Исследование на тему Развитие навыков осознанного чтения через приемы критического мышления


1. Определение темы исследования
На первом этапе курсов по подготовке учителей 1(продвинутого) уровня я получила достаточную базу теоретический знаний, которые позволят мне провести преобразования учебно-образовательной деятельности в соответствии с изученными модулями. А главное, я чувствую в себе внутренний потенциал и желание осуществить изменения в учебной практике школы, в которой я работаю. А изменения необходимы. Я уже определила для себя проблемы, которые необходимо решать в первую очередь, но насколько мое видение ситуации совпадает с мнением администрации, коллег, родителей, учащихся, я выяснила, детально ознакомившись со школьной документацией, составив конструктивную беседу с администрацией школы, проведя анкетирование всех вышеназванных групп респондентов, непосредственно участвующих в учебно-воспитательном процессе школы.
Школа, в которой я работаю, находится в центре города, в социально благополучном районе. Это положительно влияет на формирование контингента и численности учащихся. Изучив «Информационную справку о состоянии школы», я выяснила, что на начало этого учебного года численность учеников школы составляет 1190 человек, из них в среднем и старшем звене обучается 663 человека. Я являюсь преподавателем истории, обществознания и права и работаю в данной школе 13 лет. Основная моя деятельность связана именно с обучением учащихся средних и старших классов. Поэтому фокус моих преобразований будет направлен на изменения в обучении именно этого контингента учащихся.
В школе 48 классов по 25 учащихся (в среднем) в каждом. Из них:
5-9 классы - 24 класса-комплекта;
10-11 классы -4 класса-комплекта;
То есть классы не переполнены и это позволит мне достаточно эффективно организовать работу по внедрению новых подходов в обучении.
Школа работает в две смены. И хотя основная часть учащихся учится в первую смену, данное положение не всегда позволяет эффективно организовать внеурочную работу учителей (самообразование, работа с одаренными, со слабоуспевающими и т. д.) из-за нехватки кабинетов.
В школе работают 88 педагогов (на начало учебного года).Средняя нагрузка учителей составляет 25 часов, но например, математики имеют гораздо большую нагрузку( из-за нехватки специалистов) что может влиять на качество преподавания, а также на возможность и желание введения преобразований в их учебную практику.
Проанализировав качественный состав педагогов, я выяснила, что: высшую категорию имеют 33% учителей, первую категорию 31%, вторую категорию - 22%, без категории – 13% (молодые специалисты).
Высшее образование имеют 91% учителей, остальные - средне-специальное образование (8%). Молодые специалисты составляют 5% от общего числа. Из этих данных можно сделать вывод, что коллектив школы достаточно компетентный, состоит из профессионалов своего дела, которые выбрали осознанно профессию учитель и посвятили ей большую часть своей деятельности. Подтверждением этому является анализ стажа работы сотрудников нашей школы:
от 3-х до 8-и лет - 13%
от 9-и до 16-и лет -30,6%
от 17-и до 20-и лет - 12%
более 20-и лет - 37,3%
Средний возраст учителей: 40 лет. (Приложение №1)
Я считаю, данные о качественном составе педагогов школы позволяют надеяться на поддержку преобразований, которые считаю необходимыми для улучшения учебной практики.
Ознакомившись материально-техническим состоянием школы, я выяснила, что в школе имеются 6 интерактивных досок, 1 мультимедийный кабинет, 118 компьютеров, библиотечный информационный центр, а 40 компьютеров имеют выход в интернет. Но реальность такова, что из 6 досок постоянно работают лишь 4, а скорость и мощность интернета не позволяют использовать его возможности полностью и эффективно.
Таким образом, изучение «Информационной справки» позволило мне выявить следующие проблемы:
Нехватка кабинетов для внеурочной деятельности учителей;
Перегрузка учителей математического цикла;
Невозможность всеобъемлющего использования ИКТ в учебно-образовательном процессе.
Данные проблемы относятся к категории внешних проблем, и мои возможности не позволяют способствовать их решению, но при планировании преобразований в школе я должна учесть эти негативные факты.
Из положительных аспектов можно выделить профессионализм педагогических кадров, на поддержку которых я рассчитываю.
Следующим этапом в изучении исходного состоянии школы была встреча и беседы с администрацией школы. Директор школы занимает эту должность второй год, но за это время ей удалось решить не только много насущных хозяйственных вопросов, но и настроить коллектив на необходимость перемен в учебно-образовательном и воспитательном процессе. Позитивную динамику, направленную на изменение учебной практики, оказали, на мой взгляд, уровневые курсы директоров школ в Астане, которые прошла наш директор. В прошлом учебном году школа испытывала проблемы с комплектованием административного состава-наблюдалась и ощущалась нехватка завучей по учебно-методической работе, что на мой взгляд негативно отражалось на эффективности образовательного процесса. Но на начало этого учебного года административный штат полностью укомплектован, что должно положительно сказаться на работе коллектива.
В ходе беседы с директором я выяснила ее позицию по следующим вопросам:
Как Вы оцениваете потенциальные возможности коллектива в свете необходимости внедрения новых подходов в обучении?
Готова ли администрация предоставить возможность учащимся самостоятельно выбирать способы и траекторию своего обучения?
Готова ли администрация учитывать мнение родителей при проведении изменений в учебной практике?
