Консультация для педагогов Особенности работы с трудными детьми


Особенности работы с «трудными» воспитанниками
Психологические особенности трудного ребенка и работа с ним
Воспитание – творчество взрослых, в основе которого лежит наука педагогика, возрастная и детская психология. Известно: все на свете имеет свои причины, в том числе и негативные явления в поведении ребенка.
Слово «трудный» в школе повторяют постоянно. Трудное время, трудные семьи, трудные дети. Мы обращаем внимание на кризисное состояние общества, семьи, низкий уровень гуманизации обучения и воспитания. Мы акцентируем внимание на социально-экономических, медико-биологических и других причинах трудного детства. И это часто заслоняет от нас проблему педагогического долга и компетентности. Мы апеллируем к причинам глобального масштаба, опускаясь на уровень педагогического пессимизма. Но, к счастью, в каждой школе есть психологи и педагоги, опыт которых служит подтверждением того, что педагогическими средствами можно добиться многого. Путь профилактики трудного детства, возможность решения проблемы естественными педагогическими средствами представляется наиболее гуманным и рациональным.
В настоящее время в школах все чаще встречаются дети с осложненным поведением, так называемые «трудные» школьники. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребенка, бывают весьма разнообразны. Поэтому нередко к "трудным" относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Оценка ребенка как трудного преимущественно отражает мнение о нем родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики.
Эти ребята отказываются от взаимодействия с педагогами, их поведение отличается нарушением культурных, эстетических, гигиенических норм, они, как будто, бросают вам вызов. Очень часто эти отличия в поведении ученика являются сигналом о том, что человеку плохо, и учитель должен уметь локализовать и нейтрализовать любую «трудную», сложную ситуацию, возникшую в результате их взаимоотношений. И главными помощниками учителя будет школьный психолог и родители
Характеристика «трудного» школьника.
Трудные дети – широкое обобщенное понятие, используемое в научной и главным образом в научно-популярной литературе, а также педагогической публицистике для обозначения обширной категории детей, демонстрирующих явное отклонение в личностном развитии.
Почему же так нелегко с ними всем, кто рядом: родителям, учителям, сверстникам? И, прежде всего им самим? Что мешает взаимопониманию, нормальным человеческим отношениям, почему преобладает в них конфликтность, напряженность, нервозность?
В современной литературе «трудными» обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм, препятствуют полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним «трудновоспитуемые дети», т.к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.
В.Г. Степанов выделяет 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети».
Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяются тестовыми и экспериментальными методиками, а также симптоматическим наблюдением. Понятие «отклоняющееся поведение» надо отличать от терминов «отклонение в развитии», «задержка в развитии», «отставание в развитии». Последние три термина, как синонимы, обозначают, что у детей есть дефект в развитии. Конечно, нередко такие дети становятся трудными, но коррекция их поведения требует участия специалистов – дефектологов.
Во-вторых, к категории трудных относятся также дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются, корригируются. В этой связи следует различать термины «трудные» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
В-третьих, трудные – это дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимания коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих.
А теперь, обратим внимание на педагогически запущенных детей.
Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности, невоспитанности ребенка, отставании его развитии от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами.
Задержка развития правилосообразного поведения, неумение подчиняться требованиям соответствующей деятельности (игровой, учебной, трудовой) со временем вырастает в недисциплинированность, нежелание считаться с общественными нормами.
В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния отрицательные установки могут:
· носить поверхностный, легкоустранимый характер;
· укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания;
· дополняться вторичными, третичными недостатками.
В связи с этим возникает проблема ранней профилактики антиобщественного поведения, которая должна начинаться с предупреждения педагогической запущенности.
Условиями успешного устранения педагогической запущенности являются:
· овладение системой знаний о причинах, признаках и проявлении педагогической запущенности;
· овладение методикой ее диагностики и профилактики на основе преемственности и взаимодействия;
· создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимной требовательности между педагогами и родителями, общего фона положительных взаимоотношений в семьях педагогически запущенных детей, коллективах детских садов, школ.
