Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой. Акула(3 класс)


Предмет : Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России»
Тема: Л.Толстой «Акула»
Планируемые результаты:
Личностные: - становление мотивационной основы учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев, оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные :
Регулятивные -Формулировать тему и цели урока ; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.
Познавательные - осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать ответы на вопросы.
Коммуникативные -Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе.Предметные: читать правильно осознанно, выразительно; размышлять о поступках героев; делать выводы об идее (главной мысли) произведения.
Оборудование: выставка книг Л.Н.Толстого, толковый словарь Ожегова,   карточки с текстами для групповой работы; аудиозапись «Звуки моря», проектор, компьютер, презентация
Этап урока Ход урока планируемые результаты оборудо-
вание
Организационный момент.
Мотивация к работе. -Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь и приступим к работе.
«Я слышу – я забываю,я вижу – я запоминаю,я делаю – я понимаю,»- гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение. личностные:
-эмоционально-положительное восприятие учения;
-действие смыслообразования.
Регулятивные:
волевая саморегуляция
Актуализа
ция полученных ранее знаний.
Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока. Работа с выставкой книг Л.Н. Толстого.
(вспоминают произведения )
- Знаете ли вы, ребята, у кого из живых существ зубы треугольной формы? (Это акула).  
- Что вы знаете об этом животном?
-Может ли акула стать темой нашего урока? (Да, если она будет героем литературного произведения).
-Кто изображен на слайде? (Л. Толстой)
-Что вы знаете об этом писателе?(составление кластера)
-Сформулируйте тему урока. (Тема урока – рассказ Л.Н. Толстого «Акула».Учитель: С чем мы познакомимся на уроке? (С новым рассказом «Акула», с героями рассказа.).Учитель: Чему будем учиться? (Будем учиться анализировать  произведение, размышлять над поступками и действиями героев). Регулятивные:
принятие и сохранение учебной задачи,
- управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Работа с информацией.
Целеполагание .
регулятивные:целеполагание
- принятие и сохранение учебной задачи,
- управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные: универсальные учебные действия: формировать умение строить монологическое доказательное высказывание слайд 1
слайд 2
карточки с заданиями
Прогнозирование содержания произведе
ния.
Словарная работа. Учитель: Литературное произведение называется «Акула». Как вы думаете, кто будет главным героем рассказа? - Какие события могут произойти в рассказе с таким названием? (Акула нападет на людей; человек убьет акулу; акула ранит человека; люди поймают акулу).Лексическая работа:Учитель: В рассказе есть незнакомые вам слова.
Где можно найти их значение? (В «Толковом словаре»).Работа по группам и в паре.Два ученика ищут значение слова «артиллерист»  в «Толковом словаре».Остальные обучающиеся работают в группах, находят значение данных слов в виде теста.
Учитель: Проверим, правильно ли вы выбрали значения новых слов.
Познавательные:
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
работа с информацией
Умение предугадывать содержание произведения по заглавию.
Коммуникативные:
организовать общение учащихся друг с другом;
-формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
-культура поведения в учебном диалоге. толковый словарь,
карточки
слайд
Открытие нового знания. Чтение рассказа.
«Чтение с остановками».
Учитель читает текст рассказа под звучание аудиозаписи «Звуки моря».Чтение 1 части (С начала рассказа до слов «Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего».)
Первая остановка.Групповая работа. Подумайте и дайте ответы на вопросы.1.Что будет дальше? 2.Чем закончится рассказ? - Какие предсказания получились? (Ответы обучающихся, по 1 ученику от группы).Продолжение чтения текста рассказа учителем до конца.Вторая остановка.Учитель: Правильно ли вы предположили содержание рассказа?
регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи.
