Личностно-деятельностная основа в работе педагога-психолога по формированию и развитию творческого потенциала воспитанников ДТДМ


Личностно-деятельностная основа в работе педагога-психолога по формированию и развитию творческого потенциала воспитанников ДТДМ.
Л.Б.Талалаева, педагог-психолог, педагог дополнительного образования
МБУ ДО города Ростова-на-Дону
«Дворец творчества детей и молодежи»
Чтобы быть созидательной личностью, необходимо иметь четыре типа свободы: свобода для анализа и исследования, свобода для поиска и любознательности, свобода самовыражения и свобода быть самим собой (М.И.Штейн).
Условия для такой свободы детям предоставляет система дополнительного образования.
Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону создает благоприятные возможности для удовлетворения когнитивных и других потребностей детей за счет использования оптимальных моделей их свободного и всестороннего развития.
Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из главных задач системы дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Одним из важнейших условий формирования творческой направленности детей является разработка программ, которые соответствовали бы качественной специфике развития ребенка и учитывали внутренние психологические закономерности
его формирования.
Под влиянием исследований психологов в науке сформировалось новое понимание творческого ребенка; он не просто отличается от своих сверстников по каким-то признаками, он качественно иной.Такая позиция психологов позволяет и педагогам по-новому взглянуть на содержание образовательных программ направленных на развитие творческого потенциала детей. Одной из стратегий работы педагогов-психологов ДТДМ с воспитанниками является «обогащение содержания образования», включающий широкий спектр дидактических мер.
Обогащение содержания происходит благодаря включению в работу нашей службы корректирующих программ, которые реализуются для тех воспитанников, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности; развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы детей.
В практику нашей работы вошло создание интегративных программ в форме психолого-педагогических проектов, которые соединяют познавательные и эмоциональные компоненты и реализуются при тесном сотрудничестве педагога-психолога с педагогом дополнительного образования. Наши исследования показывают достаточно высокую эффективность такой совместной работы в диаде «Психолог – педагог», т.к. последние в своей работе чаще начинают использовать методы более подходящие для одаренных детей; они больше способствуют самостоятельной работе воспитанников и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.); эти педагоги больше ориентируются на творчество, поощряют воспитанников детского объединения к принятию риска.
Хочу назвать лишь некоторые проекты, разработанные и реализованные за последние два года: «Сказка ложь, да в ней намёк…», целью которого было в увлекательной форме познакомить педагогов и родителей с относительно новой системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности – сказкотерапией. «Творим волшебство», который разработан с целью оптимизации процесса воспитания и развития детей посредством творческой деятельности с использований методов арт-терапии.
В процессе этой работы широко используются личностно-ориентированные технологии.
Относительно общими основаниями для построения личностно-ориентированного обучения являются теоретические положения, сформулированные в свое время Л.С.Выготским [Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.5.- М., 1983.]:1. В основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.
2. Личный опыт воспитанника делается основной базой педагогической работы.
3. Если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при непосредственном влиянии на него через специальную среду.
4. Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды.
В работе по сопровождению воспитанников Дворца творчества используются различные технологии. Остановлюсь лишь на некоторых технологиях личностно-ориентированного обучения.
Технология коллективной мыследеятельности, методологической
основой которой являются разработки схем воспроизводства деятельности и строения мыследеятельности, предложенные еще в 50—70-х гг. прошлого столетия группой специалистов под руководством Г.П. Щедровицкого.
Технология коллективной мыследеятельности используется педагогами-психологами, так как позволяет организовать непрерывный процесс управления развитием потребностей и способностей ребенка. Она состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре основных этапа: ввод в проблемную ситуацию, творческая работа в микрогруппах, коллективное обсуждение проблемы, выход на новую проблему.
Системообразующим моментом этой технологии является рефлексия. В педагогической практике развивающего обучения анализ учебной проблемы на третьем этапе прекращается, поскольку проблема решена. Однако результативность обучения многократно возрастает, если поднять ребенка до осознания собственной и коллективной только что произведенной деятельности как конкретного выражения общих законов человеческой деятельности. Рефлексия позволяет осознать воспитаннику метод, который привел к этой активной познавательной деятельности.
