Доклад Система работы по программе духовно-нравственного воспитания младших школьников «Исток»


Переверзева Марина Афанасьевна, I категория МБОУ ООШ №2, г. Полярный, Мурманской области, учитель начальных классов
Система работы по программе духовно-нравственного воспитания младших школьников «Исток»
Введение
Преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. В послании Президента РФ Федеральному собранию говорится: «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к духовно-культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». Но в настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания чрезвычайно высока.
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей.
Во-вторых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера.
В-третьих, владение нравственными нормами важно и потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. [2]
Толковый словарь С.И. Ожегова даёт нам следующие определения:
духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными;
нравственность – 1) внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; 2)правила поведения, определяемые этими качествами; [3]
Именно с целью воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности мною была разработана программа духовно нравственного воспитания младших школьников «Исток».
Цель программы – формирование нравственных основ и основ патриотизма, воспитание коммуникативной грамотности, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, приобщение к духовным ценностям, культуре и истории родного края.
При реализации программы «Исток» использую различные формы и методы воспитательной работы, отдавая предпочтение проектной деятельности как наиболее результативной,
Проектная деятельность обучающихся – это совместная познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
так как проектная деятельность содействует развитию ребёнка, в том числе в духовно-нравственной сфере и готовит его к тому, чтобы он вырос достойным гражданином своей страны. [1]
Моих воспитанников отличает самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, любознательность, творческая активность. В настоящее время руковожу 2 «Б» классом и главную задачу вижу в том, чтобы создать оптимальные условия для максимального развития таланта и способностей ребёнка с одной стороны, а с другой – сохранить его душевное спокойствие и комфорт внутри детского коллектива.
Приоритетными в системе работы по программе духовно-нравственного воспитания младших школьников «Исток» являются следующие принципы:
Принцип комплексного подхода, так как
работа с детьми носит комплексный характер, строится на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-организатора, социального педагога.
Принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.
Принцип целостности воспитывающей среды, взаимодействия природных, социальных и культурных процессов, традиций в семье, школе, городе, стране.
Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей.
Принцип управляемости и целенаправленности.
Я реализую программу по трём направлениям:
1.Первое - «Я и моя семья»
Работая по этому направлению, я ставлю следующие задачи:
- воспитание уважения к семейным традициям и ценностям;
- формирование у школьников понятия сущности основных социальных ролей;
- организация тесного взаимодействия и сотрудничества детей, родителей и классного руководителя.
«Ключевыми» делами нашего класса можно считать «Создание драгоценного ларца» (Портфолио класса и личные портфолио), создание фото- и видео- архивов класса «И это всё о нас». Традиционными стали коллективные, классно-семейные, индивидуальные проекты:
«Я горжусь своим отцом и дедом»
«Парад профессий»
«Пособие юного грибника»
«Рукописная книга малых жанров»
Классно-семейный проект «Парад профессий» создавался с целью познакомить с профессиями родителей, показать, как важна каждая из них в жизни, и воспитывать чувство гордости детей за своих родителей.
При подготовке проекта мы
- поставили цель,
-смоделировали ожидаемый результат,
-спланировали совместную деятельность,
- в течение четырёх месяцев собирали и оформляли материал,
-готовили сценарий защиты проекта.
На защите проекта каждая группа презентовала свой проект.
Деятельность так увлекла детей и их родителей, что они продолжили работу над проектами. Итогом стал проект «Книга малых жанров».
С целью формирования и развития духовной культуры в семье, преемственности семейных традиций, воспитания в детях любви и уважения к родителям, формирования нравственного становления личности ребенка так, чтобы мораль, её нормы становились основой его поведения, в классе реализуется проект «Гостиная семейного чтения «Светлячок»». Эту работу мы проводим совместно с детской городской библиотекой и семьями обучающихся.
Яркими мероприятиями стали:
праздник по Рождественским рассказам, «Сказка – терапия» по произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда».
Дети исполняли песни, колядки, заклички, водили хороводы вместе с родителями, обнимали мам и пап и шептали им ласковые слова.
