Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы


ПРОГРАММА КУБАНОВЕДЕНИЕ
(начальное общее образование)
Рабочая программа разработана на основе:
Программы для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработанной с учётом требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. ОИПЦ «Перспективы образования». Краснодар, 2013г..- планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3
- программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ СОШ №3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные содержательные линии предмета определены тематикой фундаментального ядра содержания общего образования; проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цель предмета «Кубановедения» в начальной школе- развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно- к жителям края.
Программа призвана реализовать принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования. сформулированные в Законе об образовании:
воспитание гражданственности и любви к Родине;
защита системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства;
формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными этническими, религиозными и социальными группами;
гуманизация и гуманитаризация процесса образования;
Историко-культурологический принцип построения программы объясняет её содержательную доминанту и определяется целеполаганием:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине;
освоение знаний об истории и культуре Кубани;
формирование ценностных ориентаций;
овладение нравственной, социальной, геоэкологической культуры в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края; богатством и разнообразием её флоры и фауны;
развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/пРазделы, темы Количество часов
Примерная программа Рабочая программа Рабочая программа по классам
1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.
1. Введение.
Мой родной край. 1 1 1 2. Я и моя семья. 8 8 8 - - -
3. Я и моя школа. 7 7 7 - - -
4. Я и мои родные места. 9 9 9 - - -
5. Я и природа вокруг меня. 8 8 8 - - -
6 Введение.
Символика района, города в котором я живу. 1 1 - 1 - 1
7. Природа моей местности. 13 13 - 13 - -
8. Населенные пункты 7 7 - 7 - -
9. Труд и быт моих земляков 13 13 - 13 - -
10 Введение.
Изучаем родной край. 1 1 1 11 Нет в мире краше Родины нашей. 11 11 11 12. Без прошлого нет настоящего 10 10 - - 10 -
13. Казачьему роду нет переводу 12 12 - - 12 -
14. Введение.
Мой край на карте России. 1 1 - - - 1
15. Береги землю родимую, как мать любимую. 11 11 - - - 11
16. Земля отцов - моя земля. 13 13 - - - 13
17 Жизнь дана на добрые дела 9 9 9
Итого: 132 132 33 34 34 34
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфика «Кубановедения» как учебной дисциплины состоит в том, что имея ярко выраженный интегративный характер, она соединяет в той или иной мере знания о природе, истории и обществе и через исследовательскую деятельность даёт ребёнку возможность получить целостное и системное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Краснодарского края.
Данная учебная дисциплина системе общего развития учащихся призвана решать следующие задачи:
воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края;
развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности;
формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребёнка, толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий;
развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному преображению окружающего мира.
При изучении «Кубановедения» в начальной школе младший школьник узнает об особенностях природы и исторического развитии Кубани, о писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, о хозяйственной деятельности жителей Краснодарского края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники больше узнат о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы. Хутора, аула, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.
Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные способности младших школьников.
Особое внимание следует уделить знакомству учащихся с различными способами исследования (наблюдение, изучение научной литературы, использование Интернет-ресурсов), а также с историческими источниками (вещественными, письменными , устными). Это позволяет универсализировать умения ребят, изучать кубановедение на метапредметном уровне.
Эффективность преподавания учебного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология».
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе даёт возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета. Содержание первого года обучения посвящено изучению того, что что ближе всего ребёнку 6-7 летнего возраста: его семье, школе, родным местам. Актуализация знаний учащихся, обращение его к пережитому опыту, формирование внимательного отношения к ближайшему окружению ребёнка- всё это соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания- принципу природосообразности. Второй год обучения- изучение своего населённого пункта, его географического положения и животного мира своей местности. Учащиеся исследуют традиции жителей своего города, района, основные занятия своих земляков. В третьем классе, школьники узнают о крае, его географических и климатических особенностях, природе, жителях, людях разных национальностей. Четвёртый год посвящён изучению особенностей своего края как части Российской Федерации, его уникальности, заслуг его жителей перед Родиной.
В программе указано распределение часов по разделам. Количество учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий определяется учителем в соответствии с содержанием программы с учётом условий развивающейся образовательной среды ОУ.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с базисным учебным планом МОУ СОШ № 3 предмет «Кубановедение» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов (1 класс – 33 ч, 2 класс – 34 ч, 3 класс – 34 ч, 4 класс – 34 ч ) При этом, исходя из специфики деятельности образовательного учреждения, педагог вправе самостоятельно увеличить количество часов на исследовательскую деятельность учащихся еженедельно либо «интенсивами» в каникулярное время за счёт часов внеурочной деятельности.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.
Активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивные изменения в окружающем его мире.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЛичностные результаты
освоения учебной дисциплин «Кубановедение» должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;
приятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами
изучения предмета «Кубановедение» являются:
овладение способностью сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего насёлённого пункта;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности , этики и этикета;
осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
аргументация своей точки зрения и оценки событий;
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;
освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Предметные результаты включены в раздел №6 «Содержание учебного предмета» по классам
.6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (33 часа)
Введение. Мой родной край. (1час).
Раздел 1. Я и моя семья (8 часов).
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Обязанности в нашей семье. Увлечения членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной семьёй».
Раздел 2. «Я и моя школа» (7часов).
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».
Раздел 3. «Я и мои родные места» (9 часов).
Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой я житель».
Раздел 4. «Я и природа вокруг меня» (8 часов).
Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок»
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать
свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;
адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение;
традиции своей школы;
улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно;
основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего населённого пункта;
основные достопримечательности родного населённого пункта;
профессии жителей своего города (села, станицы и др.);
основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение);
учащиеся должны уметь
выполнять правила поведения в общественных местах, а также вситуациях, опасных для жизни;
составлять рассказ-описание по картине, по увиденному;
находить географические объекты на карте-схеме;
реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект.
2 класс (34 часа)
Введение. Символика района (города, в котором я живу)(1час).
Раздел 1. «Природа моей местности» (13 часов).
Времена года на Кубани. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть первая: «Уж небо осенью дышало».
Формы земной поверхности моей местности. Физическая карта, Условные обозначения. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Разнообразие растительного мира моей местности. Культурные и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Живой мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы.
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей»
Тема 2. «Населённые пункты » (7 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была». Мой родной город (станица, аул, город, село). Улицы моего населённого пункта. История образования городов (района). . Глава города (района)..
Населённые пункты Краснодарского края.
Исследовательский проект «Где я могу проводить своё время».
Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» (13 часов).
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Ремёсла на Кубани. Труженики родной земли.
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».
Профессии и место работы членов семьи. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Семья и семейные традиции. Творческий проект «Труд в моей семье».
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй лето».
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
особенности времён года, характерные для своей местности;
особенности рельефа своей местности;
названия водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности;
названия и отличительные признаки некоторых растений и животных своей местности, правила защитников природы;
значение Красной книги Краснодарского края;
особенности труда и быта земляков;
родственные связи в семье, уклад семьи;
герб, флаг, гимн Краснодарского края;
кубанские песни, пословицы и поговорки;
правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе;
•имена выдающихся людей своего района;учащиеся должны уметь
показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт;
рассказывать о достопримечательностях своего населённого пункта;
различать растения своей местности (травы, деревья, кустарники;лекарственные и ядовитые растения);
выполнять правила поведения во время прослушивания гимна иподнятия флага, а также у водоёмов, в лесу, в горах.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска и обработки дополнительной информации планирования и реализации индивидуального проекта3 класс (34 часа)
Введение. Изучаем родной край. (1час)
Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (11 часов).
Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Календарь народных примет. Стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. Водоёмы Краснодарского края (моря, реки, озёра, лиманы, плавни). Солёные и пресные водоёмы Краснодарского края. Типы почв, распространённые на территории Краснодарского края. Чернозёмы- природное богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели. Растительный и животный мир прибрежной зоны и водоёмов. Культурные растения. Кубано-территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная. Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.
Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей»
Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп- столица Республики Адыгея
Исследовательский проект « Без прошлого нет настоящего» .Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).
Твоя родословная, История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в моей семье. Именины. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края.
Проектная работа «Казачьему роду нет переводу»
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;
природные особенности, особенности хозяйственной деятельности,быта и культуры населения Краснодарского края;
формы земной поверхности края;
разновидности водоёмов края;
особенности почв края, их значение для жизни растений и животных;
названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных;
герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района;
фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т. д.;
учащиеся должны уметь
•устанавливать связь между разнообразием растительного и животного мира и рпиродными условиями местности;
различать особо охраняемые растения и редких животных;
ориентироваться по физической карте Краснодарского края;
объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его названия, культурных и исторических достопримечательностей.
Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дляобогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей;
выполнения правил поведения во время стихийных бедствий;
соблюдения правил сбора грибов в своей местности;
правильного поведения у водоёма в разное время года;
бережного отношения к растениям и животным.
4 класс (34 часа)
Введение. Мой край на карте России. (1час).
Раздел 1. « Береги землю родимую, как мать любимую» (11 часов)
Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник.Заказники.. Естественные и искусственные водоёмы. Использование и охрана водоёмов и охрана. Типы почв. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые края, их использование. Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.
Проектная работа « Береги землю родимую, как мать любимую»
Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» (13 часов).
. История Кубани в архитектуре. Жилища различных эпох. Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла и промыслы. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Письменные источники. Устная история родного края. Города и районы краснодарского края. Екатеринодар - Краснодар. Краснодар - административный центр края. Глава администрации края(губернатор). Проектная работа « Земля отцов - моя земля».
Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (9часов).
Просветители земли кубанской. Защитники отечества. Труженики полей. Наши земляки - гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела»
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
природные зоны Краснодарского края;
различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и их отличительные особенности;
природные богатства родного края и их использование человеком;
символику Краснодарского края;
органы местного самоуправления;
даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аула и др.);
•особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края;
достопримечательности края;
наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края;
особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;
заповедники и заказники, находящиеся на территории края;
фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани;учащиеся должны уметь
определять местоположение Краснодарского края на карте России;
определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных);
правильно называть памятники культуры и истории края;
исполнять гимн Краснодарского края.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дляправильного поведения во время исполнения Гимна России и гимна Краснодарского края,
соблюдения изученных правил безопасного поведения,
исполнения знакомых народных песен,
выполнения исследовательских и творческих проектов.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПИСАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1 класс (33 часа)
Содержание (разделы, темы) Количество часов Характеристика деятельности обучающихсявсего ауднеауд. Введение 1
1
Мой родной край. 1 1 Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, в котором проживает.
Я и моя семья8
8
Будем знакомы! Кто я? Какой я? 1 1 Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительно-ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов.
Любимые занятия. 2 2 Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий.
Моя семья. 1 1 Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх.
Обязанности и увлечения в нашей семье. 1 1 Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье.
Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. 2 2 Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях.
Творческий проект «Будем жить одной семьёй». 1 1 Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого.
Я и моя школа7
Наша школа. Правила поведения в школе. 1 1 - Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе.
Знакомство со школой. Традиции нашей школы. 2 1 1 Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. По результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях.
Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. 1 1 Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обосновывать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни.
Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. 2 1 Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами.
Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи». 1 1 Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения.
Я и мои родные места9
Главный город Краснодарского края. 1 1 Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки.
Достопримечательности. 2 2 Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта».
Мой адрес. Улица, на которой я живу. 1 1 Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал.
Правила поведения в обще-
2 1 1 Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать прави-
ственных местах, на улице - ла поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифи-
цировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила
, поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение св транспорте. нормами. Обсуждать правила перехода через дорогу в зависимости от вида
транспорта. Составлять план безопасного движения из дома в школу и об-
обратно.
Труд жителей моего населён- 2 1 1 Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих род-
ного пункта. Труд моихных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы пред-
родных. представителей различных профессий. Характеризовать понятия «индивидуаль-
ный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережногоотношения к чужому труду.
Исследовательский проект «Ка- 1 1 Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём населённом
«Какой я житель» пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказы-
вать, как вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анали-
Характеризировать работу каждого участника группы в соответствии с поставленной
целью.
Я и природа вокруг меня8
8
Растения и животные вокруг 2 1 1 Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным ми-
меня. Что где растёт, кто где ром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения воживёт. время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. На-
иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Рассказывать об
окружающих растениях, классифицировать их.
Забота о комнатных растениях и домашних животных. 2 1 1 Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слушать рассказ),
Красота природы моей местности. Поэты, писатели, художники о красоте родного края. 2 1 1 Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с чужими. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края.
Творческая мастерская «Милый сердцу уголок». 2 1 1 Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту.
2 класс (34 часа)
Содержание
(разделы, темы) Количество часов Характеристика деятельности обучающихсявсего ауд. неауд. Введение 1
1
Символика района (города), в котором я живу. 1 1 Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина», Характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и герба своего района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников.
Природа моей местности13
13
Времена года на Кубани
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. 1
1 1 1 Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятия: «горная» и «равнинная» часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения.
Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. 2 1 1 Перечислять названия известных водоёмов, описывать занятия людей у водоёмов. Описывать Чёрное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на её берегах. Называть водоёмы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоёмов.
Разнообразный растительный мир моей местности. 2 1 1 Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками.
Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. 1 1 Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений.
Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. 1 1 Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями.
Животный мир моей местности. 2 2 Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. Анализировать, какую пользу приносят животные человеку.
Красная книга Краснодарского края. 1 1 Знать названия некоторых растений и животных, занесённых в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками.
Правила защитников природы. 1 1 Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Размещать данные знаки в районе своего дома и школы.
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей». 1 1 Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или продукту.
Населённые пункты7
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была». Мой родной город. Улицы моего населённого пункта. 2 1 1 Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой населённый пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего населённого пункта.
История образования города (района). Глава города(района). 1 1 Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать дату образования, связанные с этим события. Называть главу района, описывать его деятельность.
Населённые пункты Краснодарского края. 2 1 1 Характеризовать типы населённых пунктов: «район», «город», «станица», «село», «хутор», «аул». Классифицировать населённые пункты своего района. Находить различные типы населённых пунктов на карте своего района, называть их.
Правила защитников природы. 1 1 Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Размещать данные знаки в районе своего дома и школы.
Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время» 1 1 Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или продукту.
Труд и быт моих земляков13
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. 2 1 1 Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять материалы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них.
Особенности казачьего быта. 2 1 1 Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни.
Уклад кубанской семьи. 1 1 Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией.
Ремёсла на Кубани 1 1 Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами.
Труженики родной земли. 1 1 Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта».
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи. 2 1 1 Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне.
Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. 1 1 Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с родными и близкими.
Семья и семейные традиции 1 1 Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье.
Творческий проект «Труд в моей семье» 1 1 Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты.
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй,
лето!». 1 1 Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заинтересовавшие, а также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий учебный год. Планировать самостоятельную экскурсию, анализируя экскурсионный лист.
3 класс (34 часа)
Содержание (разделы, темы) Всего часов Количество часов Характеристика деятельности обучающихсяаул. вне-
ауп. Введение1 час
1
Изучаем родной край. 1 Называть свой край. Рассказывать о том, что было изучено. Знакомиться с учебным пособием, с условными обозначениями. Составлять вопросы для викторины.
Нет в мире краше Родины нашей11 часов
11
'
Рельеф Краснодарского края. 1 1 Характеризовать рельеф Краснодарского края. Показывать на карте горную и равнинную части Краснодарского края.
Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения 2 2 Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Краснодарского края (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Описывать одно их них. Составлять календарь народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия. Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий.
Водоёмы Краснодарского края. 2 2 Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра, плавни, лиманы), встречающиеся в Краснодарском крае, показывать их на карте. Классифицировать водоёмы. Составлять рассказ об одном из них с опорой на план.
Растительность и животный мир Кубани. 3 2 1 Описывать растительный и животный мир с опорой на карты-схемы. Сравнивать растительность и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края. Характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространённые на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора.
Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. 1 1 Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации (в том числе Интернет).
Красота окружающего мира. Тема родного края в творчестве талантливых людей. 1 1 Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант».
Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей» 1 1 Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
Без прошлого нет настоящего 10 часов
Прошлое и настоящее. «Лента времени». 2 2 Характеризовать понятие «лента времени». Определять последовательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени».
Древние города. 1 1 Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал.
Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. 2 1 1 Показывать на карте путь переселения казаков с опорой на текст учебника. Описывать переселение казаков по представлению. Перечислять названия первых станиц и показывать их на карте. Рассказывать историю основания своего населённого пункта. Чертить план (схему) своего населённого пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения.
С верою в сердце. 1 1 Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных религий и других архитектурных сооружений, . Рассказывать о святом (или православном празднике), во имя которого освящён храм (празднуется праздник) в своём городе (районе).
Символика Краснодарского края: история и современность. 1 1 Проанализировать исторические факты, предметы, традиции, отражённые в символике края. Знать текст гимна Краснодарского края, правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага.
Добрые соседи. Майкоп -столица Республики Адыгея. 1 1 Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «дружба народов». Показывать на карте Республику Адыгея и её столицу. Описывать маршрут из своего населённого пункта в Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» год его основания, год присоединения Адыгеи к России. Называть государства и субъекты РФ, с которыми граничит Краснодарский край.
