Обобщение опытом Приёмы совершенствования техники чтения младших школьников


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
среднего общего образования «Школа №2 г. Облучье»




























Из опыта работы Л. С. Астафьевой, Т. Л. Баженовой, учителей начальных классов.






г. Облучье
2016г.


Введение
Решая главную задачу школы – задачу формирования образованной, культурной личности – трудно переоценить значение предмета «Литературное чтение в начальных классах», поскольку содержание этого курса –чтение детьми художественных произведений, а цель – научить школьников воспринимать и понимать эстетические и нравственные ценности, отражаемые в художественном тексте.
Для того чтобы действительно реализовать эти возможности художественной литературы, недостаточно научить детей бегло читать, надо научить читать вдумчиво.
Чтение является необходимым компонентом обучения в начальной школе. Основы умения читать закладываются на первых ступенях начального обучения и, в большей степени зависят от правильной постановки работы при становлении этого навыка.


Современные проблемы формирования навыка чтения младшего школьника

Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него.
Становления навыка чтения, обучение детей восприятию и пониманию текста – одна из самых острых проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать.
Чтение вводит «в память ученика литературный язык», развивает у ребенка «дар слова». Гуманизация образования поставила перед начальным его звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению. В последнее время существует тенденция, что многие дети читают неохотно и мало. Уроки чтения для них становятся скучными. В числе причин: общий спад интереса к познанию окружающего мира, обилие так сказать, неорганизованных источников информации, кроме чтения, уменьшение количества времени на чтение.
Годы наблюдения за учащимися показали, что некоторые ученики не способны воспринимать должный объём информации, у них наблюдается неустойчивость внимания, они не располагают достаточным запасом слов, не все умеют читать про себя, нередко допускают при чтении серьёзные ошибки, у многих слабо развит артикуляционный аппарат. Вот это и определило проблему поиска, что связано с недостаточно разработанными дидактическими средствами в области совершенствованию техники чтения младших школьников.

Диагностика сформированности техники чтения

Мало и плохо читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, что называется захлебываться в потоке информации. В то же время учащиеся начальной школы находятся в том возрасте, когда у них можно выработать оптимальную скорость чтения.
Ученые и педагоги - практики сходятся во мнении, что скорость чтения 120 слов в минуту большинству учащихся вполне доступна.
При проведении педагогом мониторинга техники чтения необходимо соблюдать условия, к числу которых относится:
Системность проверок;
Сравнимость результатов;
Объективность оценивания;
Комфортные условия тестирования.
При изучении техники чтения, учитываются следующие показатели: темп чтения, правильность, выразительность, осмысленность.
В 1 классе, сначала выясним, кто из первоклассников умеет читать, кто просто знает буквы, а кто с ними не знаком. Технику чтения учеников проверяем ежемесячно и составляем индивидуальные графики на каждого учащегося.








Рис. 1 Индивидуальный график сформированности темпа и качества чтения Артема Г.

Приведённый здесь график свидетельствует, что скорость чтения проверяемого ученика ежемесячно повышалась и в декабре соответствовала требованиям, предъявляемым к концу 2 класса. Ученик читал осмысленно, выразительно, количество ошибок снижалось.
Индивидуальные результаты учащихся обобщаются учителем в сводных таблицах ( таблица 1)

таблица 1 Результаты 4 класса
месяц
09
10
11
12
01
02
03
04
05

Норма чтения
75-80 слов
85-90 слов

Число учащихся
20 человек

Читают:










Выше нормы
11
12
12
13
13
13
14
14
14

Норма
7
6
6
5
5
6
4
4
4

Ниже нормы
2
2
2
2
2
1
2
2
2


Скорость чтения с сентября по май у большинства учащихся возросла на 20 – 40 слов. Если в сентябре Аня Б. читала со скоростью - 126 слов в минуту, то в мае за минуту прочитывала – 150 слов. У Юли Г. Скорость чтения возросла за учебный год с 138 слов до 205 слов.
Вот еще один пример улучшения техники чтения у учеников представлен на рисунке 2. Подобный график работает: ребенок видит результаты собственной работы в течение 4 лет обучения в начальной школе.

