Учет гендерной специфики при формировании коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО


Учет гендерного подхода в образовании в условиях введения ФГОС ДОО.
Богуславец (Головченко) И.А.
Аспирант ШГПИ
Г. Шадринск
Аннотация: В статье автор затрагивает проблему гендерного подхода при формировании одной из важнейших ключевых компетенций – коммуникативной, условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта.
Ключевые слова: гендер, гендерный подход, коммуникативные компетенции, ФГОС ДОО.

Приоритеты современной образовательной политики Российской Федерации связаны с реализацией новых образовательных стандартов (ФГОС). Согласно закону №273-ФЗ об образовании в РФ, дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. 7
Психология и педагогика оперируют достаточным количеством эмпирических данных, подчеркивающих значение полового фактора в психическом развитии. Конец дошкольного возраста охарактеризован набором полоролевых особенностей, который следует учесть в ходе образовательного процесса. Между тем, множество элементов системы образования одинаковы для всех, и педагоги стремятся добиться одних и тех же результатов.
По мнению ученых, Л.И. Столярчук и И.Н. Евтушенко выполнение требований, обозначенных в ФГОС (например, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных психологических, физиологических особенностей воспитанников и др.) достаточно сложно без учета пола детей, поэтому реализация гендерного подхода в образовании облегчит реализацию стандартов нового поколения всех ступеней, будет способствовать повышению качества образования.1
Новый подход к оценке качества образования, подчеркивает Е. А. Чикунова, связан с формированием ключевых компетенций, в соответствии с основным положением, выработанным Европейским союзом. Главной задачей дошкольной образовательной организации, по мнению ученых, становится формирование у мальчиков и девочек универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной и специальной.
Н.В. Федина, в содержании понятия качества, применительно к дошкольному образованию, одним из положений формулирует обозначение цели развития ребенка через формирование у него указанных качеств личности, а не отдельных составляющих (например, к набору знаний, умений и навыков или соответствующих компетенций) 6Освоив данные компетенции, ребенок впоследствии сможет легко адаптироваться в современном обществе. При этом, следует помнить тот факт, что мальчики и девочки дошкольного возраста неодинаково овладевают основными (ключевыми ) компетенциями. С этой целью, согласно проводимым исследованиям последних лет, учеными разработан и предложен гендерный подход в образовании.
Формирование гендерной принадлежности ребенка – одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольного образования. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. 6
В педагогическом словаре дано следующее понятие коммуникативная компетенция: умение, способность решать задачи общения, реализовать цели общения посредством данного языка. Подразумевается умение соотносить производимую речь с соответствующими речевыми событиями, учитывая условия и принятые правила общения. 5
Представленные суждения о содержании понятия коммуникативная компетенция позволяют сделать вывод: теоретическую составляющую коммуникативной компетенции образуют коммуникативно-значимые знания о системе языка, о речеведческих понятиях, о видах речевой деятельности, об особенностях функционирования единиц языка в речи; практическую составляющую – речевые умения в рецептивных (слушание и чтение) и продуктивных (говорение и письмо) видах речевой деятельности.2,3
В соответствии с ФГОС, коммуникация рассматривается «как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. 6 «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Коммуникативная компетенция дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. ( Л.Л. Лашкова, С.В. Проняева, Е.О. Смирнова, Л.В. Трубайчук и др.) При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность. Следует отметить, что к концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми. При этом дети проявляют определенную степень уверенности и инициативности, согласно своим личностным качествам и полоролевым различиям. 4
Высокий уровень развития речевого общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В процессе глобализации, формирования единого мирового пространства современное образование должно ориентироваться не только на признание ценности ребенка, но и на создание реальных условий для развития его коммуникативных способностей. Развитие коммуникативных способностей помогает сформировать чувство собственного достоинства, полноценности, неповторимости и гендерной принадлежности. 1, 2, 4 В условиях введения ФГОС ДО, формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста, с учетом гендерных различий является одной из приоритетных задач на сегодняшний день в дошкольном образовании.
Литература:
Гендерное образование. учеб. пособ. / под. ред. Л.И. Столярчук. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. – 387 с.
Лашкова, Л.Л. Проявление гендерных различий в процессе коммуникации / Л.Л. Лашкова // Актуальные проблемы образования: поиски и решения: сборник научных статей. – Шадринск: ШГПИ, 2009. – С. 175–181
Проняева С.В. Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности // Начальная школа: плюс До и После. – 2010 . – № 4 . – С. 3-9 .
Трубайчук Л.В. Компетентностная модель обучения в начальной школе// Начальная школа. - 2008. - №12- С.39.
Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А.Бодалева, место издания Изд-во «Когито-Центр» Москва, с. 517-517. 2011
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.rg.ru/2015/04/30/doshk‐standart‐dok.html.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации – ОТ – 13. – Москва: Проспект, 2014. – 160 с.