Управление образовательным процессом на основе компетентностного и деятельностного подходов

Зам.директора по НМР СОШ №13 г. Экибастуза
Шакенова Гульсум Балгабаевна.

Управление образовательным процессом на основе
компетентностного и деятельностного подходов
"Ребёнок  это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". Рабле
В отечественной педагогике сегодня активно обсуждается проблема воспитания компетентного человека, компетентностного обучения. Что стоит за этими терминами – «компетентность», «компетентностное обучение»?
Компетентностно-ориентированный подход – один из новых концептуальных ориентиров, направлений развития содержания образования в Казахстане и развитых странах мира.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.

Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

Что для нас значит «хорошее образование»?
Хорошее образование (и упоминание компетенций тут не главное)- это не набор сведений для получения хороших оценок на экзамене. Хорошее образование – это то, которое обеспечит успех в будущем, в реальной, настоящей жизни (образование которое учит самообразовываться и применять знания самостоятельно всю жизнь).
Проблемы:
1. особенности учебного процесса общеобразовательной школы ориентированны на передачу теоретических знаний, а не на освоение способов деятельности; 2. образовательные стандарты, в которых приоритет отдается освоению предметного содержания; 3. сложившееся понимание базового уровня образования «три»- если школьник может воспроизвести простые знания (факты определения, формулы), выполнив задание с выбором ответа. От ученика не требуется самостоятельно решать и высказываться по какой- либо проблеме.
Компетентностный подход в образовании. Содержание понятия компетентность не только шире, чем просто ЗУНы, но даже больше их суммы. Кроме когнитивной (что?) и операционной (как делать?) составляющих в компетентность сегодня включают мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы. Логика обучения в контексте компетентностного подхода состоит из двух взаимодополняющих логик: логика обучения предмету и логика развития учащихся посредством предмета.
Компетентностный подход в чистом виде сейчас применить не реально (м.б. в экспериментальных условиях), и дело не только в педагогах и освоении пед. технологий, но и в стандартах, КИМах и т.д. Поэтому это дело не отдельно взятого педагога, а группы разработчиков стандартов, в которые входят и педагоги и ученые. С другой стороны элементы компетентностного подхода творчески работающие педагоги применяли в своей деятельности, хотя еще не была выстроена система развития компетентностей. Педагогам нужно иметь критическое мышление и делать выборки из множества материалов применять действительно то нужное, которое улучшит качество образования.
Используя на уроках деятельностный подход к обучению, возможно, достичь формирования ключевых компетенций у обучающихся:  готовность к разрешению проблем,  технологическая компетентность,  готовность к самообразованию,  готовность к использованию информационных ресурсов,  готовность к социальному взаимодействию,  коммуникативная компетентность. Термин «деятельностный подход» употребляется и в тех случаях, когда процесс обучения, его закономерности рассматриваются в ракурсе теории деятельности, которую обосновал А. Н. Леонтьев, раскрывший процесс ее становления, функционирования и перерастания в новый вид деятельности субъекта, которая характеризуется беспрестанной модификацией, развитием, проявлением самостоятельности и индивидуального своеобразия.
Для формирования основных компетенций у обучающихся необходимо применять на уроках следующие задания и моделировать следующие ситуации: Аргументация одной из спорных версий фактами исторических или иных документов. Организация имитационных игр по дискуссионным вопросам. Проведение социологических опросов. Подготовка эссе по спорным вопросам
Компетентность ученика предполагает проявление по отношению к компетенции целого спектра его личностных качеств. Компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика. Данных качеств может быть целый веер – от смысловых и связанных с целеполаганием (зачем мне необходима данная компетенция), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную компетенцию в жизни).
(Например - коммуникативная компетентность, аспект диалог: -на 1-й ступени подразумевает умение начать и закончить разговор в соответствии с нормами, отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью диалога; - на 2-й высказывать мнение и запрашивать мнение собеседника в рамках диалога; - на 3-й ступени устранять разрывы в коммуникации).
Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике. Анализ различных перечней компетенций показывает их креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», « раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения».
