, письмо-просьба, письмо-соразмышление/.
Учащиеся записывают определения в тетрадь.
- Какова композиция письма? /Этикетная часть, непосредственное содержание письма, этикетная часть-прощание/

4. Лексическая работа:
адресат- адресант

5. Работа в группах (по карточкам)
Раздаются карточки с различными жанрами письма, ученики характеризуют данное письмо по плану:
1) Определить жанр письма.
2) Какова его композиция?
3) Какие стилевые особенности вы можете указать в этом тексте?
4) Какие отношения, по-вашему, сложились у адресата и адресанта?

6. Учитель: Итак, вы убедились, что эпистолярный жанр довольно разнообразен и сложен. «Это труд души, обращённый к другому человеку» Многие литературные произведения сохранили образцы этого искусства и сам процесс письма. Давайте вспомним их / «Евгений Онегин» Пушкина, «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Гранатовый браслет» Куприна и др./
Обращается внимание на выставку книг

7.Учитель: - Сегодня мы познакомимся с материалами эпистолярного наследия двух талантливых людей – Марины Цветаевой и Бориса Пастернака.
Вывешиваются портреты М.Цветаевой и Б. Пастернака

8. Учитель: - Это была странная дружба. Роман в письмах. Послушайте историю этого эпистолярного романа.
Сообщение ученика «История переписки М.Цветаевой и Б. Пастернака»

9. Работа с письмами Цветаевой и Пастернака
1) Пастернак: «Весной 1922 года я в Москве купил маленькую книжечку «Вёрсты». Меня сразу покорило лирическое могущество цветаевской формы. Я написал Цветаевой в Прагу письмо Она ответила мне. Между нами завязалась переписка. Мы подружились. Цветаева была женщиной с деятельной мужской душой, решительной, воинствующей, неукротимой».

Цветаева: «Моему брату в пятом времени года, шестом чувстве и четвёртом измерении – Борису Пастернаку. 3 июля 1924 года».
- Что мы узнаём об адресатах этих писем?
- Как они характеризуют друг друга?

2) Пастернак: «Ты объективна, ты главным образом талантлива, гениальнаВажно то, чем ты занимаешься. Важно то, что ты строишь мир, венчающийся загадкой гениальности. В твои дни, при тебе эта крыша растворена небом, живой синевой над городом, где ты живёшь, по этому покрытию будут ходить люди и будет земля других эпох. Почва городов подперта загаданной гениальностью других столетий».

- Как вы определите жанровую разновидность письма, фрагмент которого был прочитан? /Письмо-поддержка/
- Какие ключевые слова выделяет автор? Почему?
/Автор выделяет слово «гениальность», этим словом определяет Пастернак творчество Цветаевой/.

3) Пастернак:
«Я четвёртый вечер сую в пальто пучок мглисто-слякотной, дымно-туманной ночной Праги с мостом то вдали, то вдруг с тобой перед самыми глазами – качу к кому-нибудьи прерывающимся голосом посвящаю в ту бездну ранящей лирики, микеланджеловской раскинутости и толстовской глухоты, которая называется «Поэма Конца». Какой ты дьявольски большой артист, Марина!»

- О чём ведёт разговор в письме Б. Пастернак?
/О творчестве/

4)Учитель: – В следующих письмах – признание в любви к равному по силе таланта человеку
Учащиеся читают по очереди:
Цветаева: «Ничья хвала и ничьё признание мне не нужны, кроме Вашего. О, не бойтесь своих безмерных слов, их вина в том, что они ещё слова, то есть не могут быть только чувствами»

Пастернак: «Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественное, родное предназначение, утренняя дымящаяся моя душа, Марина Какие удивительные стихи Вы пишите! Как больно, что сейчас Вы больше меня! Вообще Вы возмутимо большой поэт!»

Цветаева: «Мой Пастернак, я, может быть, вправду когда-нибудь сделаюсь большим поэтом благодаря Вам! Ведь мне нужно сказать Вам безмерное: разворотить грудь. В беседе это делается путём молчания, а у меня ведь только перо».

5)Учитель: – Адресаты часто не дожидались ответов и отправляли новые письма. Слишком томительным было ожидание.

Чтение и комментарий стихотворения М.Цветаевой «Письмо»
- Чем были для Цветаевой пастернаковские письма? Найдите ответ в этом стихотворении.

6) Учитель: - Письма Пастернака стали частью жизни Цветаевой, ниточкой, связывавшей её с родиной.
- Определите, каким настроением, чувством проникнуты следующие строки её писем:

«Дорогой Борис! Так хочется хоть немного поговорить с тобой. Всё бы ничего, но я ужасно тоскую, грущу и по-настоящему тоскую по Москве. Этот город – действительно город моего сердца, моей матери. И во сне вижу московские улицы, улочки и переулочки»
« То, что ты пишешь о себе, я могу написать о себе: со всех сторон любовь. Любовь, любовь. И – не радует».

7) Учитель: - Очень остро ощущает М.Цветаева своё одиночество. Всюду любовь, признание, но этого мало – нужно понимание. И возникает другая тема – расстояний, разделения. Эта тема найдёт отражение и в цветаевских стихах.

Чтение и анализ стихотворения «Расстояние, вёрсты, мили»

8) Учитель: - Последнее письмо в этой переписке принадлежит Пастернаку. Написано оно было через несколько дней после смерти М.Цветаевой и адресовано жене:

« 10.9.1941, утром. Вчера ночью Федин сказал мне, будто с собой покончила Марина. Я не хочу верить этому. Она где-то поблизости от вас, в Чистополе или Елабуге. Узнай, пожалуйста, и напиши мне (телеграммы идут дольше писем). Если это правда, то какой же это ужас! Позаботься тогда о её мальчике, узнай, где он и что с ним. Какая вина на мне, если это так! Вот и говори после этого о «посторонних заботах». Это никогда не простится мне Я отошёл от неё и не навязывался ей, а в последний год как бы и совсем забыл. И вот тебе! Как это страшно Ах, зачем я от этого отступил!»

9) Учитель: - Письмо Пастернака – беспощадное самобичевание. Это ощущение вины будет преследовать его многие годы. В 1943 году будут написаны два стихотворения, посвящённые Марине Цветаевой.

Ученик читает стихотворение Б.Пастернака «Мне так же трудно до сих пор»

10)Обобщающее слово учителя:
- Сплетение судеб двух великих поэтов Всеоживляющая связь творчества соединила их, безжалостно разделённых временем в пространстве. К этой связи, звеньями которой стали стихи и письма Цветаевой и Пастернака, бережно и трепетно прикасаемся сегодня мы. Именно поэтому Марина Цветаева так ценила эту форму общения – письма. Для нас, читателей, это живые уроки «слога».

10. Творческая работа учащихся:
Учитель: - Следующая часть урока – практическая. Попробуйте написать сочинение-письмо другу (матери, учителю) о стихах М.Цветаевой или Б.Пастернака. Поделитесь своими мыслями, размышлениями о творчестве двух поэтов, используя эпистолярный жанр.

Учащиеся работают над сочинением-письмом.













15