Упражнения в лазании, переползании, равновесии

Методическая разработка конспекта урока физической культуры:
Упражнения в лазании, переползании, равновесии

ТЕМА УРОКА: Упражнения в лазании, переползании, равновесии. [4].
АКТУАЛЬНОСТЬ: Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является больший акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием прежде всего разнообразных координационных способностей, а также кондиционных. Большое внимание на каждом уроке уделяется воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, смелость, решительность и настойчивость вовремя выполнения физических упражнений, а также содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.). Упражнения в лазании, переползании, равновесии входят в программный материал 1-11 классов, имеют большое значение в физическом воспитании школьников [2]:
большое разнообразие упражнений в равновесии и лазании в вертикальном положении содействуют укреплению мышечного корсета, а упражнения в ползании и лазании в горизонтальном положении дает возможность разгрузки позвоночника, что создает хорошие предпосылки для формирования у детей правильной осанки;
данные упражнения находят все большее применение в прикладных видах гимнастики (профессионально-прикладной, военно-прикладной, спортивно-прикладной);
для этих упражнений используются разнообразные снаряды и инвентарь (гимнастическая скамейка и бревно, гимнастическая стенка и наклонная лестница, обручи, закрепленные на гимнастической стенки для пролезания с пролета на пролет стенки, набивные мячи для работы на повышенной ограниченной опоре, шнур для подползания под него и др.) с целью предоставить учащимся разноуровневый по сложности и трудности усвоения материал программы, тем самым стимулируя стремления ученика к своему личному физическому совершенствованию, повышения активности, радости от занятий физическими упражнениями.[3,8].
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ замысла урока состоит, во-первых, в применении игрового метода на любом этапе обучения. Так, на этапе разучивания упражнений с младшими школьниками использую упражнения подражательного характера (при перешагивании через мяч - шагаем, как цапли). Данные образы помогают составлять правильное представление, что способствует повышению сознательности детей в процессе обучения. А на этапе углубленного разучивания двигательного действия большое значение имеет формирование у детей представления о прикладном значении упражнения (при обучении ползанию предлагаю учащимся роль солдат). Во-вторых, в применении различных вариантов сочетания инвентаря и оборудования, что создает условия для обеспечения учебной деятельности учащихся с учетом уровня обучаемости и позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям ребенка.
ЦЕЛЬ УРОКА: Обеспечить овладение занимающимися на уровне «закрепления элементарных двигательных умений и формирования навыка» упражнениями в лазании, переползании, равновесии, а также развитие физических и личностных качеств, характерных для гимнастических упражнений, формирование необходимых знаний для их успешного освоения.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Содействовать формированию навыка в выполнении лазания по гимнастической скамейке в горизонтальном и наклонном направлениях способами «в положении лежа на животе», «в упоре стоя на коленях», «в упоре стоя согнувшись»; лазания по гимнастической стенке в вертикальном и наклонном направлениях с одновременным перехватом рук и переступанием ног; переползания способом «по-пластунски»; упражнений в равновесии на повышенной и ограниченной по ширине опоре.
Содействовать развитию силы, быстроты, координационных способностей, применительно к упражнениям в лазании, переползании, равновесии.
Содействовать воспитанию волевых качеств (смелости и решительности, настойчивости), характерных для упражнений в лазании, переползании, равновесии.
Содействовать формированию знаний о способах и особенностях упражнений в лазании, переползании, равновесии, их прикладном, оздоровительно-развивающем и воспитывающем значении.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, достигаемые в ходе изучения темы «упражнения в лазании, переползании, равновесии» отражают [9,10]:
воспитание волевых качеств посредством усложнения условий выполнения учебных заданий, обеспечивающих психологическую готовность организма к овладению упражнениями в лазании, переползании, равновесии, с учетом индивидуальных личностных свойств учащихся;
формирование умения длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности, умения передвигаться легко, красиво, непринужденно.