Проектная работа. Без прошлого нет настоящего. 2 1 1 Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Лента времени». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
Казачьему роду нет переводу 12 часов
Твоя родословная. История твоей семьи. 1 1 Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родословная».
Ты и твоё имя, имена в моей семье. 1 1 Рассказывать о своём имени, о его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с именинами родных и друзей.
Из истории кубанских фамилий. 1 1 Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная».
Семейные ценности. Мама. 1 1 Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матерях-героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней.
Твои земляки - труженики. 2 1 1 Анализировать и устанавливать связь между природно-климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда - земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять сказку о культурных растениях.
Кубанские умельцы. 2 1 1 Перечислять ремёсла, распространённые на Кубани. Составлять рекламу изделиям народно-прикладного искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют родные и близкие.
Народные обычаи и традиции. 1 1 Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная».
Казачий фольклор. 1 1 Перечислять основные виды фольклора, распространённые на Кубани. Подбирать примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная».
Проектная работа.
«Казачьему роду нет переводу». 2 1 1 Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
4 класс (34 часа)
Номер урока Содержание
(разделы, темы) Количество часов Характеристика деятельности обучающихсяДаты проведения Оборудование урока
всего ауд. вне-ауд. план факт Введение1 час
1/1 Мой край на карте России. 1 Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы - соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей страны. Географические настенные карты родного края, России.
Учебно-наглядное пособие : обучающая настольно-печатная игра «Моя Кубань»
Береги землю родимую, как мать любимую 10 часов
2/1
3/2 Природные зоны Краснодарского края.
Природные зоны Краснодарского края (экскурсия) 2 1 1 Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями. Географические настенные карты родного края.
Учебно-наглядное пособие : обучающая настольно-печатная игра «Моя Кубань»
Живые объекты (комнатные растения)
4/3 Кавказский биосферный заповедник. Заказники. 1 1 Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств края. Географические настенные карты родного края.
Таблицы различных видов растений, животных, полезных ископаемых.

5/4
6/5 Роль водоёмов в природе и жизни человека. Использование водоёмов.
Использование и
охрана водоёмов
(экскурсия) 2 1 1 Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоёмов. Учебно-наглядное пособие : обучающая настольно-печатная игра «Моя Кубань»
8/7
Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование.
.
1 1 Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи. Географические настенные карты родного края.
Таблицы различных видов растений, животных, полезных ископаемых.
Учебно-наглядное пособие : обучающая настольно-печатная игра «Моя Кубань»
Коллекция полезных ископаемых
9/8 Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. 1 1 Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к природным богатствам. Учебно-наглядное пособие : обучающая настольно-печатная игра «Моя Кубань»
10/9
11/10 Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую»
Береги землю родимую, как мать любимую.
Защита проектов. 2
1 1 Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Географические настенные карты родного края, России.
Земля отцов - моя земля11 часов 12/1 История Кубани в архитектуре. Жилища различных эпох. 1 1 Исследовать и характеризовать исторические вещественные источники. Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исторического источника. Определять по карте Краснодарского края стоянку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. Изготавливать макеты жилищ, которые люди строили в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Учебно-наглядное пособие : обучающая настольно-печатная игра «Моя Кубань»
13/2 Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом. 1 1 Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времён. Представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей. Выставка предметов быта различных врёмён.
14/3 Народные ремёсла и промыслы на Кубани.
1 1 Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её. 15/4 Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. 1 1 Анализировать одежду наших предков, сопоставлять отдельные её части с современными элементами. Анализировать различные национальные костюмы, определяя черты их сходства и различия. Делать записи в альбоме «Моя родословная». 16/5 Письменные источники. 1 1 Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Собирать и хранить письменные источники в семейном архиве. Представлять современные записи в качестве данного вида источников в будущем. 17/6
18/7 Устная история родного края.
Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. 1
1 1
1 Определять, каким образом отразились культурно-исторические традиции в устном народном творчестве.
Знать культурные традиции родного посёлка.
П ланировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе. Учебно-наглядное пособие : обучающая настольно-печатная игра «Моя Кубань»
19/8 Города и районы Краснодарского края. 1 1 Перечислять районы Краснодарского края, выделять среди них граничащие со своим районом. Показывать их на административной карте Краснодарского края. Составлять рассказ об одном из районов. Анализировать символику районов. 20/9 Екатеринодар - Краснодар. Краснодар — административный центр края. Глава администрации края (губернатор). 1 1 Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр». Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности. Учебно-наглядное пособие : обучающая настольно-печатная игра «Моя Кубань»
21/10
22/11 Проектная работа «Земля отцов - моя земля».
