Уклад школьной жизни в системе работы по формированию духовно-нравственной культуры младших школьников

Уклад школьной жизни в системе работы по формированию духовно-нравственной культуры младших школьников
Подготовила:
учитель начальных классов,
заместитель директора
Головачева Оксана Викторовна;
высшая квалификационная категория
Рождается ребёнок. Ангелок.
Душа его - прозрачное стекло.
И от того, чем мир его наполнит,
Зависит роль, какую он исполнит.
Наполнит светом, радостью, теплом-
Душа его откликнется добром,
И будет человек тот много лет
Свечой любви и мира на земле.
Рождается ребенок- ангел божий.
И никого на свете нет дороже.
Какая удивительная у нас профессия- учитель. Излучая море света, дать возможность вырасти семени в благоухающий и прекрасный цветок. Помочь ребенку отыскать изюминку собственной индивидуальности. Освободить ее дремлющие сил, дать простор их развития. Что может быть важнее этой задачи? И благороднее? И труднее?
Сейчас очень много говорят о воспитании человека - нового человека. Об изменениях в системе образования. А как считаете вы - нужны ли изменения в воспитательной системе, системе давно сложившейся, системе, которая в советский период накопила позитивный опыт? Но ведь мы выросли в это время, и выросли достойными людьми?!
В силу произошедшей в 90-е годы переориентации воспитания значительно снизилась ценность других людей, на первый взгляд вышло позиционирование себя, в следствии чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности. А результат - рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрывается страх, одиночество, неуверенность. И мы, педагоги, должны учитывать эти условия в своей работе и существенно корректировать подходы к организации воспитания и социализации обучающихся. Поэтому в рамках федеральных государственных стандартов 2 поколения появился новый документ- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», который сделал попытку направить усилия педагогов, общества и государства на духовно-нравственное воспитание личности. В концепции впервые появляется категория «Уклад школьной жизни», которая является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Изучив документ, убедилась, что формы и методы воспитательной работы проводимые мной, созвучны идеям концепции, т.к. уклад школьной жизни - это урочная, внеурочная и внешкольная деятельность - а это главные направления и в моей работе.
В урочной деятельности - базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного предмета, они пронизывают все учебное содержание, всю деятельность школьника как человека, личности, гражданина и создают пространство духовно-нравственного развития личности.
Тем более, что в системе Занкова, по которой я работаю нет главных и неглавных предметов каждый вносит свою лепту в развитие ребенка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь.
Но главенствующая роль литературы в нравственном становлении личности ребенка бесспорна.
В основе литературного курса по системе Занкова лежит единый подход- изучение литературы как искусства. Эстетическое осмысление происходит посредством художественного образа.
Знакомство с жанром японской поэзии - хокку дает колоссальные возможности в «воспитании чувств». Главное - эмоциональная раскованность, внутренняя свобода, проявление своих чувств, уверенность в себе. Ведь здесь образ - не конкретный предмет, а след в твоей душе. На данных произведениях дети впервые знакомятся с хокку. Дети выдвигают самые разные мнения. Это подтверждает, что человек вовлеченный в процесс познания, сумевший испытать радость поиска, обретает состояние душевного равновесия, укрепляет свое достоинство.
Еще один из приемов условно назовем «Поставь себя на место другого». Он может реализовываться с помощью текстов: Г. Корниловой «Про бабочку», В. Друк «Роман», Р. Сефа «Муравей», Н. Ламма «Зебра». Произведения просты и понятны детям, шуточные - поэтому ребята активные участники диалога. Но за шуткой поднимаются нравственные вопросы. Учебник стремится воспитывать ребенка не в лоб, не путем прямых нравоучений и назиданий, пробуждая в нем чувство участия, сочувствия, сопереживания к таким же, как он сам, к животным и птицам; прививая ему чувство прекрасного, которое поможет удержаться от агрессивного поведения по отношению к окружающему миру.