развитие навыков сотрудничества при выполнении совместных с другими детьми заданий по овладению упражнениями в лазании, переползании, равновесии, находить адекватные способы взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, достигаемые в ходе изучения темы «упражнения в лазании, переползании, равновесии» отражают [9,10]:
формирование первоначальных представлений о прикладном значении упражнений в лазании, переползании, равновесии как средстве физической культуры и возможности их применения в повседневной жизнедеятельности;
приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, выбирать соответствующие оборудование и инвентарь, а также одежду для занятий гимнастическими упражнениями, обеспечивая безопасность в рамках различных условий их выполнения;
формирование первоначальных представлений о способах наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок и использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, достигаемые в ходе изучения темы «упражнения в лазании, переползании, равновесии» отражают [9,10]:
формирование первоначальных представлений о оздоровительно-развивающем, прикладном и воспитывающем значении упражнений в лазании, переползании, равновесии и их влиянии на развитие человека;
овладение выполнением упражнений в лазании, переползании, равновесии и необходимыми знаниями об особенностях и способах их выполнения.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ. Управлять учебной деятельностью учащихся учитель может посредством контроля и оценивания универсальных учебных действий детей с учетом их личностного развития: познавательных результатов (знаний о связи упражнений с укреплением здоровья, о прикладном значении упражнений в лазании, переползании, равновесии), регулятивных результатов (умением организовывать свою учебную деятельность) и коммуникативных результатов (умением интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми) [6].
Предметные результаты отражают опыт учащихся, который приобретается ими в процессе освоения темы. Личностные результаты проявляются в положительном отношении учащихся к занятиям, достижении личностно значимых результатов. Метапредметные результаты характеризуются формированием универсальных учебных действий, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в повседневной жизнедеятельности учащихся, в том числе и овладение различными способами выполнения упражнений в лазании, переползании, равновесии.
В ходе урока использованы следующие методы контроля:
методы практического контроля в форме педагогического наблюдения: выявление степени правильности и прочности усвоенных умений, выявление ошибок учеников и установление готовности учеников к усвоению нового материала;
методы устного контроля в форме контрольной беседы, описания упражнения, рассказа учеником (с помощью слова осуществляется руководство процессом и воспитания: ставятся задачи, сообщаются знания, направляется поведение учащихся, анализируется и оценивается их деятельность).
Методы практического самоконтроля в виде выполнения двигательных действий используются учеником для прослеживания результативности обучения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОКЕ:
здоровьесберегающие технологии [1,7,11]: использование оптимальной дозировки (объема и интенсивности применяемых нагрузок) и выбор средств обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья;
технологии разноуровнего обучения [5,11]: создание условий для выполнения учебных заданий различного уровня сложности посредствам выбора способа выполнения упражнения и инвентаря (например, в рамках начального уровня сложности – выполнить передвижение по гимнастической скамейке с различным положением рук; в рамках повышенного уровня сложности – выполнить передвижение на ограниченной по ширине опоре – перевернутой гимнастической скамейке, а также переноска предметов в руках и на голове);
технологии коллективного обучения [2,3,6]: организация групп учащихся с целью развития навыков сотрудничества при выполнении совместных с другими детьми заданий по овладению упражнениями в лазании, переползании, равновесии, а также во время подготовки мест занятий и последующей уборки инвентаря;
компьютерные технологии: использование ЭОР в рамках урока (демонстрация слайдов с последующим выполнением их содержания: упор стоя на коленях, упор стоя согнувшись и др.)
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: гимнастический зал размером 24х12 м.
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ:
гимнастические маты – 12 шт.
кубики – 4-5 шт.
гимнастическая стенка – 4-6 пролетов,
наклонная гимнастическая стенка – 1шт.
гимнастическая скамейка длиной 4 м – 6 шт.