Педагогическая запущенность - это устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием и ошибками в воспитании. Педагогически запущенный подросток является психологически нормальным и физиологически здоровым. Типичной ошибкой во многих нынешних семьях, где дети педагогически запущенные, является стремление родителей как можно быстрее, одним махом перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный ребёнок захватывает в семье привилегированное положение. Ему всё дозволяется, его желания немедленно исполняются. Ещё одна ошибка, допускаемая родителями, - строгая до жестокости власть над детьми с раннего возраста. В детстве такой ребёнок познаёт все виды наказания. За малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают.
Педагог А. Кочетов считает, что понятие «трудновоспитуемые подростки» неверно применять к категории педагогически запущенных учащихся. Педагогическая запущенность - это причина, а не характеристика личности подростка.
Невоспитанность и трудновоспитуемость - не одно и то же. Если невоспитанность может привести просто к невосприятию педагогических воздействий, то трудновоспитуемость зарождается как противодействие воспитательному процессу. Когда возникает комплекс отрицательных свойств, можно говорить о сформировавшейся трудновоспитуемости, которая требует специальной системы мер перевоспитания.
Основной задачей взрослого является передача ребенку тех моральных ценностей и норм поведения, которые соответствуют требованиям общества. Если же ребенок не усваивает положительный социальный опыт, не может адаптироваться к образцам поведения и требованиям воспитателя (который в данной ситуации олицетворяет для ребенка социум в целом), то процесс социализации нарушается, а поведение ребенка становится социально дезадаптированным. В практике воспитания существует множество терминов, обозначающих социально дезадаптированных детей: недисциплинированные, трудные, педагогически запущенные, трудновоспитуемые, дети с отклоняющимся поведением, дети, склонные к правонарушениям, социально запущенные дети и т.д. Чаще всего эти термины употребляются как синонимы; некоторые авторы распределяют их по степени нарастания социальной дезадаптации. Например, сначала недисциплинированность, потом это переходит в трудновоспитуемость, потом в педагогическую, социальную запущенность и т. д.
Возрастные особенности как причины трудновоспитуемости.
Описание человека, как правило, начинается с указания его возраста. Возраст откладывает свой отпечаток не только на внешности. Со временем у человека происходят заметные изменения в психике. Основой для выделения возрастных периодов может быть господство в определенный временной отрезок жизни той или иной деятельности, с которой связывается развитие человека, освоение им социальных функций. Она называется ведущей деятельностью.
«Периоды и стадии детского развития соответствуют освоению ребенком качественно новых для него социальных отношений. Каждая стадия завершается более или менее выраженным кризисом развития, являющимся началом последующей стадии. КРИЗИС означает вызревание новой потребности, которую в настоящий момент ребенок не может удовлетворить имеющимися у него средствами» 
Во время обучения в школе таких кризисов у школьников три: кризис 7 лет, кризис 11 – 12 лет, кризис 15 лет (по Д.Б. Эльконину)
Возрастной кризис состоит в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержание возрастного кризиса состоит в том, что происходит субъективация новообразования предшествующего стабильного периода, т.е. превращение новообразования стабильного периода в субъектную способность индивида. Возрастной кризис может сопровождаться особым синдромом – трудновоспитуемостью.
Если предположить, что истоком кризиса является несоответствие старой системы воспитания и новых стремлений ребенка, то разумно заключить, что теоретически возможно построить такую систему, при которой таких несоответствий не будет. Но это только теоретически.
«В критическом возрасте ребенка из носителя способности, новообразования превращается в субъект этой способности, новообразования. Для родителей и воспитателей эти периоды оказываются трудными, поскольку привычные воспитательные меры не оказывают своего действия, не достигают цели. Ребенок словно бы ускользает от них или даже отвечает неожиданной грубостью».
Причин возникновения трудностей может быть несколько:
– ребенок, используя новые возможности, еще не может предвидеть результаты своих действий;
– изменение действий ребенка в связи с необходимостью опробования новых способностей в новых ситуациях действования, и многое другое.
Кризис 7 лет. Ведущей деятельностью становится учение. Все, что связано со школой имеет для младшего школьника личностный смысл. Поведение характеризуется различными формами негативизма, возникновением самостоятельных занятий и расширением сферы интересов. Трудности в поведении (негативизм) касаются домашней ситуации. В этот период для ребенка очень важна эмоциональная оценка его деятельности: поощрение, поддержка, помощь. Важно не убить у него интерес, познавательную мотивацию к учебе.