Также я ознакомила директора со своим Программным планом развития школы и согласовала с ней план своих действий в ходе реализации данного плана. (Приложение 2)
Беседа-интервью носила конструктивный характер. Я имела возможность убедиться в том, что директор нацелена на перемены и готова оказать содействие в действиях, направленных на изменения школьной учебной практики, а именно, активизировать сотрудничество с учащимися и родителями, учитывая их мнение при решении вопросов организации УВП (например, «расписание», «организация внеклассной деятельности»), Интервью с завучами по учебной работе также подтвердили позитивный настрой администрации школы в данном направлении.
Изучение «Анализа учебно-воспитательной работы школы за 2014-2015 учебный год» позволил выявить следующее:
1.Методическая тема школы: «Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования».
Цель методической работы: Самореализация личных потребностей педагога, повышение его профессионального уровня, готовность к инновациям как условия перспективного развития процессов обучения и воспитания.
Задачи: повышение уровня научно-методической работы педагогов; расширение психолого-педагогических знаний; аналитической культуры, совершенствование педагогического мастерства учителей на методологической основе.
Для решения данных задач в течение учебного года применялись следующие формы и методы работы:
- использование ИКТ в обучении школьников;
- апробация технологии дистанционного обучения (пока через консультации и дополнительные занятия с сильными и слабыми учащимися, передаваемые дистанционно по Интернету);
-создание и работа временных фокус групп «Новые подходы в обучении и преподавании»
-проведение уроков с применением подхода Lesson Study, с проведением анализа «исследование в действии»;
-мониторинг эффективности проведённых уроков Lesson Study;
- продолжение работы по психологическому сопровождению учебного процесса,
-совершенствование внедрения профильного обучения;
-работа c НОБД (формирование статистической базы данных);
-работа с автоматизированной системой управления Bilimal;
- организация работы наставничества;
-составление среднесрочного и долгосрочного планирования;
- организация сетевого сообщества учителей внутри и между школами города.
Я считаю, что методическая тема школы, а также выбранные для ее реализации формы и методы работы соответствуют требованиям Программы уровневых курсов и направлены на изменения подходов в обучении, т.к. направлены на профессиональное развитие учителей и на совершенствование обучения учащихся.
2.Изучение «Анализа качества знаний за 2014-2015 учебный год» позволил проследить следующую тенденцию:
Качество знаний в начальной школе достаточно высокое-80%;
В среднем звене оно начинает снижаться уже в 5 классе и составляет 55-75%, причем по математике, русскому языку, казахскому языку оно наименьшее- от 35% до 65%;
В старшем звене (9-11 классы) качество знаний в среднем составляет 43%. А по предметам естественно-математического цикла оно составляет 36%.
(Приложение 3)
То есть формы и методы работы, определенные методической темой школы, для решения образовательных задач не дают положительного результата. Значит, необходимо внести изменения в учебную практику, оказать помощь учителям-предметникам посредством менторинга и коучинга с целью выявления проблем в обучении и выработке эффективных стратегий их решения. Это и есть главная цель обучения учителей-уровников в целом и моей практики в частности. А для этого необходим в том числе положительный настрой на перемены моих коллег.
Целью анкетирования педагогов школы было их видение проблем учебно-образовательного процесса школы, а также выявление сходства и различий с направлениями преобразований определенными администрацией школы и Программой уровневых курсов.
В анкетировании приняло участие 40 респондентов: директор, 2 завуча, социальный педагог и 36 педагогов, работающих в среднем и старшем звене. Были получены следующие результаты:
Блок 1. Исследование и рефлексия.
обсуждение качества преподавания в школе «часто» и «практически всегда» отметили 96%, иногда 4%;
иногда анализируют динамику и результативность внесённых изменений в практику и проводят самоанализ 16%, практически всегда 29% и 55% соответственно;
цели образовательного процесса соответствуют потребностям обучающихся и реально выполнимы –согласились с этим 65%;
не удовлетворены результатами своих учащихся 74% учителей;
работа доставляет удовольствие только 80% учителей.
Положительно то, что качество преподавания является основным вопросом в исследовании учебного процесса и критичное отношение к результатам учащихся, значит учителя осознают наличие проблем в учебной практике. Хотя анализируют свою деятельность практически все, я понимаю, что это не рефлексия, а сравнение цифр.
Блок 2. Планирование.
61% коллектива отметил, что долгосрочное планирование имеет отражение в планах школы практически всегда, и лишь 7% иногда;
100% участников знакомы с приоритетами развития школы;
Иногда совместно анализируют и корректируют планы 5%, остальные 95% делают это часто или практически всегда;
Анализ данного блока позволяет определить чёткое понимание целей и задач работы школы и взаимосотрудничество учителей при планировании и корректировке своей деятельности. У меня вызывает сомнение количество «совместно анализирующих и корректирующих планы». Думаю, учителя отнеслись к ответу на этот вопрос формально.
Блок 3. Вовлечённость.
Согласованность администрации и учителей в принятии решений об перспективных направлениях работы определили 83% опрошенных.
Следует отметить, только половина участников анкетирования (52%) считает, что мнение учащихся и родителей по поводу изменений в учебном процессе учитывается постоянно. Это говорит об отстраненности родителей и учащихся от решения проблем процесса обучения. Причина этого, на мой взгляд, что мы, учителя, сами долгие годы работали по принципу «Вы ничего в этом не понимаете, мы сами знаем, как вам будет лучше». И получили результат- «дайте нам готовое решение, а лучше сделайте нас». Такой подход нужно менять, иначе мы не подготовим личность, готовую решать проблемы в 21 веке.
