«Роль эпитета при описании состояния окружающей среды»

Статья учителя русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №16 с УИОП»
«Роль эпитета при описании состояния окружающей среды»
Исследовательская деятельность учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности. Ценность ИД в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Из своего опыта я знаю, что ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал.

Роль эпитета при описании состояния окружающей среды
На уроках русского языка и развития речи мы уделяем мало внимание образной стороне речи учащихся, формированию у них умения сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка
«Понимание речи заключается в цепи ассоциаций»,- писал Л.Выготский. Ассоциативность мышления лежит в основе умения говорить и писать ярко, образно. А формирование этого умения начинается с того, что мы учим наших воспитанников воспринимать художественный текст. Наша задача – помочь детям увидеть и «расшифровать» изобразительно-выразительные средства языка, и путь к этому – «двойное – аналитическое и синтетическое – прочтение художественного текста» (Н.М.Шанский). Оно влияет и на восприятие школьниками окружающего мира, оценку его (так возникает внимание к различным аспектам окружающей действительности), эмоциональное выражение их собственных чувств. При этом ярко выступает роль речевых средств, воссоздающих разные проявления чувственного восприятия, в частности изобразительных и выразительных эпитетов – звуковых, световых, цветовых, эмоциональных и т.д.
С V класса я начинаю обучать детей анализу и пониманию речевой формы высказывания и поиску выразительных средств при написании собственных творческих работ. С этой целью на уроках русского языка и литературы мы регулярно обращаемся к художественным текстам, содержащим эпитеты.
Эпитет является тропом достаточно распространенным, доступным для учащихся средних классов, и интересным для них. Конечно, эпитет не может изучаться изолированно от других выразительных средств, поэтому уделяется внимание и сравнению, метафоре, олицетворению, метонимии.
Систематичность обучения выразительности речи обеспечивалась наблюдением за функционированием изобразительно-выразительных средств языка во всех художественных текстах в учебниках русского языка, а также в произведениях, изучаемых на уроках литературы. Кроме того, в течение всего обучения проводятся синтаксические «пятиминутки», когда учащиеся анализируют предложения, содержащие эпитеты и другие средства выразительности. При подготовке сочинений и изложений обращается внимание на имеющиеся или возможные в тексте эпитеты, метафоры, сравнения.
На уроках русского языка и литературы дети получают понятие о тропах.
Тропы
Сопоставление – это соотнесение двух предметов, имеющих нечто общее, с целью их характеристики («В безветренную погоду небо и река кажутся одинаково бездонными»)
Сравнение – это соотнесение двух предметов , при котором служит средством характеристики первого («В безветренную погоду река кажется бездонной, как и небо»).
Метафора – перенос значения по сходству:
- по цвету: золотые кудри;
- по форме: голова сыра;
- по расположению двух предметов по отношению к чему-либо: хвост ракеты;
- по оценке: ясный взгляд;
- по впечатлению: черные дни.
По степени выразительности в речи выделяются 3 группы метафор:
* сухие (ножка стула)
* образные (золотая прядь)
* авторские («Страна березового ситца» С.Есенин)
Олицетворение – перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.
Аллегория (иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.
Метонимия – перенос значения по смежности:
- перенос названия материала на само изделие (спортсмены привезли золото и серебро)
- перенос по пространственным отношениям (Класс встретил учителя)
- временные (провели вечер /праздник/)
- по действию на результат (получил фотографию)
- места на изделие ( гжель)
- имени изготовителя на изделие (револьвер)
- действия и места действия (переход не удобен)
- с названия предмета на его обладателя (известный бас)
Синекдоха –перенос с названия целого на его часть ( я съел грушу; прочитал Чехова)
Гипербола – художественное преувеличение.
Литота – худ. преуменьшение /Талии никак не толще бутылочной шейки/
Ирония – употребление слова в смысле, противоположному прямому
Астеизм – похвала (обычно самого себя) в форме порицания.
Перифраз (окологоворение) – замена однословного названия описательным оборотом.
Дисфемизм (грубословие) – выражение говорящим отрицательной оценки при отсутствии запрета на грубость. /окчуриться, дать дуба/.
Эпитет – образное определение (яблочное захолустье – яблочное варенье)

определяет предмет
Эпитет подчеркивает качества предмета
переносит новое качество на предмет


предмет свойства
Эпитет определяет выделяет его качества
явление признаки

Учащиеся понимают, что признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении, что это свойство эпитета и используется при создании образа.

