Работа социального педагога с детьми, находящимися под опекой


Работа социального педагога с детьми,
находящимися под опекой.
Опека – это одна из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, которая призвана обеспечить оптимальные условия для жизни и воспитания детей-сирот, а также защиту их личных и имущественных прав и интересов, осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием подопечных.
Помогать опекунам (попечителям) воспитывать ребенка, соблюдать права - одна из обязанностей социального педагога.
В нашей школе на сегодняшний день 5 опекаемых детей: Аверков Александр 1 Д (опекун — Шаброва Наталья Борисовна), Комарова Дарина 3 К (опекун — бабушка Цема Любовь Семеновна), Комаров Сергей 4 Д (опекун — бабушка Цема Любовь Семеновна), Цыганов Дмитрий 5 К (опекун — Цыганова Александра Ивановна), Петров Иван 3 К (опекун — Кидярова Зинаида Васильевна), Родина Динана 8 Д (опекун — дядя Кущев Сергей Геннадьевич).
Все семьи, в которых воспитываются опекаемые дети, я хорошо знаю, хотя и работаю в должности социального педагога первый год. Со всеми опекунами у меня установились доверительные отношения.
Каждый учебный год я начинаю свою деятельность с составления плана работы с детьми, находящимися под опекой.
Основными направлениями работы являются:
1. Проведение сверки опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимых документов на них.
2. Проведение индивидуальных бесед с опекаемыми детьми и опекунами (по необходимости) с целью моральной поддержки, консультации по вопросам воспитания.
3. Посещение уроков, проводящихся с опекаемыми детьми, контроль за их успеваемостью, посещением занятий, дисциплиной.
4. Контрольное обследование жилищно-бытовых условий опекаемых детей.
5. Вовлечение опекаемых детей в работу различных кружков и секций.
6. Организация отдыха в школьном оздоровительном лагере.
В качестве первостепенной задачи в работе с опекаемыми детьми я определяю знакомство с опекунами, с их жилищно-бытовыми условиями. В конце сентября-начале октября совместно с классными руководителями я посетила семьи опекаемых детей с целью выяснения их жилищных условий.
Если с опекуном у социального педагога сложились хорошие, доверительные отношения, тогда работать будет очень легко. Поэтому вторая, важная, на мой взгляд, задача - установление крепкого делового контакта, в результате которого я узнаю о ребенке иногда гораздо больше, чем классный руководитель.
Третья задача - быть в курсе всех школьных дел опекаемого: его учебы, поведения, занятия в кружках, секциях. Поэтому стараюсь посещать уроки в тех классах, где учатся опекаемые, наблюдать, как они отвечают на уроках, просматривать их дневники, тетради, иногда приглашать на беседу.
Все опекаемые дети стараются учиться в меру своих способностей и особой тревоги на сегодняшний день не вызывают. Опекаемых детей, состоящих на ВШУ за девиантное поведение и учете ПДН, нет.
Одной из важных задач социального педагога является помощь в организации досуговой деятельности опекаемых детей, вовлечение их в кружки, секции, организация их внеклассной работы. Так, в этом учебном году все опекаемые дети заняты внеурочной деятельностью (учащиеся посещают кружок СЮН «Друзья природы», ДДТ «Прикладное творчество», кружки и занятия со специалистами ГБУ Рязанской области «Касимовский комплексный центр социального обслуживания населения», принимают участие в школьных и городских конкурсах и мероприятиях).
Следующим важным звеном работы социального педагога является помощь опекунам в организации отдыха детей. Все учащиеся данной категории посещали лагеря дневного пребывания детей при школе в дни осенних и зимних каникул. Работа по организации летнего отдыха детей, находящихся под опекой, начинается весной, в марте – апреле, совместно с детским оздоровительным лагерем «Ласточка».
Начиная с 8-го класса проводится профориентационная работа, то есть подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии. Эта работа включает в себя: предварительную профессиональную диагностику, анкетирование.
Важной, главной, а может быть, и основной задачей является помощь опекаемым детям, опекунам, их семье. К сожалению, кроме психолого-педагогической, моральной поддержки чаще всего мы ничего им не можем предложить. Но моральная поддержка, помощь в воспитании и обучении - это тоже немало.
Мне, наверное, очень повезло с опекунами. Все опекуны детей, обучающихся в нашей школе, очень порядочные, добрые и положительные люди. Все на сегодняшний день справляются со своими обязанностями.

Социальный педагог:Е.А. Тукмакова