Обобщение педагогического опыта учителя физики МКОУ «ДСОШ №3» ЕРЕМЕЕВОЙО.А.


Обобщение педагогического опыта учителя физики МКОУ «ДСОШ №3» ЕРЕМЕЕВОЙО.А.
Дорогие судьи и друзья, вот пришла на конкурс я,
чтоб себя вам показать и про труд свой рассказать .Ох не легок хлеб друзья , и профессия трудна,
но я выбрала себе роль учителя судьбе.
С детства я учила кукол и сестер своих читать,
и учителем детишек сразу я мечтала стать.
Много лет тружусь я в школе, стаж учительский большой,
и к своей рабочей доле, отношусь со всей душой.
Профессия наша очень значительна. Много работы в жизни учителя,
а работа физика сложна, неоценима и важна.
Ведь физика наука емкая, и в жизни не просто звук,
Она является основой и опорой всех исключительно наук.
Как все устроено на свете наука физика ответит,
я проведу эксперимент и дам ответ в один момент.
Законов физики не счесть: и все они нужны в быту,
и в каждом доме они есть амперы вольты все в ходу.
Стараюсь я учить детишек, их в царство физики веду,
Хочу, чтоб было интересно, урок с любовью проведу.
Ведь в нашей жизни современной без физики никак нельзя.
Природы ведь закон вселенной обязан каждый знать друзья.
Нас физика повсюду окружает, из дома в школу свет сопровождает,
ученикам набраться бы терпенья, преодолеть законы тяготенья.
И детям хочется мне пожелать предмет серьезней изучать,
без физики компьютор и инет не даст совета и не даст ответ.
А сколько есть прекрасных глав в науке физике у нас: есть оптика с механикой, и электричество с термодинамикой.
Отсюда вывод вам друзья- наука физика нужна,
ее должны вы изучать, законы в жизни воплощать,
а нам коллеги всем терпенья ! Учитель- это проводник,
идем стезею своей трудной и за собой ведем других.
Проблема, над которой я работаю:
«Использование ИКТ и цифровой лаборатории «VERNIER» в деятельности учителя физики».
 
  В настоящее время определяющая роль принадлежит информации и работе с ней, поскольку современное общество является информационным.  Отличительными чертами этого общества являются:
- повышение роли информации, знаний  информационных технологий в жизни общества;
Информационное общество предъявляет следующие требования к выпускникам образовательных учреждений:
1.  умение самостоятельно получать знания;
2.  умение приобретать информацию, точно зная,  для чего и когда она понадобится;
3.  умение работать сообща – в группе, обладая при этом необходимымикоммуникативными навыками: аргументированно высказывать своё мнение и корректно выслушивать чужое.
Проблема обеспечить выпускников общеобразовательных учреждений данными умениями и навыками стоит перед каждым педагогом и передо мной в том числе. Исходя из вышесказанного, как основные, я отобрала следующие технологии их элементы: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии. Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках применяются информационно-коммуникационные технологии, поэтому о здоровье ребенка необходимо подумать ещё задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера. Работаю в классах с разным уровнем реальных учебных возможностей, учитываю это в планировании материала и при проведении уроков. В своей работе я стараюсь отслеживать изменения, происходящие в области методики преподавания физики, знакомиться с новинками методической и педагогической литературы. На протяжении всей своей педагогической деятельности я занимаюсь исследовательской деятельностью по изучению, разработке и применению эффективных форм и методов проведения уроков физики. Уделяю особое внимание исследовательскому подходу к изучению нового материала учениками, созданию проблемных ситуаций при его объяснении.
Моё учительское кредо: «Каждый ребёнок - есть однажды случившееся чудо»
(Э.В.Ильинков).
       Давно поняла, что без использования новых современных технологий в современном образовании нельзя. Сначала робко осваивала ПК, создавала первые тесты и презентации, а теперь широко использую мультимедийные разработки и на уроках, и в проектной деяетльности учеников. С использованием ИКТ можно повысить интерес к физике, реализовать идею дифференцированного подхода к обучению, подготовить учащихся к работе в новом информационном обществе.
Перед собой поставила следующие цели и задачи:
 Цели:    1) повышение качества учебного процесса;
               2) обеспечение развития познавательной и личностной сферы  учащихся.
Задачи:
развивать творческий потенциал учащихся и создавать  необходимые условия
для активизации познавательной и речевой   деятельности  учащихся;
повысить качество преподавания физики на основе внедрения  новых информа-
ционных технологий;
фиксировать уровень обученности на каждом этапе школьного обучения;
разработать систему изучения новых тем с использованием  мультимедийного оборудования.
развить познавательный интерес к физике через игру, нетрадиционные уроки, факультативы и внеклассную работу;
дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при проведении всех форм контроля за знаниями учащихся.
Стараюсь повышать интерес у учащихся к физике следующими методами проведения урока:
постановка проблемы,
эвристическая беседа,
графический способ решения задач,
экспериментальные работы,
качественные задачи, проверочные задания с выбором ответа,
демонстрационный эксперимент.