Рис. 2 Динамика техники чтения с 1 по 4 класс Анастасии Б.

Итоги диагностики качества чтения всех учащихся класса за 4 года отражены на рисунке 3.

Рис. 3 Динамика качества чтения учащихся с 1 по 4 класс.

Данные диагностики свидетельствуют о том, что у учащихся вырос объем зрительного и слухового восприятия, увеличился словарный запас, у них достаточно не плохо развит артикуляционный аппарат, сформирована устойчивость внимания. Сформированность техники чтения заметно повлияло как на общее развитие речи, так и на повышение качества успеваемости.
При наблюдении за качеством чтения, необходимо, чтобы ученик понимал, что беглое чтение – это лишь необходимое средство для решения учебных, познавательных задач. Терпеливо, каждый раз одобряя продвижение учащегося в освоении техники чтения, отмечая его силу воли, стремление к победе, учитель и родители стимулируют деятельность ученика.
Значение контроля за формированием навыка беглого чтения переоценить трудно. В результате этой работы у учеников при чтении исчезают страх и неуверенность, они начинают больше читать, а чтение, в свою очередь, служит одним из факторов сближения детей, родителей и учителя.

Практический комплекс приёмов воспитания у детей навыков чтения.
Составляющими техники чтения являются следующие компоненты: способ чтения, его правильность и выразительность, скорость или темп чтения.
Взаимосвязь всех сторон навыка чтения очевидна, и, только имея это в виду, можно рассматривать способы и приемы развития каждой из них в отдельности.
Психолого-методическое исследование позволяет определить особенности формирования навыка правильного чтения, который связан с процессами фонематического слуха, звукопроизношения, с развитием поля зрения.
Быстрота чтения сама по себе не имеет цены, если она не регулируется сознательностью чтения; без этого быстрое чтение не будет иметь значение ни для читающего, ни для слушающих. Правильность чтения служит средством для сознательного чтения текста, а не является самоцелью. Правильность и сознательность, а также и беглость чтения является основой для выразительности чтения.

Для развития этих качеств в практической работе используем специальные упражнения, которые включаем в каждый урок чтения:

Отработка произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний у учащихся;
Примерные упражнения:
Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и читают 15 согласных одного ряда:
чсмтбфвпрлджхщш
гнкцчсмпрвлдкцг
чсмтбфвпрлджхщш
гнкцчсмпрвлдкцгчтение согласных по таблице. яучащихся с 1 по 4 класс.да отражены на рисунке 3.таблица 1) каждого учащегося.
Чтение согласного с гласным, используя эту же таблицу.

Например:
1 ряд читает согласный с гласным [а],
2 ряд – с гласным [о],
3 ряд - с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них:
а, о, у, ы, и, э.

чтение согласных по таблице. яучащихся с 1 по 4 класс.да отражены на рисунке 3.таблица 1) каждого учащегося.Отработка литературного произношения у учащихся;
Упражнения на выработку навыков правильного произношения и ударения включаем под заголовком – девизом «Говори правильно!».
Берем слова с учётом наиболее часто встречающихся в речи учащихся: километр, портфель, спала.
Ведётся работа над правильным произношением отдельного звука [г] и над стечением согласных г т, г к в словах ногти, лягте, мягкий. Учащимся следует знать как надо ставить ударение в форме винительного падежа некоторых существительных: трАву – а не травУ, вОду – а не водУ.
Основной вид заданий на закрепление этой нормы – составление предложений:
Дети сели на .. .
Я пью .. .
Составление устных рассказов из двух, трёх предложений с употреблением таких слов.
Например:
- Кого называют гусеницами? ( насекомое)
- А у какой машины имеются гусеницы? ( у трактора)
Ученики при ответе включают нужное слово, составляя маленький рассказ, при этом несколько раз употребляя его.

