Перспективный план к программе Формирование нравственно-этических ориентиров в жизни подростков с ограниченными возможностями здоровья


2.2 Перспективный план работы по теме:
«Формирование нравственно - этических ориентиров в жизни подростков с ограниченными возможностями здоровья».
« Воспитать - значит организовать
жизнь, в правильной жизни растут
растут правильные дети».
1 «Познай самого себя!» (4 класс)
№ ТемаЦельосновное содержание,
Задачи1. «Вот я какой!» «Тайная сила имени» Знакомство с ребятами.
Привитие любви к своему имени и к имени окружающих детей.
Решение проблемы: Есть ли связь между судьбой и именем? Познакомиться с ребятами класса, с их именами.
Выяснить
2. «Твои увлечения, хобби» Выявление стремление и способности к творческому самовыражению. Анкетирование.
( см. Приложение, анкета №4,). Продолжить знакомство.
3. «Несуществующие животные» Творческое задание. Детям предлагается придумать и нарисовать фантастическое животное. (см. Приложение,
тест «Несуществующие животные)
Выявить
некоторые особенности характера ребёнка.
4. «Какой Я?» Методика, с последующей беседой.
(см. Приложение, анкета№2) Формирование адекватной самооценки.
5. Игра «Цветик-семицветик» Чтение и обсуждение сказки «Цветик-семицветик». Иллюстрирование сказки.
Проблемная ситуация со словесным выбором поведения: «Смогу ли я отдать лепесток цветика-семицветика более нуждающемуся человеку?» Выявить направленность интересов качеств личности, желаний и ценностных ориентаций.
Цель: Формирование способности к самовоспитанию, саморазмышлению, формирование адекватной самооценки.
«Принятие себя» (5 – 7 класс)
№ ТемаЦель,
основное содержаниеЗадачи1. «Хорошие отношения между людьми. Какие они?» Закрепление правил культуры поведения, культуры речи. На примере дежурства по школе показать проявление более тонких качеств: такт, вежливость, отличие грубости от прямоты.
2. «Если тебя обидели…» Разбор конфликтной ситуации в классе.
Научить находить выход из конфликтной ситуации.
3. «Здравствуй и прощай» Разбор ситуаций: «Почему необходимо здороваться и прощаться?» Чтение стихов. Варианты слов приветствий и прощания. Расширить значение слова «здравствуй», поработать над его осмыслением с ребятами. Дать возможность высказать свои мысли вслух, учиться вести беседу.
5. «Прежде чем сделать – подумай» Формирование понятие сущности обдуманного поступка и вред необдуманного. Что значит «обдумывание»?
Размышление над предложенной ситуацией. Привить умение управлять своим поведением. Давать правильную оценку различным ситуациям.
6. «Мои желания» Методика, с последующей беседой.
(см. Приложение, анкета №3, 5 класс).Определить направленность потребностей, устремлений ребёнка, его желаний.
7. «Лихачёву Д.С. посвящается…» Беседа. Знакомство с Д.С.Лихачёвым.
Читая письма о добром: «Как говорить», «Как быть весёлым и не быть смешным». Итог занятия: анкетирование.
(см. Приложение, анкета №5, 6 класс)Пробудить добрые чувства.
8. «Я учусь контролировать своё поведение!» Ролевые игры. Разбор и обыгрывание конфликтных ситуаций, предложенных детьми..Оформление классного уголка с советами выхода из конфликтных ситуаций: «Конфликт? Стоп!»
Учиться сдерживать агрессию при общении друг с другом и окружающими. Рефлексия.
Выработать навыки критического осмысления ситуации, предполагаемые действия.
9. «Школа общения»
Занятие №1
«Моё эхо»
Коммуникативный тренинг (приложение)
«Досье»
«Мост симпатий». Стимулирование самопознания и формирование умения терпимо воспринимать информацию о себе от других.
Развить умение самоанализа и самопринятия, а также преодоления психологического барьера, мешающих полноценному самовыражению.
10. «Школа общения»
Занятие №2 «Диалог с самим собой» Коммуникативный тренинг
(см. Приложение)
Упражнение «паутина»,
«Найди себя»
«Волшебная рука» Стимулирование самопознания и формирование умения терпимо воспринимать информацию о себе от других.
Развить умение самоанализа и самопринятия, а также преодоления психологического барьера, мешающих полноценному самовыражению.
11. Парикмахерская «Улыбка» Сюжетно – ролевая игра
(см. Приложение)
Ознакомление детей с профессией парикмахера и условиями его работы. Сформировать способности к согласованным действиям.
Показать приёмы способы ухода за волосами.
