Методическая разработка «Сборник конспектов, способствующие формированию здорового образа жизни во внеклассной работе»


Методическая разработка
«Сборник конспектов, способствующие формированию здорового образа жизни во внеклассной работе»
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Если человек физически здоров, то у него много энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать всё необходимые дела дома.
Реализация в образовательном учреждении программ валео-логического содержания, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни помогает решить вопросы по сохранению и укреплению здоровья школьников, что обеспечит физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье учащихся 3 класса.
В данной разработке представляю пособия и материалы для формирования здорового образа жизни во внеклассной работе: рекомендации, разработки занятий-этот ориентировано на формирование у ребёнка позиций признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Разработка занятий, реализуется в рамках внеклассной работы, содержат познавательный материал в сочетании с практическими заданиями, необходимые для развития навыков ребенка.Методической разработкой могут воспользоваться учителя начальных классов и классные руководители для проведения занятий здоровья, бесед, внеклассных мероприятий. Так же полезно педагогам дополнительного образования, педагогом-организаторам, реализующим здороьесберегающие технологии.
Занятие по внеурочной деятельности в начальной школе "Школа докторов природы".
Тема: Огонек здоровья.Цели: формировать у учащихся представление о здоровье, как о важнейшей ценности человека; формировать первоначальные представления о мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья, о значении спортивно- оздоровительных процедур для успешной учебы и социализации в обществе; овладение умениями организовать свой режим дня, утреннюю зарядку, полезные привычки, спортивные занятия, правильное питание; развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в ходе пропаганды здорового образа жизни ; воспитывать интерес к здоровому питанию, здоровому образу жизни и спортивным занятиям.
УУД.
Личностные: установка на безопасный, здоровый образ жизни; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремлениеприслушиваться к мнению одноклассников.Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем ; осуществлять контроль , коррекцию и оценку результатов своей деятельности.Познавательные: проводить сравнение и классификацию объектов;Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.Коммуникативные: работать в группе , учитывать мнения партнеров, отличные от собственных, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, слушать собеседника, договариваться и приходить - к общему решению, предлагать помощь и сотрудничество, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.Форма занятия: игра - «крестики-нолики»
Ход занятия:
Ребята, повернитесь к гостям, давайте поздороваемсяЗдравствуйте, здравствуйте, здравствуйтеВсем говорим от душиМы рады Вас видеть на праздникеСпасибо, что все Вы пришли. -ребята, а знаете ли вы, что означают слова «здравствуйте»?(приветствие, пожелание здоровья)-а как это слово появилось в нашей речи, как произошло?-посмотрите, в каком из словарей мы можем узнать о происхожденииэтого слова? (этимологический) - зачитать из словаря.