Блок 4. Развитие персонала.
Свыше 90% анкетируемых отмечает, что в школе поддерживается процесс профессионального обучения сотрудников, большое значение уделяется содержанию работы в условиях класса. Руководство школы осуществляет целенаправленный процесс профессионального развития всех сотрудников школы.
Блок 5. Координирование.
Ощущают поддержку со стороны коллег, ценность и значимость в коллективе 87% учителей.
Это говорит о развитой системе взаимопомощи в школе. Действительно, обмениваться опытом, поддерживать профессионально а при необходимости и морально- это хорошая традиция нашей школы.
Блок 6. Лидерство.
Анализ данного блока показывает, что почти все участники анкетирования отметили, что в школе созданы условия для творческой деятельности учителей (82%), 85% респондентов согласны с тем, что в образовательном учреждении созданы условия распространения передового педагогического опыта, понимание чёткого видения стратегических перспектив развития школы. Отмечена ведущая роль опытных школьных лидеров в достижении установленных приоритетов развития школы. Так же отмечено, что всему персоналу школы предоставляется возможность развития лидерских качеств. (Приложение 4)
Таким образом, большинство членов коллектива положительно оценивают направления развития школы и нацелены на позитивное взаимосотрудничество с администрацией и коллегами.
Изучив мнение родителей, используя метод анкетирования, я пришла к следующим выводам:
1.Большинство родителей удовлетворены организацией учебно-воспитательного процесса в школе;
2.Взаимодействие школы и семьи оценивают, как эффективное и плодотворное;
Но есть проблемы:
1.Родители практически не участвуют в учебно-воспитательной работе школы;
2.Чаще всего родителей беспокоит нежелание ребенка учиться.
Эти факты подтверждают мое мнение об отстраненности родителей от учебного процеса.
(Приложение 5)
Необходимо активизировать сотрудничество школы с родителями для решения главной проблемы-повышение учебной мотивации учащихся. Это полностью совпадает с основной целью Программы уровневых курсов и методической темой школы.
Главным объектом введения новых подходов в обучении являются учащиеся, поэтому анкетирование учащихся было нацелено на выявлении их проблем в обучении. В результате я получила следующие данные:
Большинство учащихся относятся к категории «Принимающий ученик» (42%). Они делают то, что от них требуется и доверяет школе;
19% относятся к категории «Равнодушный ученик» - у них отсутствует мотивация к обучению
Есть в школе категория «Отрицающих учеников», которые отказываются принимать установленные правила. Их 11%. К сожалению, количество «Воздействующих учеников» достаточно небольшое-28%. (Приложение 6).
Я уверена, применяя эффективные формы и методы работы, используя методы наблюдения, диалогового обучения, развивая критическое мышление учащихся и т. д., учителям удастся увеличить процент «Воздействующих учеников». Но все-таки, я убеждена- одной из важных причин снижения интереса к обучению является непонимание и неумение применить на практике ту информацию, которую в большом объеме получают наши учащиеся на уроках.
В своих ответах на вопросы анкеты они отвечают, что часто не могут самостоятельно изучать материал по учебнику и не легко вспоминают материал прошедшего урока, а это напрямую влияет на дальнейшую способность применить полученные знания на уроках в школе, во внеурочной деятельности и, следовательно, к снижению интереса к обучению. Причем, резкое снижение качества знаний снижается в период перехода из начальной школы в среднее звено.
Активизировать процесс осознанного восприятия и понимания информации поможет применение приемов и методов критического мышления в учебной практике. Именно они помогут развить у учащихся навыки наблюдения, интерпретации, объяснения и др. Поэтому фокус своего исследования во время практики в школе я сосредоточила на осознанном чтении.
Темой моего исследования «Приемы критического мышления как средство развития навыков осознанного чтения у учащихся 5-х классов».
Если учителя будут применять в учебной практике приемы критического мышления (обсуждение и чтение с пометами), то это будет способствовать развитию навыков осознанного чтения.
И, следовательно, повлияет на повышение качества знаний учащихся, что тесно перекликается с методической темой школы и с проблемами учителей и родителей. Я рассчитываю на помощь коллег, ведь, исходя из результатов анкетирования и собственного опыта сотрудничества с коллективом, большинство учителей нашей школы- это профессионалы своего дела, нацеленные на преобразования своей учебной практики. А на примере работы учителей-уровников, я наблюдаю, что администрация школы не просто поддерживает их нововведения, а полностью доверяет им организацию профессионального сопровождения деятельности учителей школы. Это придает мне уверенность в дальнейшей практической реализации моих действий, направленных на усовершенствование образовательной практики учителей.
Список используемой литературы:
Руководство для учителя первый (продвинутый) уровень Третье издание. (2015) / Ключевые идеи Программы третьего уровня с.135-136.
Руководство для учителя первый (продвинутый) уровень Третье издание. (2015) /Обучение лидерству в школе и сети школ с.127.

Приложение№1

196215153035
281940112395
Приложение№2
Беседа с директором, администрацией, творческой группой.