Состязание с папами «Русские богатыри», литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации «Посидим рядком, потолкуем ладком», конкурсно - игровая программа «Как мы любим почитать и поиграть», совместные творческие дела, тематические классные часы и беседы - такое тесное взаимодействие с родителями способствует совершенствованию коллективных форм работы, воспитывает самостоятельность и инициативность детей, а также содействует привлечению отцов к участию в мероприятиях, что далеко не просто; принятию обучающимися и родителями законов построения классного коллектива и традиций школы, что является одной из основных задач работы по направлению «Я и моя семья».
2. Второе направление реализации программы - «Я и школа»
Основными задачами являются:
- воспитание сознательного отношения к учёбе, к законам школьной жизни, традициям школы;
- формирование сознательной дисциплины, культуры поведения, потребностей к самовоспитанию и самообразованию;
- развитие интеллектуальных творческих способностей и познавательной активности обучающихся.
При решении этих задач провожу целенаправленную работу по развитию познавательной активности и творческих способностей обучающихся, ответственного отношения к обучению, а также индивидуальную работу с детьми и родителями, привлекая их к активному участию в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Заметными событиями этого направления стали проекты «Пособие юного грибника» и книжки-малышки «Пословицы, загадки», «Рассказы из школьной жизни», «Сборник рассказов о домашних животных», которые мы используем как дидактический материал на уроках и во внеурочной деятельности.
У нас уже есть результаты. Ученики участвуют в научно – исследовательской конференции «Золотой росток» (ЗАТО Александровск), являются призёрами и победителями школьных, муниципальных творческих конкурсов: «Лучший ученик начальной школы - 2012» (2-е место, школа), «Мой город» (3-е место, город), конкурс компьютерных рисунков (11 дипломов за участие, муниципалитет), Всероссийский конкурс «Человек и природа» (1-е, 2-е, 3-е места на уровне школы), межрегиональный интернет фестиваль «Моя Россия» (диплом участника в номинации «Моя малая Родина» за видеоролик «Морские ворота»). Поддерживаю любой успех ребят, стараюсь вселить надежду на будущие победы.
Важно, что в процессе работы ученики получили возможность расширить кругозор, повысить интеллектуальный уровень, осознать роль знаний в жизни человека.
3. При реализации направления «Я и моё Отечество» основными задачами являются
- воспитание патриотических чувств, личной инициативы школьников, гражданской ответственности за своё поведение и поступки;
- развитие общественной активности;
- формирование стремления к самовыражению и самореализации
Особое внимание уделяю развитию инициативности, лидерских качеств, гражданской ответственности.
Повышение роли патриотического воспитания, приобщение к основным  духовным ценностям своего Отечества, малой Родины нашли отражение в реализации проектов «Улицы города», «Моя родословная», «Символика Мурманской области», «Я помню! Я горжусь!».
«Россия – родина моя», «Путешествие по родному городу», «Я горжусь своим флагом и гимном», «Легендарные подводники Заполярья» («Этих дней не смолкнет слава», «Кодекс поведения современного человека», «Я в мире людей или живи в согласии с другими», участие во всероссийской акции «Повяжи георгиевскую ленточку», Декада SOS, День здоровья) - это те мероприятия, которые повышают культурный и нравственный уровень обучающихся, обеспечивая достижение поставленных задач.Тесно сотрудничаю с туристическим агентством «Радуга Севера», центром гражданского и патриотического воспитания молодежи, с городским историко-краеведческим музеем по реализации программы «ДОМ», являюсь одним из координаторов проекта «Театр+дети+семья» по совместной деятельности школы, семьи и театра Северного Флота.
 
В результате дети приобретают
первоначальный опыт постижения ценностей национальной истории и культуры;
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, народным традициям, старшему поколению;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Список литературы
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005г
2 Азбука нравственного воспитания. Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1996г
3. Толковый словарь С.И. Ожегова
Паспорт Программы
Наименование Программы Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №2
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Исток» на 2010-2014 годы (далее Программа)
Классный руководитель Переверзева Марина Афанасьевна
Законодательная основа для разработки Программы Закон РФ «Об образовании».
