Обобщающий урок русского языка по теме Служебные части речи в 7 классе.


ОУ «Татарская ОШ», филиал МКОУ «Сухобузимская СШ»
Открытый урок русского языка
на Дне открытых дверей 07.04.2017 г.
Класс: 7
Тема: «Обобщающее повторение по теме: «Служебные части речи.
Предлог. Союз».
Форма проведения: КВН.Подготовила: учитель русского языка
и литературы Боровская Н.П.
д. Татарская
Урок русского языка в 7 классе в форме КВН по теме «Обобщающее повторение по теме: «Служебные части речи. Предлог. Союз».
Класс: 7
Учитель: Боровская Наталья Павловна
Цель урока: обобщить знания по теме «Служебные части речи», в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем правильно определять и писать служебные части речи.
Задачи урока:
Предметные: отрабатывать правила написания и нахождения в тексте служебных частей речи;
Метапредметные: развивать познавательные интересы; орфографическую зоркость учащихся, устную и письменную речь, содействовать формированию умений и навыков;
Личностные: привлечь к подготовке урока как можно больше учащихся; реализовать задачу работы учащихся в сотрудничестве; развить интерес к изучению русского языка;
Здоровьесберегающие: облегчить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся; организовать активный отдых учащихся средствами учебного предмета; снятие умственного и физического напряжения.
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.
Методы обучения: словесные (информационно - развивающие, наглядные), практические.
Урок проводится на: конструктивном уровне.
Используемые технологии: технология личностно – ориентированного развивающего обучения, ИКТ.

Основные этапы урока:
1.Приветствие команд. Заранее класс делится на команды под следующими названиями: «Предлоги», «Союзы». Также заранее командам дается задание придумать рекламу своей части речи, показать ее значимость в оформленной презентации.
2.Конкурсные задания: «Домашнее задание», «Разминка», «Конкурс капитанов», «Третий лишний», «Замени синонимом», «Найди в тексте».
3.Физкультразминка.
4.Подведение итогов.
5.Рефлексия. Карточки со значением «Урок понравился» и «Урок не понравился» раздаются учащимся заранее. (Смайлики)
Оборудование: компьютер, проектор, фонограмма песни «Мы начинаем КВН», раздаточный материал с заданиями на каждую парту, оценочные бланки для жюри, карточки для рефлексии.
Ход урока
Организационный момент: Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. На нём присутствует много гостей. Повернитесь, улыбнитесь им. Молодцы!
Прежде, чем начнётся наш урок, я хотела бы прочитать вам строки из стихотворения Н. Веселовской:
Слайд 1.
В небытие теперь уходит часто
Извечный смысл давно знакомых слов.
Всегда ли мы, роняя слово «Здравствуй»,
И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?
Всегда ли помним, что самой любовью
Был побуждаем в древности народ,
Желая высшей благости – здоровья –
Всем, с кем судьба когда-нибудь сведёт.
СЛАЙД 2. Словарная работа о словах благо, благая. (Обращение к примерам из собственного опыта учащихся).
Я рада видеть вас сегодня на самой интересной игре под названием «Клуб веселых и находчивых»! Тему нашей игры поможет определить следующее стихотворение:
СЛАЙД 3. Прочитайте его и догадайтесь, о каких частях речи пойдет речь на уроке.
Они неделимы и целы,Корней и приставок в них нет,Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет!
Слайд 4. Речь пойдет, как вы поняли, о служебных частях речи, которые не имеют ни корней, ни приставок.
Слайд 5 и 6. - Как вы думаете, ребята, какова цель нашего занятия?
/учащиеся формулируют цель, учитель ещё раз подчёркивает обучающую цель/.

