План — конспект урока по истории Рооссиив 6 классе


План – конспект урока истории России в 6 классе
«Московское государство в конце15-начале 16 века»
1. Ф.И.ОТюмина Антонина Михайловна
2. Место работыМБОУ Никольская СОШ
3. Должностьучитель
4. Предметистория
5. Класс6 класс
6. Тема и номер урока в теме.Московское государство в конце 15- начале 16 века
7. Базовый учебникИстория России 6 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М. Просвещение. 2012 г.
8. Цель урока: познакомить с управлением Московской Руси в конце 15-начале16 в.в.
9. Задачи:
- обучающие
а.) сформировать у учащихся знания по системе управления государством в 15-16 в.в.
б.) помочь учащимся сформировать образ Ивана Третьего как русского самодержца.
в.) раскрыть причины изменения характера и структуры великокняжеской власти.
- развивающиеа.) развивать навыки работы с учебником, картой, ИКТ, дополнительной литературой, навыки самоконтроля.
б.) продолжить работу по формированию умений работать с понятиями, сравнивать их, делать анализ текста и выводы по тексту, умений работать со схемой.
- воспитательные
а.) воспитывать любовь к Родине, к ее историческому прошлому.
б.) воспитывать самодисциплину и навыки самостоятельной работы.
10. Тип урока – комбинированный с применением ИКТ.
Основные этапы урока: 1. Повторение изученного материала.
2. Создание проблемной ситуации и работа по ее разрешению.
3.Получение новых знаний.
4. Выделение главного, закрепление и контроль усвоения.
11. Формы работы учащихся:
-фронтальная беседа.
- тестирование.
-работа в парах.
- работа с книгой.
- групповая работа.
- самостоятельная работа.
- применение знаний в новой ситуации.
12. Характеристика основных видов деятельности на уровне учебных действий.
- показывать на исторической карте территорию Московской Руси в конце 15 – начале 16 века;
- объяснять смысл понятий: кормление, Боярская Дума, местничество, приказы, поместье,Судебник.
- уметь работать с историческим документом и делать на его основе выводы.
13.Ожидаемые учебные результаты.
После этого учебного занятия учащиеся смогут:
- называть и объяснять основные понятия, характеризующие государственную власть в Московском государстве;
- уметь высказывать свое мнение, строить работу в малой группе, вести диалог, взаимодействовать с другими учащимися.
- закрепят навыки работы с текстом по отбору информации, ее осмыслению.
14. Необходимое техническое оборудование:
- компьютер, проектор, экран.
- карта «Образование централизованного русского государства».
15. Структура и ход урока.
Структура и ход урока
№ Этап урока. Использование НСО и ЭОР
Деятельность учителя Деятельность ученика время Методические
обоснованиея1 Организационный момент Приветствие. Проверка готовности к уроку. Рабочее место ученика 1 мин Настрой на работу на уроке.
2 Повторение изученного. Таблица «Внутренняя и внешняя политика Ивана Третьего» Фронтальный опрос.
- Назовите причины собирания русских земель вокруг Москвы?
- Подсчитайте, сколько лет продолжалось монгольское иго?
- Сколько лет велась борьба Москвы и Твери?
- Сколько лет просуществовала Новгородская республика?
- Используя карту, оцените значение присоединения новых территорий для Московского княжества.
Заполнение таблицы: - какие действия Ивана Третьего можно отнести к внутренней, а какие к внешней политике?
- Объясните, почему стало возможным освобождение от монгольского ига?
Тестирование (прилож.)
Ответы на вопросы учителя
Самостоятельная работа по карточкам.
Работа с картой атласа и настенной картой
Работа с таблицей в рабочей тетради
Решают тесты 10 мин Развитие навыков самостоятельной работы
Развитие умений работы с картой
Развитие умений работы с таблицей, умений анализировать текст и делать выводы
Взаимоконтроль и самоконтроль
3 Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся, создание проблемной ситуации.
Слайд- карта Киевская Русь 9-12, 12-13 в.вВспомните, каким было управление Древнерусским государством? ( карта «Русское государство в 12-15 в.в.»)