-наверное, вы уже догадались о чем пойдет речь на нашем огоньке здоровья? (о том, как сохранять и укреплять здоровье, о здоровом питании, о здоровом образе жизни, о режиме дня, о вредных привычках)Т.е о всем том, что мы изучали на наших уроках здоровья. Я предлагаю Вам провести занятие в форме игры «крестики-нолики». Мы в нее уже играли и правила игры Вам известны.Все мы разделимся на 2 команды: крестиков и ноликов. У каждой команды есть свой девиз (проговорить девиз-каждая команда)1. Береги снову, а здоровье смолоду.2. Я здоровье берегу сам себе я помогу.Сегодня мы будем не только повторять то , что мы знаем о здоровье, но и записывать в книгу. Да, да ребята, сегодня мы будем авторами книг о здоровье. У каждой команды будет своя книга. Название книги у Вас уже есть – это ваш девиз, а следующие страницы вы допишите сами. После каждого выполненного задания каждая команда будет записывать свои выводы в книгу. По окончаниюзанятия у нас получатся 2 книги о здоровье.Итак, посмотрим на поле:Пословицы Завтрак Режим дняВолшебныймешочек Загадки Домашнее заданиеФизкульт-минутки Польза-вред Музыкальная пауза1.Пословицы.Каждая команда получает разрезанные пословицы. Ваша задача собрать и объяснитьсмысл каждой пословицы. Болен - лечись, а здоров - берегись.Свою болячку чужим здоровьем не лечат.Тяжело болеть - тяжело и над больным сидеть.Болячка мала, да болезнь – велика.Доброе слово лечит, а злое калечит.Кто не болел, тот здоровью цены не знает.2. Режим дня.Давайте послушаем стихотворение, которое приготовил нам ……. (ученик читает стих-е)Я режим не соблюдаю -Очень нужен мне режим!Целый день я мяч гоняюТо с друзьями, то одинРанним утром на зарядкуЯ, конечно, не встаюНет обеда, всухомяткуБутерброд я пожуюПоздно спать люблю ложитьсяПосле всех телепрограммИ не может добудитьсяМеня мама по утрамТы, сыночек, бледный вялыйИ совсем больной на видТы с утра уже усталыйМожет, что – нибудь болит,А отец сказал с досадойВот твоя ошибка сынСоблюдать , конечно, надоВ жизни правильный режимКакая история произошла с мальчиком и почему?Каждый из нас знает, что нужно соблюдать режим дня. А какой он у Вас? СейчасМы узнаем. У каждой команды есть бланк, в который надо вписать время, указанных там действий.3.Завтрак.-дети, вы все, конечно ,знаете ,что утром надо завтракать. А чем же вы завтракаете?-Каша - наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит большоеколичество питательных веществ легко усвояемых организмом человека.Сейчас мы проверим, как вы любите каши и знаете их. Сейчас будет завтрак.Каждая команда получает тарелку с кашей. Каша называется «дружба»-что такое дружба? (пословицы)В нашей каше смешаны злаки. Ваша задача определить какие злаки т. е. какие каши в тарелке. (рисовая , гречневая ,перловая ,геркулесовая, гороховая ,пшенная)4.Загадки.Детям загадываю загадки из приложения.Как одним словом можно назвать эти предметы-отгадки (предметы гигиены)-а, что такое гигиена? (учение об условиях сохранения и укрепления здоровья, а также мероприятия , содействующие этому5.Польза-вред.-что мы видим на экране , как это назвать одним словом? (продукты питания)Не все продукты, которыми питается человек - полезны для здоровья.Задание командам:Из тех продуктов, которые Вы видите на экране 1 команда – выбирает полезные,2 команда - выбирает вредные, (проверка листов жюри)6.Физкультминутки.Дети выполняют гимнастику. (из приложения)7. Музыкальная пауза. (ребята исполняют частушки о здоровье.) Приложение.8. Домашнее задание.