3. Расширение поля чтения и безошибочного восприятия слов, предложений при чтении вслух и про себя.
Работа по созерцанию зелёной точки. (На карточке или картинке ставим зелёную точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу)
Работа со словарными блоками по вертикали которых спрятано слово:
сок Света
носки место
сам каток
кукла
(оса) магазин
(ветка)
Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.
Изучая навыки чтения учащихся, обращаем внимание на то, как ученики читают вслух и как читают про себя (т.е. молча).
Чтение про себя, молча – это чтение «глазами», без внешних речедвижений. Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением про себя. Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, навыки чтения еще не сложились.
Чтение вслух обеспечивается более сложным механизмом, чем чтение про себя. При чтении вслух активно действуют зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации. Но темп зрительного восприятия, умственной переработки информации, звуковой перекодировки читаемого вслух текста зависит от возможностей речедвигательного канала.
При чтении молча психофизиологический механизм проще, поскольку процессы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи информации отсутствует. Зато за счет ослабления эффективности слухового и более или менее значительного сокращения деятельности речедвигательного канала могут интенсифицироваться процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного текста. Темп зрительного восприятия увеличивается в два раза. Чтение молча обеспечивает развитие любви к чтению книг.
Чтобы дети читали правильно, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали приемами чтения отрабатываем способы действия, даем учащимся определенные ориентиры, используя «памятки»
Вот например, рекомендации для родителей:
Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение;
При выборе книг опирайтесь на желания ребенка;
Самостоятельное чтение книг начинайте с книг с крупными рисунками, текстом занимающим не более четверти страницы
Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор;
Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка;
Организовывайте семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы;
Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали наступления вечера;
Читайте вслух по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
Правила чтения для учащихся:
Читай ежедневно вслух и про себя .
Старайся понять, о чем читаешь;
Следи, чтобы глаза двигались по строчке;
Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его;
В каждом классе есть несколько учащихся, которые не укладываются в нормативы техники чтения. С такими учащимися проводятся специальные упражнения, для развития техники чтения.

Упражнения для развития правильности и темпа чтения:
1. Артикуляционная гимнастика
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.

2. Звуковая разминка.
А-о-у-ы-и-э;
а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э, аоуиэ, аиуоэ;
С-з-ж, ш-ж-с, жа-ча-ща, жба-жбе.

3. Чтение столбиком слов: поочерёдно читать слова вслух в столбике, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.
4. Упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з

Чтение шепотом и медленно:
Ра-ра-ра – начинается игра,
Ры-ры-ры – у нас в руках шары,
Ру-ру-ру – бью рукою по шару.

6. Чтение тихо и умеренно сочетаний слогов:
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа

7. Чтение скороговорок с увеличением темпа, изменением интонации (с удивлением, восторженно, сердито).
Дед Додон в трубу дудел.
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

8. Чтение пословиц, поговорок.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Без топора не плотник, без иглы не портной.
Нашла коса на камень.

9. Чтение пунктирно написанных слов: буквы записаны не полностью, а пунктирной линией;
Б – р – - ан (барабан)

10. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.

11. Игра «Фотоглаз».
Сфотографировать несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет?
Дерево, товарищ, ухо, дорога, медведь, лицо.

12. Сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого;
13. Чтение за взрослым;
14. За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву;
Найди слова на букву «д»
1 вариант – в 1 абзаце (6 слов)
2 вариант – во 2 абзаце (3 слова)
Текст: Е Пермяк «для чего нужны руки?»

Упражнение для развития осознанного чтения
Что общего в словах и чем они различаются? Мел - мель; мал - мял; мыл - мил.
Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
ножницы, молоток, пила, грабли;
варежки, пальто, кофта;
телевизор, утюг, пылесос, холодильник;
картофель, свекла, лук, капуста;
лошадь, корова, свинья, овца;
туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;
липа, береза, ель, сосна;
курица, гусь, утка, индейка;
зеленый, синий, красный, желтый.
3. Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый;
минута, время, час, секунда;
дорога, шоссе, тропинка, путь;
молоко, сметана, простокваша, мясо;
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;
ель, сосна, кедр, осина;
лук, огурец, морковь, яблоко;
гриб, ландыш, ромашка, василек.

4. Чем схожи следующие слова? Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
(все слова состоят из двух слогов.)

Путем перестановки букв составь слово. Уклбо, сноас, упке.

Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза.
Кора, лото, боксер.
Молоко, нерест, тарелка.
7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама.
Пуговица, молоток, лава.
Упор, бузина, шина.
Поворот, пороша, канава.
8. Составь новое слово, взяв последний слог в каждом слове.
Мебель, ружье.
Соломка, пора, мель.
Лиса, бельмо, полет.
Смола, слеза, берет.
9. Найти вторую половину слова:
Кос-ничий мо-мент ко-на
Лес-та ро-вок го-са
Пар-мос со-тор вес-род
Лес-та ро-вок го-са
Пар-мос со-тор вес-род
Из слов первого столбика дети составили следующие слова: лесничий, парта, космос.
Из второго столбика: мотор, совок, момент и т. д
10. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.
а) Песня композитор; самолет ?- аэродром, горючее, конструктор, летчик, исполнитель.
б) Школа обучение; больница -? - доктор, ученик, лечение, учреждение, больной.
11. Раздели слова на группы.
Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.
12. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
13. Какая буква, слог, слово лишние.
а у р о ы
ма ра ла ны та
ку на ды ти ло
реки, речка, ручей, ручка, ручеёк
14. Найди слово, слог в слове
Гроза Газета Кустарник
Рона (ворона) (ворота)
Ка (канава) (облако)
15.Составь слов, в которых один из слогов должен начинаться с буквы М.
ма ти ма си ра му по ка до
Эти и другие упражнения направлены на формирование и коррекцию первого компонента навыка чтения – техники чтения. Упражнения проводятся индивидуально, по группам, коллективно. Продолжительность их составляет 5-6 минут. Таким образом дети постепенно овладевали навыками осознанного чтения.

Задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению:
Чтение по ролям.
Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора.
Составить вопросы к тексту.
Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
Взрослый предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.
Игра «Радиотеатр»
Вот еще одно упражнение для отработки техники чтения: ученик сам или вместе с родителями выбирает текст, меняя его каждый день, просчитывает количество слов в нем, примерно 120-160 слов. Несколько раз он читает один и тот же текст, каждый раз в течение одной минуты и записывает количество слов, прочитанных за первую минуту, вторую и так далее, в таблицу отчета, который ученик сдает по мере заполнения через 7-10 дней от начала работы учителю, прилагая составленные вопросы, проверяющие осмысление текста.

В приложениях 1, 2,3 представлены конспекты уроков чтения в 1- 4 классе с применением приведённых выше упражнений, а также памятки по работе с различными жанрами произведений.

Приложение 1.
Чтение рассказа В. Осеевой « Все вместе»
(фрагмент урока в 1 классе)

Цели: совершенствовать навык слогового вдумчивого чтения; формировать умение целостного и дифференцированного восприятия слов; отрабатывать правильное произношение и употребление слов; расширять читательский кругозор; обогащать лексический запас и грамматический строй речи; развивать мыслительные операции и устную речь.
Ход урока:
I. Работа с текстом В. Осеевой «Все вместе».
Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы продолжите читать рассказы о поступках людей. Как вы думаете, для чего? (Чтобы лучше разбираться в своих друзьях). Эти произведения помогут вам узнать, для чего нужна дружба людям.
Перед чтением текста предлагаются упражнения – задания на развитие правильности и темпа чтения.
Речевая разминка.
Игровое упражнение «Цепочка слов». Учащиеся читают и объясняют превращение слов в другие.
Любил – полюбил – полюбилась
Решить – решительно - нерешительно
Читай внимательно.
Слова различают одной-двумя буквами; одно слово, которое вы будете читать, взято из текста, другое, похожее, вам предлагается для чтения в паре. Почему авторы дают вам такие задания в учебнике? (Чтобы мы не допускали ошибок в искажении звуков и букв в составе слов, различающихся одной или несколькими буквами.)
Читают в парах и объясняют различия слов.
Глазами – глазками
Кинула - кивнула
«Задание Слоговика».
Читают по слогам и целыми словами, упражняются в постановке ударения.
Ве + сё +лы + ми --весёлыми
У + ди + ви + лась - удивилась

Лексическая работа.
- Объяснить значение слов: полюбилась, баловаться.
Работа со словарём С. И. Ожегова

2 Изучение нового материала
-первичное чтение текста учителем
- подготовительная работа перед чтением текста
- чтение текста детьми по цепочке
- беседа по содержанию

3. Подбор пословицы к тексту
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
С кем поведёшься, от того и наберёшься
4. Чтение и объяснение пословиц.
5. Итог урока














Приложение 2

Фрагмент урока чтения в период обучения грамоте 1 класс.