Подростковый возраст (кризис 11-13 лет). К этому возрасту интеллектуальное развитие ребенка достигает достаточно высокого уровня. Появляется потребность в самостоятельности, стремление к независимости.
Подростковый возраст характеризуется особым интересом взрослеющего человека к себе, к своему внутреннему облику, происходит интенсивное самопознание.
Ребенок все больше стремится выглядеть как взрослый, настаивает на новых правах, с разной степенью требовательности адресуясь к разным членам семьи.
В этот период подросток нуждается в защите и помощи, так как новые формы поведения требуют от него огромного эмоционального напряжения. Взрослый должен приложить все усилия для того, чтобы подросток смог дифференцировать собственное отношение к разным жизненным ситуациям, обнаружить их разный смысл и различную эмоциональную окраску.
«Ребенок склонен «переходить на личности»: указывать взрослому на мелкие промахи, недочеты в работе, частая тема – необъективность или несправедливость. Эти особенности не случайны, а также весьма характерны для периода особой чувствительности ребенка к тому, как его воспринимают окружающие. При всей критичности в адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены отношением к ним окружающих, и учителей – не в последней степени.
Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нем думают, и в целом – составить представление о себе через взгляд окружающих».[12]У трудновоспитуемых подростков есть своя система оправдания поступков:
1. «Правила существуют для средних людей».
2. Игнорирование нравоучений.
В настоящее время много говорят об отклоняющемся поведении, под которым понимают действия и поступки отдельных людей или групп, противоречащие нормам и стандартам поведения. Социальные отклонения в поведении очень разнообразны, и считается, что наиболее подвержены ему подростки 13—14 лет. Ряд форм отклоняющегося поведения, такие, как курение, ненормативная лексика, драки, подростки считают почти нормой, обычным явлением в жизни.
Юношеский возраст сопровождается достаточно сильными противоречивыми переживаниями. Кризис юношеского возраста достаточно затяжной. Если ранее стремление к самостоятельности приводило к кризису, начинавшему новый период жизни ребенка, где явное или скрытое руководство развитием продолжали осуществлять взрослые, то юношеский возраст – пора принятия истинно самостоятельных решений.
В этом возрасте надо решить несколько жизненно важных вопросов: выбор профессии, интимные отношения (дружба, любовь). В этом возрасте преобладающими становятся: мотив деятельности, смыслообразующий мотив.
Особенность юношеского возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие фундаментальные качества, которые затем транслируются в его будущую жизнь. Их проекцию на жизненном пути можно проследить. Знаменитый совет Н. В. Гоголя — забирать из детства все лучшее, так как не появится оно потом, — верен и с точки зрения современных научных данных. Конечно, изменения в мировосприятии и мироощущении человека происходят всю жизнь. В этом основа возможности перевоспитания. Но, все же именно в детско-юношеском возрасте человек своей генетической природой открыт социальным влияниям, активно и в короткие сроки меняется. В зрелом возрасте изменения наступают значительно медленнее, требуют более интенсивных и разнообразных, а главное, более продолжительных воздействий.
Коррекция трудновоспитуемости ребенка в кризисе проводится, если условия протекания кризиса не обеспечивают решение задач развития. Очень часто родительские (учительские) коррекции требуют ответы на вызывающее поведение детей. Одна из форм коррекции – вербализация – обсуждение с ребенком возникающих проблем.
Школа как причина трудновоспитуемости
Важное значение имеет для учащегося школа. «Отмечено, что многочисленные случаи плохого поведения учащихся чаще всего обусловлены двумя основными факторами: частотой сменяемости учителей и значительными изменениями состава учащихся класса. Особенно значим первый фактор. При этом большого значения не имеет, старая это школа или новая, большая или маленькая»
Для школы «трудные дети» – прежде всего неуспевающие дети, это школьная проблема номер один.
Неуспевающие и «трудные» дети неравны по содержанию понятий, так как «трудные» дети не просто и не только неуспевающие.
Работники школы обычно называют «трудными» тех учащихся, которые не только плохо учатся, но и при этом также грубо нарушают требования школьной дисциплины, правила поведения на улице и в общественных местах.