Согласование и взаимодействие усилий всех участников учебно-воспитательного процесса находят свое отражение в образовательных технологиях, вытекающих из деятельностного подхода к образованию. В системе общего образования в рамках деятельностно-компетентностного подхода опыт деятельности приобретает новый смысл. Опыт деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности. Опыт деятельности приобретает статус дидактической единицы. Таким образом, при деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: Знания Умения Навыки Опыт деятельности. Деятельностно-компетентностный подход к усвоению учебных курсов предполагает: прозрачность целей учебного курса; конкретизацию способа описания учебных результатов на языке компетентностей; разработку адекватных объектам контроля инструментов оценивания; согласованность целей и процедур оценивания в учебном курсе. В связи с тем, что при деятельностно-компетентностном подходе опыт деятельности приобретает смысл дидактической единицы, а содержание деятельности постоянно трансформируется, возникает необходимость разработки множества способов оценивания.
Наиболее адекватными данному подходу являются следующие образовательные стратегии: модульное обучение; обучение “keis-study”, посредством пакета ситуаций для принятия решений; проектное обучение. В связи с этим можно определить следующий список образовательных технологий: технология модульного подхода; технология развития критического мышления; технология рефлексивного обучения; технологий проектного обучения; технология педагогического сопровождения.
Ключевые компетенции предполагают оценивание, которое состоит как из внутренней, так и внешней оценки. Каждый учащийся собирает портфолио (папка достижений), пишет резюме, проводит самоанализ и самодиагностику. Внешняя самооценка задается и оценивается внешним органом. Здесь возможно использовать метод тестирования, метод рецензирования, метод диалога учащегося и оценивающего и др. По результатам оценивания учащийся получает сертификат, определяющий уровень развитости той или иной компетенции. В британской школе таких уровней пять: I-ый и II-ой уровень учащиеся должны освоить к 16 годам в образовательном учреждении, III уровень - уровень после получения специального образования; IV уровень – уровень бакалавра; V уровень – уровень магистра. Сертификат, предъявляемый при поступлении на работу, создает наиболее выигрышные условия для обладателя сертификата высокого уровня.
Цель школы – формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Цели отражают ожидаемые результаты образовательной деятельности. Возникает вопрос – ожидаемые кем? Подразумевается, что желаемые результаты образовательной деятельности ожидаются педагогами. В этом случае образовательные цели отождествляются с педагогическими. Насколько это верно? Известно, что педагогические цели реализуются через деятельность учащихся. Необходимое условие осуществления педагогических целей – взаимосоответствие целей педагогов и целей обучаемых, причем с каждым новым поколением учащихся значимость указанного фактора возрастает, ибо каждое новое поколение обучаемых становится более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых. Образовательные цели (или цели школьного образования) могут стать значимым фактором результативности образовательной деятельности, если они будет моделировать результаты, отвечающие ожиданиям как педагогов, так и учащихся. Это могут быть разные, хотя и не альтернативные, ожидания. Подлинные педагогические цели всегда ориентированы на длительную перспективу, на создание условий для саморазвития личности. Цели учащихся всегда ориентированы на ближнюю перспективу, на конкретный результат, обеспечивающий успех сейчас или в ближайшем будущем. Естественно, что с возрастом масштабы целей учащихся меняются, хотя сохранение их определенного прагматизма неизбежно. При традиционном подходе к определению целей образования педагогические цели на практике концентрируются на непосредственных результатах обучения – усвоении сведений, понятий и т.д. При этом данные результаты могут и не иметь особой ценности для учащихся, поэтому их цели могут концентрироваться на достижении некоторых формальных показателей (отметка, медаль, способность сдать экзамен и т.д.) Компетентностный подход к определению целей школьного образования дает возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести учащиеся в результате образовательной деятельности. Цели школьного образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем: Научить учиться, то есть научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы. Научить ориентироваться в ключевых проблемам современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы. Научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.). Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.). Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к продолжению обучения в учебных заведениях системы профессионального образования. Под ключевыми компетентностями довольно часто понимают только универсальные способы деятельности, освоение которых позволяет человеку понимать ситуацию и достигать желаемых результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. В этом случае неизбежно происходит деление целей образования на две группы – какие-то базовые цели плюс цели формирования ключевых компетентностей. Такой подход к постановке целей вряд ли можно признать правильным, соответствующим общим идеям компетентностного подхода. Конечно, фактическими результатами образовательной деятельности могут быть и запоминание сведений, и способность решать типовые задачи, и умение действовать по известному алгоритму. Но это не означает, что достижение перечисленных результатов и является целями школьного образования. Указанные результаты могут быть дополнительными к основным, промежуточными, одним из условий достижения желаемых результатов, но их нельзя ставить в один ряд по значимости с результатами которые определяются как ключевые компетентности. Возможно, что универсальные способы деятельности, о которых речь шла выше, следует определить как ключевые навыки (или ключевые умения). Точно так же способы решения проблем, связанных с реализацией определенных социальных ролей, можно рассматривать как функциональные навыки, поскольку усвоение названных способов обеспечивает функциональную грамотность обучаемых. Терминологические проблемы так или иначе со временем будет разрешены. Главное же состоит в постановке таких целей школьного образования, чтобы они ориентировали на повышение уровня образованности выпускников школы. Повышение уровня образованности, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования, должно заключаться: В расширении круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы ¬- в подготовке к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социально-политической, культурно-досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др.); - в подготовке к решению различных видов проблем (коммуникативных, информационных, организационных и др.); В повышении сложности проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы, в том числе обусловленной новизной проблем; В расширении возможностей выбора эффективных способов решения проблем. Указанное повышение уровня образованности и означает достижение нового качества образования, на что направлена программа его модернизации. Новое качество образования заключается в новых возможностях выпускников школы, в их способности решать проблемы, которые предыдущие поколения выпускников не решали.
Данный подход предполагает индивидуализацию образовательных маршрутов: на одном и том же этапе обучения при освоении одного и того же содержания разные учащиеся могут выйти на разные уровни усвоения материала, причем любой из этих уровней является практически значимым. Существует и еще одна особенность компетентностного подхода к составлению учебных программ. С позиций данного подхода, надо разрабатывать не программы по курсу истории или биологии, а программы исторического и биологического образования, поскольку, как уже отмечалось, образовательные результаты в школе достигаются за счет различных видов деятельности. Если говорить, например, о программе школьного исторического образования, то в ней желательно предусмотреть вклад в историческое образование учащихся различных предметов, в ней надо определить и возможности дополнительного образования, самообразования, социально-творческой деятельности в реализации целей исторического образования.
Реализация компетентностного подхода в общем образовании объективно отвечает и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса. Вместе с тем, осуществление данного подхода вступает в противоречие со многими сложившимися в системе образования стереотипами, существующими критериями оценки учебной деятельности детей, педагогической деятельности учителей, деятельности школьной администрации. На данном этапе развития общеобразовательной школы осуществление компетентностного подхода скорее всего возможно в опытно-экспериментальной работе образовательных учреждений. Наряду с этим необходима теоретическая и методическая подготовка кадров к реализации компетентностного подхода в системе педагогического образования, в том числе в центрах повышения квалификации. Нужны изменения и в нормативной базе деятельности образовательных учреждений, прежде всего, в документах, касающихся итоговой аттестации учащихся, аттестации кадров и аттестации учреждений образования. Естественно, что необходимым условием реализации компетентностного подхода в массовой практике является формирование нового поколения примерных учебных программ и учебных пособий. Конечно, создание всех перечисленных условий – дело непростое, но без реализации компетентностного подхода достижение нового качества образования вряд ли возможно. В СОШ №13 г. Экибастуза проведены педсоветы, семинары в целях внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода в обучение и воспитание на основе личностно-ориентированной деятельности (Приложение №6 Слайды)
Литература: 1. КраевскийВ.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное содержание в образовательных стандартах. 2. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы» Док. DECS/ SC (96) 43- Берн, 1996. и др.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

