Проект адаптации и профессионального обучения молодых сотрудников «Нам тайны нераскрытые раскрыть пора»




Проект адаптации и профессионального обучения молодых сотрудников
«Нам тайны нераскрытые раскрыть пора»


Путешественник,
дорога будет там и только там, где лягут твои следы.
Путешественник, дорог нет,
дороги прокладывают идущие по ним
(Аетонио Мачадо, 1940г.)

Стратегия модернизации российского образования требует от современной школы обеспечения высокого качества образования. Для того, чтобы реализовать эту задачу и предоставить образовательные услуги требуемого качества, каждое образовательное учреждение должно обладать высокопрофессиональным составом педагогических кадров, которые выступают носителями новой системы профессионально-педагогических ценностей, обладают высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогического мастерства, способны органично адаптироваться к изменениям в современных условиях.

В детский сад приходят работать несколько новых молодых сотрудников, которые раньше не работали в ДОУ. Поэтому для успешной работы и профессионального роста молодых педагогов в детском саду был разработан целевой проект «Нам тайны нераскрытые раскрыть пора»- система адаптации молодых педагогов», который включил в себя программу адаптации (общую и индивидуальную (специализированную)) и профессионального обучения.

Мы считаем, что необходимо создание методического пространства, которое будет отвечать современным интегративным процессам в социуме и образовании, сохранять преемственность по отношению к традиционным методическим формам, обеспечивать организацию свободного профессионального саморазвития педагога, поэтому проект создания системы адаптации молодых педагогов стал первым этапом мероприятий, направленных на обеспечение необходимых условий для повышения уровня профессионализма педагогических кадров и качества предоставляемых воспитательно- образовательных услуг в ДОУ «Орлёнок».

Проект был разработан на основе анализа состояния методической ДОУ «Орлёнок», влияющих на ее содержание, в соответствии с Программой развития и успешно апробировалась как новая модель компонента.

Проект функционирует при реализации основных направлений инновационного развития ДОУ «Орлёнок», включающего все взаимодействующие структуры социального партнерства, способствующие повышению качества воспитательно- образовательного пространства подрастающего поколения и методической службы ДОУ.









Целевая группа:
Педагоги, поступившие на работу в ДОУ «Орлёнок» после окончания ВУЗа.

Цель:
Создание условий для успешной адаптации молодых педагогов, направленной на саморазвитие и повышение профессиональной компетентности при работе с детьми

Задачи:
организовать методическую поддержку молодых педагогов
оказать психологическую поддержку молодых педагогов
повысить уровень педагогической рефлексии как компонента воспитательно- образовательного пространства
сформировать мотивацию и потребности молодых педагогов к самообразованию
сформировать у молодых педагогов культуры взаимоотношений с новыми детским, педагогическим и родительским коллективом путём формирования положительных установок
обучить молодых педагогов к использованию своих собственных ресурсов для профессиональной самореализации
закрепить опыта социального поведения педагога, обеспечивающее поддержание имиджа ДОУ
повысить профессионального уровня педагогов ДОУ в рамках развития пространства «ребенок- педагог- семья»
совершенствовать организационной структуры управления ДОУ в условиях реализации проекта

Проект разработан с учетом гуманистических традиций. Педагоги внутри разных коллективов- детского, педагогического, семьи и выходят на новый- партнерский уровень взаимоотношений, построен с соблюдением основополагающих принципов.

Проект разработан с учетом гуманистических традиций. В основу своей работы в рамках проекта возьмём следующие принципы:

ИЗУЧИТЬ- ПОЗНАТЬ- ПРИНЯТЬ- ПОНЯТЬ- ПОМОЧЬ
Взаимное Уважение и Доверие
СО- Трудничество + СО- Творчество
Я- единственный и неповторимый
Я- такой же как и все, потому что каждый из нас единственный и неповторимый


Формы работы в рамках проекта:

теоретические, практические и обучающие семинары
лектории
диспуты
экспресс- семинар
тренинги для молодых педагогов ДОУ
творческий клуб «Я- воспитатель!»: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, упражнения на релаксацию; практические, творческие, ролевые игры, этюды и т.д. с приглашением специалистов соответствующей компетенции
педагогика наставничества
психолого- педагогический консультативных пункт «Поддержка» (индивидуальная психолого- педагогическая работа с молодыми педагогами: консультирование психолога, старшего воспитателя, специалистов ДОУ)
малое аппаратное совещание представителей участников проекта (1 раз в месяц итоги, планирование, прогнозы)
передвижная библиотека, игротека, видеотека
буклеты для молодых специалистов
информационная газета «Гнёздышко: островок психологии»
портфолио педагога

