Классный час на тему: Урок добра


Классный час на тему: «Урок добра»
Цели классного часа:
заставить обучающихся задуматься над вопросом: «Настоящая доброта…Какая она?»
пробудить в обучающихся чувство и желание заботиться об окружающих их людях;
развивать представления обучающихся о добре, добром слове, добром поступке;
обратить внимание обучающихся на отношения в коллективе, на способность откликаться на прекрасное, доброе;
воспитывать потребность совершать добрые поступки без напоминания, по собственному побуждению.
Оборудование: карточки с высказываниями известных людей, карточки с пословицами, ноутбук, экран, мультимедийный проектор, магнитная доска, «ромашка» с качествами, относящимися к добру, на лепестках, клубок, бумажные сердечки с четверостишиями о добре.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Преподаватель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы произносим эти слова, и искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. А наше сердце всегда открыто для искренних и добрых людей.
- Эпиграфом сегодняшнего классного часа я взяла слова великого персидского поэта, философа, математика, астронома, астролога Омара Хайяма:
Не зли других и сам не злись.
Мы гости в этом бренном мире,
А что не так, то ты смирись.
Холодной думай головой.
Ведь в мире всё закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно!
- Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас…
Где красота – там доброта. Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта на двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись ни светлым днём, ни днём дождливым.
И если хочешь быть красивым, то добротою поделись. (В. Суслов)
- Давайте с вами просмотрим видеоролик.
Просмотр видеоролика «Начало».
Преподаватель: Как вы думаете, какова тема классного часа и о чём сегодня пойдёт речь?
(обучающиеся высказывают свои мнения)
- Правильно, тема нашего классного часа «Урок добра» и, конечно же, речь сегодня пойдёт о добре.
- А как выдумаете, каковы цели сегодняшнего мероприятия и для чего оно нам нужно?
(обучающиеся высказывают свои мнения)
Обучающийся:
Добро и Зло с далёких порВедут свой древний, давний спорКто наяву а не во снеСильней и крепче на земле?"Сильнее Я" сказало Зло"Кто служит мне, тем повезлоЯ щедро отблагодарюЗемные блага подарюМашины, деньги, мощь и власть -Пусть насладятся жизнью всласть!"Добро сказало: "Может быть,Но только я могу любить,Хоть за душою ни гроша.Для всех людей важна душаЯ виллы, яхты не дарюЗато я душу сохранюДрузей, родных, детей и домИ много счастья в доме томНе знаю что ещё сказать..Остаться с кем, самим решать.Добро и Зло с далёких порНе оставляют этот спор.
Преподаватель. В сказках всегда добро побеждает зло, но в реальной жизни очень часто, к сожалению, происходит наоборот. Как вы думаете, почему так происходит?
(обучающиеся высказывают свои мнения)
- Правильно, потому что каждый живет сам по себе, не обращая внимания на беды и трудности окружающих его людей. Сейчас мы с вами живём в мире, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на добре и желании бескорыстно помогать другому. К сожалению, люди утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славилась Русь-матушка. Делать добро людям – это душевная потребность для всех россиян, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. Сегодня так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в добро, благородство, милосердие и бескорыстие людей.
Так что же такое «ДОБРО»?
(обучающиеся высказывают свои мнения)
ДОБРО - это всё то, что морально ценно, что содействует благополучию человека, общества в целом.ДОБРОТА – это морально-ценностная черта человека, включающая такие характеристики, благодаря которым он способен творить добро.
- Назовите такие характеристики (отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради остальных, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.) (обучающиеся высказывают свои мнения)
- А с чем у вас ассоциируется слово «добро», что вам приходит в голову, когда вы слышите это слово?
(обучающиеся высказывают свои мнения)
Просмотр видеоролика «Что такое добро? Лучший ролик о добре в стихах от Души» -5м.13с.
- А теперь давайте с вами назовём слова, в которых «спряталось» слово добро. (добродетель, добродушный, добросердечный, доброго здоровья, добропорядочный, добротный, добрососедство, добросовестный, добрый день и др.)
