Приемы работы по формированию правильного выразительного чтения


Приемы работы по формированию выразительного чтения Автор: Лазебная Елена Николаевнаучитель нач. классов, МБУ «СОШ №3»г.Дальнереченск, Приморский край. Перед современной школой стоит задача вырастить детей творческими, свободными, способными к самосовершенствованию. В учебном процессе это особенно касается уроков чтения, на которых должны создаваться условия, помогающие ученику читать и чувствовать, читать и думать, читать и рассуждать. Этого можно достичь с только с помощью выразительного чтения. Выразительное чтение является инструментом развития чувств ребенка.Любое произведение можно прочитать вслух так, что оно не оставит в душе никакого следа, а можно прочитать и так, что у ребенка заблестят глаза, приоткроется рот от изумления, затаится дыхание и он будет весь во власти чувств, охвативших его.Такое прочтение действует глубже и вернее, чем любые рассуждения о литературном произведении и его героях. Ведь процесс обучения чтению в начальных классах строится на воспроизведении, анализе и восприятии детьми литературы. В начальной школе необходимо дать ученикам представление о том как вырабатывать навыки выразительного чтения, какую роль выполняют правильное дыхание, голос, дикция. Обучение выразительному чтению Эта работа начинается в букварный период, когда ученики начинают овладевать технической стороной речи: дыханием, голосом, дикцией. ДыханиеПравильное дыхание – это дыхание свободное (лишенное напряжения), частое (но не учащенное!) незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца.Проводятся разнообразные игры на дыхание.«Цветочный магазин»«Свеча»«Поймай комара» . голосУмение правильно пользоваться дыханием определяет способность управлять голосом. Большое значение для выразительного чтения имеет звонкий, приятного тембра, достаточно громкий, послушный голос. Однако голос, как и дыхание следует развивать. дикцияУсловием четкой, ясной дикции является правильная артикуляция.Работу над дикцией начинаем с артикуляционной гимнастики еще в букварный период.Примеры упражнений перед зеркалом: Существует много упражнений для формирования у детей речевого слуха и хорошей дикции, в том числе работа со скороговорками.Работать со скороговорками можно так:а) сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя;б) затем произносится беззвучно с подчеркнуто четкой артикуляцией;в) потом медленно шепотом, тихо, громко и, наконец, громко и быстро. Чтобы текст скороговорокпроговаривался не механически, а осмысленно, его нужно читать с каким-либо намерением, например: удивить, порадовать, пошутить, осудить, предостеречь. интонацияС помощью интонации предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения, интонация позволяет передавать эмоционально-смысловые оттенки текста, отношение к описываемому (иронию, уважение, гордость, нежность и т.д.)Выделяются следующие компоненты интонации: сила голоса (громкость и логическое ударение), пауза (логическая и психологическая), темп и ритм (темпоритм), мелодика (эмоциональный тон) логическое ударениеЗнакомство с логическим ударением начинается с первых же предложений, стихов.Девочка увидела ежика.Девочка увидела ежика.Девочка увидела ежика.Школьники должны прочитать предложения так, чтобы было понятно, кто увидел ежика, что сделала девочка, кого увидела девочка. Система заданий при выразительном чтении всегда нацелена на то, чтобы пробуждать в читателях эмоциональные чувства.Например: возьмем стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». В нем внимание учащихся обращается на отрывки, где есть контрастные образы.- Подготовьтесь читать вслух о мальчике, которого поэт называет «дрянной драчун».Чем возмущается поэт? Прочитайте это место так, чтобы было видно, что вы сами возмущаетесь поступком драчуна. Если бьёт дрянной драчунСлабого мальчишку,Я такого не хочуДаже вставить в книжку. словарь настроений Этот прием помогает в работе над выразительным чтением.После выразительного чтения произведения учителем (М.Пришвин «Осеннее утро») у учащихся на партах появляются карточки с теми словами, какое чувство они ощущали во время чтения произведения. После анализа произведения ученикам задается вопрос: «Какие же чувства испытал сам автор в это счастливое время года?»Тогда на доске появляются слова, отражающие настроение автора. веселое удивление радостное любование счастливое возбуждениеТакая работа помогает ученикам через чтение передать и свое личное настроение, и настроение автора. словесное рисование картинОбучать выразительному чтению нужно на основе глубокого анализа произведения, выяснения главной мысли, понимания идеи произведения.Эффективным является прием словесного рисования картин. Иллюстрации помогают ученикам живо представить то, о чем написано, а значит, ярче пережить и глубже понять читаемое и заново осмыслить прочитанное. Когда нет иллюстраций к тексту, возможно прибегнуть к словесному рисованию картин. Для этого:а) выделяем эпизод для словесного рисования;б) рисуем словами место, где происходит событие, здесь используется прием акцентного вычитывания;в) изображаем действующих лиц;г) добавляем необходимые детали.Этот прием помогает успешно развивать воссоздающее воображение читателей, без которого не может быть выразительного чтения. конкурсное прочтения текстаОчень интересен прием конкурсного многочтения. Один и тот же отрывок читается несколькими учениками, а остальные ученики и учитель оценивают, кто лучше справился с поставленной задачей: добиться «своего» чтения, «своей» интонации, выражение «своих» чувств Спасибо за внимание