Технология работы с базой данных

Урок информатики в 9 классе
Тема урока: «Технология работы с базой данных»
Модель обучения: базовая.
Цели урока:
закрепить основные понятия о базах данных;
познакомить учащихся с технологией работы в СУБД OpenOffice.org Base;
на примере простейшей базы научить составлять запросы, отчеты и сортировать данные.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
1.1. знать, что такое сортировка записи в БД и как ее выполнять;
1.2. уметь составлять запрос в БД OpenOffice.org Base и сохранять его в базе.
1.3. знать, как оформлять отчет по выполненному запросу;
2. Метапредметные:
2.1. формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД):
2.1.1. анализировать проблему и строить логически обоснованные рассуждения;
2.1.2 сравнивать варианты решения проблемы;
2.1.3. уметь работать с информацией;
2.2. формирование регулятивных УУД:
2.2.1. выдвигать версии решения поставленной проблемы;
2.2.2. оценивать способ достижения цели;
2.3. формирование коммуникативных УУД:
2.3.1. излагать свое мнение, аргументируя его;
2.3.2. уважительно относиться к мнению собеседника;
2.3.3. корректировать свое мнение под воздействием контраргументов;
3. Личностные:
3.1. формировать активную позицию в приобретении знаний;
3.2. формировать личностную самооценку;
3.3. использовать структуризацию информации в повседневной жизни.
Задачи:
Повторить основные понятия, связанные с базами данных.
Повторить, каким образом заполняется база данных.
Познакомить учащихся с понятиями сортировка, запрос и отчет.
Проанализировать вместе с учащимися, данные, необходимые для составления отдельных запросов. Обсудить предложения.
Продемонстрировать учащимся создание запросов и отчетов на конкретных примерах.
Закрепить знания самостоятельным выполнением заданий.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Компьютеры с – для учащихся;
Ноутбук с СУБД OpenOffice.org Base с подключенным проектором – для учителя.
Дидактический материал:
Инструкция по работе в СУБД OpenOffice.org Base;
Заполненный фрагмент базы данных «Ученики» в папке на рабочем столе компьютера;
Карточки с заданиями.

Структура урока
№п/п,
время
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты

1.
Актуализация необходимых знаний
Объявляет тему урока.
Вспомним, чему мы научились на прошлом уроке.
Что такое «База данных»? Приведите примеры. Где вы с ними сталкивались? Где хранится база данных?
Запись темы урока в тетрадь.
Устное объяснение учащихся: База данных – это совокупность структурированных данных определенного назначения. Базой данных можно считать телефонный справочник, записную книжку, но большие базы данных обрабатывает компьютер.
2.1.1
2.1.3
2.3.1
2.3.2
2.3.3



Мы с вами заполняли реляционную базу данных, которая представляет собой одну таблицу. Как называются столбцы и строки в этой таблице? Можно пользоваться тетрадью.
Столбцы таблицы называются полями. Каждое поле имеет имя – заголовок столбца таблицы. Каждое поле имеет определенный тип данных. Строки называются записями. Это совокупность логически связанных полей, характеризующих свойства описываемого объекта.




Какие типы данных мы с вами использовали? Как называется режим, в котором мы описывали поля?
Текст, число целое, число вещественное, дата/время. Типы данных задаются в режиме конструктора.


2.
Постановка задачи: создание проблемной ситуации.
Сегодня мы с вами будем работать с базой данных, которую вы заполнили на прошлом уроке. Предположим, что нам надо вывести на печать список учащихся. Обычно его располагают в алфавитном порядке. В базе записи у нас расположены в произвольной последовательности.

Учащиеся садятся за компьютеры, слушают учителя, смотрят на экран и записывают основные определения и инструкции.
Учащиеся предлагают: Переставлять строки путем копирования и вставки

2.1.1
2.2.1
2.2.2

3
Совместное исследование проблемы
Посмотрите на экран, каким образом я сформирую список по алфавиту. Такое упорядочивание данных называется сортировкой.
Теперь легче найти фамилию в списке. Ну а если нам надо отобрать людей определенного возраста?
А если нам надо отобрать людей, скажем, по возрасту и по росту?
Такой способ отбора годится для электронной таблицы.
Учащиеся выполняют сортировку на компьютерах. Записывают в тетрадь последовательность действий.

Можно выполнить сортировку по дате рождения и тогда легче найти людей нужного возраста.