Конвенция о правах ребенка.
Инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 21.01.2010 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден в Минобрнауки России (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г № 373), зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №2 г. Полярный.
Сроки реализации Программы 2010-2014годы
Цель Программы Формирование нравственных основ и основ патриотизма, воспитание коммуникативной грамотности, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, приобщение к духовным ценностям, культуре и истории родного края.
Задачи и направления Программы Направление «Я и школа».
Задачи:
- воспитание сознательного отношения к учёбе, к законам школьной жизни, традициям школы;
- формирование сознательной дисциплины, культуры поведения, потребностей к самовоспитанию и самообразованию;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и познавательной активности.
Направление «Я и моя семья».
Задачи:
- воспитание уважения к семейным традициям и ценностям;
- формирование у школьников понятия сущности основных социальных ролей, умение понимать и правильно оценивать возникающие семейные трудности;
- организация тесного взаимодействия и сотрудничества детей, родителей и классного руководителя.
Направление «Я и моё Отечество».
Задачи:
- воспитание патриотических чувств, личной инициативы школьников, гражданской ответственности за своё поведение и поступки;
- развитие общественной активности;
-формирование стремления к самовыражению и самореализации.
Формы и методы реализации Программы - Проектная деятельность;
- КТД;
- Экскурсии;
- Тематические классные часы и беседы;
- Творческие конкурсы;
- Соревнования;
- Интеллектуальные игры;
- Игры-путешествия.
Система организации контроля над выполнением Программы -Информация на заседании МО классных руководителей.
-Сообщения на родительских собраниях класса.
-Выступления классного руководителя из опыта работы по Программе на Совете Школы, педагогических советах.
- Размещение информации на сайте школы.
Разработчики Программы Переверзева Марина Афанасьевна, классный руководитель 1«В» класса МОУ ООШ № 2
Выговская Татьяна Валентиновна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ ООШ № 2
Члены родительского комитета класса
Пояснительная записка
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания чрезвычайно высока. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Толковый словарь С.И. Ожегова даёт нам следующие определения:
духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными;
нравственность – 1)внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; 2)правила поведения, определяемые этими качествами;
Воспитание подрастающего поколения в духе высокой нравственности - одна из приоритетных задач государства в сфере образования. С этой целью в МОУ ООШ № 2 была разработана программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Исток». От истоков становления зависит будущее и то, насколько оно будет успешным и реализованным.
Я выбрала проектную деятельность как приоритетную для работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию своих учеников, так как по ФГОС НОО проектная деятельность является одной из важных форм работы с детьми.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Особая значимость проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что проектная деятельность:
- является практическим целенаправленным действием, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- позволяет ребёнку принять активное участие в педагогическом процессе, идёт от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирует детскую самодеятельность;- выводит воспитательный процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Таким образом, проектная деятельность содействует развитию ребёнка, в том числе в духовно-нравственной сфере и готовит его к тому, чтобы он вырос достойным гражданином своей страны.
«Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к духовно-культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» - говорится в послании Президента РФ Федеральному собранию. Именно такую цель и реализует программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Исток».
План реализации программы
Направление деятельности 1 класс
2014 – 2015
учебный год 2 класс
2015 – 2016
учебный год 3 класс
2016 – 2017
учебный год 4 класс
2017 – 2018
учебный год Ожидаемые результаты
«Я и моё Отечество»
Задачи:
- воспитание патриотических чувств, личной инициативы школьников, гражданской ответственности за своё поведение и поступки;
- развитие общественной активности;
- формирование стремления к самовыражению и самореализации
Тематические классные часы и беседы Убеждённость обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу.
Критическое осмысление и анализ собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.
Развитие у воспитанников таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы. Уметь доказывать свою правоту и признавать правоту других людей. Формирование навыков здорового образа жизни, совершенствование физического развития.
