Доклад«Портфолио специалиста – технология оценки уровня профессиональной компетентности на этапе последипломной подготовки»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Свердловский областной медицинский колледж»
Асбестовско-Сухоложский филиал
Доклад на тему: «Портфолио специалиста – технология оценки уровня профессиональной компетентности на этапе последипломной подготовки»
Подготовил: ответственная за циклы
повышения квалификации
Н.П. Осинцева
2015
В рамках программы областного методического объединения специалистов, организующих реализацию программ дополнительного профессионального образования ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж» разрешите представить вашему вниманию доклад на тему «Портфолио специалиста – технология оценки уровня профессиональной компетентности на этапе последипломной подготовки».
Обеспечение качества медицинской помощью являются одними из приоритетных задач системы здравоохранения. Огромная роль в оказании медицинской помощи отводится среднему медицинскому персоналу в объеме его профессиональных обязанностей. И эта роль предъявляет высокие требования к профессиональным качествам медицинского работника. Федеральный закон Российской Федерации N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" четко регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. 
Уровень профессиональных качеств среднего медицинского работника определяются результатом аттестации. Основной целью которой является оценка профессиональных качеств сотрудника выполнять служебные обязанности в связи с занимаемой должностью. Аттестации предусматривает моральное и материальное стимулирование деятельности медицинских работников по повышению квалификации, профессионализма, развитию творческой инициативы. В основу аттестации положены принципы добровольности, открытости и коллегиальности, обеспечивающие справедливую и объективную оценку практических и теоретических знаний аттестующегося. При оценке практической деятельности наличие портфолио достижений играет немаловажную роль. Портфолио представляет собой комплект документов, характеризующих индивидуальные профессиональные достижения среднего медицинского работника.
Действующий приказ № 240н «О порядках и сроках прохождения медицинскими работниками аттестации для получения квалификационной категории» от 2013 года не предусматривает в обязательном порядке наличие портфолио и носит рекомендательный характер. На первом организационном собрании для слушателей циклов предоставляется информация, касающаяся рекомендаций по оформлению портфолио, за основу берется информация предоставленная на сайте СОМКа.
Для многих аттестующихся данная информация является новой. Многие уверены в том, что они не располагают достаточным количеством материалов для данной работы. Но в ходе беседы удается переубедить слушателей, взяв во внимание то, что многие из аттестующихся претендуют на подтверждение высшей категории, это подразумевает то, что данный специалист в совершенстве владеет теоретической и практической подготовкой, и подтверждением данного факта могут быть свидетельства общественного признания профессиональных успехов (в виде грамот различных уровней, благодарственных писем, благодарностей от пациентов и другие формы поощрений). Высокий уровень профессиональной компетенции может быть отражен в виде участия в профессиональных конкурсах, семинарах, форумах различного уровня, что может подтверждаться сертификатами, дипломами. Работа со студентами и молодыми специалистами, профилактическая деятельность с пациентами и их окружением может отражаться в виде фотоотчета. Среди аттестующихся есть те, кто имел личные публикации в СМИ, касающиеся своей профессиональной деятельности. Данные документы, как правило, на бумажном носителе виде копий должны стать содержанием портфолио.
В процессе подготовки портфолио слушатели неоднократно обращаются за рекомендациями и консультациями. Приятным моментом для слушателя является готовая папка-портфолио, где действительно отражены собственные достижения и успехи профессиональной деятельности. Наличие портфолио среди слушателей курсов мотивируется тем, что в ходе заседания аттестационной комиссии ее члены действительно проявляют живой интерес к информации, предоставленной посредством портфолио. А также тот факт, что в скором времени, возможно, наличие портфолио станет обязательным моментом при аттестации.
Создание портфолио достижений – творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах профессиональной деятельности. Формирование портфолио достижений возлагаются непосредственно на самого медицинского работника.
Основная цель создания портфолио достижений– анализ и документальное подтверждение собственных значимых результатов становления специалиста, обеспечение мониторинга профессионального роста идостижений в процессе профессиональной деятельности.
Для среднего медицинского работника портфолио достижений является эффективным инструментом самоанализа и способствует:
• повышению мотивации к самообразованию (развитию профессиональных и общих компетенций);
• анализу профессионально-личностного развития (т.е. реально представлять свой профессиональный уровень, умение видеть собственные резервы и определять направления профессионального самосовершенствования);
• повышению конкурентоспособности специалиста.
Членам аттестационной комиссии представленное портфолио достижений медицинского работника, в свою очередь, позволяет:
• составить представление о компетентности специалиста в более широком ракурсе;
• наметить перспективные линии развития специалиста в плане карьерного роста;
• более объективно оценить достижения аттестующегося.