На дом каждой команде было дано задание: подготовить сообщение на тему: « А знаете ли Вы? » о здоровье. Давайте послушаем ребят. (ученик от каждой команды читает свое сообщение.)9.Волшебный мешочек.У меня в руках волшебный мешочек, в котором находятся продукты, которые Вы, на ощупь должны отгадать, но не только отгадать, а назвать, чем он полезен или вреден для нас, людей (в мешке находятся: картофель, морковь, огурец, помидор, перец болгарский, редис, свекла, лук, чеснок, капуста.)ВЫВОД: и так, ребята, вот мы и завершили нашу игру «крестики-нолики».Посмотрим теперь, что вы записали в своих книгах.Вы, знаете какое сейчас время года?(весна) А весной меньше всего витаминов. Почему?За то, что вы сегодня все старались, хорошо поработали, я вам раздаю витамины (можно яблоки).Всем спасибо. ПРИЛОЖЕНИЕ.ЗАГАДКИМОГУ Я В НЕЙ НА ДНО НЫРНУТЬНО НЕ МОГУ Я УТОНУТЬ А ЕСЛИ СТАНЕТ ГЛУБОКО ОТКРОЮ ПРОБКУ Я ЛЕГКО (ВАННА)Я УВИДЕЛ СВОЙ ПОРТРЕТОТОШЕЛ ПОРТРЕТА - НЕТ(ЗЕРКАЛО)МЫ ЕЙ ПОЛЬЗУЕМСЯ ЧАСТОХОТЬ ОНА , КАК ВОЛК, ЗУБАСТАЕЙ НЕ ХОЧЕТСЯ КУСАТЬЕЙ БЫ ЗУБКИ ПОЧЕСАТЬ(РАСЧЕСКА)ЛЕГ В КАРМАН И КАРАУЛЮ -РЕВУ , ПЛАКСУ, И ГРЯЗНУЛЮИМ УТРУ ПОТЕКИ СЛЕЗНЕ ЗАБУДУ И ПРО НОС ( ПЛАТОК)ПУЗЫРИ ПУСКАЛОПЕНОЙ КВЕРХУ ЛЕЗЛОИ ЕГО НЕ СТАЛО,ВСЕ ОНО ИСЧЕЗЛО.(МЫЛО)БЕЛАЯ РЕКА В ПЕЩЕРУ ЗАТЕКЛАЧИСТИТ ДОБЕЛА(ЗУБ.ПАСТА)МОЙДОДЫРУ Я РОДНЯОТВЕРНИ-КА ТЫ МЕНЯИ ХОЛОДНОЮ ВОДОЮЖИВО Я ТЕБЯ УМОЮ(ВОДОП.КР.)ВАФЕЛЬНОЕ И ПОЛОСАТОЕВОРСИСТОЕ И ЛОХМАТОЕВСЕГДА ПОД РУКОЮЧТО ЭТО ТАКОЕ?(ПОЛОТЕН.)
Приложение
ЧАСТУШКИБЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТЯТ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИКАК ЗДОРОВЬЕ СОХРАНИтьПОПРОБУЕМ ОТВЕТИтьФРУКТЫ ЕСТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕПРЕДВАРИТЕЛЬНО ПОМЫТЬА ГУЛЯЯ ПОСЛЕ ШКОЛЫПРО УРОКИ НЕ ЗАБЫТЬЧИСТОТА ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯЧИСТОТА НУЖНА ВЕЗДЕДОМА ,В ШКОЛЕ, НА РАБОТЕИ НА СУШЕ И В ВОДеРУКИ С МЫЛОМ НАДО МЫТЬЧТОБ ЗДОРОВЕНЬКИМИ БЫТЬЧТОБ МИКРОБАМ ЖИЗНЬ НЕ ДАТЬРУКИ В РОТ НЕ НАДО БРАТЬВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА ЕДИМО ЗДОРОВЬЕ ДУМАЕММНЕ НЕ НУЖЕН ЖИРНЫЙ КРЕМЛУЧШЕ Я МОРКОВКУ СЪЕМФИЗКУЛЬТУРОЙ ЗАНИМАЙСЯЧТОБ ЗДОРОВЬЕ СОХРАНЯТЬИ ОТ ЛЕНИ ПОСТАРАЙСЯПо БЫСТРЕЕ УБЕЖАТЬТЫ ЗАРЯДКОЙ ЗАНИМАЙСЯЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВВОДОЙ ХОЛОДНОЙ ОБЛИВАЙСЯПОЗАБУДЬ ПРО ДОКТОРОВЕСЛИ ВДРУГ СТРЯСЛАСЬ БЕДАПОМОЩЬ ВЫЗОВИ ТОГДА01 02 03БЫСТРО НОМЕР НАБЕРИС КНИГОЮ В РУКАХ ЛЕЖУУ КОМПЬЮТЕРА СИЖУОЙ , КУПИТЕ МНЕ ОЧКИНЕ РАБОТАЮТ ЗРАЧКИУМУДРИЛАСЬ НАША СВЕТКАСЪЕСТЬ ВСЕ МАМИНЫ ТАБЛЕТКИЧУТЬ ЖИВОЙ ЕДВА ОСТАЛАСЬ ЗАТО В СКОРОЙ НАКАТАЛАСЬЗА ОСАНКОЙ НЕ СЛЕЖУСКРЮЧЕННЫЙ ВЕСЬ ДЕНЬ ХОЖУЧТОБЫ МНЕ ЗДОРОВЫМ БЫТЬНАДО ЗА СПИНОЙ СЛЕДИТЬИ ПОЭТОМУ, РЕБЯТА,С ВАМИ ЖДЕМ МЫ НОВЫХ ВСТРЕЧЬИ НАДЕЮСЬ, ЧТО ЗДОРОВЬЕВСЕ ВЫ БУДЕТЕ БЕРЕЧЬ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКАЕДЕМ, ЕДЕМ НА МАШИНЕНАЖИМАЕМ НА ПЕДАЛЬГАЗ ВКЛЮЧАЕМ ВЫКЛЮЧАЕМСМОТИМ ПРИСТАЛЬНО МЫ ВДАЛЬДВОРНИКИ СЧИТАЮТ КАПЛИВПРАВО ВЛЕВО – ЧИСТОТАВОЛОСЫ ЕРОШИТ ВЕТЕРМЫ ШОФЕРЫ – ХОТЬ КУДАЯ НА МОСТИКЕ СТОЮИ БИНОКЛЬ В РУКАХ ДЕРЖУВОЛНЫ ПЛЕЩУТСЯ СЛЕГКАКАЧКА ТИХАЯ ПОКАВОЛНЫ СИЛЬНЫМИ ВДРУГ СТАЛИИ ОТ КАЧКИ ВСЕ УПАЛИЗА КАНАТ ДЕРЖУСЬ Я КРЕПКО- ОЙ, СОРВАЛО ВЕТРОМ КЕПКУ Я ЛОВИТЬ РУКОЮ СТАЛЧУТЬ С МОСТОЧКА НЕ УПАЛВнеурочное занятие на тему «Здоровый образ жизни» 4 класс
Цель:
формировать у ребёнка ценности физического, психического и нравственного здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
учить детей быть здоровыми душой и телом,
стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
1. Организационный момент;
2. Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.