Тема: «Знакомство с буквами М м и звуками [м], [м']».

Цели: 1. Познакомить учащихся с буквами Мм и звуками [м] [м’].
2. Показать, что одно и тоже слово может иметь несколько значений.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Развивать фонематический слух, внимание, мышление.
5. Формировать навыки сотрудничества.

Ход урока
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, мы должны отгадать загадку – ключ.

Слайд - загадка:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.

( Гриб)
- По каким признакам вы определили, что это гриб

Слайд 2 нарисован гриб.
Но мы с вами сделали только полдела, теперь мы должны правильно написать слово гриб.

Дети печатают в тетрадях ГРИБ, доказывают правильность написания: грибы – гриб.

И вот мы в лесу.
Слайд 3 с изображением леса. Нашим проводником будет этот гриб. Вот такая история с ним однажды
Жил в лесу гриб лисичка со своими грибятами. Один грибочек был очень непослушным и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом.
Ты кто? – спросил грибочка зверек.
Я лисичка, - ответил грибочек.
Вот здорово, - обрадовался зверек, - я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?
Ты все перепутал, - ответил грибок, - охотники в нас стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковородке

Учитель выдерживает паузу, чтобы дети осмыслили содержание услышанного.

Что за “Лисички” встретились?
Кто из них прав? ( Оба по-своему)
Почему же лисички не поняли друг друга?

Вывод: Одно слово обозначает несколько предметов.

Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему? ( Ответы детей)
Да потому, что грибы растут только в лесу.

На доске написан текст

Гриб - дитя леса.В степи нет грибов Всем известно,что если посеять и вырастить лес в чистом поле, то начнут родиться в нем грибы, свойственные породам деревьев разведенного леса
Народ, признавая влияние деревьев на грибы, дал некоторым из них названия, происходящие от названия деревьев: подберезовик, подосиновик, дубовик.
( Текст читает учитель и хорошо читающие дети)
Прочитайте и выберите картинки названия грибов.

Проверка:
- Почему их так назвали?
Физкультминутка
Идем в лес по грибы. Встали рано утром. Потянулись. Сделали зарядку, умылись (имитация), оделись, взяли корзинки и пошли.
Идем по лесу. Деревья большие, раздвигаем ветки. Чтобы найти гриб, надо наклониться. Увидели Присели, срезали, положили в корзинку. Пошли дальше. Еще гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку Пошли дальше.
Еще гриб: наклонились, присели, срезали: полная корзинка.

Работа в тетрадях для печатания
Задание: записать схему слова, написать гласный, поставить ударение.

А кто нам встретился в лесу?

Нг И А Рыжая с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом. ( Лиса)


Е Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. ( Еж)


И И Живет в лесу, ухает, как разбойник,
Люди его боятся, а он людей боится. (Филин)

Е А В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле, живет в тепле? ( Белка)


Белка принесла нам грибочки. ( Детям раздаются шаблоны грибов, которые они обводят в своих тетрадях)

Штриховка

































Приложение 3
Урок чтения, 1 класс.

Тема: Согласные звуки [д], [д']. Буквы д,д. Профессии родителей.

Цель: познакомить учащихся с согласным звуком, буквой Дд, закрепить умения находить в словах новый звук, познакомить с новой профессией.
Оборудование: «Азбука» под редакцией В.Г.Горецкого, схемы слов, картины.

Ход урока.
Организационный момент.
- К нам на урок пришла Красная Шапочка, она хочет тоже выучить новый звук и букву.
II. Проверка домашнего задания.
Пойти к доске и составить по картинке схему слова, рассказать всё по схеме.13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Из кассы букв напечатать имя сказочного деревянного героя, который приходит к нам часто на урок.
Чтение рассказа «В библиотеке».