Обучающийся. Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Будет наша жизнь тогда мудрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Преподаватель: Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
Сейчас нам предстоит с вами сложить пословицы о добре. Да вот беда пословицы все рассыпались по классу, вам необходимо их собрать. У каждого на столе лежит одна часть пословицы, а другая находится где-то в классе. Я предлагаю вам отыскать вторую половину.
(по классу развешаны вторые части пословиц – применение интерактивного метода «Броуновское движение»)
Доброе слово лечит / злое - калечит.
Добрые слова / дороже богатства
На добрый привет / добрый ответ
Жизнь дана / на добрые дела
Кто любит добрые дела, / тому и жизнь мила
Доброе дело / два века живет
Делай другим добро - / будешь и сам без беды
Кто добро творит, / того Бог отблагодарит
Горе на двоих – полгоря, / радость на двоих – две радости.
Кто скорей помог, / тот дважды помог.
Помнящий добро / никогда не сотворит зла.
Помоги, раздели беду - / и твоя беда не так давить будет.
Вся семья вместе / и душа на месте
Называться человеком легко, / быть им трудно
Без добрых дел / нет доброго имени
Доброе слово человеку, / что дождь в засуху
Доброе слово лучше / мягкого пирога
Чтобы делать добро, / надо им обладать
- Что мы видим из этих пословиц? (что добро всегда приносит радость окружающим людям).
- Так, как вы думаете, какой же первый шаг к доброте? (Доброе слово).
- А что говорили знаменитые люди о добре и доброте? Об этом мы узнаем сейчас от вас.
(Обучающимся раздаются листочки с высказываниями, которые они читают и прикрепляют на магнитную доску).
Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех остальных».Жан-Жак Руссо: «Доброта, высказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему».
Вильям Шекспир: «Чтоб оценить доброту в человеке, нужно иметь некую долю этого свойства и в самом себе».
Конфуций: «Подлинная доброта в том, чтобы любить своего ближнего».Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
Марк Твен: «Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
Преподаватель: Как вы думаете, каков второй шаг к доброте? (Добрые поступки)
- «Добрый поступок» - что это? Так ли важно совершать добрые поступки? Нужно ли ждать благодарность за добрые поступки?
- Быть внимательным к окружающим – это добрый поступок?
(идет обсуждение обучающимися вопросов).
- Представьте себе, если б каждый из нас был внимателен к окружающим, скольких бед можно было бы избежать! Как было бы легко и спокойно жить на Земле. А сколько бы друзей могло быть у каждого из нас. Сколько бы людей остались в живых, если бы рядом с ними оказались добрые, а не бессердечные и злые люди. Ведь вовремя сказанное доброе слово не приведёт человека к сердечному приступу. Вовремя оказанная помощь сохранит чью-то жизнь. Иногда даже мы не замечаем близких нам людей.
- А сейчас я предлагаю вам поделиться рассказами либо из вашей жизни, либо из Интернет-ресурсов о добрых поступках
(рассказывают свои истории)
- А мне хочется рассказать вам об Алексее Анищенко, рентгенологе из Краснодарского края, который вернул к жизни утонувшую пятилетнюю девочку.