Земля отцов - моя земля . Представление проекта.
2 1 1 Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Учебно-наглядное пособие : обучающая настольно-печатная игра «Моя Кубань»
Жизнь дана на добрые дела8часов
23/1 Просветители земли кубанской. 1 Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу. Лента времени.
Иллюстрации школьных принадлежностей предков.
Учебно-наглядное пособие : обучающая настольно-печатная игра «Моя Кубань»
24/2
25/3 Защитники Отечества.
Защитники Отечества (экскурсия)
2 1 1 Рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков. 26/4 Труженики полей. 1 1 Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёных- селекционеров позволивших им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения. 27/5
Радетели земли кубанской. Наши земляки - гордость страны. 1 1 Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской».
Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской»(по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках). 28/6 Наследники земли отцов.
1 1 Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором живёшь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурно-исторического наследия. Учебно-наглядное пособие : обучающая настольно-печатная игра «Моя Кубань»
Презентация «Кубань наш общий дом»
29/7
30/8 Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
Представление проекта. 2 1 1 Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
Духовные истоки Кубани 4часа 31/1 Библия. Библиотеки.
(Евангелие – главная книга казаков.Возникновение библиотек при храмах и
Монастырях).1
1 Евангелие – главная книга казаков.
Возникновение библиотек при храмах и
монастырях. 32/2
Культурное наследие
Кубани. (Православные традиции в музыкальных,художественных, литературных
произведения известных, талантливых
земляков).
1 1 Православные традиции в музыкальных,
художественных, литературных
произведения известных, талантливых
земляков. 33/3
Музеи - хранители
материальной и духовной
культуры (Духовные сокровища краеведческих,художественных музеев. Литературный
музей г. Краснодара – сокровищница
старинных духовных и исторических
книг).
1 1 Духовные сокровища краеведческих,
художественных музеев. Литературный
музей г. Краснодара – сокровищница
старинных духовных и исторических
книг. 34/4 Я как хранитель духовногонаследия Кубани.
10 заповедей. Итоговый урок: подведение итогов
исследовательских проектов. 1 1 Итоговый урок: подведение итогов
исследовательских проектов. ИТОГО: 34часа
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д - демонстрационный материал (не менее одного на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П - комплект для работы в группах (один на 5 - 6 учащихся).
Педагог вправе дополнить перечень материально-технического оборудования, исходя го возможностей ОУ и специфики его деятельности.
№ п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Прим.
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1 Учебные пособия «Кубановедение» 1-4 класс К
1.2 Научно-популярные книги (в соответствии с основным содержанием) П1.3 Справочная литература (справочники, энциклопедии) П1.4 Методические пособия для учителя Д
1.5 Авторская  программа  для  общеобразовательных  учреждений  для 1-4 классов «Кубановедение», авторы: Ерёменко Е. Н., Зыгина Н. М., Шевченко Г. В. и др.,  издательство  «Перспективы образования»,   2013 г Д
2. Печатные пособия
2.1 Таблицы различных видов растений, животных, полезных ископаемых. Д
2.2 Иллюстративный материал (альбомы, комплекты открыток и др.) Ф
2.3 Географические настенные карты родного края, России. Д
3. Технические средства обучения
3.1. Интерактивная доска (к.№ 3) Д
3.2. АРМ учителя (к.№ 9) д3.3. Мультимедийный проектор Д
3.4. Компьютер(ноутбук) Д
3.5. Интерактивный кабинет (к. № 8) Д
3.6. Принтер Д
3.7. Документ камера Д
3.8. Ученическая магнитная доска Д
4. Игры и игрушки
4.1. Учебно-наглядное пособие : обучающая настольно-печатная игра «Моя Кубань» Д
4.2. Наборы карандашей, красок, бумаги для рисования, ножницы, клей К
5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
5.1 Термометр для измерения температуры воздуха. Д
5.2 Часы с синхронизированными стрелками. Д
5.3 Муляжи  фруктов. Д
6.Натуральные объекты
6.1 Коллекция полезных ископаемых Д
6.2 Живые объекты (комнатные растения) Д
7. Оборудование класса
7.1 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Д
7.2 Комплект ученических парт и стульев. К
7.3 Настенные стенды для вывешивания иллюстративного материала. Д