Урок-викторина на тему Первобытное общество


Тема: ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
(урок-викторина)
Цели: систематизировать знания учащихся о жизни первобытных людей, продолжить работу по формированию образного представления о развитии общества, закрепить навыки работы с хронологической таблицей, повторить исторические понятия.
Оборудование: карточки с заданиями, линия времени, даты, магнитная доска.
Эпиграф:
Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследием дорожим.
Он не умел горшка слепить из глины,
Боялся духов, выдуманных им.
В. Берестов
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Учитель говорит о временном промежутке, который ребята только что изучили. А для наглядности на доске показывает, сколько времени занимает первобытнообщинный строй в истории человечества:
Эпоха человеческого развития

2. Класс делится на группы, которые можно назвать, например: собиратели и охотники; земледельцы и скотоводы; вожди и старейшины и т. д.
II. Организация игровой деятельности.
1. Разминка-вертолина (ответить на вопрос, который выделен стрелкой).

2.Тестовые задания.
Тест пускается по кругу, и каждый член команды отвечает на два вопроса. Итогом задания является правильность выполнения и быстрота, с которой оно было сделано.
1. В каком первобытном коллективе главную роль играли родственные отношения?
а) в человеческом стаде;
б) в родовой общине;
в) в государстве.
2. В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одного»?
а) в человеческом стаде;
б) в родовой общине;
в) в государстве.
3. Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?
а) собирательство;
б) изобретение металлических орудий труда;
в) овладение огнем.
4. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?
а) цари;
б) жрецы;
в) старейшины.
5. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:
а) медь;
б) бронза;
в) железо.
6. Из чего первобытные люди делали одежду?
а) из шелка;
б) из льна;
в) из хлопка.
7. Первое домашнее животное, прирученное человеком:
а) корова;
б) лошадь;
в) собака.
8. Несколько родовых общин, живших в одной местности:
а) человеческое стадо;
б) племя;
в) соседская община.
9. В каком человеческом коллективе появилось имущественное неравенство?
а) в человеческом стаде;
б) в родовой общине;
в) в соседской общине.
10. С какого события ведется современное летоисчисление?
а) рождение Иисуса Христа;
б) основание Рима;
в) образование первого государства.
3. Исторические задачи.
«Счет лет в истории» (удобно использовать магнитную доску или отпечатанные задания для каждой группы. Задание делается также не только на правильность, но и на время.)
Задания:
1) Изобразить на линии времени 3000 год до н. э. и 2600 год до н. э. Что было раньше и на сколько? Какие это века?
2) Изобразить на линии времени 1500 год до н. э. и 133 год до н. э. Что было раньше и на сколько? Какие это века?
3) Изобразить на линии времени 766 год до н. э. и 395 год н. э. Что было раньше и на сколько? Какие это века?
4) Изобразить на линии времени 1792 год до н. э. и 410 год н. э. Что было раньше и на сколько? Какие это века?
5) Изобразить на линии времени 221 год до н. э. и 49 год до н. э. Что было раньше и на сколько? Какие это века?
6) Изобразить на линии времени 490 год до н. э. 476 год н. э. Что было раньше и на сколько? Какие это века?
Примечание. Пока группы делают это задание, ребятам, которые не работают в группах, можно задать дополнительные вопросы:
- Как называется человек современного типа , появившийся на Земле 40 тысяч лет назад? («Человек разумный»).
- Назовите науку, изучающую жизнь людей по вещественным источникам? (Археология).
- Какие еще источники вы знаете? (Письменные).
4. Игра «Археологи».
Ребятам предлагаются археологические находки, по которым они должны сделать как можно больше научных выводов. (Находки можно назвать словами, написать на карточках или изобразить в виде рисунков.)
Вариант I. Кострище, несколько косточек от животных, скребок, гарпун. (Это стоянка; люди, здесь обитавшие, умели добывать огонь; по толщине костра можно сказать: долго ли здесь жили люди; по костям - определить, на кого охотились эти народы; орудия труда были примитивными, занимались рыболовством.)
Вариант II. Останки человека, лежащего на боку, копье с медным наконечником, глиняный кувшин в изголовье. (Это захоронение; по всей вероятности, из племени охотников; люди умели изготавливать медные орудия труда; развивается ремесло, племя верило в загробную жизнь, т. е. религия зарождалась.)
5. Текст с ошибками.
Вариант I
Первобытному человеку пришлось преодолеть несложные испытания. Около 50 тысяч лет назад на Земле установился теплый климат. В Африке, Австралии за короткое лето лед и снег не успевали таять. Постепенно вечный ледник толщиной кое-где до двух сантиметров покрыл обширную территорию. Многие животные - слоны, бегемоты, жирафы - распространились по всей Земле. Люди выжили и поселились на материке Африка. Никаких достижений у них не было.
Ответ: первобытному человеку пришлось преодолеть суровые испытания. Около 50 тысяч лет назад на Земле теплый климат сменился холодным. В Европе, Азии, Северной Америке за короткое лето лед и снег не успевали таять. Постепенно вечный ледник толщиной кое-где до двух километров покрыл обширную территорию. Многие животные - слоны, бегемоты, жирафы - вымерли или ушли в теплые края. Люди выжили и расселились по материкам. Достижениями людей в этот период были умения изготовлять каменные орудия и пользоваться огнем.
Вариант II
Около 12 тысяч лет назад в природе ничего не изменилось. Похолодало, ледник стал быстро таять и отступать на юг. Приспособиться к новым условиям было легко и просто. Ломался тысячелетний уклад жизни. Пришлось осваивать охоту на крупного хищного зверя. Люди стали селиться в крупные пещеры, катакомбы. В поисках пищи племенам надо было оставаться на одном месте. Было изобретено первое механическое оружие - копье с каменным наконечником.
Ответ: около 12 тысяч лет назад в природе вновь наступили грандиозные перемены. Потеплело, ледник стал быстро таять и отступать на север. Приспособиться к новым условиям было нелегко. Ломался тысячелетний уклад жизни. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, ловить рыбу. Люди стали селиться в легких шалашах. В поисках пищи племенам надо было часто переходить на новые земли. Было изобретено первое механическое оружие - лук со стрелами.
Задания остальным учащимся. Закончить предложения.
1) Важнейшими занятиями древних людей были... (Охота и собирательство.)
2) Ученые считают, что родиной земледелия является ... (Передняя Азия.)
3) Изготовление различных изделий называют... (Ремеслом.)
4) Верования первобытных людей в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти называются ... (Религией.)
6. Логическая цепочка.
Задание выполняется на время. 1-й уровень - это задание более простое, 2-й уровень - задание в более сильном классе.
Определить последовательность событий.
1-й уровень
а) появление соседской общины;
б) объединение общин в племя;
в) формирование родовой общины;
г) образование человеческого стада;
д) появление первых государств.
Ответ: г); в); б); а); д).
2-й уровень
а) появление австралопитеков («южные обезьяны»);
б) появление неандертальцев;
в) появление «человека разумного»;
г) появление питекантропов («обезьянолюдей»);
д) расселение человека по всей планете.
Ответ: а); г); б); в); д).
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: в тетрадях нарисовать орудия труда ледникового периода и периода потепления.