Директор школы Кожахметова Шарбат Маралбаевна
Заместитель директора по учебной части
Беседина Наталья Николаевна

Заместитель директора по учебной работе
Семикина Ольга Константиновна


Встреча с коллегами
Приложение№3
Качество знаний учащихся за 2014-2015 учебный год
-440690146050
Приложение 4
Анкета для педагогов
Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на вопросы о Вашем отношении к различным сторонам образовательного процесса в вашем образовательном учреждении. Прочитайте, пожалуйста, утверждения. Шкала оценочных суждений: 1 – не согласен; 2 – больше не согласен, чем согласен; 3 – затрудняюсь ответить, 4 – больше согласен, чем не согласен; 5 – согласен.
I Исследование и рефлексия
Учебный процесс в образовательном учреждении хорошо и четко организован.
Цели образовательного процесса соответствуют потребностям наших обучающихся и реально выполнимы усилиями коллектива.
Педагогу предоставлено достаточно возможностей в нашем образовательном учреждении для отбора содержания учебного материала по своему предмету.
За результаты своей педагогической деятельности ответственен я сам.
Используемые методы обучения обеспечивают успешное решение задач образовательного процесса, хороший результат.
В целом я удовлетворен достижениями моих обучающихся.
Я имею возможность в процессе педагогической деятельности полно проявить свои знания, умения и способности.
Моя работа доставляет мне удовольствие.
II Планирование и координирование
Меня устраивают условия труда, созданные в образовательном учреждении.
Обязанности и функции среди педагогов распределены оптимально.
Я имею возможность в процессе педагогической деятельности повышать свою квалификацию, свой образовательный уровень.
В образовательном учреждении создана учебно-методическая, материально-техническая база, отвечающая современным требованиям.
Рабочий день в образовательном учреждении построен рационально и для педагогов, и для обучающихся.
В нашем образовательном учреждении налажены отношения с другими организациями и образовательными учреждениями.
В образовательном учреждении - уютно, красиво, чисто.
Достаточное внимание уделяется организации работы с родителями, информированию их о деятельности образовательного учреждения.
Рабочий день построен рационально для педагогов и обучающихся.
III Вовлеченность
В нашем образовательном учреждении, в коллективе я ощущаю свою ценность и значимость.
Директор и администрация относится ко мне так, как я этого заслуживаю.
Я ощущаю поддержку и взаимопомощь в работе со стороны коллег.
Отношения с обучающимися меня устраивают.
Я имею возможность распространения моего педагогического опыта.
Директор и администрация заботятся о создании в образовательном учреждении хорошего психологического климата, доброжелательной атмосферы.
Мне нравится работать в педагогическом коллективе.
Крупные конфликты в нашем образовательном учреждении редкость.
IY Лидерство
Деятельность администрации направлена на повышение статуса педагога и образовательного учреждения, способствует развитию образовательного учреждения
Контроль за организацией образовательного процесса со стороны директора систематичен, осуществляется демократично.
Педагогам нашего образовательного учреждения предоставлено право участвовать в выработке и принятии управленческих решений, касающихся развития образовательного процесса.
В образовательном учреждении организован четкий, оперативный обмен информацией, необходимой для работы.
Реально действующая система государственного общественного управления соответствует принципам гласности, открытости, в т.ч. при распределении стимулирующей части заработной платы.
Планирование и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении можно назвать эффективной (соответствующей современным требованиям).
У меня достаточно возможности высказать и доказать свою точку зрения при обсуждении и принятии каких-либо решений в образовательном учреждении.
В образовательном учреждении созданы условия для творческой деятельности педагогов.
В образовательном учреждении созданы условия для распространения передового педагогического опыта.
Директор и администрация озабочена охраной здоровья и предупреждением перегрузок членов педагогического коллектива.

№ вопрос не согласен больше не согласен, чем согласен затрудняюсь ответить, больше согласен, чем не согласен согласен
1. Учебный процесс в образовательном учреждении хорошо и четко организован   2   38  
2.   За результаты своей педагогической деятельности ответственен я сам   6   12 22
3.   В целом я удовлетворен достижениями моих обучающихся   29      
4.   Моя работа доставляет мне удовольствие         32
5.   Я имею возможность в процессе педагогической деятельности повышать свою квалификацию, свой образовательный уровень         36
6.   Достаточное внимание уделяется организации работы с родителями, информированию их о деятельности образовательного учреждения.         21
7.   Я ощущаю поддержку и взаимопомощь в работе со стороны коллег         37
8.   Я имею возможность распространения моего педагогического опыта         33
9.   Педагогам нашего образовательного учреждения предоставлено право участвовать в выработке и принятии управленческих решений, касающихся развития образовательного процесса.   23      
10.   В образовательном учреждении созданы условия для творческой деятельности педагогов         31
11.   В образовательном учреждении созданы условия для распространения передового педагогического опыта.       31  
Приложен №5
Анкета для родителей.
1.  Как изменилась успеваемость Вашего сына или дочери за последнее время?
1.     Улучшилась 2.     Не изменилась 3.     Снизила
2. Удовлетворены ли Вы организацией учебно-воспитательного процесса в школе?
1.     Вполне 2.     Не совсем 3.     Не удовлетворён
3.  Как вы считаете, по силам ли Вашему ребёнку усвоение учебного материала?
1.     Вполне по силам 2.     Не всегда по силам 3.     В основном не по силам
4. Наблюдаете ли Вы переутомление у Вашего ребёнка к концу учебной недели?