Самая сложная линия нравственного воспитания, начало которой закладывается в 1 классе, содержит идею любви как самой большой ценности, выше которой ничего нет. (эта линия будет завершена в 4 классе в работе со «Щелкунчиком» Гофмана и «Синей птицей» Метерлинка). Идея любви как воплощения интереса к окружающему миру, способности сделать его близким и родным для себя, испытывать искреннюю привязанность к людям и животным проводится в работе с текстами: В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», И. Токмакова «Мне грустно», Саша Чёрный «Плакса», К. Паустовский «Растрёпанный воробей», В. Катаев «Цветик- семицветик», А. Гайдар «Чук и Гек» и многие другие. Это вопросы к первым произведениям в этой линии - рассказ Драгунского «Что любит Мишка». Посмотрите как выстроена система вопросов - она ведет ученика к глубоким нравственным выводам от личного переживания: «Не хлебом единым», «На вкус и цвет», «духовная пища», «хороший вкус», «художественный вкус».
Одним из приемов создания художественного образа является линия сопоставления 3-х искусств: музыки, живописи, литературы. Вот один из приемов - идет сравнение картины А. Куинджи «Ночь над Днепром», «Лунной сонаты» Людвига Бетховена и стихотворения А. Пушкина «Тиха украинская ночь». На этом уроке был живой отклик в душах детей, т.к. Украина- родина многих моих учеников. И поэтому на вопросы:
- Доводилось ли вам любоваться звездным небом?
- Были ли у тебя такие встречи с природой?- услышала утвердительные эмоциональные ответы. Такое личное обращение автора к ученикам находит у них отклик, делает восприятие произведения личностным.
Какой литературный прием использован? (олицетворение - образ ночи). Можно ли сказать что природа живая?
Таким образом, арсенал средств, которыми владеет учитель, заложен авторами программы и учебника и дает возможность системно работать над воспитанием эмоций и чувств ребёнка.
Это в урочной жизни, где безусловно роль учителя - главенствующая. А во внеучебной жизни? Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада школьника. Ж. Ж. Русо говорил: «Основы нравственности ребенок получает в семьи, и с приходом в школу он приносит воздух своей семьи». Работу с ребенком учитель начинает не с чистого листа, а опираясь на то, что ребенок уже приобрел, усвоил в своей семье. Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. Но в школе чаще всего учителя обращаются к родителям в основном по вопросам успеваемости и дисциплины. Дополнительно освещая некоторые психологические вопросы учебно-воспитательного процесса. Родители равнодушно относятся к традиционной педагогической пропаганде. И те и другие считают, что другой стороне проблемы непонятны. Иногда даже возникают конфликты: кто обязан, кто должен, кто прав, кто виноват. В наше время отнюдь не просто привлечь родителей к школьной жизни детей. Взрослые заняты работой, а на детей не хватает времени и сил. Знакомые слова? Как часто мы, педагоги говорим об этом. Но если ничего не делать, ситуация не изменится.
Какие формы взаимодействия используете? Сколько родителей присутствует на собрании в первом классе? А в четвертом? Да, знакомая ситуация. Я начала работу с первым классом. Первое собрание - все присутствуют. Обычное собрание, общие вопросы. А на следующее уже кого-то не досчиталась. И в результате на собраниях присутствуют далеко не те, кому хочется сказать очень и очень многое. Назначая собрание, прекрасно понимаешь: даже когда они запланированы на год вперед, нет гарантии, что родители, уставшие после работы, захотят их посетить. Я думала о том, как изменить эту ситуацию. Интересной формой работы оказались родительские клубы. Пробовала вести тематические встречи по тем проблемам, которые интересны родителям. Но эти встречи проходили не как общие собрания, а лишь с теми родителями, кому была интересна тема встречи - более узкой, индивидуальной заинтересованности. И это оказалась полезнее. Так как невозможно заинтересовать всех одной темой. Кроме того, к таким собраниям - беседам можно подобрать литературу по конкретному вопросу. Искала яркие приемы (например, на одном из первых собраний я положила перед каждым из родителей лист бумаги формата А4, довольно тонкий. Предложила им выполнить последовательно инструкцию: сложить, оторвать правый верхний угол. Эти действия повторяются несколько раз, пока можно еще сложить и оторвать. После чего предлагается развернуть свою «снежинку» и сравнить все снежинки между собой. Как удивляются родители: ведь инструкция всем давалась одна и та же. А результат у всех разный! И это является лучшим объяснением маме и папе, почему на уроке их ребенок получает не тот результат, что другие дети.) Такими были встречи по проблемам воспитания, об особенностях детей младшего школьного возраста. При необходимости приглашала специалистов: психолога, логопед; социального работника. Конечно учителю необходимо провести большую работу по подготовке нужного материала, для того чтобы заинтересовать, увлечь родителей. Проведение таких встреч безусловно труднее, потому что отнимает больше времени. Но в результате родители получают ту информацию, которая им важна. А непринужденная атмосфера, отсутствие назидательности, желание поделиться способствует тому, что родители откровенно говорят о проблемах, спрашивают, предлагают помощь и поддержку.