«Россия-родина моя» «Символы России» «Символы Мурманской области» «Я горжусь своим флагом и гимном» «Мы стали школьниками» «Вежливость на уроках и переменах» «Вежливость на улице и в общественных местах» «Я – выпускник начальной школы. Портрет четвероклассника» «Кто я? Какие мы?» «А нужны ли правила?» «Мой дом – моя крепость» «Мы и общество» «Мешок хороших качеств» «Что такое дружба» «Мои увлечения» «Моя ответственность» «О человеческом счастье» «Царство закона» «Государство. Я -часть своей страны» «Документы ООН по правам ребенка» «Культурный человек, кто он?» «О честности» «О хитрости и неблагодарности» «Скромность украшает человека» «Сильны и могучи богатыри на славной Руси» «Мой город» «День рождения нашей школы» «Моя малая Родина» «Улица, на которой я живу» «Жить – Родине служить» «Не посрамим Земли русской (знакомство с героями-земляками) «Мои предки в труде и в бою» «Что такое хорошо и что такое плохо» «Закон для нас. Закон внутри нас» «Я придерживаюсь правил» «Дети под защитой государства» «Я живу на планете Земля» «Ю.А.Гагарин-первооткрыватель космоса» «Космическое путешествие» «Космонавты нашей страны» «Знамя Победы» «Никто не забыт, ничто не забыто» «Детство, опаленное войной» «Этих дней не смолкнет слава» Творческие конкурсы, утренники, соревнования, игры-путешествия «Моя малая Родина» - «Дом, в котором я живу» «Моя малая Родина» - «Улицы нашего города» «Моя малая Родина» - «Мои горожане» «Моя малая Родина» - «Полярный – город Воинской Славы» « Мастерская Деда Мороза» - Новогодняя открытка «Мастерская Деда Мороза» - Сувенир «Новогодний блеск» (сувенир из мишуры, фольги, блестящих украшений) «Мастерская Деда Мороза» - Сувенир «Новогодняя фантазия» (сувенир из бросового материала) «Мастерская Деда Мороза» - Сувенир «Лакомый кусочек» (сувенир из крупы, макаронных изделий, орехов и т.д.) Веселые старты «Вперёд, за победой!» «А, ну-ка, мальчики! А, ну-ка, девочки!» Спортивная игра «Вместе мы - сила» Спортивная игра «Богатырские забавы» Игра-путешествие «Улицы города» Игра-путешествие
«Памятники города» Игра-путешествие
«По городу Мурманску» Игра-путешествие
«Города Мурманской области» КТД, проекты Дизайн школьного уголка» «Изготовление декораций и костюмов к инсценированию сказки «Кукла Маня» «Изготовление поделок и подготовка к творческой встрече с воспитанниками детского сада № 13 «Все дороги ведут к дому»» «Помоги ближнему» (разработка сценария, подготовка номеров художественной самодеятельности для выступления в военном госпитале перед пациентами – моряками срочной службы) Проект
«Создание альбома рисунков «Улицы города» Проект
«Создание сборника детских рассказов о домашних питомцах» Проект
«Создание альбома фотографий и стихов «Мой город» (показ презентаций) Проект
«Создание групповых презентаций -«Символика Мурманской области» Экскурсии в ГИКМ, детскую библиотеку, пожарную часть, госпиталь, по улицам города и памятным местам. Экскурсии по Мурманской области п. Пушной (звероферма) г. Мурманск
Краеведческий музей г. Мурманск
Дельфинарий
г. Североморск
подводная лодка
К-21 г. Мурманск
Театр Северного флота
г. Мурманск
Театр Северного флота
п. Ловозеро
Краеведческий музей, выезд в тундру г. Мурманск
Театр Северного флота
г. Мурманск
Театр Северного флота
г. Мурманск
Музей Арктики, посещение кинотеатра С 2011 года сотрудничество с филиалом Центра гражданского и патриотического воспитания молодежи: один раз в месяц совместное проведение мероприятий, которые направлены на воспитание патриотов своей Родины План реализации программы
Направление деятельности 1 класс
2014 – 2015
учебный год 2 класс
2015 – 2016
учебный год 3 класс
2016 – 2017
учебный год 4 класс
2017 – 2018
учебный год Ожидаемые результаты
«Я и моя семья»
Задачи:
- воспитание уважения к семейным традициям и ценностям;
- формирование у школьников понятия сущности основных социальных ролей, умение понимать и правильно оценивать возникающие семейные трудности;
- организация тесного взаимодействия и сотрудничества детей, родителей и классного руководителя.