При составлении портфолио всегда уместен вопрос: «За какой период времени необходимо предоставить информацию о накопленном опыте и достижениях»? Следует учесть, что портфолио достижений работника только вводится в практическую деятельность и носит рекомендательный характер и для этого необходим определенный временной промежуток. Возможен такой вариант ответа, что портфолио достижений создается за период, следующий после даты последней аттестации медицинского работника (т.е. в среднем за последние пять лет).
Необходимо доводить до сведения аттестующихся информацию о реальной значимости портфолио, тем самым повышая их мотивацию к его составлению. Мотивируя это тем, что портфолио достижений может быть предъявлено не только в аттестационную комиссию при прохождении процедуры аттестации, но и в кадровую службу при рассмотрении вопросов кадрового роста, что является не маловажным фактом в условиях современной конкуренции на рынке труда.
Существуют определенные принципы работы по составлению портфолио, к ним относятся:
Системность и регулярность самомониторинга.
Достоверность и объективность.
Нацеленность автора на самосовершенствование.
Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
Аккуратность и эстетичность оформления.
Наглядность результатов работы.
Основное содержание портфолио составляют материалы, представленные на бумажном носителе в виде справок, отчетов, анкет, таблиц, распечаток, копий грамот, дипломов, сертификатов, свидетельств и т.п. Предъявляемое в аттестационную комиссию должно соответствовать определенным требованиям.
Существуют определенные требования к оформлению портфолио.
Областная комиссия для аттестации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием при Министерстве здравоохранения Свердловской области предлагает следующую схему портфолио для специалистов, подтверждающих квалификационную категорию, на которую мы опираемся в процессе работы с аттестующимися:
1. Сертификаты участника конференций, семинаров (копии).
2. Благодарственные письма, грамоты (копии).
3. Благодарности от пациентов и родственников.
4. Благодарности от учебного заведения за наставничество, работу со студентами. Приказ учебного заведения о том, что специалист является руководителем практики.
5. Методические рекомендации, пособия, памятки для пациентов по профилактической деятельности (санитарно-просветительные работы).
Портфолио представляется в отдельной папке и оформляется согласно представленной схеме.
Данная схема доводится до сведения слушателей, которые в свою очередь, стараются оформить портфолио согласно этим рекомендациям.
Аттестующийся в ходе подготовки портфолио может допускать ошибки, которые мы должны предвидеть заранее и постараться их предотвратить.
К ним можно отнести такие ошибки, как:
1) Сбор только официальной документации (копии дипломов, свидетельств, удостоверений, сертификатов). Не уделяется внимание дополнительным творческим наработкам – получению похвальных листов, грамот, участию в интеллектуальных конкурсах, а также наличию рекомендательных писем и отзывов.
2) Сбор слишком больших объемов информации. Не менее значимой ошибкой является тот момент, когда составляющий портфолио включает в его архив все достижения, материалы и документы за всю свою профессиональную деятельность.
3) Противоположное явление – подборка материалов очень незначительного временного отрезка (за последние несколько месяцев или год). На основании такого короткого периода трудно создать полную картину о возможностях и опыте специалиста.
4) Отсутствие системности. Этот момент подразумевает последовательное пополнение данных и по возможности анализ уже имеющихся материалов.
5) Избыточное количество цифр в описании результатов.
Проанализировав личный опыт по работе с портфолио аттестующихся на базе Асбестовско-Сухоложского филиала за период 2014-2015 учебного года могу привести некоторые данные о количественном составе наличия портфолио: всего с сентября 2014 года по настоящее время проведено 3 заседания обл. аттестационной комиссии, общее количество аттестующихся за данный период - 108 человек, на первом заседании комиссии из 45 человек аттестующихся портфолио предоставили 13 человек, на 2 заседании комиссии из 23 человек – портфолио было в наличии у 8 человек, на последнем заседании из 40 человек портфолио было у 10 специалистов.
Считаю необходимым активизировать работу по наличию портфолио среди аттестующихся. Интересно было бы узнать статистику в других филиалах.
Мои предложения по составлению портфолио:
В ходе своей практической деятельности я полностью руководствуюсь схемой портфолио, предложенной Областной комиссией для аттестации специалистов. Но тем не менее, на мой взгляд, дополнить рекомендации по составлению портфолио можно такими разделами, как наличие титульного листа, в котором необходимо указать фамилию, имя, отчество аттестуемого, должность, место работы, заявленная квалификационная категория. Далее добавить раздел «общие сведения об аттестующемся», где должны содержаться дополнительные сведения об аттестуемом работнике (образование, наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому, трудовой стаж, имеющиеся звания и награды).Вывод.
Создание портфолио – это глубокий систематизированный самоанализ, требующий серьезной аналитической деятельности, осмысления своего опыта и перспектив дальнейшего профессионального роста и развития. Возможно, благодаря этому, работа среднего медицинского работника станет более эффективной, они будут стремиться к совершенствованию собственной профессиональной компетентности, что повлияет на повышение качества оказания медицинской помощи.