Итак, сегодня мы более подробно поговорим о словах, значение которых точно определил лингвист В.А. Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений». И попытаемся доказать, что служебные части речи вовсе не скучные и сложные для написания, но очень даже полезные в нашем с вами общении. Как и положено в любой конкурсной игре, мы выбрали жюри (жюри выбирается из учителей, пришедших на открытый урок), разделились на команды, выбрали капитанов. Жюри готово оценить игру, а мы незамедлительно к ней и приступаем.
1 конкурс «Домашнее задание». Каждая команда должна представить свою часть речи, доказать ее важность (Приложение 1). Максимальная оценка за задание - 5 баллов. (Учащиеся самостоятельно готовят сценки и презентации).
2 конкурс «Разминка». Учащиеся должны написать грамотно словарный диктант. Самостоятельно оценить себя:
0 ошибок – 5
1 – 2 ошибки – 4
3 – 5 ошибок – 3
6 и более ошибок – 2
Учитель: Пока жюри подводит итоги конкурса, мы переходим к следующему.
 3 конкурс «Конкурс капитанов». Приглашаются капитаны команд. Им необходимо ответить на 9 вопросов.
В это время все остальные участники приступают к выполнению
4 конкурса « Третий лишний».
(Работа выполняется в парах, верные ответы отмечаются карандашом). При проверке каждый правильный ответ оценивается одним баллом. (по 2 задания каждой команде).
Итак, вопросы для капитанов (вопросы выводятся на экран и проверяются):
1. Верно ли утверждение, что предлоги не являются членами предложения? (Да)
2. Назвать три составных предлога.
3. На какие два разряда делятся союзы? (сочинительные и подчинительные)
4. Какое значение у частицы НИ в предложении «Не насобирал ни грибов, ни ягод»? (усилительное)
5. На какие 2 группы делятся частицы? (формообразующие и смысловые) .6. С каким падежом никогда не употребляется предлог? (именительный)
7. Что связывает союз? (Однородные члены и простые предложения в составе сложного).
8. Как пишутся частицы бы, ли, же со словами? (Раздельно)
9. Что общего между союзами, частицами и предлогами?

Учитель: Итак, капитаны молодцы, жюри оценивает этот конкурс, а все мы проверяем выполнение задания конкурса «Третий лишний» (Приложение 2).
Физкультразминка. Ребята, выполняя эти задания, вы немного устали. Я предлагаю вам сейчас выполнить зарядку с частицами, а после назвать услышанные частицы. Кто больше назовет, тот заработает 1 балл.
1.Поднимите вверх правую руку ТОЛЬКО те, кто заботится о своем здоровье.
2.Погладьте себя по голове ЛИШЬ те, кто сегодня чистил зубы.
3.Погладьте себя по животу ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО те, кто сегодня завтракал.
4. Возьмите себя за нос ИМЕННО те, кто не соблюдает режим дня.
Ну, а раз таких нет, мы переходим к следующему заданию.
5 конкурс «Замени синонимом» (Приложение 3).
Каждой команде дается по 5 фразеологизмов, в состав которых входят служебные части речи. Замените фразеологизм синонимом, оставшееся слово – ключ. Его-то и называем при проверке. Ответы: 1) близко; 2) интересоваться; 3) мало.) При проверке за выполненное задание команде начисляется один балл.
6 конкурс «Найди в тексте»
- А теперь усложним задание. Используя следующий текст, заполните таблицу, внеся в неё выделенные служебные части речи. (Текст распечатан для каждого учащегося.) Прочитайте текст. Определите, к какому стилю он относится. (Публицистический).
Учитель: Пока жюри подводит итоги конкурса, я хочу, чтобы участники игры оценили свое настроение на уроке, а значит и сам урок. Фиолетовая карточка – «Урок не понравился», желтая карточка – «Урок понравился».
Жюри подводит итоги.
Спасибо за внимание. Урок окончен.