Чтобы вести работу с такими детьми, надо знать причины, приводящие к отклонению в обучении и поведении.
Признаки отставания в общем, развитии школьника таковы:
- неумение выделять главное в разных ситуациях;
- неустойчивые познавательные интересы и нежелание учиться, что ведет к неуспеваемости;
- неуверенность в себе при выполнении домашних заданий, трудовых поручений учителей или родителей;
- нежелание преодолевать трудности;
- равнодушие к окружающим;
- низкая требовательность к себе при высокой требовательности к другим;
Само по себе недостаточное общее развитие не обязательно приведет к трудновоспитуемости, но может стать ее источником.
Трудновоспитуемость – всегда следствие определенных причин и внутренних предпосылок (особенности развития психики). И, тем не менее, она подвластна совместным усилиям родителей, педагогов и медиков.
Ребенок может стать «трудным» (непослушным, недисциплинированным, упрямым), если между ним и учителем возникает смысловой барьер. Этот термин был введен психологом Л.С. Славиной
«Смысловым барьером мы называем такое явление, когда ребенок, хорошо понимая и умея выполнять то, что требует от него учитель, как бы не «принимает» это требование и упорно его не выполняет. В этих случаях те или иные педагогические меры не оказывают на него воздействия, хотя он хорошо понимает, на что именно они направлены и как ему следует на них реагировать».
Она выявила три вида смыслового барьера.
I вид возникает при своеобразном, отличном от взрослых понимании ребенком требований, предъявляемых ему воспитателем. (Например, педагог убеждает мальчика, что нельзя драться. Тот не возражает, но продолжает участвовать в драках, считая это проявлением смелости).II вид смыслового барьера может создаваться при неприятии учащимися формы выражения требований педагога.
III вид возникает, если личность учителя по тем или иным причинам неприятна школьнику.
Недисциплинированность проявляется, как результат нежелания выполнять требования, нормы, обязательные для всех. О таких детях В.А. Сухомлинский писал: «Эти дети приносят из семьи дикий, нелепый принцип «Я хочу так – и делаю, мне нравится – значит, можно». Такой ребенок, в душе которого живет уверенность в том, что его интересы самые важные, становится хамом, наглецом, хулиганом, если дать ему полную свободу самовыражения».
Три личностных недостатка – эгоистичность, леность и лживость – создают в подростковом возрасте психологическую предпосылку трудновоспитуемости.
Если ребенок привыкает, что родители или другие члены семьи обслуживают его, выполняют все его желания, это ведет к формированию иждивенчества, что крайне неблагоприятно влияет на дальнейшее развитие личности. Это качество проявляется в отказе от напряжения в труде – умственном и физическом.
У «трудных» подростков возникают серьезные нарушения в сфере чувств. Они всегда озлоблены, черствы, жестоки, недоверчивы к людям. Как правило, у них отсутствует совестливость, чувство вины.
«Трудные» дети, за редким исключением, лживы. Причины возникновения лживости у детей различны.
Ложь как следствие боязни наказания, постоянной жизни в страхе наблюдается, когда к ребенку проявляют излишнюю требовательность, жестокость, недоверие, подозрительность. Ребенок умалчивает о том или ином проступке, полученной плохой отметке, конфликте, утерянной вещи и т.п. Иногда он пытается скрыть истину, придумав какую-либо версию, ссылаясь на злые намерения товарищей, придирчивость учителей. 
Среди подростков 11-15 лет выделяют типы отклоняющегося поведения личности:
1. Малоусидчивый тип – для ребят такого типа характерны узость и неразвитость общественных связей, бедность форм личностной деятельности. На уроках и в играх невнимательны, часто получают замечания, допускают много ошибок, не готовят уроки, нарушают дисциплину.
2. Импульсивный тип – это подростки с импульсивным характером, склонны к аффектным реакциям, сильная неустойчивость эмоциональных состояний; проявляют явно выраженный интерес к употреблению алкогольных напитков.
3. Развязный тип – подростки с неуравновешенной волевой системой: нервозные, со склонностью к алкоголизму, со значительным снижением интереса к учебе.