Тематические классные часы с обучающимися и беседы с родителямиСформировано представление о том, что дети в семье берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слов, заботятся о своей семье.
Формирование понятия сущности основных социальных ролей: матери, отца, сына, дочери.
Повышение активности родителей в общественной жизни классного коллектива.
«Что в имени тебе моем» «Моя семья и я. История возникновения моей фамилии» «Традиции моей семьи» «Наши деды и прадеды. Моя родословная» «Я и мои родители» «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» «Забота о родителях -дело совести каждого» «Фотографии из семейного альбома» « C любовью к бабушке» «Я горжусь своим отцом и дедом» «Взаимоотношения в семье» «Распределение ролей и обязанностей членов семьи» «Добро и зло» «Взаимоотношения с окружающими» «Отношения любви и дружбы» «Дружба, симпатии и антипатии» «Взаимоуважение в семье» «Человек в семье» «Дары и подарки» «Тайны взрослой жизни» «Мой папа на службе» «Профессии моих родителей» «Отцы и дети» «Каково на дому, таково и самому» «Как не просмотреть ребенка. Семейное воспитание».
«Телевизор в жизни семьи и ребёнка. Семейное воспитание».
«Наказание и поощрение в семье. Семейное воспитание» «Профилактика вредных привычек – залог успеха в будущем. Семейное воспитание».
«Правовое просвещение школьников и родителей»
(клуб «Светлячок») «Диалог. Спор. Истина».
(клуб «Светлячок»)
«Психология детского чтения»
(клуб «Светлячок»)
«Характер формирует судьбу»
(клуб «Светлячок»)
«Трудности адаптации первоклассника к школе»
(клуб «Светлячок») «Домашнее задание: каким ему быть и как его выполнять» «Нравственные ценности семьи» «Вся семья в сборе - мы не знаем горя» (клуб «Светлячок») «Режим дня в жизни школьника» «Участие детей в семейном труде» (клуб «Светлячок») «Воспитывайте доброту»
(клуб «Светлячок»)
«Права и обязанности ребенка в семье, в социуме» (клуб «Светлячок») «Развитие интереса к спорту у ребенка в семье» «Мамы предлагают и советуют»
(клуб «Светлячок») Физическое здоровье ребенка- залог успешности учебной деятельности»
(клуб «Светлячок») «Трудовое воспитание в семье» Творческие конкурсы и соревнования «Семейный праздник Рождество» «Закрытие летних чтений» «Мужеству верность храня» «Везде и всюду узнаю я выправку солдатскую» « Милой маме посвящается» - Открытка для Мамы «Милой маме посвящается» - Сувенир для Мамы « Милой маме посвящается» - Мамин портрет « Милой маме посвящается»-Сочинение о Маме «Милой мамочке моей»
«Образ матери в искусстве» «Мамина планета» «Нет тебя любимей и прекрасней» «На мамах держится семья. И мир тоже» «Мама – солнца свет» «Нет тебя любимей и прекрасней» «Планета матери» (по рассказам Сухомлинского о матери) «Улыбнемся друг другу» (ко Дню семьи) «Папа, мама, я – спортивная семья» «От всей души» «Мамин день. Мамы и дочки» «Милой маме посвящается» « Мой папа на работе» «Об отце говорю с уважением» «Я и мои родственники» «Друзья Мойдодыра» «Золотые бабушкины руки» «Родители, как хорошо, что есть у меня»» «Семь Я» Проекты, КТД Проект «Чистая школа и все что вокруг» Проект «Откуда я родом и как я живу» Проект «Парад профессий» Проект «Я горжусь своим отцом и дедом» КТД «Новый год у ворот» КТД «Помогите птицам»
(коллективное изготовление кормушек из бросового материала) КТД «День Учителя» (праздничное оформление класса и учительской) КТД «Никто не забыт, ничто не забыто» (уход за памятником у военного госпиталя) Ежегодное участие родителей в Неделе здоровья, походы в сопки, в бассейн, лыжные прогулки, посещение цирка. Совместные экскурсионные поездки по Мурманской области Сотрудничество с городской детской библиотекой
(на базе класса работает гостиная семейного чтения клуб «Светлячок») План реализации программы
Направление деятельности 1 класс
2014 – 2015
учебный год 2 класс
2015 – 2016
учебный год 3 класс
2016 – 2017
учебный год 4 класс
2017 – 2018
учебный год Ожидаемые результаты
«Я и школа»
Задачи:
- воспитание сознательного отношения к учёбе, к законам школьной жизни, традициям школы;
- формирование сознательной дисциплины, культуры поведения, потребностей к самовоспитанию и самообразованию;
- развитие интеллектуальных творческих способностей и познавательной активности.