Внедряя информационно-педагогические технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить мне множество проблем. Они облегчают труд, дают возможность снизить нагрузку для учащихся, разнообразить формы и способы обучения, организовать процесс обучения с учётом личностных характеристик ученика, а также отследить конкретные результаты образования. Информационные технологии дают новые возможности для организации систематического контроля над усвоением учебной информации не только через различные виды тестирования, но и подготовки таких видов заданий, которые позволяют видеть результат сразу после его выполнения. Любая форма работы с использованием компьютера имеет серьёзные преимущества перед традиционными формами уроков. Считаю, что применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом.
Основные направления проводимой мною работы можно представить в виде следующих блоков:
Уроки физики:  - мультимедийные сценарии уроков;
 - цифровая лаборатория «Vernier»;
 - проверка знаний на уроке.
 
Внеурочная деятельность:  - творческие задания;
 - домашние лабораторные работы;
 - ученические конференции;
 - проектная деятельность.
Разрабатываю уроки и фрагменты уроков с применением электронных образовательных ресурсов. На различных этапах урока использую практические, информационные модули, модули контроля, демонстрирую компьютерные модели. Компьютерное моделирование эксперимента повышает интерес учащихся, но не может полностью заменить реальный эксперимент.
Учащийся учится :анализировать информацию, обработывать данные в исследовании ; проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по физике.
В связи со сказанным , актуальной задачей развития лабораторного практикума является внедрение компьютерной техники в подготовку, проведение экспериментальных работ и в обработку полученных экспериментальных данных. В школе есть цифровая лаборатория «Vernier» которая позволяет проводить лабораторные работы с использованием реального оборудования, состыкованного с цифровыми датчиками. В настоящее время я осваиваю методику работы с цифровой лабораторией, провожу лабораторные работы. Использование физического эксперимента - важнейшее условие эффективности учебного процесса. Эксперимент является основой принципа наглядности, базой для формирования практических умений. Материальной основой для его постановки (и проведения) служит учебное оборудование типового кабинета физики.
Лабораторный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научность школьного курса, и средством наглядности. Использование компьютерной лаборатории позволяет непосредственно на глазах у ребят и при их участии проводить измерения, обрабатывать полученные результаты и демонстрировать графики изучаемых физических величин на демонстрационном экране. С их помощью. можно следить за мгновенными значениями расстояния до объекта, температурой, давлением и др. физическими величинами. Появляется возможность показать измеренные зависимости физических величин от времени или друг от друга на экране компьютера или на большом демонстрационном экране, провести компьютерную математическую обработку результатов измерений. Ну а применение компьютерных датчиков делает даже обыкновенный демонстрационный эксперимент более наглядным и понятным, расширяет его информативность.. Технические средства кабинета физики помогают создавать условия,  необходимые для «живого созерцания». Моделирование отличается динамичностью, властью над временем и пространством, эмоциональной окрашенностью учебного материала. Звукообразная модель может сыграть роль мотива, возбуждающего интерес к предстоящему изучению темы. Технические средства помогают мне сделать процесс изложения новых знаний, формирование понятий, процесс обобщения и практической проверки знаний увлекательным, интересным, сделать учение постоянным поиском истины. Цифровое лабораторное оборудование на занятиях выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения - учебником, таблицами и другими наглядными материалами.
        Применение цифровой лаборатории
повышает     наглядность урока, мотивацию учащегося, интерес к предмету;
способствует творческой реализации ученика;
формирует универсальные умения и навыки.
.Приведу некоторые примеры демонстраций, используемых мною на уроках:
- измерение длины, температуры, влажности (цифровые датчики, подключаемые сетевой карте компьютера, все данные обрабатываются компьютером и выводятся на экран в виде зависимостей)
-Измерение ускорения свободного падения;
-Элементы электрической цепи- измерение напряжения,(датчик напряжения)
 Используется оборудование и для выполнения лабораторных работ учащимися:
Измерение силы упругости, силы трения, силы тяжести.
Определение количества теплоты при смешивании воды разной температуры
Измерение массы тела, плотности вещества.
Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.
Изучение закона Бойля-Мариотта ит.д.
Опыт показывает, что использование компьютерного и цифрового лабораторного оборудования на уроках способствует лучшему усвоению учебного материала, повышает активность учеников на уроке. Учащиеся имеют возможность не только услышать формулировку нового понятия, но и прочитать ее на экране, т.е. задействуется не только слух, но и зрение ребёнка. 
Уделяю внимание здоровьесберегающим технологиям обучения
По возможности стараюсь использовать на уроке смену динамических поз, паузы, приучаю обучающихся соблюдать режим работы за компьютером. Проведение мультимедийного урока отнюдь не означает, что все 40 минут ученики должны смотреть на экран. Чередую виды учебной деятельности, чтобы суммарное время работы детей с экраном проектора или монитора не превышала половины урока . Нельзя забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь, способствует повышению утомляемости детей. Важнейший вопрос – сохранение зрения. На уроках провожу зарядку для глаз. Стремлюсь не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех – лучшее лекарство от усталости на уроке.