Выделяют основные задачи:

– создание условий для развития и самореализации учеников;

– усвоение продуктивных знаний, умений;

– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .

4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.

9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.













ПРИЛОЖЕНИЕ №2
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 13 г. ЭКИБАСТУЗА С УЧЕТОМ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Показатели компетенций учащихся

Интеллектуальные компетенции:
Наличие потребности учащихся (мотива) к познавательной деятельности.
Умение ориентироваться и пользоваться различными информационными источниками для получения новых знаний.
Владение дидактическими умениями и навыками образовательной деятельности.
Сформированное целостное представление о картине мира, выбор собственной мировоззренческой позиции.
Умение выявить закономерности в основе изучаемых наук, норм, правил общественной жизни.
Формирование ценностных оснований на гуманистического характера.
Умение выявлять, оценивать различные явления действительности с точки зрения ценностных оснований.
Формирование способности действовать в окружающем микросоциуме в соответствии с нормами морали и правил поведения. (этическими и эстетическими нормами).


Методологические компетенции:
Владение методами научного познания окружающего мира.
Формирование навыков самоопределения, имеющих существенное значение для решения проблем в любых видах деятельности.
Умение проектировать и планировать собственную деятельность (познавательную, социальную, профессиональную).


Коммуникативные компетенции:
Знание о средствах, способах, закономерностях общения.
Владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в реальной жизненной ситуации.
Знание психологических особенностей личности, законов и закономерностей личностного развития.
Прогнозирование и оценивание последствий развития конфликтных ситуаций в быту, обществе, школе, в общении со сверстниками.
Саморегуляция собственного поведения в рамках норм коммуникации.
Овладение информационно-коммуникационными средствами и технологиями обучения.


Эта модель должна реализоваться в педагогическом процессе, и учителя должны добиваться успеха в образоват
·ельном процессе, реализуя принцип: успех учителя в создании успешного ученика. В этом случае, равноправные и взаимообеспечивающие успех друг друга взаимоотношения между учеником и педагогом становятся определяющим фактором в развитии и реализации тех новаций, которые заложены в проекте. Каким же должен быть педагог, владеющий технологиями современного развития ученика в компетентностной парадигме. На наш взгляд, он должен быть таким.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3
МОДЕЛЬ УЧИТЕЛЯ, ВЛАДЕЮЩЕГО КОМПЕТЕНТНОСТНЫМ ПОДХОДОМ В ОБУЧЕНИИ

Показатели компетенций учителя.
Научно-теоретические компетенции:
Осознание и ориентация методов научного познания, логики преподавания научных знаний.
Ориентация в отборе содержания обучения на основе выявления и формирования ведущих идей, понятий, закономерностей, концепций, фактов.
Понимание сущности целевых ориентаций в современной сфере образования, педагогики, методологии, философии.
Выявление ключевых компетенций, которые необходимо сформировать у учащихся в процессе преподавания учебного предмета.


Методические компетенции:
Ориентация в многообразии и сущностных характеристиках различных технологий, методик, методов и приемов обучения учащихся, ориентированных на развитие их универсальных способностей.
Владение и применение продуктивных методов обучения, развивающих личность ученика, адекватных целям и содержанию образования.
Использование средств обучения в активизации деятельности учащихся и развитии их интересов с целью социальной адаптации к жизни.
Знание сущности и условий успешного применения активных форм обучения в образовательном процессе.


Личностные компетенции:
Знание психолого-физиологических, педагогических особенностей в развитии школьников.
Знание психологических, антропологических, культурологических основ науки.
Владение приемами саморегуляции, педагогическим тактом в любых педагогических ситуациях.
Широкая эрудиция и кругозор педагога.
Сформированность гуманистических ценностей личности педагога.


Новационной идеей в педагогической деятельности школы № 65 является привлечение родителей в качестве равноправных участников образовательного процесса в школу в связи с выявленными потребностями детей и особенно родителей в совершенствовании коммуникативных компетенций учащихся, организации их досуга, в сохранении и укреплении здоровья детей. Управление процессом взаимоотношений с родителями строится на основе реальных запросов родителей к школе. Родители восполняют выявленные потребности и приходят в школу вместе с детьми в качестве добровольных и инициативных участников образовательного процесса в новом качестве - родителя-педагога: вести занятия в рамках дополнительного образования, работу в свободном режиме, без жестких программ, незаорганизованно.
Модель родителей


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
МОДЕЛЬ РОДИТЕЛЕЙ - АКТИВНЫХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Показатели компетенции родителей.

Образовательные компетенции:
Знания научных предметов на уровне функциональной грамотности, умение объяснить научные явления с точки зрения востребованности жизнью, в рамках которого состоялась его профессиональная судьба, либо реализованы его интересы и хобби.
Владение целостным представлением о картине мира с позиций значимости и применения в реальной действительности.
Знания узкоспециализированные, выходящие за рамки общеобразовательных предметов.
Индивидуализированные знания общеобразовательных предметов, не имеющие аналогов в преподавании учителем.

Воспитательные компетенции:
Личностная заинтересованность в успешном результате воспитания детей.
Понимание роли и функции личностных качеств учащихся для самообразования и самореализации.
Ориентация на семейные традиции и опыт семейного воспитания и необходимость их учета при организации обучения и выборе методов воздействия на личность ученика.
Владение приемами "домашнего" воспитания и педагогической техники их применения в общении с классом.