гимнастическое бревно высотой до 60см – 1 шт.
обручи диаметром 1м – 2 шт.
набивные мячи весом 1-2кг – 4-6шт.
лента-ориентир – 1 шт.
ТСО – музыкальный центр с дисками МР 3, мультимедийный проектор – 1 шт.


Частные задачи к конкретным видам деятельности
Содержание учебного материала
Дозировка
Организационно-методические указания

Вводно-подготовительная часть – 12-13 минут.

Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию.
1. Организованный вход в зал в колонне по-одному с последующим построением учащихся в одну шеренгу, обмен приветствиями.
25-30
сек

Требовать от учащихся согласованности действий, быстроты и четкости выполнения команд.

Создать целевую установку на достижение конкретных результатов предстоящей деятельности.
Содействовать профилактике травматизма.

2. Сообщение задач занятия учащимся с разъяснением правил техники безопасности при выполнении упражнений.

25-30
сек


Обеспечить предельную конкретность и смысловую емкость задач занятия и правил ТБ, доступность понимания их формулировок учащимся.
Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения правильной осанки при всех видах передвижений, в исходных и конечных положениях в ОРУ.

Организовать учащихся к выполнению упражнений в передвижении
3. Перестроение в колонну по-одному поворотом на месте и ходьба в обход зала с размыканием на дистанции в два шага.
15-20
сек
Выполнять перестроение и передвижение по команде и под счет учителя.


Содействовать общему «разогреванию» и постепенному введению организма учащихся в активную двигательную деятельность (упр. 3. - 8.).
Способствовать профилактике нарушений осанки и плоскостопия (упр. 4.).
4. Передвижение в ходьбе в колонне по-одному противоходом, змейкой:
- на носках, руки вверх;
- на пятках, руки за голову.
1 мин

по 20-30 м каждым из способов передви-жения

Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции, правильного положения рук при передвижении.
Смену направления движения и способа передвижения выполнять по команде учителя.

Активизировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма (упр. 5.).
5. Передвижение в беге в колонне по-одному противоходом, змейкой.
до 2
мин

Акцентировать внимание учащихся на необходимость самоконтроля за техникой бега.
Выполнять в умеренном равномерном темпе под музыкальное сопровождение.

Содействовать оптимизации ритма дыхания и ЧСС.
6. Упр. в глубоком дыхании при передвижении в ходьбе.
30-40
сек
Акцентировать внимание учащихся на ритме дыхания.

Организовать учащихся к выполнению общеразвиваюших упражнений.
7. Перестроение из колонны по одному в колонну по три одновременным поворотом налево в движении.
30-40
сек

Выполнить перестроение по команде учителя.
Ориентировать учащихся на размыкание на дистанции и интервалы в три шага.

Обеспечить функциональную готовность организма к действиям по овладению упр.ми в лазании, переползании, равновесии.

Способствовать формированию правильной осанки.
8. Общеразвивающие упр.:
I. И.п. – стойка, руки на пояс:
1 – наклон головы вперед;
2 – выпрямиться в и.п.;
3 – наклон головы вправо;
4 – выпрямиться в и.п.;
5-6 – повторить счет «1-2»;
7-8 – повторить счет «3-4» влево.
до 5 мин.

4-6 раз



Выполнять под музыкальное сопровождение.
Акцентировать внимание учащихся на выполнении с максимальной амплитудой движений.
Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр. 1 и 2.

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани шеи и головы и подвижности в шейном отделе позвоночника
(упр. 8.1, 8.2).

II. И.п. – то же:
1 – поворот головы направо;
2 – поворот головы в и.п.;
3-4 – повторить счет «1-2» налево;
5-6 – дугой вперед поворот головы влево;
7-8 – вернуться в и.п.;
9-16 – повторить счет «1-8» в другую сторону.
2-3 раза





Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани
III. И.п. – стойка, руки на пояс, плечи кверху.
1-4 – 4 круга плечами назад.
2-3 раза
Максимально свести лопатки в сочетании с движениями руками назад.