1.     Сильное утомление 2.     Умеренно устаёт 3.     Почти не устаёт
5.  Удовлетворяет ли Вас режим работы школа?
1.     Да 2.     Не совсем 3.     Нет
6.  Что Вас больше беспокоит при обучении Вашего ребёнка в школе?
1.     Причин для беспокойства нет
2.     Состояние здоровья
3.     Повышенная утомляемость
4.     Нежелание учиться
5.     Проблемы в отношениях со сверстниками
6.     Проблемы в отношениях с учителями
7.     Мои отношения с дочерью или сыном
7.  Как Вы считаете, сможет ли Ваш ребёнок в школе, где он учится, получить знания в соответствии с его склонностями и способностями?
1.     Да 2.     Не уверен 3.     Не сможет
8. Как Вы оцениваете взаимодействие школы и семьи в обучении и воспитании учащихся?
1.     Оцениваю как эффективное и плодотворное
2.     Оцениваю как малоэффективное
3.     Затрудняюсь ответить
9. Участвуете ли Вы в учебно-воспитательной работе школы?
1.     Да, участвую
2.     Практически не участвую, лишь посещаю родительские собрания
10. Посещает ли Ваш ребёнок кружки, секции, дополнительные занятия?
1.     Посещает
2.     Желает посещать, но нет возможностей
3.     Нет, не посещает
11.    Удовлетворены ли Вы качеством знаний Вашего  ребёнка?
1.     Да 2.     Не совсем 3.     Нет
12.    Удовлетворены ли Вы уровнем его воспитанности?
1. Да 2. Не совсем 3. Нет
13. Удовлетворены ли Вы уровнем его личностного развития?
1. Да 2. Не совсем 3.Нет
14. Определите, пожалуйста, бюджет времени Вашего ребёнка:
1. Время нахождения в школе -
2. Время на подготовку домашних заданий -
3. Время на отдых -
15. Как Вы считаете, созданы ли в школе условия для развития творческих способностей ребёнка.
1.     Да 2.     Частично созданы 3.     Нет
16. Охотно ли Ваш ребёнок идёт в школу?
1.     Да 2.      Не совсем 3.     Нет
17. Переживает ли он по поводу своих успехов или неудач?
1.     Да 2.     Не всегда 3.     Нет
18. Делится ли с Вами ребёнок своими школьными впечатлениями?
1.      Да 2.     Не всегда 3.     Нет
19. Часто ли ребёнок жалуется на одноклассников, обижается на них?
1.Да 2.Иногда 3.Не жалуется
20. Как Вы считаете, объём домашних заданий
1.     Вполне по силам ребёнка 2.     Не всегда 3.     В основном не по силам
 Вопросы Вполне Нежелание учиться как эффективное и плодотворное практически не участвую, посещаю род.собранияУдовлетворены ли Вы организацией учебно-воспитательного процесса в школе 48      
Что вас беспокоит при обучении Вашего ребёнка в школе   36    
Как Вы оцениваете взаимодействие школы и семьи в обучении и воспитании учащихся     31  
Учавствуете ли Вы в учебно-воспитательной работе       34
Удовлетворены ли Вы качеством знаний Вашего ребёнка 44      
Приложение № 6
Анкета для учащихся.
1. Ваше отношение к школе?
1. Положительное 2. Отрицательное 3. Нейтральное
2. С какой целью Вы ходите в школу?
1. Получить знания. 2. Этого требуют родители. 3. Все ходят, и я хожу.
3. Устраивают ли Вас требования учителей?
1. Да 2. Нет 3. Не всегда.
4. Интересно ли Вам выполнять трудные задания на уроках и дома?
1. Да 2. Нет 3. Не всегда.
  Да Нет Нейтральное Все ходят и я хожу
Ваше отношение к школе?     63  
С какой целью Вы ходите в школу?       32
Устраивают ли Вас требования учителей?   28    
Интересно ли Вам выполнять трудные задания на уроках и дома? 23      
Необходимые действия в ходе исследования.
Закончив обучение на теоретическом этапе курсов подготовки учителей первого уровня, я изменила свое отношение к методам и формам, применяемым в школьной учебной практике. Все семь модулей Программы первого уровня направлены на изменение подходов в преподавании и учении. Конструктивистская теория, которая является основой данной Программы, базируется на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, полученными в классе на уроках так и в процессе взаимодействия со сверстниками, а также из других источников (Программа первого уровня, третье издание, 2015г., с.91).Главная цель преподавания, основанного на конструктивистской теории, заключается в том, чтобы ребенок понимал предмет и мог в дальнейшем применить эти знания, а мы-учителя, должны применять стратегии, позволяющие раскрывать способности каждого ученика, а традиционные образовательные технологии и рутинность учебного процесса не позволяют это сделать в полной мере.
Я убеждена, что изменения необходимы во всех направлениях: обучение, взаимодействие с родителями, профессиональное взаимодействие учителей и т.д. Конечно, эти изменения требуют времени и должны осуществляться в системе и комплексно. Но я уверена: если каждый учитель критически будет относиться к своей учебной практике, то результаты будут. Поэтому, перед тем как приступить к практическому этапу курсов, я детально изучила исходное состояние школы, в которой я работаю.