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


Виды:
Совет педагогов
Консультации
Проблемная группа
Творческая группа
Инициативная группа специалистов
Методическое объединение
Открытые занятия, в том числе адресные занятия-заказы
Методические тематические декадники
Дни педагогического мастерства
Школа передового опыта
Методические выставки
Методические оперативки
Наглядная агитация
Самообразование
Методические уголки
Методические копилки
Наставничество
Взаимопосещения
Участие в районных и областных семинарах и других мероприятиях




Формы:
КМД (коллективная мыслительная деятельность):
мозговая атака;
прием «отсроченной оценки»;
ролевая игра;
деловая игра;
позиционная игра;
имитационная игра;
ситуационная игра;
организационно деятельностная игра.
Обучающие занятия с педагогами

«Круглый стол»
Дискуссии
Диспуты
Решение педагогических ситуаций


Специальные требования к построению воспитательно-образовательного процесса:

Единство образовательных, развивающих и коррекционных задач
Ориентировка на зону ближайшего развития
Единство аффекта и интеллекта
Организация процесса с учетом охранительного режима
Осуществление педагогической терапии
Осуществление пошагового контроля
Привязывание учебного материала к опыту
Использование пособий со специальным интересом
Показ ярких целей совместной деятельности
Усиление мотивации в ходе занятия
Соблюдение принципа единого психологического пространства
Дробность предъявляемого материала
Перенос полученных знаний в новую ситуацию
Перевод задания на наглядно-действенный уровень
Использование словесного отчета по этапам выполнения задания
Оказание дозированной помощи (стимулирующей, направляющей, обучающей)
Многократное закрепление изученного материала
Широкое использование наглядного и практического материала
Использование знаковой системы оценки действий детей
Индивидуальный план обучения и развития каждого ребенка
Соответствие объема и сложности учебного материала возможностям детей
Определение «обходных путей» обучения и развития каждого молодого педагога






ЦИКЛОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА:

Дата проведения
Тематика мероприятия
Форма
Участники

сентябрь
«Стратегия развития ДОУ в современных условиях»
Методический семинар
Педагоги


«Нормативно- правовая база ДОУ»
Экспресс- семинар

·Педагоги


«Модель семьи выпускника ДОУ «Орлёнок»
Коллективно- творческая игра
Педагоги



«Коммуникация как акт общения»
Тренинг однодневный
Педагоги


Малое аппаратное совещание
Круглый стол
Рабочая группа

октябрь
«Педагогическая осознанность»
Тренинг
4 дневные занятия (см. расписание)
Педагоги


«Сам себе педагог- психолог»
Выпуск газеты «Гнёздышко»
Творческая группа специалистов


«Резервные возможности качества воспитательной работы с семьями »
Методический семинар
Педагоги


«В кругу семьи»

Конкурс игр для всей семьи
Семьи


«Мы разные, но дружные!»
Тренинг
5 занятий (см. расписание
Семьи


Малое аппаратное совещание
Круглый стол
Рабочая группа

ноябрь
«Педагогическая этика при работе с семьями»
Методический семинар
Педагоги


«Как избежать неудач и добиться успеха в воспитании детей»
Практический семинар
Родители


«Здоровый образ жизни нашей семьи»
Акция- конкурс
Семьи


«Подсказки на каждый день»
Выпуск газеты «Гнёздышко»
Творческая группа специалистов


Малое аппаратное совещание
Круглый стол
Рабочая группа

декабрь
«ДОУ и семья- аспекты взаимодействия»
Обучающий семинар
Педагоги


«Мост любви»
Тренинг
7 занятий (см. расписание)
Родители


«Карта развития ребёнка»

Психолого- педагогический практикум
Педагоги


«Обратимся к историческим корням»
Выпуск газеты «Гнёздышко»
Творческая группа специалистов


Малое аппаратное совещание
Круглый стол
Рабочая группа

январь
«Рекомендации по составлению портфолио педагога»
Экспресс- семинар
Педагоги


«Трёхлетний ребёнок. Личность?!»
Диспут
Родители и педагоги


«Девочки и мальчики. Учить по- разному, любить по- разному»
Лекторий
Родители


«Очумелые ручки»

Конкурс моделей детской одежды из бросового материала
Семьи


«Семья и ребенок»
Выпуск газеты «Гнёздышко»
Творческая группа специалистов


«Искусство хвалить»
Родительское собрание
Родители (все возрастные группы ДОУ)


Малое аппаратное совещание
Круглый стол
Рабочая группа

февраль
«Особенности современных детей»

Родительское собрание
Родители (старшие, подготовительные к школе группы)