Личностные компетенции:
Социально значимый опыт общения с окружающими.
Коммуникативные умения с учетом возрастных особенностей детей.
Личностная состоятельность (сформированность общечеловеческих ценностей).
Профессиональная успешная судьба.
Благоприятная психологическая обстановка в семье: душевное равновесие, домашний уют, вера в ребенка.
Доверительные отношения с учащимися.
















ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Положение
о перечне компетентностей и процедур подтверждения уровня их сформированности в школе

1. Общие положения.

1.1. Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).

1.2. Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становиться не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

1.3. Настоящее положение утверждает перечень компетенций, над формированием которых работает школа, и процедур подтверждения их уровня сформированности.

1.4. Администрация школы в деятельности по созданию компетентностной модели образования в школе руководствуется «Стандартами образования», учебными программами по общеобразовательным предметам, методическими рекомендациями районного управления образования, различной методической литературой.

1.5. Образовательные компетенции, определенные школой, отвечают специфическим учебным, воспитательным и социальным задачам, и включаются учителями – предметниками в «Рабочие программы».

2. Цели и задачи компетентностного подхода в школьном образовании

2.1.Целью компетентностного подхода в школьном образовании

является связь различных образовательных воздействий (разного рода образовательных программ, дополнительного образования, воспитательной системы и развивающих сред) с конечными и промежуточными результатами работы школы – формируемыми личностными культурно – образовательными компетентностями обучающегося и, соответственно, сформированными указанными компетентностями выпускников.

2.2. Задачи:
Социальные

· Осуществить социальную справедливость в отношении способных и мотивированных детей независимо от имущественного, социального положения, образовательного и культурного уровня их семей, обеспечив таким учащимся возможность в специально организованной образовательной среде полностью раскрыть свои дарования.

· Обеспечить социально – психологическую защиту способных и мотивированных детей и подростков, соответствующую психокоррекцию их поведения и адаптацию к существующим общественным условиям.

Образовательные

· Обеспечить формирование «компетентной личности», что предполагает использование различных образовательных практик в личностно-ориентированной парадигме, прежде всего, практик самоопределения, когнитивной и адаптивной.

· В общую подготовку включить: достижение максимально высокого для данного индивида уровня здоровья и максимально высоких по уровню здоровья спортивных показателей; владение компьютером, овладение современной культурой сбора, хранения и переработки информации, современной гуманитарной культурой, овладение современной деловой, потребительской, бытовой культурой (этикет, гражданские обязанности, права, коммуникация и т.п.)

· Обеспечить каждому учащемуся движение по оптимальному образовательному маршруту, в результате чего он должен получить образование в соответствии с природой своей индивидуальности и сформировать себя как соавтора собственного жизненного проекта.

3. Перечень компетенций.

3.1. Перечень компетенций определяется моделями выпускников каждой ступени обучения.

1. Модель выпускника, освоившего уровень основного общего образования

I. Уровень обученности; сформированность ключевых компетенций, необходимых для дальнейшего общего среднего, начального и среднего профессионального образования:

1. Освоил на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;

2. Освоил пять основных направлений классификации и систематизации профессий (человек-природа, человек-техника, человек- народные традиции, человек-человек, человек- художественный образ);

3. Сделал выбор познавательного профиля для обучения в старшем звене средней общеобразовательной школы или профессиональный выбор для обучения в начальных и средних профессиональных учебных заведениях.

4. Овладел основными общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности необходимыми для дальнейшего общего среднего образования, начального и среднего профессионального образования:

а) Основными мыслительными операциями ( анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации в рамках возрастных ограничений предъявляемых к уровню сформированности основных элементов абстрактного мышления).

б) Навыками планирования, проектирования, моделирования, исследовательской, творческой деятельности.

в) Трудовыми умениями и навыками по работе с тканью, деревом, металлом, ухода за землей, приготовление пищи, навыками самосохранения в экстремальной ситуации.

г) Ознакомлен с основными информационными технологиями, оптимальными для ученика формами, методами, средствами самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

д) Овладел на необходимом уровне умениями и навыками саморазвития, самосовершенствования, самореализации, самоконтроля, личной и предметной рефлексии.

е) Овладел на необходимом уровне навыками языкового и речевого развития, культурой родного языка, сформированными на уровне 9го класса необходимыми умениями и навыками владения иностранным языком.

