Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста средствами художественной гимнастики


Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт – ПетербургКафедра теории и методики адаптивной физической культурыРАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ.Подготовил учитель физической культуры ГБОУ центр образования №173 Бутыло Анастасия Владимировна Актуальность данной темы заключается в том, что развитие гибкости у детей составляет одну из главных предпосылок движений и обеспечивает способность выполнять движения с наибольшей амплитудой. Но в естественных условиях ребёнок использует сравнительно небольшую часть анатомической подвижности в суставах, сохраняя огромный резерв пассивной гибкости. Индивидуальное развитие гибкости обеспечивает детям необходимый уровень межмышечной координации, оптимальное соотношение экзогенных и эндогенных факторов в моделировании подвижности, что очень важно в условиях обучения, трудовой, бытовой деятельности. Объект исследования: процесс развития гибкости детей младшего школьного возрастаПредмет: развитие гибкости у детей младшего школьного возраста средствами художественной гимнастики Гипотеза: предполагается, что целенаправленное использование средств художественной гимнастики, направленных на развитие гибкости у детей младшего школьного возраста, будет способствовать развитию подвижности в суставах. Цель исследования: Обосновать эффективность использования специально разработанного комплекса гимнастических упражнений под музыку с предметом, направленного на развитие гибкости у слабовидящих детей младшего школьного возраста.Задачи: 1) Изучить специально-методическую литературу по вопросам обучения и воспитания слабовидящих детей, а так же особенности развития у них гибкости. 2) Разработать специальный комплекс гимнастический упражнений с предметом под музыку, направленного на развитие гибкости и равновесия, и внедрить его в учебный процесс слабовидящих детей младшего школьного возраста. 3) Оценить влияние разработанного комплекса гимнастический упражнений под музыку на уровень гибкости слабовидящих детей младшего школьного возраста.  Методы исследования 1. Анализ литературных источников. Изучение современных подходов решения задач по данной теме, психофизических характеристик рассматриваемого контингента, изучение их физиологических особенностей, детей младшего школьного возраста. 2. Изучение и анализ опыта ведущих специалистов.   3. Анализ выписок из медицинских карт. Ознакомившись с медицинскими картами детей, были выявлены диагноз, сопутствующие нарушения, показания и противопоказания. 4. Тестирование уровня общей гибкости. Тест 1. Подвижность позвоночного столба. Критерии оценки«5» - отлично – руки на 10 и более см ниже нулевой отметки«4» - хорошо – руки на 9 – 5 см ниже нулевой отметки«3» - удовлетворительно – руки на 4 - 0 см ниже нулевой отметки«2» - неудовлетворительно – руки выше нулевой отметки.Тест 2. Разведение ног в стороны, поперечный шпагат. Критерии оценки «5» - отлично – 180 – 160 градусов«4» - хорошо – 160 – 140 градусов«3» - удовлетворительно – 140 – 120 градусов«2» - неудовлетворительно 120 – 100 градусов.  Исследования проводились  на базе ГБОУ ЦО №173 Петроградского района города Санкт-Петербурга. Контингент испытуемых младший школьный возраст. Эксперимент проводился в 3 этапа: 1 этап: Анализ специально методической литературы,  сформирована тема квалификационной работы, постановлена  цель, задачи эксперимента. 2 этап: Ознакомление с медицинскими картами, проведение  тестирования и педагогического эксперимента.этап: Проведение контрольного тестирования, оформление результатов исследования и выводов.В исследовании принимали участие 12 человек. Испытуемые были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную в каждой по 6 человек. Продолжительность эксперимента 5 месяцев (с сентября 2015 по январь 2016). Занятия проходили согласно школьному расписанию 3 раза в неделю по 40 минут. Дети экспериментальной группы занимались 15 минут от урока, раз в неделю, по адаптированной программе физического воспитания. Содержание специального комплекса физических упражнений, направленного на развитие гибкости у слабовидящих детей младшего школьного возраста Комплекс упражнений для развития гибкости1. Упражнения для развития подвижности суставов плечевого пояса.2. Растяжение лучезапястного сустава при сгибании и разгибании.3. Упражнения для развития подвижности голеностопных суставов.4. Упражнения направлены на развитие гибкости грудного и поясничного отделов позвоночника, а также развитие гибкости в коленном суставе.1) Скручивание корпуса. 2) Наклон вперёд, сидя ноги врозь. 5. Упражнения для развития подвижности тазобедренных суставов. а) Махи ногами вперёд, назад и в сторону. б) Выпады вперёд. Гимнастическая композиция1. Передвижение на носках вперед – назад, работая лентой справа «мелкой змейкой».2.Наклон корпуса вправо, ноги на ширине плеч, правая руку на пояс, левая делает взмах с лентой в сторону наклона, лента полностью должна перейти на сторону наклона. Тоже самое в другую сторону.3. Выпад вперед с правой ноги, взмах лентой вверх, опуская ленту перед собой «мелкой змейкой». Выпад вперёд с левой ноги. 4. Поворот на 360°вправо, работая лентой справа «мелкой змейкой».5. Выпад в сторону правой ногой, лента делает полукруг перед собой правой рукой, перекат на выпад в сторону левой ногой, лента осуществляет тоже самое движение. Во время переката происходит передача ленты из правой в левую руку.6.Поворот на 360° влево, выполняя волнообразные движения лентой перед собой.7. Передвижение на носках вокруг по залу –выполняя круговые движения лентой вперёд, затем назад8. Остановка около гимнастической стенки, держась за неё осуществляются махи вперёд\назад, рука с лентой прямая в сторону.9. Лёгким бегом дети возвращаются на свои места, с «мелкой змейкой справа» садятся на пол, ноги прямые вытянуты вперёд. Взмах лентой вверх (голова сопровождает движение рукой), осуществляется наклон вперёд, движение повторяется 6 раз. 10. «Конечная поза» на усмотрение занимающихся.  ВЫВОДЫ1. Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие физических качеств детей младшего возраста протекает неравномерно, скачкообразно. Знание этих особенностей позволяет целенаправленно воздействовать на их развитие средствами физического воспитания. Особое внимание следует уделять школьникам 1-4-х классов. Этот период – один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. 2. Для решения поставленных задач, нами был разработан комплекс упражнений под музыку, направленный на развитие гибкости и подвижности в суставах. В разработанный комплекс включены упражнения, направленные на развитие гибкости грудного, поясничного отделов позвоночника, развитие гибкости в коленном суставе – скручивание корпуса, наклоны вперёд сидя, стоя, с помощью преподавателя, в парах и самостоятельные; а также упражнения для развития подвижности тазобедренных суставов – махи вперёд, назад, в сторону, выпады вперёд и в сторону.3. В результате проведённого исследования нами были выявлены: положительные изменения в состояние гибкости занимающихся. В первую очередь, увеличилась амплитуда подвижности грудного, поясничного отделов позвоночника, увеличилась гибкость в коленном суставе в среднем на 5 см, а так же подвижность тазобедренных суставов в среднем увеличилась на 25 градусов. Используемый грамотно, данный комплекс упражнений становится существенным дополнением комплексу общеразвивающих упражнений. Спасибо за внимание!