Итак, приведу описание урока русского языка в VI классе.
Тема урока: Роль эпитета при описании состояния окружающей среды
Цели урока:
познакомить учащихся со значением эпитетов, формировать умение находить эпитеты в тексте и использовать их как выразительное средство при написании собственных творческих работ; отличать эпитеты от прилагательных в прямом значении и от других изобразительно-выразительных средств;
развивать речь и эстетический вкус учащихся;
приобщать детей к красоте и богатству родной речи и природы.

Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
- Давайте попробуем себя в поэтическом творчестве. В отрывке стихотворения С.Есенина убраны три слова, подберите свои вместо многоточия.
Поет зима - аукает,
лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской
Плывут в страну далекую
облака.
-Давайте заслушаем ваши получившиеся отрывки стихотворения и сравним их с авторским.
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

Как изменился текст? У кого удачнее вариант? В чем причина?
/ Эпитеты придают тексту цельность, гармоничность. У С.Есенина нарисован зимний сказочный лес. Здесь нет противоречия, контраста эпитетов./

Тема урока: Роль эпитета при описании состояния окружающей среды

Проверка домашнего задания.
- К сегодняшнему уроку вы получили задание: найти картинку с изображением зимнего пейзажа и подобрать к ней четверостишье. Давайте заслушаем отрывки тех ребят, у кого в них встретились эпитеты. - Какую закономерность вы увидели в этих словах?
1. Это прилагательные
2. Они имеют переносное значение
3. Эпитет
4. Троп
- Давайте вспомним: что такое эпитет? /это образное определение/. Какую роль играют эпитеты в тексте?


5. Цели для учащихся:
уметь находить эпитеты в тексте и использовать как выразительное средство при написании собственных творческих работ; уметь отличать эпитеты от прилагательных в прямом значении и от других изобразительно-выразительных средств;
развивать речь и эстетический вкус;
уметь видеть красоту и богатство родной речи и природы.

5. Изучение нового.
Орфографическая работа. Запись в тетради.
Изобразительно – выразительные средства языка /эпитет/.
Описание состояния окружающей среды.
Путешествие в Эпитландию.
Изоград Эмоциоград
Изобразительные Выразительные
/нет оценки/ /есть оценка/
- световые - оценочные
- цветовые - эмоциональные
- звуковые - метафорические

Закрепление
- Работа по вариантам. Подберите различные эпитеты к слову /выразительный и изобразительный/
Виды эпитетов /изобразительные и выразительные/
1в. 2в. 3в. 4в. 5в. 6в.
Зима Снег Ветер Снежинки Небо Мороз

- Посмотрите, какие эпитеты используют поэты в своих произведениях. Сравните их со своими.
Зима Снег Ветер Снежинки Небо Мороз
Чародейка серебристый резкий хрупкие печальное лютый
Белоснежна изумительный обжигающий кружевные серое трескучий
Прекрасная мягкий порывистый искристые чистое сильный
Суровая блестящий студеный хрустальные хмурое жгучий
Величавая молодой леденящий сверкающие бесконечное колючий
Вьюжная рыхлый сильный узорчатые мрачное воевода

! Чародейка и воевода – особый вид эпитетов, выраженных существительными, но отвечающими на вопрос какой?
! Деление на группы условно, так как в одном слове может присутствовать и эмоциональная, и изобразительная оценка /хмурое небо/.

Задачи перед просмотром фильма:
ответить на вопрос, каким увидели снег разные поэты, писатели, художники, музыканты?
особенности «взгляда» этих людей на зимнюю природу.
обратить внимание на музыкальное сопровождение текста;

Просмотр фильма.
В фильме лектор рассказывает, что снег бывает разный: желтый, синий, розовый, а не только белый. Приводятся отрывки различных текстов поэтов и писателей о снеге, картины художников, и все это происходит на фоне прекрасной музыки. Этот фильм эмоционально настраивает детей на написание собственной творческой работы.