Приложение 1
Реклама предлогаУченик, сидя на стуле:Чудесный выдался денек, А я учу предлоги…Я должен твердо знать урок:У нас учитель строгий!И я шепчу, закрыв глаза,Скрестив под стулом ноги:«Что значит – «по»?Что значит – «за»?И «за» и «по» - предлоги…»А хорошо бы ЗА порогИ мчаться ПО дороге!...Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?Вбегает ученица: Что ты, Васечкин, как же ты без предлогов жить-то будешь?Васечкин: Легко и просто! Самостоятельные части речи я выучил, без служебных обойдусь!Ученица: Без предлогов даже самостоятельные части речи обойтись не могут! Они используют предлоги в качестве первых своих помощников. Предлоги выражают зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях, а также выражают различные смысловые отношения. Да знаешь ли ты, Васечкин, сколько вообще значений у предлогов? Например, у предлога НА – 33 значения, у предлога С – 31 значение.Васечкин: Столько значений мне совсем не выучить!Ученица: Ничего, Васечкин, давай начнем с простого. Вот у производных предлогов вдоль, вследствие, в целях всего-то по одному значению…Васечкин: Ну, все, уговорила, оказывается, предлог тоже интересная часть речи. Придется учить!
Реклама союзаПетров: Ой! Караул! Беда! Боюсь! С союзами никак не разберусь!Ну, кто-нибудь, спасите же меня!Я от союзов мчусь, как от огня!Спасатели: (хватают Петрова, пытающегося убежать) Стоп! Стоять! Убежать от трудностей, спрятаться проще всего! Почему союзов боишься?Петров: Союз – такая часть речи непонятная: то запятую перед ним ставь, то не ставь! Как диктант, так двойка! Как двойка, так родители в компьютер играть не дают. Стал бы я волшебником, упростил бы всю школьную программу. Живи - не хочу! Спасатель: Ребята, мне кажется, о мечтах Петрова я читал в одной книжке… Жил ученик Лентяйкин, потерял он однажды запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Вскоре он совсем перестал думать и превратился в обезьяну. Ты тоже хочешь пройти путь Лентяйкина?Петров: Нет, в обезьяну я превращаться не буду. Я сейчас на урок в 7 класс пойду, уж эти ребята о союзах все знают, все мне объяснят. Я еще всех удивить смогу!
Приложение 2 
Найдите «третье лишнее» предложение, в котором выделенное слово не является предлогом или союзом.
1. а) ВОКРУГ дома росли кусты сирени.  б) Дворов двадцать пять лепилось ВОКРУГ старой деревянной церкви.  в) Все ВОКРУГ дышало тишиной и покоем.. 2. а) ТО(ЖЕ) слово, да не так бы молвить.  б) Он ТО(ЖЕ) готов был идти искать заблудившихся ребят.  в) Папа ТО(ЖЕ) умел хорошо готовить.
З. а) ЧТО(БЫ) узнать глубину реки, не нужно вычерпывать воду.  б) Пассажиры бросились к окнам, ЧТО(БЫ) посмотреть на великую сибирскую реку.  в) ЧТО(БЫ) ни случилось, я не обращусь к нему за помощью. 
Приложение 3
«Замени синонимом»
Задание для команды «Союзы»Ни свет ни заря медленноВ час по чайной ложке близкоКак снег на голову неожиданноСо всех ног рано
быстро________________________________________________________
«Замени синонимом»
Задание для команды «Предлоги»Взять себя в руки запомнитьЗарубить на носу успокоитьсяЯзык проглотить молчатьПускать пыль в глаза интересоваться обманывать_________________________________________________________
5 конкурс
«Замени синонимом»
Задание для команды «Союзы»
Ни свет ни заря -
Со всех ног -
Как снег на голову -
В час по чайной ложке -
5 конкурс
«Замени синонимом»
Задание для команды «Предлоги»
Замени синонимом
Взять себя в руки -
Пускать пыль в глаза -
Язык проглотить -
Зарубить на носу -
Приложение 4.
Текст
Волга вследствие малого падения имеет медленное течение и извилиста. Она, так же как и все реки Русской равнины, питается водой неравномерно. Главная масса воды поступает весной, во время таяния снежного покрова. В течение весеннего половодья уровень воды в Волге поднимается местами на одиннадцать-двенадцать метров против летнего. В продолжение этого времени Волга прекрасна и величественна. Вдоль берегов не видно ни кустов, ни низкорослых деревьев. Над необозримой безбрежной водной гладью кое-где видны лишь верхушки затопленных деревьев. Пароходы, чтобы сократить свой путь на десятки километров, идут лугами и узкими протоками, отделёнными от коренного русла островом. Эти потоки впоследствии, после спада воды, обычно не судоходны, потому что летом мало остаётся воды.
Таблица
Предлоги
Союзы
Непроизводные
Производные Сочинительные Подчинительные