«Утопленника уносило быстрым течением, и мне пришлось пробежать около 350 метров, пока не догнал. Оказалось, что это ребенок. На лицо все признаки утонувшего – неестественно раздувшийся живот, иссиня-черное тело, вены вздулись. Я даже не понял, мальчик это или девочка. Вытащил ребенка на берег, начал выливать из него воду. Желудок, легкие – все было наполнено водой, язык все время западал. Попросил полотенце у рядом стоящих людей. Никто не подал, побрезговали, испугались вида девочки, пожалели на нее свои красивые полотенца. А на мне ничего кроме плавок. Из-за быстрого бега, да и пока вытаскивал ее из воды, я выдохся, воздуха не хватало на искусственное дыхание. Слава богу, мимо проходила моя коллега, медсестра Ольга, но она была на другом берегу. Она начала кричать, чтобы я принес ребенка к ней на берег. Ребенок, наглотавшийся воды, стал невероятно тяжелым. На просьбу отнести на другой берег девочку откликнулись мужики. Там уже с Ольгой мы продолжили все реанимационные действия. Как могли - сливали воду, делали массаж сердца, искусственное дыхание, на протяжении 15-20 минут не было никакой реакции, ни от девочки, ни от рядом стоящих зевак. Я попросил вызвать скорую, никто не позвонил, а станция скорой помощи находилась рядом в 150 метрах. Мы с Ольгой не могли позволить отвлечься даже на секунду, поэтому даже позвонить не могли. Спустя какое-то время нашелся мальчик, и он побежал звать на помощь. А пока мы все пытались оживить маленькую девочку, пяти лет от роду. От отчаяния Ольга даже заплакала, казалось, что надежды уже нет. Кругом все говорили, оставьте эти бесполезные попытки, вы ей все ребра сломаете, зачем издеваетесь над покойником. Но тут девочка вздохнула! Прибежавшая медсестра услышала звуки сердцебиения. Девочку срочно увезли, потом вызывали санавиацию. После недели, проведенной в коме, она пришла в себя. Сейчас она вроде чувствует себя хорошо. Выяснилось, что девочка сидела на бревне и упала с него в воду. Ударившись головой о камень, она потеряла сознание. А дальше она проплывала многолюдные пляжи, все ее видели, а она плыла себе дальше, и если бы не увидела ее моя сестра, то так, наверное, и уплыла бы. Когда я, падая, бежал за ней, на меня смотрели как на дурачка. Я, честно сказать, даже и не знаю, что думать про такое равнодушие. Это страшно, а вдруг ваш ребенок окажется на ее месте? Меня поразило еще и то, что никто не пожелал даже полотенца дать, побрезговали, отвернулись, ушли. А кто-то и вовсе советовал оставить ее. Но она выжила. Как укор всему людскому безразличию. И продолжает жить. Сейчас мне многие говорят: «Тебе зачтется на том свете». А я смеюсь, мол, теперь и помирать не страшно.
Я как медик знаю, что есть правило – если утопленник, то до приезда квалифицированной помощи прекращать реанимационные действия нельзя. При гипотермии, в данном случае, то есть когда вода холодная, мозг долго может оставаться без воздуха. Вот поэтому мы не сдавались, и наперекор всему нам удалось оживить девочку!»
Преподаватель: Очень много стихов посвящено добру, доброте. Давайте послушаем несколько:
Обучающийся:
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
делай доброе делоРади счастья людей.Чтобы сердце горело,И не тлело во мгле,Делай доброе дело -Тем живём на Земле. А. ЛесныхАх, как нам добрые слова нужны!Не раз мы в этом убедились сами.А может не слова - дела важны?Дела - делами, а слова - словами.Они живут у каждого из нас,На дне души до времени хранимы,Чтоб их произнесли в тот самый час,Когда они другим необходимы.
Обучающийся:
Добрых людей, как всегда, не хватает,Добрых людей, как всегда, дефицит.Добрых людей не всегда понимают,Сердце у добрых сильнее болит.Добрые – щедро больным помогают,Добрые – дарят тепло и уют,Добрые – в ногу со слабым шагаютИ никакого спасибо не ждут.
Преподаватель: Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Мне хочется, чтобы мы с вами вместе сейчас вырастили волшебные ромашки добра.
Каждый из вас сейчас на лепестках выберет ту составляющую добра, которую он считает важной, и лепесток прикрепит к серединке, только постарайтесь не повторяться.
(ромашки с серединками «ДОБРО» пустить по рядам, чтобы обучающиеся прикрепили свои лепестки)
(милосердие, доброжелательность, чуткость, терпимость, нежность, забота, любовь, понимание, вежливость, внимание, сострадание, уважение, благожелательность, умение общаться, умение сопереживать, умение прощать, скромность, трудолюбие, послушание и другие).
