Урок русского языка 9 класс по теме:Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Тема «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Цели урока:
обобщить, систематизировать знания учащихся о БСП, совершенствовать пунктуационные и орфографические навыки
вызвать интерес к теме урока, помочь осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек.
воспитывать уважение к предмету, к слову на примере материала урока.
 
Методы обучения: беседа, иллюстрация, тестирование, упражнение.
 
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
 
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Повторение и обобщение знаний.
Игра «Искатель». Я проведу тест-конкурс, задача которого выявить ваши знания, умения и навыки.
1. Проверка орфографической грамотности, зоркости. (На доске слова). Просматривают, запоминают.
Аккомпанемент
Комментатор
Корреспондент
Эксперимент
Презентация
Эффект
Гуманный
Журналист – сотрудник газеты
Запишите слово № 2
Синоним к слову человечный
Слово, происходящее от англ. present
Слова, начинающиеся на букву э
Музыкальное сопровождение. Петь под
2 Актуализация знаний
Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф:
Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно. ( Л.Н.Толстой)
-Как вы понимаете смысл пословицы?
Назовите синоним к слову «доброта» Добродушие, добросердечие, отзывчивость, чуткость, сердечность, душевность
-Какой смысл заключает в себе слово «доброта»?
(это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)
-Какое перед нами предложение? -Какое предложение называется бессоюзным?
-Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

3 Работа над схемами БСП (по вариантам)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
1. Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие последовательно друг за другом или одновременно. [ ] , [ ].
2. Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены. [ ]; [ ].
3. Двоеточие ставится:
1) [ ] : [ причина ]. (потому что, так как) 2) [ ] : [ пояснение ]. (а именно)
3) [ ] : [ дополнение ]. (видеть, слышать, знать, чувствовать)
4. Тире ставится:
1) [ ] - [ быстрая смена событий, неожиданный результат ]. (и)
2) [ ] - [ противопоставление ]. (а, но)
3) [ время ] – [ ]. (когда) 4) [ условие ] – [ ]. (если)
5) [ ] – [ сравнение ]. (как, как будто, словно, что) 6) [ ] – [ результат, вывод ]. (так что)
4 Работа с предложениями с опорой на полученные знания. Практика.
Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасно. (причина)
Хочешь добиться уважения - начинай с себя ( условие.)
У каждого времени своя жестокость – доброта одна на все времена. (противопоставление)
5 Работа с учебником (Стр 334 упр 462) (Комментированная запись по цепочке)
Переписать предложения, расставляя знаки препинания и составляя схемы предложений
6. Продолжите каждое предложение так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания и объясните их. (Самостоятельно)
1. С детских лет постигаем мы истину (а именно)
2. Держится мир на доброте ..(потому что)
3 (Если) Хочешь изменить мир к лучшему..
III. Подведение итогов (тест)
. Слово учителя
-Какую роль играют в нашей речи БСП? (Более выразительнее делают нашу речь)
Сегодня мы говорили с вами о таком качестве человека как доброта.
Помните: с доброты человек начинается!
Безмерное богатство доброта
И пусть её надолго хватит.
Человек настоящий всегда
Щедро добро своё тратит.
IV Домашнее задание: выписать из художественной литературы 5 бессоюзных предложений. Объясните постановку препинания при них
Заголовок 315