II. Уровень ключевых компетенций связанных с физическим развитием и укреплением здоровья:

Овладел знаниями и умениями здоровьесбережения:

а) знание и соблюдение норм здоровья образа жизни;

б) знание и соблюдение правил личной гигиены и обихода;

в) знание опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа;

г) знание особенностей физического, физиологического развития своего организма, типа нервной системы, темперамента, суточного биоритма;

д) знание и владение основами физической культуры человека.

III. Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его мира.

- уровень сформированности мотивационного, поведенческого, ценностно-смыслового аспекта, эмоционально-волевой регуляции процесса и результата компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами;

- уровень владения умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого (раса, национальность, религия, статус, пол) погашение конфликтов;

- уровень владения основами мобильности, социальной активности, конкурентноспособности, умением адаптироваться в социуме;

- уровень владения знаниями, умениями, навыками общения: основами устного и письменного обучения, умение вести диалог, монолог, знание и соблюдение традиций, этикета.

IV. Уровень сформированности компетенции связанной с грамотностью:

- правовой культуры человека (прав и обязанностей гражданина, свободы и ответственности за свои поступки, самоконтроль в своих действиях);

- норм и правил поведения в социуме;

- гражданского долга, чувства патриотизма к своей Родине, малой Родине, гордости за символы государства (герб, флаг, гимн);

- осознание собственной индивидуальности (социальной взрослости, уверенности в себе, собственного достоинства, потребность в общественном признании, уровень стремления к самоутверждению.

V. Уровень сформированности культуры личности:
- культуры внешнего вида, одежды, оформления, жилища, рабочего места;
- экологической культуры;
- восприятие, понимание и использование ценностной живописи, литературы, искусства, музыки, народного изобразительного творчества;
- уровень познания и использования истории цивилизаций, собственной страны, религии.
3. Модель выпускника, освоившего уровень начального общего образования

I. Уровень обученности:
1. Освоил общеобразовательные программы по предметам учебного плана на достаточном уровне для продолжения образования на ступени основного общего образования по категориям ключевой предметной компетенции (знать/понимать - необходимые для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знания; уметь – владение конкретными умениями – навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение деятельности (например: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки); использовать – приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
2. Овладел соответственно возрасту основными общеучебными умениями и навыками, необходимыми для получения основного общего образования:
- учебно-интеллектуальными умениями и навыками:
а) умение внимательно воспринимать информацию, иметь соответствующий уровень произвольного внимания;
б) логически осмысливать учебный материал, выделять главное, составлять простой план деятельности;
в) осуществлять на уровне возраста логические приёмы мышления (сравнивать, анализировать, конкретизировать, классифицировать, систематизировать, обобщать, подводить под понятие, доказывать, рационально запоминать);
г) знать особенности своей когнитивной сферы (восприятие, внимание, памяти, мышления, воображения);
д) обладать умением постановки учебной задачи (осознание и принятие учебно-познавательной задачи, плана её разрешения; практического разрешения задачи, контролем за стрессом разрешения задачи, оценка результата в соответствии с эталоном):
- обладать рефлексией (анализом, самоанализом, самоконтролем)
- основными компонентами языкового и речевого развития (овладение основными видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом, осознанием текста, адекватного восприятия).
Звучащей речи, работы со словарем, соблюдение орфоэпических норм, создание в устной и письменной форме несложных текстов.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
- умение правильно и быстро ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, выбирать содержание своего высказывания, уметь находить адекватные средства для передачи задуманного смысла.
- учебно-информационными умениями:
а) умение правильно, осознанно и выразительно читать, пользоваться учебником;
б) осуществлять поиск необходимой информации, обращаться к справочным пособиям, научно-популярной литературе, делать различного рода записи по ходу чтения;
в) работать с индивидуальными источниками информации, в том числе на электронных носителях, осуществлять наблюдение;
г) различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), определять тему и главную мысль произведения.
- учебно-организационными умениями:
а) владеть гигиеной учебного труда;
б) уметь готовить рабочее место к занятиям, заранее готовить необходимое оборудование, пользоваться учебными принадлежностями;
в) руководствоваться режимом дня, определять временные промежутки занятий, чередование труда и отдыха;
г) рационально осуществлять домашнюю работу;
д) осуществлять учебное взаимодействие (работать фронтально с учителем, в парах, группах).