Преподаватель: Есть такая притча: Один человек решил изменить мир. Но мир – такой большой, а человек – такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город – такой большой, а человек такой маленький. Тогда человек решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей с десяток. Так человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким,
- Как вы думаете, кого? (высказывают свои мнения). Правильно, самого себя. И я вам желаю, прежде, чем ждать добра от других, начните дарить добро окружающим сами.
Преподаватель: Мы живём в коллективе, коллектив не любит злых и бессердечных людей. Помогайте друг другу в трудную минуту, радуйтесь за друга, когда у него всё хорошо, тогда и вам придут на помощь, и за вас кто-то порадуется.
Обучающийся:
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.
Дарите только теплоту:
Ребёнку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь всё вернёт сполна по кругу.
К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернётся.
И нежной лаской вновь и вновь
В вас чья–то радость отзовётся.
Преподаватель: И помните всегда:
- Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Надо учиться любви, пониманию и доброте. Надо только захотеть этого очень и очень сильно. Надо слушать свое сердце.
- Есть притчи о добре и зле, и в дополнение своих слов, я хочу показать вам видеоролик.
Просмотр видеоролика «Притча о добре и зле» - 3 мин. 47 с.
Преподаватель: Сегодняшний разговор дает каждому возможность задуматься: а что лично я могу сделать для того, чтобы мир изменился к лучшему? Да, простой человек, не обладающий ни властью, ни большими деньгами, не может повлиять на изменение политической, экономической, экологической ситуации в стране. Однако он может именно теперь, сейчас, когда так обнаружилась борьба между добром и злом, встать на сторону добра. И для этого нужно сделать одно – полюбить ближнего своего. Ближний – это не только родной, знакомый, друг, но и вовсе незнакомый человек, и ему, может быть, живется сегодня хуже, чем тебе. Если представить себе, что каждый так поступит, то возникает растущий с каждым днем круг людей, объединенных не только желанием делать доброе дело, но и творящих добро.
РЕФЛЕКСИЯ. Методика «Дерево настроения»
Цели: выявить эффективность классного часа по формирование культуры нравственного общения обучающихся; подвести итоги классного часа.
Ход проведения. Классный руководитель предлагает обучающимся в конце классного часа посадить дерево настроения. У каждого на столе лежит лист дерева зелёного и жёлтого цветов. Преподаватель просит обучающихся оценить классный час с точки зрения полезности. Если классный час, по их мнению, полезен, то они повесят на дерево зелёный листочек, если нет, то повесит жёлтый листочек.
Обработка полученных результатов. Насколько классный час был полезен и интересен, будет свидетельствовать наличие на дереве зелёных листочков
ЛИБО: Обучающиеся встают около парт, каждый из них поочерёдно берёт в руки клубок, завязывает узелок «на память», говорит о том, что ему запомнилось на классном часе, и о чём бы он ещё хотел поговорить со своими одногруппниками.
Преподаватель раздаёт на память всем присутствующим бумажные сердечки с написанным на них четверостишием:
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Просмотр видеоролика «Спешите делать добро».
Литература:
1.Азбука нравственного взросления: методический материал / В. И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
2. Алоева Марина Андреевна. Классные часы в 5-11 классах: методический материал / М. А. Алоева; ред. Г. Н. Сибирцова. - 8-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2003, 2007, 2008. - 320 с. : ил. - (Сердце отдаю детям). - Национальный проект "Образование"
3. Батурина Г. И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г. И. Батурина, К.Л. Лисова, Г.Ф. Суворова. - М.: Народное образование, 2002. - 112 с.
4. Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы: Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. - М.: 5 за знания, 2005. - 207 с. - (Методическая библиотека).
 5.Подбородкова Г. Путешествие страну Вежливости / Г. Подбородкова // Воспитание школьников. - 2008. - N 1. - С.76-80

Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех остальных».
Жан-Жак Руссо: «Доброта, высказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему».
Вильям Шекспир: «Чтоб оценить доброту в человеке, нужно иметь некую долю этого свойства и в самом себе».
Конфуций: «Подлинная доброта в том, чтобы любить своего ближнего».
Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
Марк Твен: «Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».
Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,
Делай доброе делоРади счастья людей.