12. Олимпийские игры в Пекине. Параолимпийские игры. Час общения с использованием информационных технологий.
Ознакомление учащихся с историей происхождения олимпийских игр.
(см. Приложение)
Воспитать чувства гордости за победы российских чемпионов в олимпиаде.
13. Методика Дембая - Рубинштейна (см. Приложение, анкета №9) Выявление самооценки учащихся. Определить своё место среди людей по предложенным параметрам.
II. «Корнями дерево сильно»
8389620141287500(2008 год – Год Семьи)
Семья – это то, что мы делим на всех,Всем понемножку: и слезы и смех,Взлет и падение, радость, печаль,Дружбу и ссоры, молчанья печать.Семья – это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года,Но стены родные, отчий твой дом –Сердце навеки останется в нем!
Цель: Укрепление связи с коллективом родителей
Задачи: 1. Способствовать расширению возможности общения между родителями, учениками, педагогами.
2. Формировать чувство нравственного сыновнего долга перед родителями.
№ ТемаЦель,
основное содержаниеЗадачи1. Генеологическое древо моей семьи. Сбор материала. Работа детей и родителей. 2. «Моя семья, мой старший друг» Творческая работа.
Написание мини-сочинений. Выявить отношение ребёнка к членам семьи, выявить, как он определяет своё место в семье.
3. «Я хочу быть нужным и полезным своей семье» Беседа-диалог. Рассказы детей об их посильном вкладе в домашний труд. 4. «Мы с мамой – друзья» Конкурс рисунков. Участие в школьной выставке. 5. «Масленица» Праздник с родителями. Поддерживание и подпитывание любви к семье.
Познакомить с обычаями и традициями русского народа.
6. «Семейные традиции» Час общения. Рассказ детей о семейных традициях.
Словарная работа: традиция.
Расширить знания детей о семейных традициях.
7. «Семейный оберег» Посещение выставки
«Синяя птица»
Познакомить воспитанников с видами семейных оберегов и их назначением на примере экспонатов выставки.
8. «Почитай родителей – первейший закон природы» Индивидуальная работа.
(Боровик С., Шаклеин В.)
5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» .Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.
Формирование осознанного уважительного отношения к родителям, развитие навыков конструктивного общения с родителями.
9. «Добрые дела летом» Написание мини-сочинений о добрых и хороших поступках, совершённых учащимися в период летних каникул. 10. Альбом «Корнями дерево сильно» Альбом «Корнями дерево сильно» - результат совместной работы родителей и детей.
(см. Приложение) «Помни, что ты Человек! ».
«Всё хорошее в природе –
от солнца; а всё лучшее
в жизни–от человека». (М.Пришвин)
Цель: Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование заботливости, сострадания, уважения к окружающим.
№ Тема Цель,
основное содержание Задачи
1. «Честность и правдивость»
Беседа-размышление Выработка у учеников правильные представления о честности и правдивости.
Решение и обыгрывание ситуационных задач.
Нравственное решение вопроса. Дать возможность ребятам высказать свою точку зрения и доказать её, грамотно строя предложения Привлечь самих ребят на обсуждение этих моральных качеств, используя примеры из художественного произведения и ситуаций, взятых из жизни.
2. «Путешествие в страну Доброты» Праздник с использованием информационных технологий.
(см. Приложение)
Самовыражение и самораскрытие подростков через совместную творческую и познавательную деятельность;
развитие творческой активности личности.
Создать атмосферу праздника.
Ориентировать подростков на миротворческие, созидающие отношения с окружающими, определение каждым тех основ поведения, которыми он руководствуется в своей жизни.
3. «Салют, пионерия!».
Привитие чувства патриотизма
Развитие чувственно - эмоциональной сферы.
Пионеры - герои Советского Союза.
Чтение рассказов об их подвиге (Лёня Голиков, Марат Казей и т.д.)
Проблема: «Есть ли сейчас место подвигу?»
Создать возможность для рефлексии.
На примере художественного произведения показать мужество ребят, истинный патриотизм.
4. Оформление праздничной открытки ко Дню учителя. Творческая работа. Чтение и выбор стихов, поздравления, посвященных Дню учителя.
Оформление классного уголка по теме. Пробудить художника-творца.
Закрепить навыки совместной работы.
5. «Люди мира, на минуту встаньте!»
Привитие чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Развитие чувственно -эмоциональной сферы.
Беседа. Просмотр фото, буклетов «Хатынь», «Дорога Жизни». Закрепить знания о городах - героях.
Развивать любовь к Родине.
Создать атмосферу значимости праздника.
7. «Молчать нельзя!»Привитие чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Развитие эмоциональной сферы. Беседа, размышление.
