Подходы к конструированию технологии управления образовательным процессом


Подходы к конструированию технологии управления образовательным процессом
Каким должно быть управление образовательным процессом? Рассмотрим логику управления образовательным процессом с позиции разнообразных подходов, сложившихся в теории управления в целом и в частном, в области внутришкольного управления.
Подходы к управлению можно классифицировать на две большие группы.
Очевидно, что первая группа будет включать в себя подходы, в соответствии с которыми управление будет напоминать управление фабричным конвейером со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иными словами, речь идет об управлении, направленном на результат, который, к сожалению, до сих пор находит свое выражение в подготовке выпускника с заданными параметрами. Этими параметрами являются вполне определенные уровни знаний и умений, демонстрируемые учащимися на выпускных и вступительных экзаменах. Такая жесткая установка на результат (хотим мы этого или не хотим) практически всегда продолжает соответствующее жестокое управление со специальными во многом алгоритмическими процедурами и операциями.
Означает ли приведенное положение то, что мы должны отказаться от ориентации в управлении на конечные результаты? Скорее всего нет, так как главным в этой ситуации становится вопрос о содержании конечных результатах и выделении приоритетных среди них.
Если исключить ориентацию на конечные результаты образовательного процесса, то весьма сложно будет вести речь о качестве образования. Но в условиях полной образовательной свободы возникает необходимость в оценке образовательного уровня детей. И этим определяется необходимость выделения конечных результатов образовательного процесса и ориентации на них в управлении.
Развитие подходов к теории управления единый синтетический процесс. Более того, имеет смысл говорить не только о взаимосвязи подходов, но и об их взаимопроникновении.
Первая группа подходов к управлению может быть представлена функциональными системными, ситуационными, оптимизационными и исследовательскими подходами.
Согласно функциональному подходу управление деятельностью других людей рассматривается как процесс, представляющий собой совокупность непрерывных взаимосвязанных видов деятельности.
Виды деятельности, которые осуществляет управляющий, называют управленческими функциями.
В процессе управления школой выделяются следующие функции: педагогический анализ, планирование, организацию, внутришкольный контроль, регулирование.
Рассматривая обучение как процесс управления, в качестве относительно самостоятельных, но взаимосвязанных функций управления можно выделить: формирование целей, сбор информации, прогнозирование, принятие решения, организацию исполнения, коммуникацию, контроль и оценку результатов, коррекцию. Системообразующей функцией являются цели обучения, на которые сориентированные и к которым подключены все другие функции управления.
Носителем управленческих функций может быть любой из участников образовательного процесса.
В качестве самостоятельных функций управления выделяются: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительная, контрольно-оценочная, регулятивно-коррекционная функция.
Следующий из подходов первой группы – системный подход. Прежде всего, необходимо определиться в толковании понятия «система».
Множественный разнообразный мир представлен большим многообразием систем, качественная специфика и различия в которых затрудняют формирование общего определения понятия «система».
В теории систем выделяется целый ряд признаков, посредством которых могут быть описаны как целостные образования:
Объект как система характеризуется, прежде всего, наличием совокупности элементов;
Системный объект обладает определенными связями и отношениями;
Система обладает интегрированными качествами, то есть такими, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов;
Система характеризуется связями с другими системами.
В качестве специфического свойства социальных систем выделяется такой признак, как наличие целей.
Уровень целостности системы зависит от: полноты наборов элементов, взаимосвязи между ними, наличия целей у всех элементов и их связи с целью системы.
Процессы, протекающие в школе тоже можно рассматривать как педагогические системы.
Если мы признаем школу и образовательный процесс системами, то управление ими тоже обязательно должно носить системный характер.
Системный подход нацеливает на выделение в структуре образовательного процесса разнообразных компонентов, представляющих, в свою очередь, совокупность взаимозависимых подсистем.
Таким образом, системное видение действительности – особая познавательная технология управления.
Чрезмерное апеллирование к системному подходу чревато проявлением формализма в управлении, проявляющегося в игнорировании принципа мотивации, приемлемости для учителей и учащихся воздействий, оказываемых на них.