Познавательные:
умение предугадывать содержание произведения
аудиозапись «Звуки моря»
Первичное восприятие
Учитель: Что вас взволновало в рассказе? (Описание купания мальчиков в открытом море).Учитель: Было ли вам страшно? В какой момент? ( Да, когда акула поплыла к детям). познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания Повторное чтение рассказа обучающи
мися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выбороч
ным чтением. Учитель: Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе? Учитель: Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?Учитель: Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? Учитель: Когда артиллериста охватил страх? Учитель: Какие чувства испытывал отец мальчика? ( Испуг, страх за жизнь сына и его друга, чувствовал себя беспомощным.)Учитель: Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей?Учитель: Что вывело артиллериста из состояния оцепенения? Учитель: Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? Учитель: Какие чувства он испытал в этот момент? (Чувство страха, горя).Учитель: Какие чувства испытали мальчики? (Страх, отчаяние). коммуникативные: выражение собственного мнения, владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка , культура поведения в учебном диалоге
регулятивные:контролирование своей деятельности по результату,сохранение заданной цели
личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев
познавательные: осознанно читать текст , анализировать, сравнивать. Составление композиции
онной схемы
-Мы поработаем с вами с элементами сюжета.
Экспозиция – вступительный фрагмент текста, до завязки действия.
Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия.
Развитие событий до кульминации
Кульминация – самый важный напряженный момент
Продолжение событий после кульминации
Развязка – эпизод, завершающий развитие действия
-Какова завязка сюжета? (с чего все начиналось?)
- Как дальше развивались события?
-Какой момент стал самым напряженным, кульминационным?
- Какова развязка сюжета?
(схема) Познавательные: учатся сравнивать, выделять нужное, анализировать.
Регулятивные:
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой
Коммуникативные:
учебный диалог слайд с определениями на доске
Работа над сюжетом произведе
ния. Составление плана рассказа
- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе
1.Купальня в парусе
2.Мальчики в открытом море
3.Акула
4.Выстрел
5.Дети спасены познавательные: умение строить последовательную цепочку рассуждений, составлять план по тексту;
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
слайд
Творческие задания для групп
1гр. – сопоставить настроение героев рассказа с частями плана- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ? (тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость) 
 Название части Настроение
1.Купальня в парусе. Спокойное
2.Мальчики в открытом море. Волнение
3.Акула. Тревога, страх
4.Выстрел. Ужас
5.Дети спасены. Радость и облегчение
2гр. – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.
Душа в пятки ушла,Лёгок на поминеСам не свойРиск – благородное делоДержать ухо востроХлопот – полон ротУм и смекалка – что брат с сестрой.
3гр.- заполнить схемуМальчики: радостные, испуганные, беззаботные, беззащитные, безответственныеМоряки: добрые, отзывчивые, сочувствующие, переживающие за других, быстрые в решениях и действиях.-Как вы относитесь к поведению мальчиков? Осуждаете ли вы их?4 гр. - Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе (решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств.• сильный духом трусливый• мудрый мужественныйчестный слабохарактерный• веселый опытный• беззащитный смелыйбывалый решительный  Познавательные: сравнение, группировка, выделение нужного, анализировать.
Регулятивные:содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, работа в группах
личностные:
нраственно-этическая ориентация (Л.)
карточки для групповой работы
Определение основной мысли произведе
ния Учитель: Почему писатель назвал рассказ «Акула»? (События происходят из-за появления акулы).Учитель: О чем хотел сказать нам писатель своим произведением?(О том, как любят  родители своих детей; что ради детей родители могут совершить поступки, которые спасут жизнь детям; о том, как важно принять правильное решение в минуту опасности).Учитель: Чему учит рассказ? (Нужно думать о том, что ты делаешь, потому что из-за баловства мальчиков получилась эта ситуация). познавательные:умение правильно высказывать свои мысли в диалоговой форме
Коммуникативные: стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;
личностные:
нравственно-этическая ориентация Рефлексия -Какую учебную задачу мы ставили на урок?
-С какими заданиями вы справились?
-Что было трудным? регулятивные:оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий. Домашнее задание Задание по выбору:1 вариант: подготовить пересказ текста от лица мальчика,
2 вариант: от лица артиллериста. регулятивные:
-принятие и сохранение учебной задачи,
управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей Личностные :формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.