Доклад по самопознанию «Стратегия развития духовно-нравственного воспитания личности в условиях обновления содержания образования»


КГУ «Подгорненская основная школа»
Доклад
«Стратегия развития
духовно-нравственного воспитания личности
в условиях обновления
содержания образования»
Подготовила: учитель самопознания Тойбекова С.С.
2016 - 2017 учебный год
Духовно-нравственное воспитание является ведущим компонентом системы всестороннего развития личности. В современных условиях необходимо  воспитание у молодого поколения потребности к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, к осознанию  общечеловеческих норм гуманизма. Мы должны воспитывать молодежь в духе солидарности, национального согласия, уважения и почитания культуры, традиций и языка своего народа и других этносов. Для этого необходимо осуществить  переход от «человека знающего» к «человеку, подготовленному к жизнедеятельности».
Ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации выполняет учебный предмет«Самопознание».
 В одном из высказываний Сары Алпысовны Назарбаевой  прозвучали такие слова: «Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе духовно-нравственные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле».
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем подрастающего поколения.
К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют учащегося о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
В нашей стране благодаря введению предмета «Самопознание» идёт целенаправленная работа по возрождению нравственных основ человеческого бытия на благо будущего. Об этом мечтали все философы во все времена и века. Великий Шакарим говорил, что  в  процессе воспитания человека необходимо ввести науку Совести. Об этом должны позаботиться учёные головы. Они должны разработать данное учение как предмет, обязательный для всех… И вот науку Совести ввели в педагогический процесс школы.
Главная цель предмета «Самопознание»: способствовать нравственно – духовному образованию, гармоничному становлению человека посредством развития следующих ключевых компетенций:
определять свою жизненную позицию;
конструктивно решать разные вопросы соответственно нравственным нормам;
Выстраивать позитивное отношение к себе, к людям и окружающему миру;
Оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
жить в ладу с самим собой; быть искренним в мыслях, словах и действиях;
проявлять созидательную активность, гражданственность, патриотизм и толерантность;
проявлять готовность к нравственному выбору и ответственность за свои мысли, слова и поступки;
развивать на практике навыки служения обществу.
Главные задачи предмета «Самопознание»:
Развитие потребности учащихся в самопознании и творческой самореализации;
Содействие в формировании гармоничной картины мира, понимании сути гуманистических ценностей;
Формирование опыта нравственного поведения в учебных и жизненных ситуациях.
Познание человеком самого себя предусматривает изучение ценностей: «самопознание», «нравственность», «человек», «жизнь», «духовность», «красота», «мудрость», «истина», «здоровье», «гармония», «служение», «труд», «дружба», «любовь», «общение».
«Самопознание» является образованием для сердца, оно призвано дополнить внутренним, нравственно - духовным смыслом образовательный процесс. Предмет «Самопознание» помогает раскрыть внутреннюю природу ребенка, раскрыть  всем и каждому потенциал добра, гуманизма, любви. Это и есть те благодатные зерна, которые нужно взращивать всем миром. То есть  универсальные способности, благодаря которым  человек становится человеком любящим и любимым, милосердным и сострадательным, ласковым и терпеливым, общительным и дружелюбным, готовым к взаимопониманию и толерантности, к уважению не совпадающих взглядов и культурных традиций, а значит - счастливым, испытывающим радость от каждого мгновения благого дела.
Итак, основными критериями нравственности человека - гражданина являются его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения. И воспитание лучших качеств человека – гражданина – основная цель работы учителя самопознания.
Взаимоотношения с детьми важно выстраивать в соответствии с личностно – ориентированной моделью общения, цель которой – содействовать становлению личности ребенка. Занятия по самопознанию способствуют установлению дружеских, толерантных взаимоотношений детей друг с другом, создают комфортный морально – психологический климат, в котором дети чувствуют себя легко и свободно.
Опираясь на индивидуальные способности обучающихся, я содействую развитию их общеучебных умений и жизненных навыков. Для этого на своих занятиях  использую определенные общепринятые формы работы:
провожу занятия в малых группах, индивидуальную работу с учащимися;
работаю с одаренными и неорганизованными детьми, стараюсь создать условия для выражения своего мнения, научить доказывать правильность своей позиции, отстаивать свою точку зрения. А также использую совокупность методов и приемов обучения, отражающих особенности организации  занятий: «Позитивный настрой», , «Подарок от учителя.Работа с текстом», «Беседа», «Игра», «Упражнение», «Творческая деятельность», «Исполнение песни» и др. Все они занимают определенное место в структуре занятия  и направлены на создание благоприятной, психологически комфортной среды. В зависимости от темы занятия последовательность указанных приемов варьируется и используется на разных этапах. Важно помнить, что методические приемы, рекомендуемые для использования на занятиях, способствуют возникновению желания у детей активно участвовать в речевом и коммуникативном общении. На занятиях стараюсь постоянно поощрять детей.
Занятия по предмету позволяют достичь конкретных воспитательных результатов, а именно:
1) осознания учащимися значимости и содержания понятий: свобода, независимость, толерантность, ненасилие, разум, воля, любовь, честь, достоинство, творчество, культура, искусство;2) расширения представления о позитивных и негативных качествах, эмоциях и чувствах человека;
3) осознания неповторимости своей индивидуальности, умения с уважением относиться к проявлениям индивидуальности другого человека;4) умения поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, в совместной деятельности на основе принципов нравственности и норм духовности; осознания негативности ссор, конфликтов, умения преодолевать их и взаимодействовать на основе сотрудничества и согласия;5) умения свободно выражать свои мысли и чувства, объективно оценивать себя;
6) умения ценить дружбу и общение, быть терпеливым, прощать обиды, непонимание, выслушать и понять другого человека;7) умения достойно и ответственно вести себя в разных ситуациях, управлять своим эмоциональным состоянием, сдерживать негативные эмоции, побуждения;
8)понимания значимости взаимопомощи в жизни;9) стремления к осознанию гражданской принадлежности; проявление уважительного отношения к казахскому и другим языкам, к казахским национальным традициям и традициям других народов.
«Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее», подчеркнул лидер нации Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». Будущее нашей страны напрямую зависит от воспитания наших детей, от ценностей, которые мы им прививаем сегодня.
И завершить своё выступление мне хотелось бы справедливыми словами великого философа Востока аль-Фараби, который еще тысячу лет назад писал, что «знания без воспитания рушат судьбу человечества».