Статья на тему: Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления.


Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их
преодоления
Стресс - это напряженное состояние организма человека. Стресс присутствует в жизни каждого человека, но в работе учителя стрессовых импульсов особенно много. Одним из самых распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Мы все временами испытываем его - может быть как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляя себя в незнакомом классе, как повышенную раздражительность во время уроков и в общении с учениками. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс влияет на поведение учителя, его работоспособность, его здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.
Профессиональная деятельность педагога в учебных заведениях заслуживает серьёзного внимания со стороны психолога по нескольким причинам. Неоспоримым фактом является то, что от эффективность этой деятельности во многом зависит дальнейшая успешная реализация профессионального жизненного пути выпускников учебных заведений. Кроме того, от успешной педагогической работы зависит личностный профессиональный рост самих педагогов, продвижение их по служебной лестнице. А для успешной педагогической работы необходима не только профессиональная компетентность, знание психологии учащихся, но и хорошее здоровье педагога в широком смысле этого слова, как физическое, так и психологическое здоровье, которое, в свою очередь, зависит от психологического климата в коллективе педагогов, от психологической атмосферы в семье педагога и других факторов. Эмоциональное состояние педагога влияет и на эмоциональное состояние учеников, поэтому важно, чтобы педагог находился в благоприятном эмоциональном состоянии.
«Все в учителе оказывает то или иное воздействие на класс» — этот тезис из учебника педагогики в полной мере относится и к влиянию учителя на психологическое состояние его учеников. Внешний вид учителя, его заметное, даже по незначительным проявлениям, эмоциональное и биоэнергетическое состояние — все это на сознательном и бессознательном уровнях фиксируется школьниками.
Система комплексной работы всех участников образовательного процесса позволит сформировать целенаправленное развитие психологической устойчивости личности к кризисным ситуациям, повысит психосоциальную адаптацию и самореализацию, а также повысит мотивацию обучающихся на сохранение собственного здоровья.
Важным профессиональным качеством учителя является его стрессоустойчивость. Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь, выделяются фрустри-рованность, тревожность, изможденность и выгорание. В отечественных исследованиях в перечень стресс-реакций учителей включается до 14 различных проявлений. Поэтому стрессоустойчивость рассматривается как профессионально значимое качество личности учителя.
Важным фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности педагога. Нетерпимость в значительной мере обусловлена стереотипами личности, негативными установками межличностного оценивания. На ее проявление могут влиять различные черты характера: агрессивность, эгоцентрич-ность, доброжелательность, доминантность и др. Существуют качества учителя, оказывающие негативное влияние на учащихся:
1. Авторитарность (иногда достигающая степени деспотичности), категоричность, бескомпромиссность — педагогическая тактика и стиль общения как проявление черт характера и недостаточной профессиональной компетенции, связанной с невозможностью другими способами замотивировать учащихся на учебную деятельность и соблюдение дисциплины. Эти воздействия повышают уровень психической напряженности ученика, стрессируют его, формируют мышечные зажимы, истощают энергетические, психологические ресурсы. Мобилизующее действие такой педагогической тактики приносит дивиденды в основном учителю, позволяя ему легче манипулировать школьниками, которые расплачиваются за это своим здоровьем. В качестве воспитательной программы такая тактика способствует снижению самооценки учащихся, создает у них предпосылки к выработке и закреплению психологических моделей манипулятивного и зависимого поведения. Авторитарность не следует путать с требовательностью, разумной строгостью, самодисциплиной учителя и соответствующим воспитательным воздействием на учащихся.
2. Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность, непредсказуемость поступков и реакций учителя повышает уровень стрессированности, тревожности школьников, порождает тенденциозность при выставлении оценок, создает в классе нервозную атмосферу с повышенным риском возникновения эмоциональных конфликтов. Если подобные проявления становятся частыми и явно выраженными — это сигнал о необходимости обратиться к психотерапевту (психологу) и серьезно задуматься о смене работы, так как, становясь привычными, такие проявления наносят невосполнимый ущерб здоровью и самого учителя, и его учеников.
3. Равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность, дистанцированность отличают тип учителя, которого точнее назвать урокодателем. Такие проявления зиждятся на равнодушии к людям, отсутствии интереса к своей работе, часто сочетаются с безответственностью. Вероятность использования здоровьесберегающих технологий в таких случаях минимальна. (Не путать с характерологической замкнутостью, проявлениями интроверсии.)