рук и подвижности в суставах (упр. 8.3, 8.4, 8.5).
IV. И.п. – о.с.:
1 – руки в стороны-книзу, кисть кверху;
2 – руки в стороны, кисть книзу;
3 – руки в стороны-кверху, кисть кверху;
4 – руки вверх, кисть книзу;
5-8 – повторить счет «1-4», руки дугами внутрь вниз.
1-2 раза

Ориентировать учащихся на активные движения руками в лучезапястном суставе.


V. И.п. – стойка, руки в стороны:
1 – согнуть пальцы в кулак;
2 – разогнуть пальцы в и.п.
4-6 раз


Акцентировать внимание на широко расставленные пальцы в исходном и конечном положениях.

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища и подвижности в суставах (упр. 8.6, 8.7)
VI. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс:
1 – наклон вправо, левая рука вверх;
2 – выпрямиться в и.п.;
3-4 – повторить счет «1-2» влево, правая рука вверх.
4-6 раз

Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр..
Наклон выполнять точно в сторону.



VII. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс:
1 – поворот туловища направо, левая рука вперед;
2 – поворот туловища в и.п., рука на пояс;
3-4 – повторить счет «1-2» налево, правая рука вперед.
4-6 раз

При повороте стопы от опоры не отрывать.


Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища и ног и подвижности в суставах (упр. 8.8, 8.9).
VIII. И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх:
1 – наклон вперед-книзу;
2 – выпрямиться в и.п.

6-8 раз

Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр.. Ноги в коленях при наклоне не сгибать. Выполнять до касания опоры пальцами рук или ладонями.


IX. И.п. – стойка, руки в стороны:
1 – согнуть правую вперед, хлопок ладонями под ногой;
2 – приставит правую в и.п., руки в стороны;
3-4 – повторить счет «1-2» левой.
4-6 раз



При махе ногой не допускать наклона вперед.




Основная часть – 25-26 минут.

Содействовать формированию навыка в сохранении положения стойки на повышенной опоре, развитию способности к ориентированию в пространстве в условиях игры.
9. Игра «Белка на дереве».
Играющие («белки») передвигаются врассыпную по залу, убегая от водящих. В случае опасности – приближении водящего – могут «найти спасение» на «дереве», заняв место на гимнастической скамейке. Пойманный водящим игрок становится новым водящим (или отходит в сторону).
1,5-2 мин
Предварительно выбрать водящих и оговорить правила игры. Расставить гимнастические скамейки. Начинать игру по сигналу учителя. Во время игры при передвижении не допускать столкновения, резких толчков. По окончании игры занять места при первоначальном построении.

Проверить степень овладения положениями – упор стоя на коленях, упор стоя согнувшись, применительно к лазанию по гимнастической скамейке.
10. Демонстрация слайдов с последующим выполнением их содержания.
по 1-2 раза
Использовать ИКТ. Акцентировать внимание учащихся на положении звеньев тела, постановку ладоней на опору в упоре.

Восстановить умение в выполнении передвижения разноименным и одноименным способами, применительно к лазанию (упр. 11.1, 11.2).
11. Передвижение в упоре стоя на коленях по полу:
Упр. 1. И.п. – упор стоя на коленях:
1 – шаг правой в сочетании с движением правой руки вперед;
2 – приставить в и.п.;
3-4 – повторить счет «1-2» левой.
по 2-3 раза
При передвижении колено приподнимать, а носок прижимать к полу. Акцентировать внимание учащихся на одновременных движениях руками и ногами.


Упр. 2. И.п. – упор стоя на коленях:
1 – шаг правой в сочетании с движением левой руки вперед;
2 – приставить в и.п.;
3-4 – повторить счет «1-2» левой ногой и правой рукой.



