Проектирование и моделирование педагогической деятельности учителя, обеспечивающего эффективное изучение иностранного языка на повышенном уровне


Проектирование и моделирование педагогической деятельности учителя, обеспечивающего эффективное изучение иностранного языка на повышенном уровне
В работе учителя, как и в любой другой профессии, требующей творческого подхода, использования разнообразных оригинальных методов и способов деятельности, индивидуального стиля работы, сосуществуют два противоположных и в то же время взаимодополняющих момента: импровизационность, предполагающая оперативное принятие правильного решения на основе интуитивного опыта, и предварительное планирование, конструирование педагогических объектов, основанное на научных профессиональных знаниях и анализе педагогической деятельности своей и коллег.Проектирование представляет собой функциональный компонент педагогической деятельности, отражающий предвидение учителем будущего образовательного процесса.
Основными элементами проектирования, как вида деятельности, являются: построение технологического процесса – моделирование учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению содержания образования; планирование способов управления этим процессом.
Реализуется проектирование при подготовке учебного процесса в целом и каждого занятия в отдельности. Проектировочная деятельность одна из составляющих ежедневной работы учителя.
Проектирование и моделирование учебного процесса включает в себя 1.-умение учителя соотносить изучение материала с актуальными потребностями учащихся,
2.-умение спроектировать перспективный план изучения материала,
3.-умение планировать собственную педагогическую деятельность,
4.-умения педагога, связанные с моделированием деятельности учащихся на уроке.
Использование педагогического проектирования в повседневной практике, как эффективного метода осуществления педагогической деятельности, является показателем высокого педагогического мастерства учителя.
Исследователи отмечают, что учителя со стажем в своей работе интуитивно выбирают правильное решение педагогических задач. Такое умение формируется с годами и основывается на богатом профессиональном опыте.
У начинающих учителей такой опыт отсутствует, вследствие чего им необходимо опираться на глубокую предварительную подготовку и анализ своей педагогической деятельности
Этапы проектирования урока
Определение типа урока
Постановка целей
Планирование результатов обучения
Определение начальных условий
Выбор методов обучения
Отбор организационных форм
Разработка структуры урока
Проектировка методов обучения и организационных форм для вспомогательных элементов
Содержательное наполнение урока
Отбор средств обучения
Обдумывание организационной схемы урока
Подбор или изобретение приемов педагогической техники
Создание имиджа урока
Упростив и схематизировав деятельность учителя, можно выделить три основных этапа: подготовительный этап (проектирование) - реализация деятельности - заключительный этап (рефлексия), соответствующих триаде «мыслить - действовать - мыслить»Процессы обновления в сфере обучения ИЯ в отечественной школе создали условия, в которых педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора методов и приёмов обучения.
Планируя урок, учитель пишет своеобразный сценарий, в котором он описывает последовательность предъявления материала,
деятельность учащихся по освоению его,
возможные проблемы и трудности в понимании,
стратегии их устранения…
И всё это преследует одну поставленную в самом начале цель: прийти к применению усвоенных знаний на практике, а в нашем случае сформировать языковую компетенцию, возможность осуществления межкультурной коммуникации и не потерять интерес к предмету.
Главной задачей в процессе обучения я считаю выработку положительных эмоций, чтобы каждый ученик считал себя успешным. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.
Современная школа меняется, приспосабливаясь к современному темпу жизни и требованиям общества. Одной из таких перемен стало введение в старших классах системы профильного обучения. Профильное обучение обеспечивает изучение отдельных предметов на повышенном уровне и способствует дифференциации содержания образования. Иностранный язык является профильным предметом в различных профилях. При этом к 3 часам в неделю базового курса добавляется 2 часа. Появляется возможность более тщательно и углубленно прорабатывать материал, больше внимания уделять совершенствованию всех видов речевой деятельности. Предполагается что в этих классах будут заниматься высокомотивированные и одарённые дети.
Исходя из своего опыта , систему работы с высокомотивированными детьми можно разделить на 4 части:
урочная деятельность-традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, ролевая игра, дебаты, пресс-конференция, интегрированные урокиОсновными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности. В моей коллекции находятся мультимедийные энциклопедии, электронные пособия. Коллекция презентаций по предметам, проектные работы, разработанные для обучения учащихся, которые я использую в своей деятельности.
Внедрение информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс требует постоянной работы над собой, непрерывного образования, значительных временных затрат на подготовку уроков, которые, безусловно, впоследствии окупятся душевным комфортом, удовлетворенностью результатами вложенного труда.
Практически к каждому разделу учебника и к каждой теме программы по иностранному языку можно подобрать материал на Интернет ресурсе. Об этом рассказывали мои молодые коллеги из 4 школы на прошлом заседании ГМО.
Использование электронных учебных пособий и Интернет-ресурсов позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач - наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.
К сожалению использование ИКТ и ЭСО сопряжено с некоторыми трудностями. В моём распоряжении только мой личный ноутбук. В школе элементарно нет доступного выхода в Интернет.
внеклассная работа: предметные недели, предметные олимпиады, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания. Я уже подробно рассказывала о творческих заданиях,не буду повторяться. Вот из новенького:
В старших классах очень понравилось написание эссе по определённой теме. На предметной неделе в прошлом году мы совместно с учителем русского языка и литературы провели конкурс переводчиков в 10 классе. С каким увлечением ребята переводили тексты разных стилей взятые из научного журнала, художественного произведения, текст написанный в публицистическом стиле, разговорный и официально-деловой! Радует то что дети не только переводили но и узнали что это за документы и произведения и кто автор. Ну а завершилось всё это чтением перевода оригинала выполненного профессиональными переводчиками.
3) система дополнительного образования: дистанционные олимпиады, дистанционные курсы
4) самостоятельная работа по индивидуально составленному плану. Важным показателем результативности работы с высокомотивированными учащимися является участие детей в олимпиадах и научно-практических конференциях , где сами учащиеся могут сравнить свой уровень знаний с уровнем знаний детей из других школ города. Вот результаты моей работы за последние несколько лет:
2012/13г 3 место на городской НПК Завацкая Ирина 11 классс работой о белорусской и британской национальных кухнях 2013/14г 3 место на городской Олимпиаде Кузнецова Милана 11 класс(студентка 2 курса МГЛУ китайский язык)
2014/15г 4 место на городской Олимпиаде Пушкарёвой Екатерины 10 класс (набранные баллы позволили принять участие в областном этапе)
2015/16г 1 место на городской Олимпиаде и Диплом 2 степени на областной Олимпиаде по английскому языку Пушкарёвой Екатерины11 класс
Это не только мои достижения. Это результат постоянной целенаправленной работы с высокомотивированными учащимися всех наших преподавателей начиная с начальной школы. Исследовательская деятельность и олимпиады формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета. В конечном итоге это способствует тому, что учащиеся самостоятельно мыслят и творчески развиваются. Закончить своё выступление хотелось бы словами В.А. Сухомлинского
«Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»