Организация родительских клубов оказалась благодатным делом. Оно сплачивает родителей, позволяет развивать наблюдательность в воспитании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на воспитание ребенка. А самое главное - создают единомышленников-энтузиастов, способных стать первыми помощниками и союзниками учителя. К 4 классу мы вместе осуществляли планирование, организацию и проведение классных мероприятий, с учетом желаний и возможностей распределяли роли, функции, сферы деятельности. Показатель доверительных отношений к учителю - встречи по инициативе родителей, когда нет повода для особых тревог, а родители приходят в школу - чтобы просто поговорить о заботах.
Основные задачи 1 класса- сплочение классного коллектива. И здесь главенствующая роль и- классного праздника. Так ни одна форма совместной работы так не сплачивает коллектив как праздник: «1 сентября», «Посвящение в Занковцы», «Прощание с азбукой» - значимые ступеньки для первоклассников.
2 класс - родители уже не сторонние наблюдатели, а активные помощники. Ребята просто в восторге от совместных мероприятий. 23 февраля - «Весёлые старты» - как же здорово когда рядом надёжное папино плечо. 8 Марта - «Конкурс мастериц» - девочки очень гордятся талантами мам. Почти месяц идет подготовка к новогоднему утреннику. Особый восторг – елочные украшения. Каждая игрушка хранит тепло семьи, результат совместного труда детей и родителей.. все артисты – родители - полный сюрприз для детей. Восторг! Незабываемый праздник.
Большую роль играет не только сам праздник, но и его подготовка. Общие идеи, замыслы, проблемы. Поэтому 3, 4 классы - это совместная работа на пути к общей цели.
Это внеурочная деятельность. А внешкольная? Там тоже главенствующая роль учителя?
Да сделать внешкольную жизнь яркой и разнообразной помогают досуговые учреждения. И в нашем молодом современном городе их достаточное количество.
Во внешкольной деятельности помогла новая форма работы - «Клуб выходного дня», а развлекательные центры помогли провести совместный отдых в боулинге. Мероприятия «День смеха», «День именинника». Работаю в постоянном сотрудничестве с городской библиотекой, музейным ресурсным центром. Это сотрудничество помогает формировать любовь к родному краю, открывает мир прекрасного. Отдалённость дополнительных учреждений - это определённые сложности в работе. Но многие из них идут навстречу и организуют выездные мастер - классы с ребятами. Такая форма работы значительно снижает трудозатраты учителя на подготовку и проведение мероприятия, а остаются только организационные моменты.
Ещё одним этапом в жизни нашего коллектива стала поездка в оздоровительный образовательный детский центр г. Тюмени «Ребячья республика». Поездка показала, что ребята - один сплоченный коллектив, который поддержит, поможет и может самостоятельно сплотиться для решения дел, о чем свидетельствует знак- «Лидер смены» и множество других дипломов, завоёванных ребятами.