Проведя анализ полученных результатов, я выяснила, что качество знаний в среднем звене по сравнению с качеством знаний в начальной школе значительно снижается с 80% до 63% (в среднем на 17%), а в старших классах оно уже составляет в среднем 42%. Учителя, отвечая на вопросы анкеты, указывают, что не удовлетворены результатами своих учащихся (74%), хотя большинство учителей анализируют свою работу практически всегда. Кроме того, в школе проводится систематическая работа по повышению педагогического мастерства педагогов. Несмотря на принимаемые действия качество знаний, а значит интерес к изучаемым предметам падает.
Родители также обращают внимание на низкую мотивацию к обучению их детей. Да и сами учащиеся безразлично относятся к процессу получения знаний (19%), либо выполняют лишь то, что требуется, не проявляя при этом творческой активности.
Чтобы более точно определить фокус своего исследования и сформулировать тему, я провела дополнительно уточняющее анкетирование среди учащихся, учителей, родителей и пришла к следующим выводам:
учителя, не смотря на предпринимаемые действия, не удовлетворены качеством знаний учащихся;
родители вынуждены оказывать помощь своим детям при выполнении домашних заданий, т.к. они сами не могут справиться с этим самостоятельно;
ученики не всегда сами в состоянии понять материал учебника и быстро забывают изученное.
То есть, приемы и методы, применяемые учителями неэффективны, а учащиеся не владеют навыками осознанного чтения не в полной мере. (Приложение 1)
Полученные данные помогли мне выявить проблемы, волнующие учителей, учащихся, родителей. Исходя из полученных результатов, я составила Программный План развития школы, в котором определила тему, цель исследования, действия и сроки
Одно из главных направлений преобразования учебной практики по Программе обучения учителей первого уровня является развитие критического мышления у учащихся. Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологии, которые способны изменить качество образования.
[онлайн на: nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/library/2012/] (получено 1 октября 2015). Основной источник знаний - информация. От того как понимается информация, насколько точно и глубоко, зависит дальнейший процесс ее анализа, синтеза и в итоге- грамотного применения полученных знаний.
Осознанное чтение- это умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы [онлайн на www.myshared.ru/slide/377] (получено 12 сентября 2015 г.)
Таким образом, отвечая на вопрос почему моей школе нужны преобразования?, могу ответить следующее: потому что приемы и методы, применяемые учителями недостаточно неэффективны , а учащиеся не владеют навыками осознанного чтения не в полной мере. Я считаю, применение новых подходов в учебной практике положительно повлияет на развитие интереса к предмету у учащихся и, следовательно, на повышение качества знаний в дальнейшем.
А как будет происходить внедрение инновационных технологий и что для этого необходимо делать указано в моем Программном плане развития школы, который будет являться моим вкладом в развитие школы.
Фокусом моего исследования будет осознанное чтение, так как именно осознанное чтение поможет учащимся лучше усваивать информацию и применять знания уроках, при выполнении домашних заданий, творческих работ, работая в группах. Причем осознанное чтение будет способствовать развитию у учащихся функциональной грамотности. Исследование PISA уделяет особое внимание развитию этого навыка чтения, т.к. именно осознанное чтение направлено на формирование и развития у учащихся критического мышления. На сегодняшний день ситуация в образовании такова, что у учащихся практически отсутствуют навыки осознанного чтения. Весь упор в начальной школе и в среднем звене на уроках литературы делается на скорость чтения. При проверке техники чтения дети стараются прочитать больше слов, часто не вникая в смысл прочитанного. В результате учащиеся не всегда понимают информацию, которую они получают на различных уроках, а отсюда проблемы – неспособность применить полученные знания на практике.
При разработке Программного плана развития школы я выбрала тему «Приемы критического мышления как средство развития навыков осознанного чтения у учащихся 5-х классов», потому что считаю, что именно приемы критического мышления, а я решила взять за основу два из них- чтение с пометами и обсуждение, помогут учащимся научиться грамотно и эффективно работать с текстом.
Я работаю на параллели 5-х классов и именно при переходе в среднее звено наблюдается снижение качества знаний. Я считаю, что одна из основных причин этого-отсутствие достаточных навыков работы с информацией учебника, СМИ, интернета и применение ее на практике. Следовательно, необходимо сосредоточить свои усилия учителей именно на развитии этих навыков.
Чтение с пометами-прием известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения. [онлайн на festival.1september.ru/articles/513292] (получено 10 сентября 2015 г.).
Обсуждение Прием «Корзина идей, понятий, имен...». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме на уроках [онлайн на do.gendocs.ru/docs/index-245740.htm](получено 10 сентября 2015 г.).
Я уверена, что применение этих приемов поможет учителям добиться положительных изменений в усвоении учащимися информации.
Перед началом исследования я поставила поставила перед собой следующие задачи:
1.Изучить теоретический материал;
2.Провести консультативно-методическую работу с учителями;
3.Провести диагностическую работу с учителями, учащимися, родителями;
4, Внедрить приемы критического мышления (чтение с пометами , обсуждение) в учебную практику;
5. Проанализировать полученные результаты.