4. Агрессивный тип – с явно криминогенной патологией, характеризуется интенсивным применением алкоголя, упрямством, 70% этой категории не задумывались над правовой значимостью своих поступков.
Среди этих четырех типов поведения подростков только первый относится к «трудным школьникам», остальные три типа явно отклоняющегося поведения относятся к детской криминологии.
При объяснении причин трудновоспитуемости детей довольно часто устанавливают такие зависимости: в неблагополучной (конфликтной) семье – неблагополучные дети, в плохом школьном коллективе – плохо воспитанные ученики. Но наблюдается и другое: ребенок хорошо ведет себя дома и плохо в школе. Или: игнорирует школу и дом, а отдает предпочтение группе сверстников, праздно проводящих время.
В работе с «трудными» детьми педагог должен обладать поистине ангельским терпением. Учитель (воспитатель) обязан оказывать безусловное уважение каждому ученику, независимо от того, как он к нему относится. Важно понять: бороться надо не против плохого, а за хорошее, то есть за человека, каким он должен быть в настоящем и будущем. И опираться в этом следует на то лучшее, что есть или что непременно будет, когда воспитатели перестанут смотреть на ребенка как на «трудного», «неисправимого».
В воспитательной работе от противостояния надо переходить к сотрудничеству, взаимодействую с детьми.
Силы истинного учителя велики. По словам апостола Павла, Бог поставил учителей на третье место, после апостолов и пророков. Сила современного учителя в любви к детям, желании им добра, признании и уважении личности воспитанника, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира. Всего этого трудно достичь, не овладев искусством индивидуального подхода к школьнику. А для этого надо знать и понимать личность ученика, владеть способами воспитательного воздействия на него и - что особенно важно - самому быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью. Ибо Личность воспитывается Личностью.
Методы воспитания в работе с «трудными» школьниками.
Искусство воспитания имеет ту особенность, как писал Ушинский, «что почти всем оно кажется делом знакомым и приятным, и иным даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком».
Задача перевоспитания на любом этапе - остановить отрицательные проявления личности, восстановить её способность к естественному развитию положительных человеческих качеств.
Процесс преодоления трудновоспитуемоести и нормализации взаимоотношений «трудного» ребёнка с окружающими людьми принято называть перевоспитанием. Перевоспитание с точки зрения психологической - это процесс, в котором устраняются внутренние причины, мешающие нормальному развитию психики. Перевоспитание с точки зрения педагогической - это система воспитательных воздействий педагога, направленная на переделку, «перековку» неправильно сформировавшейся личности воспитанника, на исправление тех его качеств, привычек, черт, которые противоречат нормам и требованиям общества. Перевоспитание - не только борьба с недостатками, оно призвано помочь «трудному » ребёнку самому изменять самосознание и поведение, вызывать желание стать лучше. В перевоспитании решающая роль принадлежит усилению общественных влияний. Нужно помочь преодолеть ощущение ущербности, угнетённости, импульсивности, враждебности, которое испытывает обычно «трудный» подросток. Коллектив является своеобразным гимнастическим залом, в котором тренируются и развиваются положительные качества ребёнка. А перевоспитание невозможно без воспитания положительных качеств - основной базы борьбы с недостатками. Коллектив своей жизнью заставляет личность становиться лучше. Воспитание личности через коллективначинается с семьи, а семья рассматривается как малый коллектив.
Средств воспитания бесчисленное множество: это и слова, жесты, мимика, действия и поступки учителей (воспитателей), тон, способ выражения того или иного требования, отношение к ребенку, собственное поведение и т.п. И все это необходимо тщательно анализировать, чтобы не допустить ошибки, найти верные способы воздействия на детей.
Изменить негативное поведение ребенка – это, значит, устранить комплекс причин, его порождающих; изменить отношение к нему, отрицательную установку на него, создать условия для достижения успеха в познавательной деятельности, для реализации его потребностей в самостоятельности и самоутверждении.
Самый важный метод работы с «трудными» школьниками – это индивидуальный подход. Он заключается, прежде всего, в нахождении ПРИЧИНЫ, вызвавшей осложненное (недисциплинированное) поведение данного ученика, а затем в разработке мер педагогического воздействия, направленных на устранение именно этой причины и на преодоление тем самым «трудного» поведения.