II. Уровень сформированности ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью младшего школьника:

- начальные технико-технические знания, умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий);
- начальные знания, умения и навыки, связанные с домашним трудом младшего школьника:
а) умения и навыки самообслуживания, уход за одеждой, предметами быта, их мелкий ремонт, правила уборки помещений;
б) правила управления современной бытовой техникой, безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;
в) знания и умения связанные с приготовлением пищи, уходу за животными, работе с землей.
- уровень развития сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного мышления, глазомера, способности ориентироваться в информации разного вида.


III. Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья.
Овладел на уровне возраста знаниями и умениями здоровьесбережения:
а) знаниями и умениями соблюдения правил личной гигиены (уход за полостью рта, гигиена кожи, уход за волосами, руками, ногами, половыми органами и т.д.);
б) правилами, нормами употребления воды, овощей, фруктов, грибов, ягод, других дикорастущих растений;
в) правилами, нормами предупреждения бытового, дорожно-транспортного травматизма, поведение на водоемах, лесах, горных массивах;
г) элементарными правилами оказания первой помощи при несчастных случаях;
д) знаниями опасности курения, токсикомании, алкоголизма, наркомании, СПИДа;
е) знание роли и пользы различных элементов двигательной активности для укрепления здоровья человека;
ж) знание правил и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, зрительных гимнастик, простейших комплексов для развития физических качеств и формирование правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастике;

з) знание элементов, приемов, способствующих психическому здоровью младшего школьника (снятию психического напряжения, повышенной тревожности, утомления, использование приемов для оптимизации психического состояния ученика, поднятия его настроения.

IV. Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего мира:

1.Сформированность первоначальных знаний, умений, навыков социального взаимодействия с коллективом, членами семьи, друзьями, со старшими.

2. Уровень освоения коммуникативного компонента (коммуникативные навыки поведения, умение самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты, конструктивно разрешать конфликты, кооперироваться, сотрудничать).

3. Уровень освоения поведенческого компонента (освоение детьми этически ценных форм и способов поведение, доброжелательность, открытость, толерантность, стремление к совместным играм и общению, отсутствие асоциальных поступков, негативных реакций.

4. уровень сформированности эмоционально-волевой компетенции (адекватность эмоциональной реакции, эмоциональная стабильность, отсутствие тревожных и/или депрессивных состояний, преобладающее позитивное настроение, умение контролировать свое поведение.

5. Уровень усвоения социальных норм, произвольная регуляция поведения.

V. Уровень сформированности культуры личности:
- культуры внешнего вида, одежды, общее представление о культуре оформления рабочего места, интерьера дома, украшения дома;
- первоначальные знания и умения основ экологической культуры (правила поведения в природе, охрана растительного и животного мира, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу, зависимость жизни человека от природы и её состояние и т.д.);

- восприятие и осознание ценностей музыки, изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства), народного творчества;
- уровень реализации творческого потенциала детей через продукты детской деятельности: творчество, художественное конструирование, музыкально-театральная деятельность, ручной художественный труд.

4. Процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе.

4.1. В целом освоенность тех или иных компетенций в учебном процессе можно оценивать как по результату решения проблемных ситуаций (в соответствии с заранее разработанными критериями успешности достижения этих результатов), так и в самом процессе их применения, использования опять же по известным критериям. Как в том, так и в другом случае мы имеем дело с экспертными оценками деятельности учащегося и ее результатов. Учитель в первую очередь должен быть подобным экспертом, иначе он не сможет научить этим компетентностям.

4.2. Этапы формирования ключевых компетенций:

1) формируется состав ключевых компетенций;
2) определяется содержание конкретных умений, входящих в ключевую компетенцию;
3) вырабатываются критерии оценки уровня их достижения;
4) оценивается уровень владения конкретными компетенциями.
Система показателей и критериев оценки качества образования

Показатель результативности
Чем измеряется
Как измеряется
Сроки проведения

Обученность
Отметка по предмету
КМС на актуальный уровень знаний; тематические, контрольные,итоговые работы.
АК до 15 сентября, четверть, полугодие, год

Обучаемость
1-й;2-й;3-й уровень
КМС по методике П.И.Третьякова и И.Б.Сенновского Один раз в четверть

Уровень ОУУН
Мыслительные навыки;техника чтения, письма; счета по Зайцеву; 2 раза в год

Компетентностный подход: теоретический анализ понятий