При внедрении плана я рассчитываю на поддержку коллег и в первую очередь тех, которые работают на параллели 5-х классов. Я планирую активно привлечь к своему исследованию учителя русского языка и литературы и математика. Поэтому, уже на первой неделе своей практики, я ознакомлю администрацию, директора со своими планами, а также создам творческую группу, состоящую из коллег-единомышленников. Я уже примерно предполагаю, кто войдет в состав этой группы. Все они профессионалы своего дела и нацелены на преобразования учебной практики. Надеюсь, не смотря на загруженность, характерную для школьного учебного процесса в начале года, коллеги окажут мне профессиональную поддержку и примут активное участие в реализации плана. Я допускаю, что при обсуждении моего Плана развития школы, в ходе проведения «Круглого стола», в него будут внесены определенные коррективы, которые позитивно повлияют на достижение основной цели исследования.
В ходе исследования я планирую провести два коучинга:
«Критическое мышление». Данный коучинг поможет обсудить проблемы, связанные с развитием критического мышления у учащихся, и поможет коллегам более глубоко вникнуть в эту технологию, тем более, что курсы по критическому мышлению проходили не все.
«Приемы критического мышления, эффективно влияющие на развитие навыков осознанного чтения». На этом коучинге я планирую вместе с коллегами определить наиболее эффективные стратегии, влияющие на развитие навыков осознанного чтения.
При необходимости я не исключаю возможность проведения дополнительных коучингов, а также проведение мастер-класса, на котором я на практике попробую сама применить приемы обсуждения и чтения с пометами для развития навыков осознанного чтения у учащихся 5-х классов.
В процессе менторинга у меня есть возможность поделиться приобретённым опытом и знаниями со своими коллегами с целью развития их профессиональных навыков. Я надеюсь установить доверительные отношения со своим подопечным, оказывать ему профессиональную поддержку, развивать такие ключевые навыки, как «умение активно слушать, формулировать ключевые вопросы для усовершенствования практики». (Руководство для учителя, первый уровень/Коучинг и менторинг,2014, с.140) Я уже определила, что моим менти будет учитель русского языка и литературы. Она также работает на параллели пятых классов, имеет стаж работы 25 лет, высшую категорию, а главное является активным сторонником идеи о необходимости преобразований школьной учебной практики. Я уверена, что в процессе менторинга, мы будем плодотворно сотрудничать и мне тоже будет это полезно в плане обмена опытом.
Для объективности исследования и дальнейшего анализа его результатов совместно с учителями, работающими в пятых классах, будут проведены стартовые, промежуточные и итоговые срезы знаний.
Основным этапом исследования станет проведение серии последовательных уроков. Перед проведением уроков, членами творческой группы совместно будут определены цели каждого урока, учащиеся, которые войдут в фокус-группы, стратегии, необходимые для применения в ходе исследования на предстоящем уроке. Для более плодотворной работы я планирую провести консультации с учителями первого уровня, работающими в нашей школе. Думаю, они будут полезны как для меня, так и для участников группы взаимодействия. Все запланированные мероприятия предполагают рефлексию деятельности учителей и учащихся. Рефлексия подразумевает «обращение внимания субъекта на самого себя, на продукты собственной активности с целью их переосмысления» (Руководство для учителя 1 уровня/Глоссарий, с.190).
Участники процесса взаимодействия, как учителя, так и ученики будут отражать рефлексию своей деятельности используя стикеры, записи, пожелания, рисунки или анкеты. После каждого урока будет проводиться обсуждения прошедшего урока, осуществляться корректировка плана действий и определяться цели следующего урока
А в конце каждой недели я планирую проведение круглого стола фокус группы. Эти встречи подразумевают подведение итогов проделанной работы, корректировку плана с целью усовершенствования и перепланирования. Рефлексия деятельности за неделю поможет своевременно отследить трудности и найти новые пути их решения.
Я надеюсь, что в ходе проведенного исследования найдет подтверждение гипотеза, определенная в соответствии с темой и целью моего плана перед началом исследования: если учителя будут применять в учебной практике приемы критического мышления обсуждения и чтение с пометами, то это будет способствовать развитию навыков осознанного чтения.
Я уверена, что разработанный мною Программный план развития школы с возможными внесенными корректировками моих коллег, позволит в конце исследования достичь следующих результатов:
-учителя, работающие в 5-х классах, будут применять приемы критического мышления (чтение с пометами, обсуждение) на уроках;
-учащиеся смогут применить знания, полученные самостоятельно (из учебника, СМИ, Интернета), при ответах на уроках, выполнении домашних заданий, творческих работ, работая в группах.
И это в свою очередь в значительной мере повлияет на ожидания коллег в решении проблемы повышения качества знаний. Также данное исследование позволит выработать ряд рекомендаций для родителей, направляющих их действия в работе с детьми. В дальнейшем я планирую расширить тему исследования, применяя другие приемы критического мышления, способствующих развитию навыков осознанного чтения на всей параллели 5-х классов.
Коллектив каждой школы заинтересован давать качественные знания своим учащимся. Сегодня это невозможно без постоянного совершенствования профессионального уровня педагогов. И методическая тема школы, в которой я работаю, направлена именно на достижение этой цели- « Профессиональное развитие педагогов, через внедрение в практику преподавания новых подходов обучения». В школе есть огромный потенциал в лице педагогов, способных вести плодотворную работу, направленную на осуществление выбранного вектора, изменяя подходы в своей учебной практике. Я уверена, что разработанный мною Программный план развития школы, пополнит комплекс мероприятий, намеченных администрацией и учителями первого уровня, направленных на реализацию учебно-воспитательной стратегии развития учебного заведения.

