презентация по русскому языку на тему Формирование словообразовательных умений у детей с задержкой психического развития


Формирование словообразовательных умений у младших школьников с задержкой психического развития   Актуальность выбранной темыЗаключается в определении последовательности работы и подборе приемов для формирования словообразовательных умений. словообразовательные умения у младших школьников с задержкой психического развития Предмет работы: этапы работы по формированию словообразовательных умений у младших школьников с задержкой психического развития. Цель работы:определить этапы формирования словообразовательных умений у младших школьников с задержкой психического развития.Гипотеза:поэтапное обучение позволяет выработать сознательное отношение к морфемному составу слова и сформировать словообразовательные умения у младших школьников с задержкой психического развития Задачи работы 1) проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.2) выявить особенности умений словообразования у детей 8-9 лет, имеющих задержку психического развития.3) теоретически обосновать и составить комплекс упражнений, игровых методик, направленных на развитие умений словообразования.4) экспериментально проверить эффективность составленного комплекса упражнений и игр. В состав экспериментальной группы вошли 8 детей с задержкой психического развития, обучающихся во 2 классе МБОУ школы VII вида № 50 г. Ижевска. Исследование словообразовательных умений Исследование словообразовательных уменийЦель исследования – выявить уровень сформированности словообразовательных умений (на примере прилагательных) у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Исследование словообразовательных уменийОснова методики- «Исследование словообразования имен прилагательных» Лалаевой Р.И.Обследование включает разделы:Образование качественных прилагательных.Образование качественных прилагательных со значением незначительной степени.Образование отглагольных качественных прилагательных.Образование относительных прилагательных.Образование притяжательных прилагательных Исследование словообразовательных уменийНа основе результатов анализа заданий констатирующего эксперимента нами были условно выделены 3 уровня сформированности словообразовательных умений ( на примере прилагательных) :высокий уровень - (24– 36 баллов)средний уровень – ( 11- 23 баллов) низкий уровень – (0 – 10 баллов) Исследование словообразовательных уменийЗадания 12345Всего балловУровни Ильнур А511,57,56,2521,25Средний Марал Л50,751,257,57,7522,25СреднийДанил М50,50,7576,2526СреднийКристина К3,50,751,56,75517,5СреднийВалерия Д4,251,753,2576,2523,25СреднийНастя М50,752,757,75723,25СреднийДиана П52,253,258,56,2519,5СреднийСергей Ш3,52,51,57,755,7521,5Средний Исследование словообразовательных уменийИмеют типичные ошибки: повторение заданного слова; не правильное использование суффиксов при образовании прилагательных(замена суффикса, пропуск суффикса); не правильная постановка ударения; пропуск слогов в образуемых словах; избегание операций словообразования путем называния других частей речи. Встречалось не принятие словообразовательных задач и проявлялось в полном отказе давать ответы на задание. Задачи: 1.Уточнить лексическое значение слов. 2.Уточнить грамматическое значение слов. 3.Закрепить связь грамматического значения с его звуковой формой. 4. Дифференцировать их по значению и звуковому оформлению. 5. Закрепление самостоятельного использования наиболее употребляемых суффиксов. Формирование словообразовательных умений Формирование словообразовательных уменийВ состав экспериментальной группы вошли 8 детей с задержкой психического развития, обучающихся во 2 классе.Занятия проводились с марта по май 2014 года. Всего было проведено 32 групповых занятий. Коррекционно- логопедическое воздействие строилось с учетом появления форм словообразования в онтогенезе, а так же характера и степени трудности различных словообразовательных моделей. Формирование словообразовательных уменийПоследовательность логопедической работы:I этап – Формирование умения определять значение грамматической формы на материале ряда словоформ.Цель – учить определять значения грамматической формы на материале ряда словоформ. Формирование словообразовательных уменийII этап – Формирование умения выделять звуковое обозначение морфемы на основе сравнения ряда словоформ Цель – Учить выделять звуковое обозначение морфемы на основе сравнения ряда словоформ. Формирование словообразовательных уменийIII этап – Формирование самостоятельного конструирования словоформ Цель – учить закреплять самостоятельному конструированию словоформ Формирование словообразовательных уменийПосле проведения формирующего эксперимента у детей с задержкой психического развития возросла речевая активность, увеличилось самостоятельное образование производных имен прилагательных от существительных при помощи суффиксации. Значительно сократились количество ошибок, таких как, образование прилагательных при помощи ненормативных суффиксов, снизилось количество акцентуации. Формирование словообразовательных уменийЗадания 12345Всего балловУровни Ильнур А555101035Высокий Марал Л53,253,25101031,05Высокий Данил М535101033Высокий Кристина К544101033Высокий Валерия Д545101034Высокий Настя М555101035Высокий Диана П556101034Высокий Сергей Ш555109,2534,25Высокий Формирование словообразовательных умений В результате проведения подобной работы дети научились обобщать значение морфологических элементов слов, закрепили умение их соединения в рамках целого слова в соответствии как с формально- семантическими, так и с фонетическими правилами русского языка. ЗаключениеУсловие последовательного обучения детей пониманию и воспроизведению словообразовательных умений является эффективным при коррекции речи младших школьников с задержкой психического развития. В нашей экспериментальной группе нарушения словообразовательных умений проявляются в рамках задержки психического развития, что требует более глубокого анализа и длительного времени для лучшего результата, поэтому следует продолжать работу в данном направлении.Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена. Спасибо за внимание!