4. Недоброжелательность, злость, враждебность как проявления черт личности и реакции на неудовлетворенность жизнью, нерешенные проблемы. Служат проявлением патогенного мышления, неизбежно сочетаются с завистливостью, расчетливостью и подобными чертами, осложняющими жизнь самому человеку и его окружающим. В педагогической работе таких учителей явно проявляются экстрапунитивные тенденции (установка на поиск внешних причин своих неудач), что самым негативным образом отражается на психологическом состоянии их учеников и на воспитательном воздействии.
В каждом случае проявления у учителя подобных качеств администрации с помощью психолога желательно понять их причины: насколько они глубоки, изменяемы, от чего зависят, какими общими сознательными и подсознательными тенденциями обусловлены. Среди внешних, лежащих на поверхности причин — неправильный выбор профессии, разочарование в работе, несбывшиеся надежды на карьеру, финансовые проблемы, неустроенность личной жизни, не сложившиеся отношения в школе или с классом и т.д. Более глубокие причины могут касаться чувства незащищенности (что порождает страхи или защитную агрессивность), зависимости, психологической несвободы (приводит к социальной тревоге или деструктивной агрессивности), одиночества, покинутости (проявляется н демонстративной агрессивности или замкнутости, уходе в себя). Проявления агрессивности в этих случаях различны, но всегда чреваты конфликтами и повышенным риском психотравмптизации школьников.
Основные факторы, вызывающие стресс – это перегрузки. Исследования показали, что рабочее время педагога достигает 55-65 часов в неделю. Работнику зачастую поручают непомерное количество заданий на данный период времени. Помимо ведения уроков учитель является классным руководителем, он должен проводить внеклассные мероприятия по своему предмету, работать с родителями учащихся, повышать свой профессиональный уровень, у него общественные поручения и т.д. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь.
Еще одним фактором является «конфликт ролей», возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, несоответствие между уровнем знаний ученика и ожиданием его родителями хорошей итоговой оценки. Или между высокими требованиями к оснащенности кабинета и низким материальным снабжением. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой. «Неопределенность ролей» возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны. Одни и те же действия педагога могут трактоваться по-разному и руководством школы и родителями детей, поощряться или наказываться. Люди должны иметь правильное представление о том, что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие ―интересная работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим. Существуют также и другие факторы. Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс. Все эти факторы ведут к нервному переутомлению и стрессам. Знание признаков и причин стрессового напряжения, методов профилактики и борьбы со стрессом позволяет повысить эффективность труда, достигать поставленных целей с минимальными психологическими и физиологическими потерями.
         Каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение, которое может проявляться в пассивно-защитной (слезах) или в агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т. д.) форме. Такого рода эмоциональные реакции я наблюдала не только у молодых педагогов, но и учителей со стажем. Многие педагоги нашей школы отмечают, что после пережитого эмоционального напряжения их самочувствие ухудшается (головные боли, расстройства пищеварения, заболевания сердечнососудистой системы и т. д.), а, следовательно, снижается работоспособность, что ведет в свою очередь к синдрому «эмоционального выгорания».
         Согласно современным данным, под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает негативное отношение к своему труду и к ученикам. Редукция профессиональных достижений — это возникновение у работников негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки.
           Для снятия эмоционального напряжения и профилактики «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагога важное значение имеет систематическая работа с психологами по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости учителя.
           Очень важно отметить, что эмоциональное отношение учителя к ученикам во многом определяет успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.
           Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу.
            Положительное, комфортное общение учителя с учащими возможно при грамотном умении учителя выражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, поэтому мимика педагога должна быть разнообразной.
           Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию.
              Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.
             Итак, проанализировав материал, посвященный данной проблеме, можно сказать, что эмоциональная культура учителя является динамическим образованием личности, характеризующее эмоциональную направленность стиля профессионального поведения и проявляющееся во владении механизмами управления собственными эмоциональными состояниями и эмоциональным откликом учащихся, в стремлении к совершенствованию своего эмоционального опыта.
         Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и не только влияет на имидж педагога,но и помогает ему успешно бороться со стрессом в повседневной жизни.  
Список литературы
http://rudocs.exdat.comЭлектронная библиотека http://royallib.ruПЕДСОВЕТ.ORG http://pedsovet.orgСемёнова Е.М., г.Минск, Республика Беларусь. Российский государственный социальный университет (филиал в г. Минске), доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук.
http://ru.wikipedia.orgСтоляренко Л.Д. - Основы психологии.
Харламов И. Ф. – Педагогика
Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д. – Общая и профессиональная педагогика М.: «Академия» 2009.
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006.
Вассерман Л.И., Беребин М.А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ. - СПб., 1997. - 52с.
Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб,
Питер, 2008. -256 с.
Тятина К.В. 2016