Итогом совместной 4- летней работы стало участие во всероссийском конкурсе - «Мы занковцы». Проект о жизни нашего класса готовили долго, хотелось всем рассказать как интересно можно жить в школе. Мне как учителю - поделиться педагогическими находками, ребятам - об увлекательной , разнообразной жизни, родителям - какие замечательные дети у них растут. Из писем родителей:
«Воздействовать на развитие ума, воли, эмоций, нравственности. В учебниках богатый и разнообразный окружающий мир и неотъемлемый мир языка. Ребусы, загадки, забавные стихи, кроссворды, «хитрые» задания помогают детям развивать интеллект. Каждый урок всегда разный, новый, интересный, увлекательный. Наши дети очень многому научились. Достигли больших результатов, открыли для себя новый мир. Научились читать, писать, считать, мыслить, чувствовать. Ребята подружились, узнали такие понятия как, взаимопомощь, товарищество, уважение, дисциплина, сопереживание. И каждый ребёнок индивидуален. Вот и пройдена самая первая, самая трудная и самая важная ступенька.»
«Наш класс - это уже большая дружная семья. Наши дети освоили чтение, счёт, продолжают учиться мыслить, отвечать на вопросы полным обдуманным ответом. У нас в занковском классе на уроках постоянно идёт дискуссия. На один поставленный вопрос принимается несколько ответов. Все ответы обсуждаются. Дети учатся неординарно мыслить, доказывать своё мнение. Ребята работают в раскованной доброжелательной обстановке, не боятся, что их осудят, обидят. Учитель их первый друг и помощник».
Фильм о системе Занкова, презентация школьных дел, видеоролики, клипы, 5 альбомов о классных делах, 3 альбома творческих работ - и победа! Радости нет предела! Мы лучшие из 99 участников из всех уголков России.
А наградой стала поездка в город Самару, которую ребята назвали «Зима-осень». Ведь из снежного совсем зимнего Ноябрьска мы оказались в осенней Самаре.
Восторгу моих ребят нет предела- всего три дня в городе, а сколько открытий!
Обзорная экскурсия по Самаре - самые красивые места - ракета, набережная у Ладьи, Жигулёвские ворота, Площадь славы, площадь Куйбышева. Выставочный центр «Радуга» - и новые открытия. Отдых и развлечения в аквапарке - несколько часов беззаботного лета. Яркое событие - посещение издательского дома «Фёдоров». Вот что написали об этом ребята:
«Нам было очень интересно узнать, как создаются учебники по программе Занкова. Мы познакомились с интересными и увлеченными своей работой людьми. Они нам показали все процессы создания учебных пособий. Это так интересно! Когда мы расставались, нам подарили памятные наборы- рюкзаки, пеналы, развивающие игры- конструкторы и энциклопедии»
Огромные впечатления - поздравления генерального директора издательского дома «Фёдоров» Андрея Владимировича Власова.
-Вы дружные, творческие и интересные ребята, щедрые на выдумки и идеи. Вы лучшие из лучших.
Грамота издательского дома «Федоров», победа в номинации классный руководитель- подтверждение правильности выбранного мною направления в воспитательной работе. Нет, и все же наверное не это главное. Главное то, что 1 сентября в школу пришли 27 пятиклассников, радостных, счастливых готовых к новым открытиям и трудностям и победам. А рядом 27 родителей, немного взволнованных, но уверенно идущих вперед. И я уверена, что у них все получится, потому что они единое целое, большая сплоченная семья, которая интересно живет и идёт к поставленной цели. Глядя на них, поняла, что в их взрослении есть и моя толика, частичка моей души. Наверное, еще не все получилось, не все удалось. А так хочется соответствовать словам Александра Григорьевича Асмолова:
«Во все времена живет мечта об учителе, как о гуру, как о мудрецах, поскольку именно учителю надлежит вести ребенка не только и не столько в мир знаний, сколько в мир культуры.
Цени учителя не за потоки слов,
Не за уменье говорить, а слушать.
Учитель - выше нет в стране постов.
Учителя, спасите наши души!»
15