Именно метод, понятый и освоенный ими, становится тем социокультурным результатом, который и позволяет по-новому строить свою творческую деятельность.
Технология самоисследования. Педагог, организующий самопознание и
самовоспитание детей, делает упор на их самоосознание, проникновение самим
ребенком в свой внутренний мир. Задача изучения личности решается в ходе этого процесса. Меняется педагогическая позиция: из наблюдателя педагог превращается в советника, консультанта, помощника.
В организационно-технологическом плане эта работа проводится нами по схеме.
Анализ психологической литературы позволил выделить следующие критерии сформированности «Я» воспитанника:
Самопознание (выделение себя из мира других людей) - точная ориентация в своей особенности
Самоосмысление - объективный самоанализ деятельности и поведения
Самопонимание - объективность позиций и оценок, самокритичность, требовательность к себе
Самоотношение - недовольство собой, знание своих достоинств и недостатков, чувство собственного достоинства
Саморегуляция - овладение культурой саморегуляции: самодисциплиной, самоконтролем, самообладанием, самоограничением
Самокоррекция - готовность и способность исправлять ошибки, переделывать
некачественную работу
Самосовершенствование - мотивация, содержание, устойчивость и эффективность
работы над собой
В процессе отслеживания сформированности «Я» воспитанника используются такие методики как: психодиагностика тревожности и конфликтности, экстра-интровертивности, методики оценки самовоспитания личности, психологические методики «Личность и деятельность», методики самозамещения и взаимозамещения: «Я на твоем месте», «Ты на моем месте», экспертная оценка (качества работы, поступков…), планы и программы работы над собой.
В рамках использования этой технологии воспитанниками в процессе занятий и тренингов выполняются разнообразные творческие работы. Например: «Ценности моей жизни»; «Я и мое будущее»; «Главные слагаемые успеха в жизни»; «Мир моих увлечений»; «Мир моих слабостей»; «Ответственность в деле»; «Мои достоинства и недостатки» и др.
Технологии поддержки ребенка. Основной задачей стоящей перед человеком, работающим с творческим ребенком, оказывать помощь ему в его личностном росте. Иначе говоря, эта работа сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье.
Как показывает наша работа, педагог может создать в работе с одаренными детьми атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:
- на всем протяжении образовательного процесса демонстрировать детям свое полное доверие к ним;
- помогать воспитанникам формулировать цели и задачи предстоящей деятельности;
- исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;
- быть для всех воспитанников источником разнообразного опыта, к которому можно всегда обратиться;
- чувствовать эмоциональный настрой группы, отдельного ребенка и принимать его;
- быть активным участником группового и субъект – субъектного взаимодействия;
- открыто выражать свои чувства;
- стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого ребенка;
- хорошо знать себя и свои возможности.
Таким образом, основными показателями технологий поддержки выступают: внимательное, приветливое отношение к ребенку, доверие к нему, взаимопонимание и сотрудничество, использование деятельностного содержания, позитивная оценка достижений.
Для реализации педагогами-психологами разрабатывается активизирующий и развивающий комплекс содержания, форм и методов работы с воспитанниками: содержание обучения рассматривается не как самодовлеющая цель, а как средство развития ребенка; в процессе деятельности осваиваются обобщенные знания, умения, способы мышления; осуществляется интеграция и вариативность; используется положительная стимуляция и психологическая коррекция.
В нашей работе применяются и другие технологии личностно-
ориентированного характера: технология уровневой дифференциации,
технология коммуникативного обучения, технология перспективно-опережающего обучения, технология саморазвивающего обучения и др. Выбор каждой подчиняется одной цели – обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития творческой направленности личности ребенка, который является не просто субъектом образовательного процесса, а субъектом приоритетным.
Технологии, используемые в работе с творческими детьми должны характеризоваться антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью, а в качестве своей цели иметь разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. Любая из этих технологий должна создавать новый продукт: субъективно новое знание или личностное новообразование.