Ответы учащихся на поставленные перед фильмом вопросы.
Работа с черновиком.
- Напишите сочинение – миниатюру о снеге и вашем настроении, используя изобразительно – выразительные средства /эпитет/. Подберите название – эпитет к сочинению.
11. Написание черновика.
Тишина зимнего леса окутала класс. Бегут ручки по снежной белизне бумаги. Легко и откровенно пишут дети. Порой кто-то поднимет голову – и взгляд мой тонет в детских глазах. Мне завидно: я одна-одинешенька осталась в Реальном мире.
12. Заслушивание нескольких работ учащихся. /напомнить структуру сочинения/.
Приведу пример творческой работы ученика, который еще на уроке написал:
Мороз и солнце, день чудесный;
Вот видишь, снег летит прелестный.
Летит он плавно, не спеша,
Так хочется его потрогать
И посмотреть издалека.

Люблю ходить в лесу по лесу
И рисовать его люблю.
Люблю, когда под зимний вечер
Блестит, как яркая звезда.

Растает он еще нескоро,
Но и растает – не беда.
Он выпадает год за годом,
Что так приятно для меня.
Именно эмоциональный настрой фильма создал почву для написания работы (это первое собственное стихотворение этого ребенка).
13. Задание на дом: закончить сочинение.
14. Рефлексия.
- Каким был для вас этот урок? Нарядите елочку снежинкой.
Снежинки
розовые желтые голубые узнал много нового, интересно, но не все было сложно, расширил представление понял, иногда многое не понял, об эпитете, готов к написанию затруднялся. работу написать творческой работы. будет сложно.

15. Благодарность за работу на уроке.

Так приятно взять в руки, открыть и читать листочки с сочинениями: они оформлены рамочками, рисунками, изображающими зимний лес, подобранными отрывками стихотворений. Приведу отрывки детских сочинений.

«Каждый человек видит зиму по-своему. Одни видят ее грустной и хмурой, другие – веселой и игривой.
Зима загадочна и таинственна. У нее часто меняется характер. Идет серебристый, мягкий, изумительный снег. Небо печальное, чистое, бесконечное. Падают искристые, кружевные, хрустальные снежинки. Иногда пробирается сквозь дома резкий, студеный ветер. Несколько дней у нас может стоять лютый, колючий мороз-воевода.
Чародейка – зима прекрасная, величавая. Я люблю родную зиму».

«Голубой, блестящий, мягкий нег укрыл деревья, как пуховое одеяло. Наверное, это вечерний снег. Он лежит на ветвях деревьев, как бахрома. Он такой неподвижный, немой».

«Ах! Какая красивая зима! Солнце блестит над головой. И кажется, что снег серебристый, солнечный. Сама же зима бывает бушующая , а бывает тихая, спокойная. В ней отражаются все природные краски».

« Вот наступила величавая, белоснежная зима. Она засыпала землю мелким пушистым снегом. Зима засыпала деревья в серебристые наряды, которые сверкают на солнце, как хрусталь, расписала стекла домов причудливыми кружевными узорами».

«На улице в разгаре зимы летают стеклянные снежинки. Снег хрустит под ногами. На небе воет порывистый и студеный ветер. На дорогах и полянах лежит серебристый изумительный, блестящий снег. Зима наступила суровая, величавая. Снежинки закутывают ветер, превращаясь в леденящий и колючий мороз. Люди называют такую зиму чудной».

«Зима – прекрасное время года. На улице стоит сильный, жгучий, колючий мороз. Часто идет мягкий блестящий снег, дует резкий, обжигающий, леденящий ветер. Небо зимой печальное, хмурое, бесконечное. Вот такая бывает зима: белоснежная, прекрасная, величавая и суровая!»

Проваливаясь в очередное сочинение, напоминаю самой себе: «Всему надо учить. Творчество – не исключение»



Применяя исследовательские методы на уроках русского языка, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам и методам творческого самовыражения. Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе самодостаточную личность. Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Результаты моей деятельности:
1. воспитание интереса у учащихся,
2. развитие коммуникативных качеств,
3. развитие ИКТ-компетнций у учащихся,
4. развитие творческих возможностей детей,
5. формирование практических умений организации научной работы,
6. повышение качества обучения.


15