Индивидуальный подход решает следующие педагогические и психологические задачи:
- уничтожение у школьников аффектов и неприятных эмоциональных переживаний;
- перевоспитание и искоренение создавшихся у этих школьников неправильных привычных форм поведения;
- повышение успеваемости у «трудных» школьников.
Создание СИТУАЦИИ УСПЕХА также немаловажно в работе с «трудными» школьниками. Ее схему наглядно показал Волков Б.С.
СИТУАЦИЯ УСПЕХА И ЕЕ СОЗДАНИЕ: СОСТОЯНИЕ СТРАХА
«Ничего страшного…
Бывает, что люди боятся…
СКРЫТАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Ты же помнишь, что…» АВАНСИРОВАНИЕ
«У тебя получиться…» ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ
«Только у тебя и может
получиться…» УСИЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ
«Нам это нужно, для…» ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА ДЕТАЛИ
«Вот эта часть у тебя замечательна!»
В последнее время многие педагоги предлагают свои подходы в воспитании. Так, например, научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО Степанов П.В. предлагает воспитывать детей «в духе толерантности».
 Он предлагает «рассматривать толерантность в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
ПРИЗНАНИЕ - это способность видеть в другом именно другого, как носителя ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных. ПРИНЯТИЕ – это положительное безусловное отношение к таким отличиям. ПОНИМАНИЕ – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Решающим фактором воспитания в школьнике толерантности могут являться встречи подростка с иными культурами в специально педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него.
Наиболее плодотворным будет использование в практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, организуемых во внешкольной среде, во время туристко- краеведческих экспедиций.
Организовать встречи школьников с иными культурами можно и заочно, опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.
Очень важно, чтобы ребенок шел от знакомства с иной культурой и попыток понять иную культуру к осознанию проблематичности собственного понимания иных культур. Педагогу необходимо пробудить его сомнение в адекватности своего понимания»…
Кроме того, существуют различные приемы педагогического воздействия.
При использовании приемов педагогического воздействия необходимо учитывать два обстоятельства:
- наличие подходящей ситуации;
- гамму мыслей и чувств, которые возникают у учащегося в этой ситуации.
Один и тот же прием в одной и той же ситуации на разных учащихся может оказать различное действие.
По характеру приемы педагогического воздействия можно разделить на две категории: созидающие и тормозящие.
Созидающиеприемы способствуют развитию у учащихся положительных качеств, тормозящие – преодолению отрицательных. Один из приемов – ВЗРЫВ – не относится ни к одной из этих групп. В различных обстоятельствах явление взрыва может создать возможность применения как созидающего, так и тормозящего воздействия на воспитанника. Вот некоторые примеры приемов педагогического воздействия Созидающие приемы
- УБЕЖДЕНИЕ – это разъяснение или доказательство правильности или неправильности определенного поведения либо недопустимости какого-либо поступка. Убеждение применяется в тех случаях, когда необходимо дать правильную оценку событиям, выработать нужное отношение воспитанника к окружающему миру и самому себе.
- ПООЩРЕНИЕ. Этот прием имеет двоякое значение – с одной стороны, поощрение способствует закреплению положительных качеств у воспитанника, по отношению к которому он применяется, с другой стороны, поощряемый служит эталоном поведения для окружающих. При поощрении следует соблюдать меру. Слишком частое поощрение одних и тех же учащихся может привести к развитию у них эгоизма и зазнайства.
- ПРОСЬБА – это обращение к некоторому лицу за помощью, которая должна быть оказана добровольно. Человек, к которому обращаются с просьбой, зачастую выполнит ее с большей охотой, чем, если по тому же самому вопросу обратиться к нему в принудительном порядке. Иногда, даже незначительная просьба оказывает хорошее дисциплинирующее действие.
- ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Этот прием основан на пробуждении интересов воспитанника к делу, которое его ранее не привлекало. Прием используется, прежде всего, в тех случаях, когда у учащегося не сформированы качества, необходимые для осуществления любого вида деятельности. Отсутствие собранности, настойчивости, самоконтроля и многих других качеств приводят к отставанию в учебе, потере веры в собственные силы. Для формирования этих качеств нужна реальная деятельность.