Тест «Твое здоровье».
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.
Результаты.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно свои привычки, иначе…
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни.
Чтоб мудро жизнь прожить,
Знать надобно немало.
Два главных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем, что попало есть,
И лучше будь один, чем с кем попало.
Правила здорового образа жизни:
1. Правильное питание;
2. Сон;
3. Активная деятельность и активный отдых;
4. Вредные привычки.
Остановимся на каждом пункте отдельно.
1. Правильное питание—основа здорового образа.
Снижается заболеваемость учащихся, улучшается психологическое состояние детей, поднимается настроение,  а самое главное — повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности.
После большой перемены в мусорной корзине лежат пустые бутылки из-под лимонада, давайте немного поговорим о том, что мы пьем?
В любом случае, важно знать, что именно в газированных напитках может реально принести вред. Во-первых, это углеводы. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них - белок аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды - они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит.
Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная кислота (Е338). Чаще всего в газировках используется именно она.
Также газировки содержат углекислый газ, который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки - беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.
Пожалуй, самое коварное в газированной воде - это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии-возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.
Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.
История кока колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 галлона Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.
Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.
Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока коле.
Чтобы удалить коррозию с батарей в автомобиле, полейте батареи банкой Колы, и коррозия исчезнет.
Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут.
Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.
О составе кока колы. Активный ингредиент кока колы - фосфорная кислота. Ее рН равен 2.8. За 4 дня он может растворить ваши ногти.
Для перевозки концентрата кока колы грузовик должен быть оборудован специальными поддонами, предназначенными для высококоррозионных материалов.
Дистрибьюторы кока колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков.
Все еще хотите бутылочку Колы?
Единственный безвредный компонент газировок - вода. Мертвая, безжизненная, дистиллированная, чтобы ее естественный вкус не нарушал вкус напитка, чтобы лимонад, производимый в любой точке земного шара, соответствовал строгому стандарту.
Теперь поговорим о беде многих взрослых и детей, это чипсы и сухарики.
Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».
Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.
Вы хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых гидрогенизированных жирах, притрушенных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида?..
Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу, бобовые и т. д. Сейчас я буду называть полезные качества продукта, а вы угадайте, чему они принадлежат.
Салат, укроп, петрушка.
Зелень – хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно влияет при малокровии, авитаминозе.
