Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда.


Использование песочной терапии
в коррекционной работе учителя-логопеда.
Что нужно для игры в песок?
А нужно в сущности так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропало.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор.
Возьмём в игру подобно Богу
И создадим свой мир чудес.
Дмитрий Фролов
История метода «Песочная терапия»
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими и научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе и логопеду. Это традиционные игры с песком. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку. Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой, способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, одним взмахом ладошки изменяя ее направление. В песочных картинах заложен важнейший психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений.Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Как правило, дети с речевыми расстройствами страдают отсутствием к обобщению, плохо считают, плохо ориентируются в пространстве. Сочетание песочной терапии и использование дидактических игр позволяет обогатить словарь ребенка, уточнить знание о предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям: игрушки, посуда,животные и т. д. Одним из важных условий успешного формирования речевой деятельности, является эмоциональный фон ребенка, его настроение, уровень включенности в процесс занятия. Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы.)
Песочная терапия позволяет развивать:
фонематический слух и восприятие;
автоматизировать корригируемые звуки;
активизировать мыслительные процессы;
развивать графические навыки;
расширять и активизировать словарный запас;
формировать лексико-грамматические категории языка;
развивать мелкую моторику рук;
развивать тактильно-кинестетические ощущения.
Песочница состоит из коробки 40х30х10,обклеенной оракалом голубого цвета, символизирующий воду.
Как играть с песком в песочнице в логопедическом кабинете? -Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)
-Создать отпечатками ладоней, кулачков, пальцами всевозможные причудливые узоры на песке. - «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы». -Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок. -Ладони погружены в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка.
Артикуляционная гимнастика
С помощью песка можно проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику.Актуальность сопряженной гимнастики определяется тем, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, ребёнок учится концентрировать своё внимание, кисти рук и пальцы приобретают силу, облегчается овладение навыками письма. Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку» Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка. Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении. Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении. -Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку. -Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
Автоматизация звуков
-Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук.
-Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы, произнося коррегируемый звук. -Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком, произнося корригируемый звук. Развитие фонематического слуха . Подбирать из набора предметов только те, в названии которых есть заданный звук. Формирование слоговой структуры слова.
Следы на песке. Сделать следы на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.
Совершенствование лексико-грамматических категорий.
Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн. ч.
Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий: предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед); приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили) наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро). Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр помогает развитию связной речи, поскольку происходит «оречевление» действий, развивается логическое мышление, формируется грамматический строи речи.
Таким образом , единство коррекционных задач делают метод песочной терапии особой формой взаимодействия в диаде «ребенок-логопед», позволяют обеспечить вариативность ситуаций речевого взаимодействия детей, стимулируют их активность.
Учитель - логопед
Суярова М.У.