Для применения приема важно определить склонности учащегося, проявляющиеся хотя бы в незначительной мере. Это можно сделать путем наблюдения, бесед с самим учащимся, его товарищами и родными.
Всего (по Натансону) 16 созидающих приемов. Это (кроме названных):
- доброта, внимание, забота;
- обходное движение;
- показ изменений и превосходства преподавателя;
- активизация сокровенных чувств;
- опосредование;
- фланговый подход;
- пробуждение гуманных чувств;
- проявление огорчения;
- моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы;
- организация успеха в учении;
- доверие;
- нравственное упражнение.
Рассмотрим тормозящие приемы:
- ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. Суть приема состоит в воздействии на учащегося через посредство коллектива. В этом случае педагог для преодоления того или иного недостатка учащегося обращается к нему не непосредственно, а адресуя, например, наказание всему коллективу. Коллектив выражает свое недовольство, что вызывает у нарушителя желание исправиться.
Использование этого прием требует определенной зрелости коллектива, в котором интересы всех сочетаются с интересами каждого. Для этого необходима систематическая работа по организации ученического коллектива.
- ПРИКАЗАНИЕ. Приказ – это категорическое требование воспитателя, четко формулированное и произнесенное повелительным тоном. При этом педагог должен рассчитывать на то, что приказ будет выполнен.
Однако следует помнить, что одними приказаниями воспитывать человека нельзя. В некоторых случаях чрезмерное их употребление может привести к отрицательным последствиям.
- НАМЕК. При использовании этого приема воспитатель прямо не обсуждает поведение учащегося, а создает обстановку, при которой тот сам может оценить свои действия и выработать правильное отношение к ним.
Этот прием целесообразно применять в тех случаях, когда поступки не носят явно выраженного антиобщественного характера, незначительны, открытому осуждению и наказанию не подлежат, однако свидетельствуют о появлении недостойных черт характера: эгоизма, жадности и других подобных качеств.
- ИРОНИЯ. Заключается в добродушном высмеивании провинившегося, без оскорбления его личности. Ирония поучительна и для коллектива учащихся, предостерегая многих от совершения недостойных поступков.
Всего Натансоном описано 13 тормозящих приемов. Это (кроме названных):
- ласковый упрек;
- мнимое безразличие;
- развенчание;
- мнимое недоверие;
- проявление возмущения;
- осуждение;
- наказание;
- предупреждение;
- возбуждение тревоги о предстоящем наказании.
Очень важно обратить внимание на формирование личности и социальной компетентности к«трудных» подростков, коррекцию их негативных поведенческих явлений. Важно начинать с развивать у них позитивного «Я - образа», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели, принимать ответственные решения. Следует обучить подростка владению эмоциями, выработать устойчивость к стрессам, тревожности, конфликтам, негативным способам реагирования на критику, самозащите, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально позитивными средствами
Причины возникновения педагогической запущенности.
Для школьника Для младшего школьника Для подростка
Малый круг общения, семейные факторы, трудности в освоении основной ведущей деятельности (игра) Общение с педагогом, другие школьные факторы, трудности в освоении основной ведущей деятельности (обучение) Личностно значимые факторы: средовая адаптация, самоутверждение в процессе общения, обучения, трудности в освоении основной ведущей деятельности (труд)
Устранение педагогической запущенности.
1. Общие методы: создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду, школе. Устранение эмоционально-психологических перегрузок.
2. Специальные: организация успеха ребенка в ведущей деятельности (игра, обучение, труд), руководство его поведением путем опоры на положительные качества, формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе, преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничного интеллектуального, нравственного и эмоционального развития.
Профилактика педагогической запущенности.
Методика руководства общением Методика руководства поведением Методика выравнивания возможностей ребенка Методика организации ведущей деятельности
Изменение положения ребенка в группе сверстников Формирование ин-дивидуального опыта поведения Преодоление недостатков развития Формирование интереса, умений, навыков, развитие активности
Педагогическая запущенность.
Нравственное воспитание Интеллектуальное развитие Эмоционально-волевая сфера
Воспитатели, педагоги Педагоги, психологи Психологи, медработники
Педагог-психолог Денисенко Ю.С.