Тематические классные часы и беседы Устойчивые положительные результаты обучения, расширение кругозора.
Повышение интеллектуального уровня.
Развитое стремление к постоянному самообразованию и саморазвитию.
Высокий уровень развития эмоционального интеллекта.
Формирование высокого уровня самодисциплины и ответственности.
Осознание у обучающихся принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
«Что значит - быть учеником?» «Правила безопасности» «В лесу родилась елочка. Новогодние традиции на Руси» «Береги минуту»
«Что такое хорошо и что такое плохо?» «Осенняя симфония». «Внешний вид человека» Информационный час «Это интересно» «Деньги в нашей жизни»
«Зачем мы ходим в школу?»
«Краткие сведения о пожарной охране. Виды травм (переломы, ожоги, ушибы) и их предупреждения» «Курильщик – сам себе могильщик»
«Праздник в нашей жизни»
«Мой любимый сказочный герой»
«Огонь друг и враг человека»(Какие противопожарные меры мы должны знать и как действовать при пожаре) «Культура умственного труда в классе и дома»
«Осторожно: светофор» «Этого делать нельзя» (правила поведения на улицах и дорогах) «Правила безопасного дорожного движения» (опасные «зоны» на улице) «Правила на всю жизнь» (причины дорожно-транспортного травматизма) «Дом, в котором мы живём» «Мой сосед по парте» «Словари, энциклопедии, справочники» «Час свободного чтения. Понятие об аннотации» «Зима «на носу». Как сохранить здоровье в полярную ночь?» «Хорошее самочувствие в полярную ночь» «Вкусно и полезно» (рациональное питание в полярную ночь) «Режим дня в полярную ночь»
«Вредные привычки» «Вредные привычки (телевизор и реклама) «Вредные привычки» (мой компьютер) «Вредные привычки» (табак, алкоголь, токсичные вещества) «Овощи, фрукты- самые витаминные продукты»
«Чистота - залог здоровья» (Что значит быть опрятным?) «Гигиена тела. Не только платье красит человека» «Предупреждение травм и оказание первой помощи» «Основные правила безопасного поведения на водоеме»
«Если с кем-то вдруг беда…» (первая помощь) «Защити себя сам» (три модели поведения в экстремальных ситуациях) «Основные правила безопасного поведения в общественных местах» Интеллектуальные игры По предметам «Что я знаю?» Клуб «Что? Где? Когда?» Клуб «Что? Где? Когда?» Клуб «Что? Где? Когда?» «О, счастливчик!» «Звездный час» КВН по гуманитарным предметам Математический КВН Клуб «Что? Где? Когда?» -
«Сколько звезд на небе?» Клуб «Что? Где? Когда?» -
«Знаешь ли ты свой город?» Клуб «Что? Где? Когда?» -«Мурманская область. Что ты знаешь о ней?» «Морской бой» Творческие конкурсы, викторины «Знаешь ли, ты сказки А.С.Пушкина?» «Нет вредным привычкам» Новогодняя интеллектуальная викторина: «В лесу родилась елочка» «Что написано пером…» ко Дню славянской письменности» «Летняя кладовая витаминов»
«Медицина и здоровье» «Предметы, которые нас окружают» «Автомобили и их владельцы»
«Путешествие в страну мультфильмов»
«Путешествие в страну неразгаданных тайн» «Невидимые враги человека, которые мешают жить»
«Учебная книга – наш друг»
Час творчества «Вместе мы - сила»
«Лучший ученик начальной школы -2016» «Лучший ученик начальной школы -2017» «Лучший ученик начальной школы -2018» Проекты,КТДКТД «Витамины зимой» (выращивание лука на школьных подоконниках) КТД с элементами викторины «Мир вокруг нас» (цветы в легендах и приданиях) КТД «Чистота и свежий воздух в родной школе» КТД «Библиотеке нашу помощь» Проект« Книжки- малышки» Проект «Пособие юного грибника» Проект «Рукописная книга малых жанров» Проект «Что умеем, то и сделаем, что сделаем, то и представим». Научно-исследовательская работа «Северные ягоды. Что ты о них знаешь?» Научно-исследовательская работа «35 сестер и все от разных матерей» Диспут: «Любопытство и любознательность»
Диспут: «Легко ли быть умным?»