Работа с материалами из Интернета
Чтение отрывка из кн. Л.В.Экхаут «Молчать нельзя!» (о концентрационном лагере Освенцим). Заставить задуматься о смысле слов «концентрационный лагерь», «нацисты». Закрепить навык работы с текстом.
Формировать сочувствие, милосердие, сострадание.
8. Новый взгляд на названия улиц микрорайона. Привитие чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Улица им. Ф.И.Толбухина, Д.М.Карбышева. Работа с картой микрорайона Гайва.
Подвиг героев.
Легенды истории.
(Материал из итернета) Обратить внимание ребят на названия улиц микрорайона.
Научить уважать память истории.
21. Итог занятий, посвящённых дню Победы. Закрепление уважительного отношения к ветеранам ВОВ.
(см. Приложение, анкета №6, 6 класс)Выяснить, насколько актуальны и интересны для ребят занятия по данному периоду нашей страны.
28. «День святого Валентина» Праздник с использованием слайдов.
(см. Приложение) Познакомить с традициями праздника в Европе.
29. Акция
«оБЕРЕГАй» Экологическая районная акция по сбору мусора по берегам р. Камы. Предварительная работа: постановка цели данного мероприятия, актуальность проблемы, проведение соцопроса среди работников школы, осознанное участие в данной акции, Моя позиция: «Я хочу, чтобы берег Камы был чистым и безопасным» или «Мне всё равно, какой берег Камы». Повысить социальную активность подрастающего поколения.
Сформировать представление учащихся о современном состоянии водной среды, прибрежной территории.
30. Акция «Доброе дело – в подарок» Участие в слёте волонтёров нашего района. Представление своего проекта. Знакомство и общение с ребятами других школ. Повысить социальную активность подрастающего поколения.
«Малая родина. Культура твоего народа».
«С чего начинается Родина?С картинки в твоем букваре…»
Цель: Поддерживание и подпитывание уважения к истории Отчизны, любви к родному краю, городу, знакомство с обычаями и традициями русского народа;
№. ТемаЦель,
основное содержаниеЗадачи1. «Масленица» Праздник с родителями. Поддерживание и подпитывание любви к семье, уважение к истории Отчизны, любви к родине.
Познакомить с обычаями и традициями русского народа.
2. «Весёлые святки»
Воспитание интереса к народной культуре .Коляда, гадания,
Знакомство с меню, традициями, народными приметами.
Формировать положительный образ «Я» - знающий традиции своей Родины.
Увеличить пассивный и активный словарь детей
3. «Загадки Учёного кота»
Пушкинский день.
Игровая программа между третьим и четвёртым классом.
Расширение понятийного пространства, понимание условности речи, переносного смысла, гибкого образного мышления.
Расширять эмоциональную активность в умении наслаждаться и откликаться на поэтическое слово.
4. «Рождество»
Занятие с использованием информационных технологий.
Расширение знаний о истории возникновения праздника.
(см. Приложение) Проникнуться духом Рождества.
Побудить ребят к совершению добрых поступков.
Проявлять уважение к людям независимо от их социального положения
5. «Пермь - мой город« Цикл бесед, посвящённых 285-летию города Перми.
Знакомство и чтение книги Баяндиной «Пермь купеческая», использование материалов из Интернета по истории города Перми, «Достопримечательности нашего города» (использование слайдов)
(см. Приложение) Познакомить учащихся с историческими личностями нашего города, памятниками архитектуры.
6. Акция
«Пермь – город будущего» Участие в общешкольных мероприятиях. Изготовление плаката «Вредные привычки».
Увеличить пассивный и активный словарь детей
Просмотр слайдов
(см. Приложение) Показать вредное влияние наркотиков на организм человека.
7. «Аты-баты шли солдаты» Спортивная эстафета, посвящённая Дню Защитника.
(4-5 кл.) 8. «В гостях у Учёного кота»
(6 класс) Викторина с использованием информационных технологий.
Формирование интереса к родному слову, положительного образа «Я» - любящего свою литературу.
(приложение)
Расширять эмоциональную активность в умении наслаждаться и откликаться на поэтическое слово. Расширение понятийного пространства, понимание условности речи, переносного смысла, гибкого образного мышления.
9. «Род Строгановых» Лекция. Встреча с работниками музея.
Поддерживание и подпитывание уважение к истории родного края, любви к родине. Расширить знания об истории Пермского края.
Расширить знания о людях, принёсших славу Пермскому краю.
10. « Троица.
Музей В.В. Каменского» Экскурсия в мемориальный дом-музей В.В. Каменского - единственный в Пермской области литературный музей. Расширить знания о людях, принёсших славу Пермскому краю.