Восстановить умение в выполнении соскока, применительно к упр.м в равновесии, в облегченных условиях (упр. 12.1, 12.2).
12. Упр. 1. Из и.п. – полуприсед с наклоном вперед, руки назад:
1 – выпрыгивание прогнувшись вверх-вперед толчком двумя;
2 – приземление в полуприсед, руки в стороны-вперед-кверху.
2-3 раза



Выполнять из положения стоя на полу.
Акцентировать внимание учащихся на устойчивом, мягком приземлении с постановкой стоп перекатом с носка на всю стопу.



Упр. 2. То же, но из и.п. – стоя правая перед левой.
2-3 раза
Акцентировать внимание учащихся на возможности применения способа на ограниченной по ширине опоре.


13. Преодоление полосы препятствий:



Выполнять по круговому методу организации деятельности учащихся. Предварительно перестроить учащихся «по станциям».

Содействовать формированию навыка в выполнении лазания по гимнастической скамейке в положении упора стоя и гимнастической стенке.
«1 станция» - лазание
I. 1. по горизонтальной гимнастической скамейке «в упоре стоя на коленях»,
2.по наклонной гимнастической стенке с переходом на вертикальную гимнастическую стенку,
2-3 раза
Лазание выполнять одноименным и разноименным способами с одновременным перехватом рук и переступанием ног.
Акцентировать внимание учащихся на хвате руками за гимнастические снаряды.


3.по вертикальной гимнастической стенке вверх с последующим передвижением в сторону и вниз.
II.1.по наклонной гимнастической скамейке «в упоре стоя согнувшись» с переходом на гимнастическую стенку,
2. по вертикальной гимнастической стенке вверх с последующим передвижением в сторону, пролезая в обруч, и вниз.

Лазание по гимнастической стенке верх выполнять до касания ленты-ограничителя, передвижение в сторону выполнять приставными шагами.

Обруч закрепить поперек на стыке пролетов гимнастической стенки.

Содействовать формированию навыка в выполнении лазания по гимнастической скамейке в положении лежа на животе и переползания.

«2 станция» - лазание, переползание
1. подтягивание по горизонтальной гимнастической скамейке «в положении лежа на животе» одновременным перехватом рук,
2. переползание способом «по-пластунски»,
3. подтягивание по горизонтальной гимнастической скамейке «в положении лежа на животе» попеременным перехватом рук.
2-3 раза
Не допускать прогибания при выполнении лазания и поднимания таза в переползании.


Содействовать формированию навыка в выполнении
упражнений в равновесии в передвижении на ограниченной по ширине опоре и повышенной опоре.
«3 станция» - равновесие
1. ходьба по линии на полу с перешагиванием через кубики, руки на пояс,
2.ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч, руки на пояс, с последующим соскоком вперед прогнувшись,
2-3 раза
Акцентировать внимание учащихся на необходимости сохранения правильной осанки. По мере овладения упр.ми можно усложнить путем введения дополнительных заданий – переноска предметов в руках, на голове.


3. ходьба по перевернутой гимнастической скамейке, руки в стороны, с последующим соскоком вперед прогнувшись,
4. ходьба по гимнастическому бревну высотой до 60 см с перешагиванием через набивные мячи, руки в стороны, с последующим соскоком вперед прогнувшись.



Заключительная часть – 4-5 минут.

Содействовать оптимизации функционального состояния организма занимающихся.



10. Построение учащихся врассыпную по залу и выполнение упражнений на расслабление групп мышц посредством игры «Море волнуется – раз»: учащиеся выполняют упражнения, хором произнося слова: «Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура на месте замри!»; по окончании слов играющие принимают какое-либо положение, а водящий выбирает понравившуюся ему фигуру, и выбранный участник становится новым водящим.
до 3 мин.


Использовать игровой метод организации деятельности учащихся.
Предварительно выбрать водящего.
Выполнять упражнения по показу учителя и водящего.
По окончании игры подвести итоги.

Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности.
11. Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока: выявление мнений учащихся о результативности их деятельности, обобщение высказываний учащихся, оценка степени решения задач, выделение лучших.
до 2 мин.
Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на занятии.










13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 115