Сельдерей.
Древние греки и римляне не обходились без него ни в будни, ни в праздники. Высокие пищевые и целебные достоинства этого растения определяют более чем сорок вкусовых, витаминных и биологически активных веществ. Исследования американских ученых показали, что корни этого растения – идеальное средство для снижения артериального давления.
Топинамбур.
В клубнях этого растения витаминов С и В вдвое, а солей железа втрое больше, чем в картофельных.
Особенно полезно это растение для больных диабетом, страдающих малокровием, нарушениями обмена веществ и желудочными заболеваниями.
Морковь
Употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний.
Капуста
Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергеном.
Свекла
А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает ее ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.
Баклажаны
Этот овощ малокалориен, зато в нем много фолиевой кислоты, а это значит, что он ускоряет вывод из организма холестерина, избытка воды и поваренной соли, усиливает способность инсулина понижать уровень сахара и способствует процессу образования эритроцитов в крови.
Яблоки
Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-сосудистой системы. Обмена веществ.
Груши
Повышают прочность капиллярных сосудов, оказывают противосклеротическое действие, способствует выведению из организма воды и поваренной соли.
Вишня, черешня
Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии.
Малина
Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни.
Черная смородина
Богата общеукрепляющим витамином С.
2. Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.
Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.
Пословицы:
1. От хорошего сна … Молодеешь
2. Сон – лучшее … Лекарство
3. Выспишься - … Помолодеешь
4. Выспался – будто вновь… Родился
3. Активная деятельность и активный отдых.
Статистика: сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье.
4. Вредные привычки.
КУРЕНИЕ
Из истории
Курение табака возникло еще в глубокой древности. Высадившись на берегах Америки Колумб и его спутники увидели туземцев, которые держали во рту пучки дымящейся травы.
Во Францию табак попал из Испании, его привез посол Жан Нико в подарок королеве Екатерине Медичи. От фамилии «Нико» произошло слово «никотин».
Наказания
В Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере;
В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади;
В Турции курильщиков сажали на кол;
В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…»
В нашем гуманном обществе нет таких наказаний, но может быть эти картинки заставят вас задуматься стоит ли начинать (ученики показывают подготовиленные презентации)
АЛКОГОЛИЗМ, хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы.
НАРКОМАНИЯ
Официальная статистика в отношении наркомании очень тревожна.
В течение последних 6 лет распространенность наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз.
Сам термин "наркомания" связан с понятием "наркотик" (от греч. narkotikos- усыпляющий).
Группу наркотиков в узком смысле слова составляют так называемые опиаты – вещества, которые добывают из мака: морфин, кодеин, героин, метадон.
Говоря о наркомании, мы имеем ввиду вещества, формирующие психическую зависимость от их потребления. Таким образом, в настоящее время термин "наркотическое вещество" (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.
Согласно международному принятому определению, наркомания - это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определённое вещество (или вещество из определённой группы) в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества несмотря на пагубные последствия. Синонимом термина наркомания является понятие "зависимость".
А теперь проверим, как активно вы изучили тему нашего мероприятия.
Вопросы викторины:
Почему могут быть опасны для здоровья консервированные продукты? (Можно отравиться ботулином)
При сжигании в городе мусора воздух загрязняется ядовитыми веществами. Назовите 4 опасных вещества. (Доиксины, канцерогены, радионуклиды, двуокись СО)
Несколько приемов удаления нитратов из овощей. (Вымачивание, отваривание, маринование)
Табачный дым содержит много химических соединений, веществ и элементов. Назовите их примерное количество. (4 000)
Среди них в табачном дыму содержится аммиак, ацетон, пропилен, никотин, пиридин и другие вещества. Назовите вещество, вызывающее привыкание к курению. (Никотин)
Сколько процентов вредных веществ получает пассивный курильщик? (50%)
Водопроводную воду перед употреблением лучше отстаивать. Почему? (Чтобы избавиться от хлора, который улетучивается через 2 часа)
Назовите вещество, которое полностью нейтрализует действие нитратов. (Витамин С)
Из повседневных продуктов питания, какие самые опасные для здоровья? (Соль и сахар)
Назовите принципы закаливания – три П. (Постоянно, последовательно, постепенно)
Какая поговорка учит нас правильному режиму питаниия? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу)
Сколько часов в сутки должен спать человек? (ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов)
Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки? (Плавание, гимнастика, легкая атлетика)
Желаю вам:
Никогда не болеть;
Правильно питаться;
Быть бодрыми;
Вершить добрые дела.
