Разработка классного часа Изучение конфликтных ситуаций на примере мультфильма «Попугай Кеша»


Изучение конфликтных ситуаций на примере мультфильма «Попугай Кеша»
Цель: Развивать умение понимать причины конфликтов и способы их решения.
Задачи:
научить участников конфликта успешно решать его;
рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющие взаимоотношения между людьми;
формировать у учащихся уважительного отношения к окружающим людям;
показать схему анализа конфликтной ситуации на примере сюжета мультфильма;
продемонстрировать эффективность анализа конфликтных ситуаций из мультфильмов в качестве способа саморегуляции в целях профилактики конфликтогенного поведения.
Ход беседы
Учитель: Доброе утро, друзья! Как ваше настроение?
Учитель: Давайте представим, что мы звёздочки. Звёзды могут объединяться в созвездия, число звёздочек в созвездии может быть разное. По знаку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по несколько человек. В созвездия можно объединяться по-разному: прикасаясь друг к другу руками, плечами, ладонями. Потом созвездия занимают любые места.
3 – хлопок (ребята усаживаются так, как им удобно)
Учитель: Давайте послушаем диалог ребенка и взрослого.
-Саша, почему ты ударил его?
-Он первый ударил меня.
-А он говорит, ты ударил его первым.
-Нет, не я. Он первый ударил меня.
-Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
-Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
-И поэтому ты ударил его?
-Он первый меня ударил.
Учитель: ребята, скажите, что произошло?
Дети: Драка, выяснение отношений между ребятами, взрослый выясняет, хочет понять: кто прав, кто виноват.
(если учащиеся не смогут определить тему то можно предложить выбрать подходящее слово: уступка, конфликт, сотрудничество, мирные переговоры)
Учитель: так о чем же сегодня мы будем беседовать?
Дети: о конфликтах.
Учитель: вы абсолютно правы. Мы поговорим о конфликтах, постараемся проанализировать их, понять их причину. И сделаем для себя полезные выводы.
А поможет нам сегодня один очень интересный персонаж. (слайд с Кешей)
Узнаете этого героя? (мультик Возвращение блудного попугая)
А вы любите мультфильмы?
Какие у вас любимые мультфильмы?
Какой последний мультфильм вы посмотрели?
А за что вы любите мультфильмы? (они яркие, добрые)
Взрослые тоже, как дети любят смотреть мультфильмы. Я сама обожаю смотреть мультфильмы. Особенно наши советские. А люблю советские мультфильмы за то, что они добрые и поучительные. Один из таких мультфильмов мы посмотрим и постараемся проанализировать. Будьте внимательны.
(Просмотр мультфильма)
Комментированный пересказ «Похождений блудного попугая»
Выпуск первый. Начинается конфликт с ущемления Кешей Вовкиной потребности в тишине. Вовка просит сделать звук телевизора тише, но Кеша настолько увлечен просмотром детектива, что не реагирует на просьбу друга.
Вовка поясняет, что он готовится к контрольной по математике, и изначально предлагает компромиссный вариант: он просит не выключить телевизор, а только уменьшить громкость.
Несмотря на то что Кеша не уменьшает громкость, Вовка старается уклониться от конфликта: сначала он просто надевает шапку, а потом даже завязывает ее уши.
В связи с тем что это не помогает, Вовка пытается убавить звук «ну чуть-чуть», Кеша активно противодействует. А в результате Вовка отключает телевизор вообще: «Это безобразие, у меня контрольная, а ты!»
Кеша до крайности возмущен: ведь он не увидел, что случилось после того, как «Полищук сел на мотоцикл», а до Вовкиной контрольной ему, по-видимому, вообще нет дела. Кеша симулирует приступ и просит воды, но вместо сочувствия получает освежающий «душ» со словами: «Ну хватит кривляться!»
Кеша не пытается осознать причины случившегося, а переводит все на уровень эмоций: «Ах, вот ты как!», «Я для него жизни не жалею!», «Только смерть может избавить меня от сердечных мук!». Кеша хочет отомстить Вовке за нанесенную обиду («Ты у меня попляшешь!», «Ты у меня наплачешься!») и совершает демонстративный суицид, бросившись с балкона.
Вовка не спит, ожидая возвращения Кеши, который всю ночь трясется на ветке от страха. Под утро, в полной мере прочувствовав холод и голод, Кеша, по-видимому, начинает раскаиваться: он жалобно напевает «Родительский дом — начало начал, ты в сердце моем надежный причал…»
Эта песня привлекает внимание дворовой публики: кота, воробьев и вороны. Получив их одобрение и даже «гонорар» за выступление, Кеша забывает о раскаянии, воображает, как отказывается от Вовкиного блюда с экзотическими фруктами: «Ничего, мы еще посмотрим!»
Вызывая еще больший восторг, Кеша сочиняет историю на тему «Прилетаю я как-то на Таити…»
Так прошло лето. Кеша всем надоел своими выдумками про Таити, поэтому добывать пропитание ему становится все труднее.
Зимой Кеша, спасаясь от голода, разыскивает продукты на заснеженных балконах и случайно видит в окне Вовку. Кеша стучит в стекло, кричит и, когда Вовка распахивает створки, кидается в объятия друга.
Кеша перенес столько лишений, что боится рисковать вновь обретенным комфортом, и, когда теперь Вовке мешает громкий звук, Кеша сразу его убавляет и поясняет, что это новому щенку не слышно, а не ему.
Каким образом было достигнуто примирение, нам не показывают, но, скорее всего, обязанности по выгулу щенка стали для Кеши символическим искуплением вины.
Вопросы для обсуждения 1 части:
Что стало причиной ссоры Вовки и Кеши?
В каких отношениях находились герои мультфильма до конфликта?
Почему Кеша не выполнил просьбу друга?
Что делает Вовка для того, чтобы уладить конфликт? А что для этого делает Кеша?
Как складывается жизнь героев после расставания?
С кем теперь общается Кеша? Каким образом он завоевал внимание дворовых птиц и кота?
Как Кеша возвращается к Вовке?
Как происходит их примирение?
Изменилось ли поведение Кеши после возвращения к Вовке?
Учитель: Мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтоб всем было комфортно? Подведем итоги.
Ученики: нужно быть добрым, улыбаться человеку когда к нему обращаешься, радоваться удачам и переживать неудачи не только свои , но и одноклассников, приходить на помощь товарищу.
Правила бесконфликтного поведения.
В споре будь сдержан и тактичен.
Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс.
Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
Главное - относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.