III. Выделение звуков [д], [д'].
- Посмотрите на картинку, что здесь изображено? (диван)
Дальше идёт работа по схеме, разбор слова, выделение нового звука [д'].
Стр. 71.
Назовите число, которое следует за числом 1?
Два – схема, характеристика, выделение нового звука [д].
Тренировка в узнавании на слух звуков [д], [д']. Дерево, учитель, доктор, радио, холодильник, доярка, водитель, дед.
Скороговорка: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Работа с буквами Д,д касса букв.

IV. Чтение слогов-слияний стр. 71 - азбука.
ди до ды да де

Физминутка

2) чтение слов в столбиках.
во|да во:д| ны|е
во|до|ла:з по:д|во:ны|е
т:ру:д

3)печатание в кассах
т:руд|на ра|бо|та
- Замените другим словом слово труд (подбор синомов)
- Как понимаете подводные?
- Кто такой водолаз? (картинка)
(небольшая беседа)

V. Чтение текста «Водолазы».

- Прочитайте слова, которые встретились в рассказе со звуками [д], [д'].
- Рассмотрите картинку.
- Найдите и прочитайте предложение, которое относится к иллюстрации.

VI. Беседа о реках.

В нашей области река Бира.

- А для чего нужны реки, прочитаем рассказ «Реки» и ответим на вопросы.

1. Какие новые реки вы узнали?

2. Что перевозят суда?

Физминутка.

VII. Решение задач.

У Мурзилки в руках два слова: плоты и плоды (картинки).
Объясните значение этих слов. Напечатайте слова в кассе букв.

VIII. Пословица.
Какие труды – такие плоды.
Объясните смысл пословицы.

IX. Итог урока.
- Какие звуки изучали?
- Что нового узнали о них?
Красная Шапочка выдаёт призы за работу.
















Приложение 4


Урок чтения, 3 класс.

Тема: В.П. Катаев «Цветик-семицветик».

Цели: совершенствовать навык осознанного, правильного, быстрого и выразительного чтения; учить определять идею произведения, формировать умение выделять из текста главное для характеристики героев произведения, воспитывать дружелюбие, чувство ответственности.

Оборудование:
Выставка книг В.Г.Катаева.
Пословицы.
Портрет, иллюстрации к сказке.
Отдельные лепестки для учащихся.

Ход урока.
I. Слово учителя.
У нас сегодня опять встреча с другой книгой.
- Какую книгу вы принесли на урок (покажите)?
- Как эта книга называется?
- Кто автор?

II. Выступление ученика с информацией о биографических данных.
- Замечательный советский писатель, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР Валентин Петрович Катаев родился 16 января 1897 года в Одессе. Учился в гимназии. Своё первое стихотворение «Осень» он написал в 13 лет. С 1922 года Катаев жил в Москве, работал в газетах, писал рассказы и фельетоны, как для взрослых, так и для детей.
Значительное место в творчестве Катаева занимает цикл повестей под общим названием «Волны чёрного моря», самые известные и любимые читателями повести «Белеет парус одинокий»; «Сын полка» и другие.
Первые попытки писать для детей Валентин Петрович предпринял давно. Первые книги: «Бабочка», «Радио - Жираф».
Наиболее ярко талант Катаева как детского писателя проявился в небольших сказках: «Пень», «Дудочка и кувшин», «Голубок». Его сказки учат нас прилежанию, доброте, воспитательному отношению к людям.
Обобщение учителем.
Валентин Петрович – замечательный писатель. Вы узнали, что он писал книги, как для взрослых, так и для детей. Об одной из них мы сегодня побеседуем.
Книга «Цветик-семицветик» написана в 1940 году (посчитайте, сколько ей лет – 65).
Когда я была маленькой, такой как вы, я прочитала, и полюбила эту книгу. А может быть кому-то она не понравилась? Прошло столько много лет, а дети и сейчас читают её с большим удовольствием.

Книжная выставка.
- Перед вами книжная выставка. Все книги «Цветик-самицветик» только изданы они, в разное время и иллюстрированы разными художниками. (Рассматривают)
- Какая, самая красивая на ваш взгляд? Почему?
- Что ещё можете сказать об этих книгах? (год издания, издательство, художники – иллюстраторы)
2004 год
Бумага плотная белая, выразительные иллюстрации, художник
- Почему книга называется «Цветик-семицветик»?
- Скажите, к какому жанру относится это произведение? (сказка)
- Вы согласны с этим? Докажите (называют признаки сказки).