Сегодня мы познакомимся с управлением Московской Руси.
Тема урока: Московское государство в конце 15 –начале 16 века.
План урока:
1.Как управлялась Московская Русь.
2. Кто помогал государю управлять государством.
3.Как в государстве вершился суд
Ребята Московское государство еще называют «единое российское» , как вы думаете, почему?
Постановка проблемы: «Почему о Московской Руси конца 15-16 в. можно говорить как о едином Российском государстве?» Вспоминают и называют систему управления Киевской Руси.
Записывают в своих тетрадях тему и план урока
Затрудняются ответить, отмечают , что произошло объединение русских земель под властью Ивана Третьего. 3 мин Актуализация знаний

Выявление противоречий и умения найти проблемную ситуацию
4 Объяснение новых знаний.
Управление государством.
Работа со схемами «Управление государством», иллюстрациями, таблицами. Чтобы ответить на этот вопрос, мы поработаем с заданием в группах.
Задания группам: прочитать текст учебника и ответить на вопросы:
1 группа: -Как управлялась Московская Русь и кто помогал государю управлять государством.
2 группа: Какие изменения произошли в войске.
3 группа: - Как в
государстве вершился суд. (вопросы для групп см.приложение)
Какие же изменения произошли в управлении государством в правление Ивана Третьего?
Самостоятельная работа в группах.
Запись понятий в тетрадь:
Боярская Дума, приказы, уезды, наместники, местничество, кормление, дворяне, дети боярские.
Отвечают на вопросы, смотрят презентацию, работают с таблицами и схемами
Отвечают на вопросы, смотрят презентацию, работают с понятиями, схемами.
Ответы учащихся 20 мин Умения самостоятельной работы с текстом учебника, развитие навыков работы со схемами.
Умения анализировать информацию из разных источников. Систематизировать ее и делать выводы.
5 Решение проблемного вопроса. Закрепление.
Иллюстрации: печать, герб, Московский Кремль Почему о Московской Руси конца 15 –начале 16 века можно говорить как о едином Российском государстве. Обсуждают, делают выводы 6 мин 6. Подведение итогов урока. Рефлексия Подводит итоги урока, отмечает наиболее активных учеников, ставит оценки.
Что вам понравилось на уроке и что вас заинтересовало на уроке?
Определяет Д.ЗВысказывают свое отношение к теме урока и правлению Ивана Третьего 3-5 мин Стимулирование мотивации к обучению
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ТЕСТ.
Объединение русских земель завершилось:
а) в конце 15 – начале 16 века.
б) в середине 15 века.
в) в 16 веке.
2. Особую роль в объединении Руси сыграл князь:
а.)Иван Калита
б)Дмитрий Донской.
в) Иван Третий.
3. Битва на реке Шелонь произошла:
а) 1471 г.
б) 1371 г.
в) 1380 г.
4. Присоединение Великого Новгорода произошло:
а) 1478 г.
б) 1468 г.
в) 1458 г.
5. Тверское княжество вошло в состав Московской Руси в : а)1475 г.
б) 1485 г.
в) 1495 г.
6. «Великое стояние на реке Угре» произощло:
а) 1480 г.
б)1475 г.
в) 1490 г.
Вопросы для групп.
1 группа.
1.Каким было управление Московской Русью.
2. Когда и как стал величать себя Иван Третий.
3. Что изменилось в престолонаследии.
4. Какой совещательный орган был при царе и чем он занимался
5. Что такое приказы и чем они занимались.
6. Кто и как управлял русскими землями.
2 группа.
1.Кто помогал государю управлять государством.
2. Чем занимались бояре, окольничьи, дьяки.
3. Что такое местничество.
4. Кто входил в государев двор.
5. Кого называли дворянами.
6. Чем занимались дети боярские.
3 группа
Из кого состояло войско царя.
Что нового появилось в войске царя.
4 группа.
Кто в государстве вершил суд.
Что нового появилось в законодательстве.
В чьих интересах был составлен Судебник.