В общем, вести здоровый образ жизни!
Внеклассное занятие для учащихся 3-4 класса «Забочусь о своем здоровье»
Дыхательная гимнастика
Для ослабленного ребенка очень полезны занятия дыхательной гимнастикой и выполнение оздоровительных мероприятий, правильное сочетание движения с дыханием. Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат и какое значение для их здоровья имеет правильное дыхание. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать деятельность детей. Интенсивный воздушный поток, проходящий через носоглотку, дает закаливающий эффект. Движение диафрагмы (при глубоком дыхании) является дополнительным массажем органов брюшной полости. Ритмичное глубокое дыхание уравновешивает психические процессы.
«Чудо-нос». Учитель читает стихотворение, а дети выполняют задания.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо —
Как угодно.
Выполню задание.
Задержу дыхание.
1, 2, 3,4.
Снова дышим
Глубже, шире.
«Ветер». На ладошку дети кладут листочек и изображают ветер, дуют сильно и долго, в конце выдоха с напряжением втягивают мышцы живота.
Скороговорки. Глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.
Упражнения для глаз
Почти 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики при нарушениях зрения. Для профилактики близорукости и замедления ее развития используется гимнастика, разработанная группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.
«Бег глазами». На кончик указки прикрепляем бабочку (стрекозу или кузнечика) и отправляемся в путешествие (пробег глазами по заданной траектории).
Прилетела бабочка,
Села на указку.
Постарайся вслед за ней
Пробежаться глазками.
«Горизонт». Чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта слева направо. Глаза сопровождают движение.
«Лодочка». Чертим лодочку (дуга книзу), глаза повторяют движение.
«Радуга». Чертим радугу (дуга кверху), глаза сопровождают движение.
«Солнышко». Чертим солнышко (круг вправо — влево), глаза повторяют движение.
«Пловец плывет к берегу». Правую руку ставим вперед, смотрим на кончик пальца. Медленно приближаем кончик пальца правой руки к носу, а левую руку ставим вперед. Повторяем упражнение с левой рукой.
«Яркое солнышко». Зажмуриться (солнце ослепило), закрыть глаза ладонями, затем поморгать.
Можно научить детей простейшим приемам расслабления глаз:
• на несколько минут подставить солнцу закрытые глаза, пока переживаемое состояние приятно;
• накрыть закрытые глаза ладонями обеих рук, «рассматривать» глазами черное поле, черную ткань;
• частое моргание дает отдых нервам сетчатки, способствует расслаблению напряженных мышц.
Пальчиковая гимнастика
Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз, двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.
Массаж пальцев
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Указательным пальцем другой руки по очереди прижимаем каждый ноготь, сдвигаем палец, «катая» его на подушечке влево- вправо. На каждую строчку нажим на один палец.
Шел медведь к своей берлоге,
Да споткнулся на пороге
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил», —
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги,
До весны сопят в берлоге.
Упражнения с различными предметами
С карандашом: перекатывание карандаша между ладошками.
С мячом-ежиком (движения соответствуют тексту):
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
Я сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
С пластмассовыми крышками.
Надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
Пальцы — словно балеринки,
Но обутые в ботинки.Каждый пальчик будто ножка,
Только шаркает немножко.
ВВЫВОД:
Воспитывая стремление к здоровому образу жизни, мы способствуем формированию здоровой личности, которая, в свою очередь, будет развиваться гармонично. Отсюда можно сделать вывод, что основным методическим подходом в группе продленного дня должно быть применение здоровьесберегающих технологий. Школьному педагогу по силам укрепить здоровье детей, повысить их работоспособность и творческую продуктивность.