Ежегодное участие в конкурсе авторских стихотворений,
Читательском марафоне,
неделе чтения, «Каверинских чтениях» Для реализации Программы духовно-нравственного воспитания младших школьников «Исток»
созданы следующие условия:
– изучение мнений, интересов, возможностей детей и их родителей (законных представителей);
– изучение состава обучающихся, выявление ученического и родительского актива;
– овладение новыми педагогическими, воспитательными технологиями воздействия на школьника;
– тесная связь семьи и школы;
– четкое планирование программы педагогических действий с содержательной и временной последовательностью;
- развитие социального партнёрства (сотрудничество с ГИКМ, детской библиотекой, ЦГПВ Д и П);
– творчество, инициатива детей, родителей, педагогов;
– материально-техническая база;
– доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.
Для оценки результативности Программы духовно-нравственного воспитания младших школьников «Исток» определены следующие показатели ее эффективности:
1) уровень воспитанности обучающихся (методика М.И.Шиловой)
2) уровень развития коллектива (микроисследование «Атмосфера в классе» Л.А.Байковой);
3) удовлетворенность обучающихся школьной жизнью (методика А.А. Андреева) и родителей - жизнедеятельностью классного коллектива и работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степанова).
4) модель выпускника начальной школы:
—умеет учиться, способен организовать свою деятельность, умеет пользоваться информационными источниками;
—владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и Всероссийского уровней;
—обладает основами коммуникативной культуры;
—любит свой город, край, Родину;
—любознательный, честный, внимательный, толерантный, активно и заинтересованно познающий мир;
—уважает и принимает ценности семьи и общества, готов отвечать за свои поступки перед семьей, школой;
—соблюдает правила здорового образа жизни.



В 1-4-х классах обучающиеся овладевают фундаментальными понятиями соответствующих областей человеческой культуры, поэтому моим главным целевым ориентиром в воспитательной работе по программе «Исток» становится модель выпускника начальной школы, которая предполагает в нравственном аспекте
восприятие ценности семьи в своей жизни;
понимание ценности дружбы со сверстниками;
уважение педагога;
доброта, честность, оптимизм, аккуратность
В познавательном аспекте
высокий уровень активности, самостоятельности
В творческом аспекте
развитие творческих способностей.
По результатам диагностики высокого уровня воспитанности в 1-м классе достигли 12% обучающихся, в первом полугодии 2 класса – 35%
Положительная динамика уровня воспитанности и степени удовлетворённости обучающихся и их родителей школьной жизнью показывает, что программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Исток» способствует воспитанию гармонично развитой личности, т.е. оправдывает свое предназначение.
Приложение № 1.
533273059372500-7302520066000
27343103902075
53727351720850017208517018000
5426710373697500-24765373380000
5461635-190500386080-65405
536892535401250051943027051000
610870-1384300
55194201587500
607060647065