Модель урока литературы на культурологической основе


Тема урока: «ОТВОРАЧИВАЯСЬ ОТ РЕАЛНОСТИ, ПРЕДАВЯСЬ СВОБОДНОЙ ИГРЕ УМА…»
Цели урока: закрепить сведения об общих тенденциях развития русской литературы конца XX – начала XXI веков; дать представление о литературе постмодернизма; помочь учащимся осмыслить новизну и оригинальность творчества В.Пелевина, В.Ерофеева, Т.Толстой, Т.Кибирова и др.; совершенствовать умения вести диалог – дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения; воспитывать внимательного и вдумчивого читателя; дать рекомендации для дальнейшего самостоятельного осмысления явлений современной русской литературы.
Оборудование: презентационный материал; выставка произведений В.Пелевина, В.Ерофеева, Т.Толстой, Т.Кибирова, Д.Пригова; портреты писателей.
Ход урока.
1. Объявление целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Дайте ответы на такие вопросы:
1. Какие общие тенденции наметились в русской литературе конца XX века?
2. Продолжают ли произведения русских писателей конца XX века традиции русского реализма – не только как направления в литературе, но и как традицию нравственную, с её приверженностью правде и справедливости, с её верой в человека?
3. Почему весь культурный мир выделяет в качестве особой отличительной черты русской литературы её духовность? Что означает это слово?
4. Как вы понимаете выражение «массовая культура»?
2. Работа по теме урока.
1. Лекция учителя с демонстрацией слайдов:
«Общие тенденции в современной литературе», «Некоторые направления современной литературы».
2. Выступление группы «литературоведов» с использованием слайдов:
«Мир как текст», «Смерть автора», «Скриптор», «Интерсексуальность», «Постмодернистская чувствительность», «Пастиш», «Деконструкция», «Основные особенности постмодернистской литературы».
3. Выступление группы «Любители поэзии».
4. Обобщение сказанного учителем с использованием слайда «Поэзия Тимура Кибирова» и обращением к творчеству Вениамина Ерофеева.
5. Заседание «учёного совета». Выступление учащихся с обсуждением проблемы разрушения постмодернистских канонов в тексте постмодернистского произведения, о кризисе постмодернистской эстетики, об «инвентаризации культуры», о «создании реальной возможности дальнейшего культуротворчества после постмодернизма». Дискуссия учащихся о произведениях Умберто Эко «Имя розы», Татьяны Толстой «Кысь», П. Крусанов «Укус ангела».
3. Подведение итогов работы. Рефлексия.
1. Как вы понимаете слова Л. Петрушевской «Литература - не прокуратура»? Какие традиции русской литературы наследует это убеждение? Насколько правомерно оно звучит по отношению к сегодняшнему разговору о постмодернизме в русской литературе?2. О каких писателях постмодернизма шла сегодня речь на уроке?
3. Какие художественные приёмы использует В. Ерофеев для создания фантасмагорической картины жизни в тоталитарном обществе в своей поэме «Москва-Петушки»?
4. Как постмодернистская эстетика реализовывалась в романе Т.Толстой «Кысь»? Что говорит о её разрушении?
5. Можно ли отнести произведения постмодернистов к «массовой литературе»?
6. Какие вопросы, на ваш взгляд, поднятые литературой XX века, будут актуальны в XXI веке?
4. Домашнее задание.