Доклад ИГРА – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ












ДОКЛАД НА ТЕМУ:


«ИГРА – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»
















Исследования Л.В.Занкова, В.Г.Петровой и многих других специалистов показывают, что своеобразие психического развития у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) проявляется не только в снижении познавательной деятельности. Коррекционного вмешательства требуют все сферы личности таких учащихся. Причем эмоциональное развитие заслуживает особого внимания, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми и, соответственно, во многом определяет успешность социальной адаптации школьников с ОВЗ.
Этим обусловлена необходимость использовать на уроках игровые задания в целях коррекции недостатков эмоциональной сферы учащихся и развитие ее сохранных качеств.
Эффективность игрового метода обеспечивается самой сущностью игры, в психологической структуре которой доминирует эмоциональное начало, а цель и мотивы связаны с переживаниями. Игра сильнее других видов деятельности затрагивает эмоциональную сферу личности, поскольку даже игровые действия являются скорее выразительными актами, чем оперативными приемами.
Подчеркивая особую роль и коррекционное значение игры, можно отметить, что в ней содержатся все необходимые условия для развития личности и эмоциональной сферы детей с ОВЗ. Игра помогает преодолевать даже достаточно устойчивые аффективные барьеры, служит источником доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам, способствует обогащению эмоционального опыта детей, развитию их высших чувств.
Являясь ведущим видом деятельности и новообразованием дошкольного возраста, игра не умирает и на более поздних этапах онтогенеза, поскольку находит внутреннее продолжение в учебе, труде и других видах деятельности. Проникая во все отношения человека, она оказывает влияние на его взаимодействие с окружающей действительностью.
Любая игра включает элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результатов, что способствует развитию творческого потенциала личности, а также достаточно гибкого, и вместе с тем целенаправленного поведения.
Игра всегда добровольна, позволяет участникам самоутвердиться, дает чувство удовлетворения, может воодушевить, пробудить интерес, способствует осознанию потенциальных возможностей собственной психики. Ее коррекционное влияние на эмоциональную сферу доказывает, например, тот факт, что в норме и дошкольники, и школьники самостоятельно прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, разрядки эмоционального напряжения, преодоления негативных переживаний. И если стихийное, бессистемное и неумеренное использование игры в практике работы коррекционного учреждения может даже навредить педагогическому процессу, то правильно подобранная и умело проведенная игра рассматривается в качестве одного из основных его элементов.
Для абсолютного большинства учащихся источником приятных эмоций является уже само участие в играх. Психологический комфорт учащихся достигается за счет выбора учителем соответствующей игровой тональности, за счет его умения, чутко реагируя на ситуацию, наиболее адекватно организовать их деятельность и поведение.
На уроках используются игры, которые дают возможность синхронизировать эмоциональный настрой класса, создать особую атмосферу, когда задачи психолого-педагогической коррекции и интересы учащихся практически полностью совпадают. Этой цели в наибольшей степени соответствуют подвижные игры с элементами соревнования, которые выполняют не только коррекционно-развивающую функцию, но несут мощный заряд положительных эмоций и быстро переключают школьников на новый вид деятельности:
«карлики и великаны» - играющие становятся в круг или шеренгу. Учитель объясняет, что они должны внимательно слушать, и, если он скажет слово «карлики» - надо сесть на корточки, а если это будет слово «великаны», следует встать на цыпочки и поднять руки вверх.
«береги свой хвост» - учащиеся делятся на две группы. Они выстраиваются в затылок и крепко берут впереди стоящего за пояс. Первый игрок – голова дракона, только у него свободны руки. К поясу последнего прикрепляется цветной лоскут – «хвост». По сигналу драконы начинают «бой». Победа присуждается тому, кто сумел оторвать противнику хвост и сохранить свой.
Такие игры помогут снять усталость и излишнее напряжение класса. Однако если школьники проявляют повышенное возбуждение более благоприятное влияние на их эмоциональную
сферу окажут спокойные игры:
«ласковое имя» - игроки садятся в круг. Школьник, выбранный ведущим, получает мяч и начинает игру. Он называет свое полное имя и передает мяч соседу. Остальные участники поочередно придумывают ласковые варианты этого имени, при этом передавая друг другу мяч. Когда мяч возвращается к первому игроку, он бросает его тому, кто назвал самое приятное, по его мнению, ласковое имя. Игра начинается сначала.
«смотри мне в глаза» - школьники стоят в кругу, опустив головы вниз и глядя на свою обувь. По сигналу ведущего «раз, два, три, в глаза мне смотри!» они поднимают головы и стараются встретиться с кем-нибудь взглядом. Те, кому это удалось, громко называют друг друга по имени.
Игры подбираются и модифицируются с учетом состава класса. В зависимости от возраста и уровня развития школьников им предлагаются более или менее сложные варианты коррекционно-развивающих игр. Причем на первых этапах работы используются простые игры, характер которых затем усложняется.
Например, одна из наиболее простых игр, направленных на коррекцию и развитие невербальных средств эмоциональной экспрессии детей с ОВЗ – «самое веселое (грустное, злое и т.д.) лицо». По команде ведущего играющие с помощью мимики изображают то или иное эмоциональное состояние.
Когда класс осваивает эту игру настолько, что заданные состояния более или менее адекватно передаются большинством учеников, можно переходить к более сложному варианту «на месте грустная (удивленная, испуганная и т.д.) фигура замри». Ход и правила сходны с предыдущей, но игровые действия усложняются за счет активизации пантомимики.
«грустный, веселый, испуганный, злой» - эта игра направлена на обогащение эмоционального опыта учащихся, на расширение их знаний и представлений о причинах, вызывающих то или иное переживание. Ведущий в ритме считалки называет самые разные эмоциональные состояния, указывая рукой на игроков. Когда он останавливается, игрок, на которого он в данный момент указывает, должен быстро назвать причину заданного состояния. Например, «злой» - «потому что в игру друзья не приняли».
Таким образом, коррекционно-развивающее влияние игровой деятельности определяется ее занимательностью, эмоциональной привлекательностью. При наличии четко поставленных задач и творческого подхода к их решению делает игру одним из наиболее эффективных факторов психолого-педагогической поддержки эмоционального развития учащихся с ОВЗ.