Выступление на семинаре по теме: Межпредметное интегративное погружение в начальных классах


СЛАЙД 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
С Айной Мурадбековной мы хотим представить вашему вниманию опыт начальной школы по теме: «Межпредметные интегративные погружения в начальных классах».
Новейшие технологии в последнее время все более распространяются там, где, по словам ученого, разработчика метода интегрирования Ричарда Фейнмана, «еще много места», т.е. на наноуровне. Они уже стали и будут становиться все более наукоемкими, концентрируя, интегрируя в себе достижения многих наук.
_____________________________________________________________________________
СЛАЙД 2
Основными факторами межпредметной интеграции в школьном образовании являются:
Общенаучные понятия
Игра
Метод тематического погружения
История науки и техники
Актуальность техно- предпринимательства
_____________________________________________________________________________
СЛАЙД 3
Среди образовательных функций МИП можно выделить:
Расширение социокультурного, знаниевого и эмоционального контекстов;
Вариативность, гибкость и модульность индивидуальных и групповых образовательных маршрутов; -
Продвижение к целостности мировосприятия;
Продуктивное творческое взаимодействия в командах постоянного и сменного составов;
Освоение знаний и навыков в личностно- и социально-значимом проживании образовательного действа.
__________________________________________________________________________
СЛАЙД 4
При подготовке и проведении МИП педагог выступает не как учитель, а имеет роль:
- Участника межпредметного методического объединения педагогов, разрабатывающего МИП;
- Собирателя и аналитика научной и методической информации по своей области знания в конкретном контексте тематической межпредметности разрабатываемого «погружения»;
- Методиста-разработчика своих занятий в МИП;
- Куратора какого-либо направления в общей подготовке МИП.
- Педагога- консультанта,
- игротехника,
-организатор среды,
-Сопровождающего группы учащихся и/или ведущий каких-либо учебных занятий;
-Исполнителя роли какого-либо персонажа в общей сюжетно-ролевой игре МИП;
_________________________________________________________________________
СЛАЙД 5
МИП имеет определенную структуру:
1.Мотивационный старт (введение в погружение).
2.Погружение (блок занятий, мастерских).
3.Деловая игра (итог).
__________________________________________________________________________
СЛАЙД 6
Существуют различные модели «погружения»:
1. «Погружение» как модель интенсивного обучения с применением суггестивного (внушающего) воздействия.
2. «Погружение» как модель длительного занятия одним или несколькими предметами.
Мы остановились на второй модели
- длительное специально организованные занятия одним или несколькими близкими предметами.
_______________________________________________________________________
СЛАЙД 7
Это направление выражается в многочисленных формах:
«погружение» в сравнение,
межпредметные «погружения»
метапредметные «погружения»,
эвристические «погружения»
выездные «погружения»
«погружения» в образ
«погружение» как средство коллективного способа обучения
«погружение» в культуру.
_____________________________________________________________________________
СЛАЙД 8
Мы стали заниматься некой интеграцией этих подходов, взяв элементы, помогающие создавать условия для повышения мотивации обучающихся в рамках нашей модели и образовательного учреждения.
Какие проблемы мы пытались разрешить?
- отсутствие понимания целостности окружающего мира у детей;
- мы хотим связать учебный материал с жизнью, помочь увидеть детям практическое воплощение изучаемого материала в школе;
- желание оживить изучаемые предметы, разорвать монотонную предсказуемую учебу (не случайно дети ждут от этого дня праздника!).
_____________________________________________________________________________
СЛАЙД 9
Неделя погружения – это составная часть учебно-воспитательного процесса, который основывается на интеграции развивающих образовательных технологий, опирающийся на системно-деятельностный подход и обеспечивающий технологическую гибкость образовательного процесса. .
Неделя погружения – это образовательное событие.
В ходе этой недели учащиеся могут стать участниками уроков
межпредметной или метапредметной направленности,
творческих мастерских,
лабораторий,
интеллектуальных игр,
встреч с интересными людьми,
экскурсий,
мастер-классов и т.д.
_____________________________________________________________________________
СЛАЙД 10
Главное, чтобы сохранялись принципы педагогической деятельности недели погружения, как:
Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
_____________________________________________________________________________
СЛАЙД 11
Ожидаемые результаты проведения погружений:
•отработка оснований осознанного самостоятельного выбора и ответственности за него;
•развитие коммуникабельности, умения сотрудничать; создание широкого круга толерантного неформального общения
•совершенствование образовательного пространства школы;
•воспитание у обучающихся интереса к познанию мира;
•профессиональный рост педагогов школы.
_____________________________________________________________________________
СЛАЙД 12
В нашей школе проведены тематические Недели, декады погружений на темы «Книга» , «Война и мир», «Береста», «Время. Измерение времени.». Все учащиеся начальных классов школы были задействованы в этих мероприятиях.
_____________________________________________________________________________
СЛАЙД 13
Условно недели МИП можно разделить на блоки, на примере недели погружения по теме «Книга»:
1 блок Мотивационный старт. Заключается в инсценировании театрализованной композиции
СЛАЙД 14
2 блок Проблемно-информационный блок пр.), который включает в себя тематические занятия, интегративные уроки, уроки- экскурсии и Просмотр презентаций к видеоурокам
-«Структура книги»;
- «История создания книги»;
-«Моя электронная книга».
