Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в МОУ «Сотнурская СОШ»


Организация внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС
в МОУ «Сотнурская СОШ»
Иванова В.Н.
зам. директора по ВР
 МОУ «ССОШ» 10.04.2015г
Районный семинар муниципальных площадок по направлению
«Введение ФГОС ООО в 1-6классах»
        Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности школьников.
Организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. Проблема  использования свободного времени школьников  всегда была насущной  для общества. Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».
        В 2011/2012 учебном году в соответствии с ФГОС в нашей школе была организована внеурочная деятельность. Педагоги нашей школы решили, что было бы хорошо выбрать все направления внеурочной деятельности, так как в практике прошлых лет в школе сложилась прочная система воспитательной деятельности, которая органично легла в новую схему и находит своё отражение во внеурочной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности:
Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
Улучшить условия для развития ребенка;
Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
  Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на положительный опыт организации внеурочной деятельности;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:
реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям.
Реализация целей и задач развития личности по разным направлениям происходит посредством деятельности кружков и секций, а так же работой классных руководителей. Кружковые занятия проводятся не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений  дополнительного образования.
При отборе содержания и видов деятельности детей учитываются
интересы и потребности самих детей,
пожелание родителей,
опыт внеурочной деятельности педагогов
и материально-техническая база школы.
Проблема организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС заключается:
в отсутствии детских досуговых учреждений и поэтому большую часть мероприятий нам приходится брать на себя, так как школа, по сути, является единственным культурным центром села.
недостаточное количество в школе необходимых специалистов (привлечение специалистов дополнительного образования)         
недостаточная методическая подготовка педагогов (прохождение курсовой подготовки)
Для решения воспитательных задач Базисным учебным планом до этого года были предусмотрены 10 часов в неделю на внеурочную деятельность с детьми. В этом учебном году оставили 5 часов в неделю.
Таким образом, каждый учащийся может посещать до пяти кружков и секций развивающего характера.
Какие основные направления внеурочной деятельности?
1.Спортивно - оздоровительное («Юные шахматисты» ведет Учаев Александр Ильич)
Каждое из направлений воспитания основано на определенной системе ценностей.
Итак, ценности спортивно-оздоровительного направления: здоровье физическое, здоровье социальное, активный образ жизни.
2. Художественно-эстетическое («Пластилиновый мир», это занятие ведет Павлова З.И.).
Ценности: красота, гармония; духовный мир человека; художественное творчество.
3.  Научно-познавательное ( «Занимательный английский», ведёт Белкова Л.В., «Эврика», ведет Яковлева З.В. «Мой край»,-Ямбулатова А.Е.).
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; любовь к природе, окружающему миру.
4.  Духовно- нравственное ( « Свечечка», ведет Чернова А.Е.). Ценности: милосердие; честь; достоинство; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
5.  Общественно-полезная деятельность ( «Домовенок», Тихонова Л.И, «Природная мастерская» -Павлова З.И).
Ценности: трудолюбие; настойчивость в достижении целей; бережливость.
6.  Проектная деятельность (занятия «Проектирование» ведут сами - классные руководители - Александрова Л.Л., и Александрова Н.В.).
Ценности: целеустремлённость; настойчивость в достижении целей, любовь к Родине.
Работая по каждому направлению, мы стараемся использовать различные виды и формы деятельности, позволяющие реализовать требования ФГОС                    
1.Спортивно – оздоровительное направление осуществляется в школе посредством спортивно-массовых и физкультурно- оздоровительных  общешкольных и внеклассных мероприятий, соревнований,  дней здоровья,    организаций активных оздоровительных перемен, прогулок на свежем воздухе во время группы продлённого дня,      тематических бесед, спортивных игр.
2.Художественно-эстетическая деятельность  осуществляется через
участие в различных конкурсах, концертах, праздниках. Есть дети, которые посещают музыкальную школу, показывая свои таланты на школьных и районных мероприятиях.                                      
3.Научно-познавательное направление 
В классах проходят викторины о природе, конкурсы рисунков, поделок, праздники осени,           экскурсии  в природу,    изучают животных и птиц, делают поделки из различных материалов, сочиняют сказки, стихи, загадки о животных и птицах. «Егоровские чтения»
4.Духовно- нравственное направление осуществляется посредством различных бесед, классных часов, праздничных мероприятий, экскурсий.       Ежегодно учащиеся начальных классов участвуют в самых различных конкурсах. «Рождественская елка»
5.Общественно-полезная деятельность.
В классе проходят викторины, конкурсы рисунков, поделок.
Акции "Красота своими руками», « Чистота вокруг нас», «Скворечник»…
6.Проектная деятельность.
На этих кружках ребята учатся делать мини-проекты. Пока начинаем с мини проектов, но работа будет продолжаться в последующие годы, чтобы учащиеся смогли принять участие в районных конкурсах, показав свои достижения. Акция «Я –гражданин России».
Все результаты фиксируются в портфолио ученика.
(Расписание кружков; Результаты )                  
 ВЫВОДЫ:
Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно  осуществлять воспитание в свободное от обучения время.
Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.