Тогда нужно сначала выделить людей одного возраста, а среди них выполнить сортировку по росту.
1.1
2.1.1
2.1.2
2.1.3
2.2.1
2.2.2
2.3.1
2.3.2
2.3.3
3.1
3.3

4
Конструирование нового способа действия
А базы данных созданы для того, чтобы облегчать поиск с помощью запросов.
Вспомним, как мы использовали логические функции в электронных таблицах. Мы записывали условия. Какие знаки отношений мы использовали?
Мы можем использовать имена полей.
Учитель демонстрирует запись запроса и его выполнение
Чтобы распечатать полученный результат, запрос надо сохранить. Переходим к составлению отчета. (Демонстрация на экране)


Мы записывали условия с использованием знаков >, <, =, >=, <= ,/=
Например, A1 > B1, C = 0. Но в базе данных нет ячеек.
Учащиеся выполняют формирование запроса, повторяя действия учителя и сверяя их с инструкцией..
Сохраняют запрос, составляют отчет, повторяя действия учителя и сверяясь с инструкцией.
Записывают в тетрадь последовательность действий.
1.2
1.3
3.1
3.3


5
Переход к этапу решения частных задач.
Раздает карточки с заданиями и предлагает каждому составить запрос и отчет в соответствии с заданием.
Учащиеся выполняют задания. Задают вопросы, если появляются затруднения.
1.1 - 1.3,
2.1, 2.2
3.1 – 3.3

6.
Контроль
Визуальный контроль и помощь в работе. Выставление оценок.
Учащиеся демонстрируют результат работы
2.3, 3.2

7.
Подведение итогов. Саморефлексия.
Что вы узнали нового на уроке? Что понравилось? Какие есть замечания и пожелания?
Высказывают свое мнение об уроке и изученном материале.
Физкультминутка.
2.3
3.1

8.
Домашнее задание
Продумать и предложить свой вариант базы данных.

2.1

ID
Фамилия
Имя
Дата
рождения
Класс
Пол
Алгебра
Геометрия
Русский
язык

1
Семенов
Илья
25.06.1999
9
м
3
3
4

2
Мишина
Юлия
31.10.2000
8
ж
4
3
4

3
Яковлева
Алина
02.05.1998
9
ж
3
3
3

4
Балаев
Василий
12.08.2001
7
м
4
4
5

5
Угрюмов
Евгений
05.07.1999
9
м
5
5
5

6
Балашов
Михаил
13.04.2001
7
м
4
4
5

7
Пономарева
Татьяна
15.11.2000
8
ж
5
4
4

8
Пирогов
Иван
08.12.2000
7
м
4
3
4

9
Серов
Никита
22.03.1999
9
м
3
3
3

Приложение 1.Пример базы данных для урока. (Все имена и фамилии придуманы).
Приложение 2. Инструкция для выполнения задания
Открыть базу данных «Ученики», находящуюся в вашей папке. Слева выбрать Таблицы. В разделе Таблицы двумя кликами мыши открыть Таблицу1.
Выполняем сортировку по фамилиям. Установить курсор на заголовок Фамилии. Найти в меню знак сортировки по возрастанию и нажать на него. Строки переставятся в алфавитном порядке.
Если нам надо вывести таблицу в виде отчета, можно выполнить сортировку в процессе его создания:
В меню слева выбираем Отчеты. Справа выбираем Использовать мастер для создания отчетов. На шаге Выбор полей обязательно проверить, что стоит в строке Таблицы или запросы. Если имя таблицы указано неправильно, выбрать нужную таблицу с помощью стрелки.
Выбираем поля, которые нужно вывести, используя стрелки>. Если нам нужны все поля, используем двойную стрелку >>. Ненужное поле ID можно вернуть «обратно» стрелкой <.
Нажимая Дальше, переходим на следующий шаг. Здесь можно переименовать названия выводимых полей.
Шаг Группировка пропускаем и переходим к Параметрам сортировки. В первой строке выбираем Фамилия.
На шаге Выбор стиля можно попробовать какие стили отчета нам предлагает база данных. Здесь же можно выбрать ориентацию листа отчета: книжная или альбомная.
На последнем шаге можно задать название отчета. Введем название, например, Ученики.
Отчет сформирован в формате odt (Open Office), но его можно сохранить и в других форматах.
Составление запроса.
В меню слева выбираем Запрос. Справа выбираем Использовать мастер для создания запроса.
Выбор полей. Выбираем поля, которые потребуются для задания условий отбора, а также те, что потребуется включить в отчет (фамилия, имя).
Порядок сортировки - как при формировании отчета.
Условие поиска. В строках условий выбираем нажатием на стрелку поля и условия (равно, больше и т.п), значение задается. Если условий несколько, необходимо наверху указать, по какому правилу формируется запрос: должны выполняться все условия (1 вариант) или хотя бы одно из перечисленных (второй вариант).
Можно нажать Готово, чтобы пропустить остальные шаги, которые нам не понадобятся. Рекомендуется закрыть запрос и переименовать его.
По созданному запросу создаем отчет, как в п. 3. Обратите внимание на выбор названия таблицы на 1 шаге создания отчета.
После выполнения работы сохраните ее в свою папку под другим названием: Файл - сохранить как - имя файла.

Приложение 3. Варианты заданий

По всем заданиям составить отчеты и выполнить сортировку фамилий по алфавиту.
Составить запрос «Учащиеся без троек».
Составить запрос «Учащиеся без троек по русскому языку в 9 классах».
Составить запрос "Мальчики 7 класса"
Составить запрос "Девочки 8 класса"
Составить запрос "Мальчики 1999 года рождения".
Составить запрос "Девочки 2000 года рождения"
Библиография
Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб: Питер, 2010.
Пожарина Г.Ю. Свободное программное обеспечение на уроке информатики. - СПб, 2010.

A
Z



Заголовок 115