«Любовь в семье»
Выпуск газеты «Гнёздышко»
Творческая группа специалистов


«Хранитель семейного очага»
Выставка поделок
Семьи


Малое аппаратное совещание
Круглый стол
Рабочая группа


«Портфолио молодого педаога»
Презентация
педагоги


«Когда вся семья вместе»
Выпуск газеты «Гнёздышко»
Творческая группа специалистов


«ДОУ- проблемы и перспективы»
Заключительная конференция всех участников проекта
Все участники проекта


«Неделя Семьи в ДОУ»
Праздничные мероприятия
Все участники проекта
См. заключительный этап


Малое аппаратное совещание
Круглый стол
Рабочая группа

март
«Воспитатель года 2010»
конкурс
Творческая группа


Расписание тренингов:
Тренинг для педагогов «Педагогическая осознанность» (1 неделя сентября)
1 день «Личность педагога»
2 день «Личностно ориентированная модель общения»
3 день «Профессиональное самосовершенствование»
4 день «Ступени мудрости переживаний»

Тренинг «Мы разные, но дружные!» (по средам октябрь- ноябрь)
1 занятие «Мы интересны друг другу»
2 занятие «Мы разные»
3 занятие «Традиции и обычаи моего ДОУ»
4 занятие «Тайны моего ДОУ»
5 занятие «Мои таланты»

Тренинг «Мост любви» (по средам декабрь- январь)
1 занятие «Знакомство»
2 занятие «Учимся понимать друг друга»
3 занятие «Личностное пространство»
4 занятие «Мы- команда»
5 занятие «Наша новая семья»
6 занятие «Линия времени»
7 занятие «Что нас делает командой»

РАБОЧИЙ ПЛАН ТВОРЧЕСКОГО КЛУБА «Я-воспитатель!»
Цель: научить молодых педагогов использовать свои собственные ресурсы для повышения адаптационных возможностей.


Тематика занятия
Форма проведения


Учимся договариваться об основных ситуациях и последовательности событий
Диспут


Учимся справедливо распределять роли в команде
Деловая игра


Учимся строить ролевое поведение
Деловая игра


Особенности неконфликтного диалога
Практикум


Толерантность в разрешении конфликтов
Практикум


Внутренний мир ребёнка- коррекция педагогического взгляда
Деловая игра


Естественные способы регуляции и саморегуляции
Тренинг


Декларация собственной самоценности
Прояснение «Я- концепции»


Мудрость в повседневных контактах
Практикум


Игры, в которые играют. Педагогическая игротека
Занятие с элементами тренинга


Овладение психологией процветания
Практикум


Встречи в клубе проводятся 1 раз в две недели. К каждому занятию готовятся буклеты «Советы педагогу».


КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Вид работы. Мероприятия

Теория: Сложности адаптации
Практика: Позиция педагога при адаптации

Тема: Психоаналитики в помощь педагогам
Гельмут Фигдор.
Теория: Возможности психоаналитической педагогики. Основные понятия теории.
Практика: Работа с трудными педагогическими случаями.


Тема: Психоаналитики в помощь педагогам
Франсуаза Дольто.
Теория: Концепция отрочества. Переломные моменты. Мифы и архетипы. Образ тела. Герои и модели. Взросление и поведение. Ритуалы переходного периода. Отроческие планы. Практика: Приёмы конструктивного общения с родителями.

Тема: Психоаналитики в помощь педагогам
Алис Миллер. Драма одарённого ребёнка и поиск собственного «Я».
Теория: Потребности ребёнка. Здоровое развитие. Иллюзия любви. Депрессивные состояния. Проблемы с самовыражением.
Практика: Приёмы конструктивного общения с родителями.

Работа с эмоциональными состояниями. Психологическое айкидо для интеллигентов.
Подведение итогов работы группы. Ответы на вопросы

Участие в работе инициативных, рабочих и творческих групп по формированию индивидуальных программ работы с воспитанниками





ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Стратегические
созданы условия для успешной адаптации молодых педагогов, направленные на саморазвитие и повышение профессиональной компетентности при работе с детьми

Тактические
организована методическая поддержка молодых педагогов
оказывается психологическая поддержка молодых педагогов
повышен уровень педагогической рефлексии как компонента воспитательно- образовательного пространства
сформирована мотивация и потребности молодых педагогов к самообразованию
сформирована у молодых педагогов культура взаимоотношений с новыми детским, педагогическим и родительским коллективом путём формирования положительных установок
молодые педагоги обучены к использованию своих собственных ресурсов для профессиональной самореализации
совершенствована организационная структура управления ДОУ в условиях реализации проекта
создана система мониторинга развития ребенка, педагога, семьи

Оперативные
закрепляется опыт социального поведения педагога, обеспечивающее поддержание имиджа ДОУ
повышается профессиональный уровень педагогов ДОУ в рамках развития пространства «ребенок- педагог- семья»







15