Викторины
Конкурс рисунков
Рейд родителей «Живи, книга!»
Конкурс чтецов
Акция «Береги Книгу».
Мероприятия детской библиотеки по теме МИП.
Экскурсия по улицам Книгограда.
Экскурсия в городской музейно-выставочный центр –
Главные книги о Когалыме, Книга Почёта города Когалыма.
Создание «глиняных табличек» - первые пробы письма (на табличках из пластилина)
Создание Книги Мудрости «О Книге»
(пословицы, поговорки, кроссворды, загадки)
Выставка «Моя любимая книга»
Иллюстрации к русским народным сказкам,
создание титульного листа .СЛАЙД 15
3 блок Исследователь-ский, экспериментально-прикладной, проектный блок (лаборатории, мастерские, проектные группы и пр.) предполагает организацию работы мастерских по созданию сказок. Создание музея.
По теме «Книга» были проведены:
Лаборатория Умельцев. Послание в будущее – письмо в рисунках.
Типография Изготовление книжки-малышки из заготовок.
Мастерская Электроника Собирание картинок (пазлы) в электронном виде по известным произведениям детских писателей.
СЛАЙД 16
4 блок эмоционально-ценностный и познавательно-игровой блок (межпредметные интегративные «погружения», деловые игры и пр.) Была проведена сюжетно-ролевая игра по станциям «Путешествие в Книгоград».
СЛАЙД 17
5 блок итогово-рефлексивный блок (разнообразные по форме самоотчеты учащихся и учителей) Создали I том «Книга о книге»
Составили фото -, видеоотчёты.
СЛАЙД 18
В неделю погружения по теме «Война и мир» были проведены интегрированные уроки. На переменах звучала соответствующая музыка, организована выставка рисунков и плакатов, звучали стихи, проведены классные часы, на которые были приглашены гости, рассказавшие много интересного о войне и мире. Проведен митинг «И помнит мир спасенный».
_____________________________________________________________________________
СЛАЙД 19
Неделя погружения «Береста» была спланирована таким образом, что погружение в тему проходило не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях.
Учащиеся нашей школы посетили музейно выставочный центр, городскую детскую библиотеку, предприятия города. Помимо необычных уроков Неделя погружения состояла из различных внеклассных мероприятий: театральное представление сказки « Волк и семеро козлят» на новый лад, зажигательный флеш – моб ,внеурочное мероприятие на тему: «Береста», участвовали в интеактивных играх, квестах. Учащиеся с большим желанием работали в мастерских по обработке бересты и изготовили поделки из этого материала.
_____________________________________________________________________________СЛАЙД 20
Реализовали проект «Русская береста» на городском уровне в музейно-выставочном центре учащиеся 2 Б, учащийся 3 «Г» класса Педюра Алексей продолжил работу над индивидуальным проектом «Чудо русская береста» и на городском конкурсе проектов «Гости из будущего» стал победителем. Учащийся 2 «Б» класса Горсков Дмитрий на конкурсе творческих проектов младших школьников «Творческий салют» занял 2 место с проектом «Береста- совершенству нет предела». ____________________________________________________________________________
СЛАЙД 21
С 4 по 9 апреля этого года прошла неделя МИП в начальных классах по теме: «Время. Измерение времени».
Цель погружения:
Познакомить обучающихся с понятием времени.
Показать способы измерения времени.
Попробовать себя в роли «Часовых дел мастера».
Рабочей группой учителей начальных классов Школьной лиги РОСНАНО был составлен план погружения в соответствии со структурой МИП.
Мы провели:
введение в погружение
Виртуальный музей «Часы»
Просмотрели и обсудили «Сказку о потерянном времени»
Организовали работу в мастерских:
1 мастерская. Дни недели (1 классы)
2 мастерская. Времена года (2 классы)
3 мастерская. Часы (3 классы)
4 мастерская. Календарь (4 классы)
________________________________________________________________________
СЛАЙД 22, 23, 24
Завершили неделю МИП интеллектуальной игрой «Время, как оно есть».
Опыт работы над МИП доказывает, что интегрированный подход способствует осуществлению компетентностного подхода в преподавании практически всех предметов, развивает потенциал учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышлению, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычно, помогает формированию и развитию универсальных учебных действий.
________________________________________________________________________
СЛАЙД 25
Метапредметность – принцип интеграции содержания образования. С практической точки зрения интеграция предполагает усиление метапредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации, подкрепление мотивации обучения. На сегодняшний день детей интересуют знания, которые они смогут применять ежедневно уже сейчас, а затем и во взрослой жизни.
Мы считаем, что недели погружений – это уникальная возможность создать условия для того, чтобы взглянуть на изучаемый предмет с разных, иногда неожиданных сторон, сломать стереотипы его изучения, увидеть, насколько разнообразны способы познания действительности.
СЛАЙД 26
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!