Анализ двух отмеченных подходов первой группы позволяет констатировать следующее:
Рассмотренные подходы ориентированы на достаточно четкое выделение формальной структуры управления, наличие которой обусловливает возможность жесткой алгоритмизации управления;
Наличие алгоритмов управления обеспечивает в школьной практике эффективное решение однотипных, имеющих циклический характер проблем.
Главное из недостатков функционального и системного подходов:
Акцентирование управленческих усилий в основном на организационных структурных аспектах деятельности участников образовательного процесса в ущерб содержательному аспекту.
Преобладание принципа использования личности в управлении.
Доминирование в школе и, в частности в образовательном процессе, режима устранения последствий отклонений от заданных параметров развития вместо режима предотвращения сбоев в деятельности педагогического процесса.
Этими причинами обусловлен тот факт, что весьма большой круг самых разнообразных управленческих задач остается вне поля зрения управляющих.
Попытка уйти от указанных недостатков в рамках первой группы подходов предоставлена в форме ситуационного подхода.
Основой ситуационного подхода является конкретная ситуация, внешние и внутренние факторы, влияющие на нее.
Самые эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых правил, представляет собой способ управленческого мышления.
Что же необходимо для реализации ситуационного подхода?
Во-первых, управляющий должен быть знаком с методами управления.
Во-вторых, управляющий должен уметь правильно интерпретировать ситуацию.
В-третьих, управляющий должен уметь предвидеть вероятные последствия – как положительные, так и отрицательные.
В-четвертых, управляющий должен уметь связывать конкретные методы с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей.
Ситуативный подход – один из первых исключающий собственно формальный аспект в управлении образовательным процессом и ориентирующийся на личность ученика.
В качестве еще одного пути повышения результативности управления может быть исследовательский подход.
Исследование чаще всего направлено на выявление путей и условий повышения результативности отдельных звеньев образовательного процесса. В этой ситуации речь идет о введении различных инноваций.
Управление по своей сути есть исследование.
Вторая группа подходов управления школой связана с ориентацией управления не на конечный результат по заданным образцам, на создание условий для раскрытия, реализации и развития потенциала личности.
Эта группа исследования личности человека называется человекоцентристским подходом.
Сущность человекоцентристского подхода состоит в том, что центром внимания в управлении становится человек.
В своей основе данный подход опирается на теорию и практику менеджмента, в котором достаточно хорошо разработана поведенческая сторона деятельности менеджера, ориентирующегося в своей работе на три кита: уважение, доверие, успех.
Человекоцентристский подход – новая парадигма управления, предполагающая серьезное изменение традиционных взглядов не только на содержательный аспект управления, но и на решение вопросов технологии управленческой деятельности.
Назначение данного подхода состоит в поиске такого психолого-педагогического механизма стимулирования, который обеспечивает эффективную деятельность всех участников образовательного процесса.
Организуя образовательный процесс, учитель должен убедиться, что учащиеся: хорошо понимают, каких результатов от них ждут; уверены, что смогут получить эти результаты; видят позитивные последствия для себя от участия в деятельности и оценивают их как более значимые, чем возможные негативные последствия.
Анализ различных подходов к управлению дает современному учителю:
Во-первых, понимание того, что:
Управление – сложный процесс, и поэтому его осмысление может осуществляться с разных точек зрения.
Развитие подходов к управлению в соответствии с двумя линиями: технологизацией управленческой деятельности и реализацией личностно-деятельностного подхода в управлении.
Во-вторых, выявление единства ориентации управления на результаты и ориентации на процесс.
В-третьих, осознание необходимости введения управленческого цикла в процедуры деятельности ученика, используя для этого разнообразные педагогические техники.
В-четвертых, поиск новых подходов к моделированию управления образовательным процессом на каждом учебном занятии.
«Философского камня» в теории управления не существует и не может существовать. Вместе с тем в периоды коренных изменений жизни общества появляются новые обстоятельства, требующие переосмысления накопленного теоретического и практического опыта управления и ориентирующие в связи с этим на рассмотрение новых подходов.
Исходя из выявленной тенденции развития управления в направлении все большей ориентации на личность, общественных потребностей, интересов личности можно утверждать, что появление новых подходов будет обусловлено поиском условий, обеспечивающих эффективность саморазвивающихся систем (школы, компонентов школы, образовательного процесса).