Статья Внедрение технологии позиционного обучения

Технология позиционного обучения
В настоящее время развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение. Чем обусловлено такое направление педагогической науки и практики?  Что нужно современному ученику для того, чтобы чувствовать себя комфортно в жизни?  Какую роль должно играть образование, чтобы подготовить образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью?
 Общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Какие условия для этого необходимы? Прежде всего возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким  образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
     Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс позволяет решать эти вопросы. Одной из таких технологий является метод позиционного обучения.
     Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один  из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения учащихся для работы с текстами.
В практике работы каждого преподавателя значительное место занимают тексты. Тексты разноплановые и разножанровые: научные, художественные, публицистические, учебные. Самым популярным, пожалуй, является научный текст. Традиционные приемы работы с научным текстом довольно часто репродуктивны: передача содержания, ответы на вопросы. И даже при использовании продуктивных форм работы  аналитическое чтение, реферирование, аннотирование  несомненную трудность представляет придание этой работе личностно-ориентированного, субъектного характера. Одним из возможных решений этой проблемы является «позиционное чтение».
Основные задачи технологии позиционного обучения:
конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Дидактические особенности технологии:
обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;
создаются условия для вариативности и дифференциации;
используется положительное стимулирование обучающихся;
формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.
    Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.
    В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Педагогическая идея метода  обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текста.

Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих этапов:
Подготовительный, который включает:
подготовка преподавателем достаточного количества копий учебного текста,
глубокое изучение текста,
подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста;
2. Организационный:
деление учащихся  на группы,
 распределение позиционных ролей между группами: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от изучаемого материала. Для творческой интерпретации обсуждаемого текста, можно добавить позиции «поэзия», «театр»;
3. Позиционное чтение:
группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли,
 вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации;
4. Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции:
 каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию,
группа отвечает на вопросы  учащихся и преподавателя.
Позиционное обучение на учебном занятии начинается с чтения учебного текста. Учащиеся делятся на группы (от 1 до 5 чел.), выбирают одну из позиционных ролей, предложенных преподавателем: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ». Для творческой интерпретации обсуждаемого текста возможно добавить позиции «поэзия», «театр».
Задачи групп следующие:
· «тезис»  выделить и обосновать основные тезисы текста;
· «понятие»  определить основные понятия данного текста;
· «схема»  представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;
· «оппозиция»  высказать возражение к основным положениям текста;
· «апологет»  показать позитивное значение текста, поддержать идеи автора;
· «метод»  ответить на вопрос: «Каким методом пользовался автор, донося свою мысль до читателя?»
· «ассоциация»  предъявить те ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы, детские воспоминания и т.д.);
· «символ»  выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста;
· «поэзия»  донести содержание текста в стихотворной форме;
· «театр»  донести содержание средствами театра (драма, оперетта, триллер, пантомима).
Студентам отводится определенное время для чтения текста в группах (время чтения определяется объемом текста), выработки предложенной позиции и ее презентации. Группам «схема» и «символ» предоставляется возможность оформить свою позицию на доске или листе ватмана.

Как показывает практика, 20 минут  достаточное время для чтения и подготовки позиции по тексту 5–7 страниц, с более объемными текстами (монографии, главы книг) подготовка позиции возможна во внеаудиторное время.
Презентация позиции имеет свою ритуальность: каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию. На этапе «защиты позиции» большое значение приобретает роль преподавателя (иногда преподавателей) в организации и управлении групповой дискуссией.
Следует отметить значительный обучающий и воспитательный потенциал метода. Он позволяет не только глубоко изучить учебную или научную информацию, но и сформировать системные представления о ней, развивает умения аргументации, ведения дискуссии, коммуникативную компетентность.
Метод основан на принципе двуплановости обучения: план ученика представляет собой увлекательную творческую разработку и эмоциональную защиту определенной позиции, план преподавателя  организацию эффективного усвоения учебного материала. Кроме того, нельзя не отметить, насколько позитивным и эмоционально ярким становится занятие с использованием позиционной технологии.
Нам представляется, что методический арсенал позиционных технологий достаточно широк и может активно использоваться в учебном процессе.
К достоинствам позиционного подхода следует отнести высокую мотивацию общения, возможность выразить личное отношение к учебной информации, формирование навыков ведения дискуссии, развитие креативности, высокую эмоциональность, углубление познавательных мотивов учения, повышение самооценки учащихся.








МБОУ «Средняя школа №3», Учитель начальных классов Пластинина Е.В.

13PAGE 15


13PAGE 14115