1. О доброй старушке с загадочным цветком.
2. О волшебствах.
3. О счастливом конце сказки.
- Прежде чем мы будем беседовать о содержании сказки, есть ли в книге непонятные для вас слова и выражения?

Словарная работа.
Зевать по сторонам – отвлекаться.
Баранки – сушки от глагола баранить – сгибать кольцами.

Работа по содержанию.
- Расскажите начало сказки до встречи Жени со старушкой.
- Значит, Женя заблудилась, оказалась в незнакомом месте.

Сценка по эпизоду «Встреча со старушкой».
- Ребята, а как вы думаете, что по секрету могла сказать старушка девочке?
- Давайте все вместе скажем выразительно эти слова.
- Что произошло потом? Исполнилось её желание?

Что было дальше?
- Найдите в книге и прочитайте.
- Как автор описывает белых медведей? Сколько их было? (7)
- Кто перескажет, что же было дальше?

Ребята, а какие черты автор высмеивает в девочке в этом эпизоде?
(зависть, жадность, желание обладать большим, чем другие)
- Это положительные качества характера или отрицательные?
- как вы думаете, принесло это желание (иметь много игрушек) жене радость? (только огорчение и неприятность).

Скажите, сколько лепестков уже потратила Женя? (6).
- О чём она задумалась? (прочитайте)
- Что произошло дальше? (рассказать)
- Чем закончилась сказка? (Витя здоров).

Слово учителя.
Истрачены все 7 лепестков, какое желание на ваш взгляд было самым важным, главным? (7 желание).
Женя не потратила его на себя, а потратила на то, чтобы помочь человеку в беде. Только благородные желания, добрые, бескорыстные способны принести человеку настоящую радость. Избавив от хромоты мальчика, Женя получила истинную радость.

Работа с иллюстрациями.
Посмотрите на картинки и скажите:
- Какой эпизод показался вам смешным, радостным, грустным?
Обратимся к словарю С.И. Ожегова (дети находят, в нём значение этого слова и зачитывают).
Радостный – весёлое чувство, ощущение большого душевного удовольствия.
Грустный – чувство уныния, лёгкой печали.
Смешной – выражающий полноту удовольствия, радости, веселья или иных чувств.
Ребята, давайте помечтаем. У вас на партах лежат по 1 лепестку от цветика-семицветика: вы можете загадать, и записать своё желание (прочитать).
















III. Работа с пословицами.
Прочитайте пословицы.
- Какая из пословиц выражает главную мысль сказки?
Делано наспех – сделано на смех.
Жизнь дана на добрые дела
- А что значит на добрые дела?
- Какие дела можно назвать добрыми?
- Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (нет, достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту, не ждать, когда вас попросят об этом).
- Зачитать желания учащихся.

Итог урока.

Хорошо поработали. Я уверена, что вы будете делать только добрые дела и совершать только хорошие поступки!

































Приложение 5


План анализа рассказа
1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?
2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:
повествование (рассказывает);
описание (показывает);
рассуждение (доказывает).
Кратко передай сюжет (основные события) рассказа.
Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу).
Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?
Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?
Приложение 6

План работы над лирическим стихотворением
Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
Какие слова употребляются в переносном выражении?
Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?
Приложение 7


План анализа сказки
Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена её главная мысль?
Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?


Приложение 8


План анализа басни
Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
Обрати внимание на то; как написана басня -прозой или стихами. Найди рифмы.
Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
Перечисли основные черты характера главных героев басни.
Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
Что тебе показалось в этой басне смешным, а что поучительным?
Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.
10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?









13PAGE 15


13PAGE 142915


13PAGE 14115


13PAGE 143015



13 EMBED Excel.Sheet.8 1415

13 EMBED Excel.Sheet.8 1415

Ира С. Чтобы Людмила Степановна была здорова.

Никита К. Хочу, чтобы все были добрыми.

Никита Е. Велосипед и побывать на северном полюсе

пенал



Приёмы совершенствования
техники чтения
младших школьниковРисунок 1Root Entry