Личностно-ориентированный, дифференцированный подход к обучению используется мной при организации групповых форм работы, а также при составлений разноуровневых заданий. Данная технология обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, тем самым, создавая наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.
Для побуждения, стимулирования к учебной деятельности я использую игровую деятельность. Учебный материал в игре усваивается гораздо эффективней, причём происходит это непринуждённо, как бы само собой. Примером могут служить проводимые мной урок – игра «Суд над сопротивлением», «Что? Где? Когда?», Урок – КВН.
В своей деятельности использую типы уроков:
1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, исследовательская работа.
Стараюсь излагать тему доступным языком, отвечать на вопросы ребят. Современное программное обеспечение позволяет продемонстрировать видеозапись опыта в том случае, если демонстрация реального опыта занимает много времени или если опыт невозможен. В данном случае есть возможность обратить внимание учеников на те мелкие детали, которые бы они не заметили в реальном опыте.   Например, при изучении темы «Газовые законы» в 10 классе, всегда использую компьютерную модель процессов, которая позволяет проследить зависимость величин, построение графиков данной зависимости. Для этого использую «Наглядную физику», где достаточно хорошо отображены газовые законы, графическое представление каждого закона и компьютерное моделирование.
Особенно актуальным является использование компьютерных моделей процессов, происходящие в микромире .Их невозможно воспроизвести в реальности,  но очень подробно можно разобрать по схемам и моделям. На этапе закрепления знаний, полученных на уроке, удобно пользоваться небольшими по объему тестовыми заданиями которые приведены в тестовой части «Наглядной физики»,Эти задания быстро проверяются самими учениками, и учитель имеет возможность проанализировать ошибки учащихся и разобрать их.  
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум по решению задач, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. При построении урока учитываю,  что одно из самых  трудных звеньев учебного процесса по физике – это решение задач. Поэтому учу детей пользоваться алгоритмом:
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа и т. д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: конференция, круглый стол и т. д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, проектная работа
  Сегодня перед учителем физики, очень  остро стоит вопрос рациональной организации процесса контроля знаний учащихся. Материал объемный, а количество часов, данных на его изучение, небольшое. Поэтому стараюсь постоянно применять такие формы работы, чтобы за минимальное время опросить как можно больше учащихся и при этом выявить качество усвоения материала.
Какой бы тип урока я не выбрала, компьютор и мультимедийный проектор, являются неотьемлимой частью на каждом этапе любого урока, где выделены следующие этапы :Организация начала урока
Основной этап, отвечающей обучающей цели данного урока
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Принимаю участие в разработке и проведении различных мероприятий:
- предметные олимпиады
- предметные недели
- тематические вечера школьников.
Использование компьютерных технологий для организации внеурочной деятельности учеников ведется по нескольким направлениям. В первую очередь - это задания, связанные с подготовкой сообщения на тематическую конференцию, проводимую в классе на уроке физики. Также подготовка презентаций к уроку, для чего самостоятельно ведут поиск в сети Интернет, сканируют необходимые рисунки и схемы, используют диски.
Для реализации темы «Использование ИКТ и цифровой лаборатории «VERNIER» в деятельности учителя физики» я прошла обучение
 в ГАОУ ДПО ИРОСТ г.Курган , 2014 «Методика использования ЦЛ «Vernier» на уроках естественнонаучных дисциплин» 4 часа 2014год;
в ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» «Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях перехода на ФГОС» 72 часа 2015 год.
Обладаю необходимыми навыками использования ИКТ в учебном процессе.
Могу:
• обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактического материала  урока;
• создавать слайды по данному учебному материалу;
• демонстрировать презентации на уроке;
• проводить компьютерное тестирование;
• использовать готовые программные продукты по физике;
• организовывать поиск необходимой информации в Интернете;
• использовать цифровую лабораторию «VERNIER»
Подводя итог своего педагогического опыта считаю, что использование мной компьютерных технологий действительно повышает качество знаний учащихся и интерес к предмету. Говоря о достигнутых результатах, хочу отметить, что мне удалось повысить результаты освоения обучающимися образовательных программ по физике:
успеваемость – 100%
Не могу не отметить и некоторые проблемы, возникающие при использовании ИКТ в моей деятельности: - материальная база школы требует обновления (замена устаревшего и приобретение нового компьютерного оборудования и программного обеспечения);подключение к электричеству каждого рабочего места, компьютеризация рабочего места ученика с выходом в Интернет. Считаю, что с внедрением цифрового оборудования в практику проведения физического эксперимента, мне ещё многому предстоит научиться. Педагог должен постоянно совершенствоваться, своевременно откликаться на запросы современного общества.
Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.