Использованная литература:
1.Программа первого уровня, Третье издание. ( 2015г.), с.91
2. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень/Глоссарий/ c. 207.
3. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень/Менторинг и коучинг/с.157-158.
4. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень/ Глоссарий/с.206
5. Презентация на тему: "Использование приёмов технологии ... [онлайн на www.myshared.ru/slide/377] (получено 12 сентября 2015 г.)
6.Приемы технологии развития критического мышления [онлайн на festival.1september.ru/articles/513292] (получено 10 сентября 2015 г.)
7. Применение технологий «Критического мышления» [онлайн на do.gendocs.ru/docs/index-245740.htm] (получено 10 сентября 2015 г.)
8.Развитие критического мышления у учащихся [онлайн на: nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/library/2012/](получено 1 октября 2015) (получено 1 октября 2015).


Приложение 1
Вопрос Достаточно часто Редко Всегда Никогда
Учителя Как часто на уроках учащиеся самостоятельно работают над изучением новой темы? 4 11
0 0
Как часто Вы используете разные виды заданий при работе с текстом? 9 2 4 0
Родители Как часто Вы помогаете своему ребёнку в выполнении домашнего задания? 10 4 10 3
Учащиеся Как часто Вы используете справочный материал, учебник, в случае затруднений при выполнении задания? 11 12 13 0
3.Промежуточный результат
Детальный аналитический отчет об исследовании по сбору доказательств о воздействии внесенных преобразований.
По окончании первого теоретического этапа курсов по Программе подготовки учителей первого уровня, я была решительно и позитивно настроена на апробацию и внедрение в учебную практику полученных знаний. Перед началом своей практики мною был составлен Программный план развития школы, реализация которого была направлена на осуществление изменений подходов в обучении. Получив теоретические знания на первом этапе курсов, я изменила свое видение процесса обучения и теперь мне необходимо будет донести идеи Программы первого уровня до учителей школы, в которой я работаю, а главное увлечь их этими идеями, настроить на переосмысление и изменение своей учебной практики.
Акцент на непрерывном учении и совершенствовании преподавания может улучшить качество работы отдельных учителей, в то время как акцент на обмене полезным опытом с коллегами может увеличить компетентность учителей всей школы. Повышение компетентности и уверенности учителей, наряду с большей ответственностью, закрепленной за ними, заставит их добровольно взять на себя риск и продемонстрировать инновационные методы обучения, которые будут иметь прямой позитивный эффект на качестве обучения (Руководство для учителя. Первый продвинутый уровень. Третье издание. Лидерство учителя: обзор исследований.с.191).
Создав команду из учителей-единомышленников, я должна, передав полученные теоретические знания по использованию новых подходов в обучении своим коллегам, организовать совместную работу, направленную на решение одной из актуальных для меня и для коллектива школы, проблем. При организации системной и целенаправленной деятельности мы должны обязательно увидеть результаты своей работы, даже учитывая краткосрочность продолжительности моей практики.
Ни одно исследование не будет иметь полноценный и законченный, а тем более научный характер, если предположение или тема не будут подтверждены эмпирическим опытным путем. В моем случае таковым будет практика в школе.
Я убеждена, что изменения необходимы во всех направлениях деятельности школы: обучение, взаимодействие с родителями, профессиональное взаимодействие учителей и т.д. Конечно, эти изменения требуют времени и должны осуществляться в системе и комплексно. Но я уверена: если каждый учитель критически будет относиться к своей учебной практике, то результаты будут. Поэтому, перед тем как приступить к практическому этапу курсов, я детально изучила исходное состояние школы, в которой я работаю
Проведя анализ результатов, полученных в ходе работы со школьной документации, анкетирования, беседы, интервью, я выяснила, что качество знаний в среднем звене по сравнению с качеством знаний в начальной школе значительно снижается с 80% до 63% (в среднем на 17%), а в старших классах оно уже составляет в среднем 42%. Могу предположить, что в старшем и в среднем звене, когда нагрузка увеличивается, контроль со стороны родителей ослабевает, учащиеся демонстрируют неспособность или не желание справляться с учебной нагрузкой.
Учителя, отвечая на вопросы анкеты, указывают, что не удовлетворены результатами своих учащихся (74%), хотя большинство учителей анализируют свою работу «практически всегда» (89%). Ну, я думаю, что это не рефлексивный анализ своей учебной практики, а чаще всего пояснение цифр по отметкам баллам. Кроме того, в школе проводится систематическая работа по повышению педагогического мастерства педагогов. Несмотря на принимаемые действия качество знаний, а значит интерес к изучаемым предметам падает.
Родители также обращают внимание на низкую мотивацию к обучению их детей. Да и сами учащиеся безразлично относятся к процессу получения знаний (19%), либо выполняют лишь то, что требуется, не проявляя при этом творческой активности. Думаю, что безразличие-это следствие потери интереса к учебной деятельности. На основании полученных данных, я выделила следующие основные проблемы школы,в которой я работаю:
Учителя анализируют свою работу
Педагоги не удовлетворены результатами своей работы (качеством знаний по предмету)
В школе поддерживается работа по повышению профессионального роста учителей (курсы ПК, семинары, мастер-классы и т.д.)
Снижение качества знаний у учащихся среднего и старшего звена
Родители не принимают активного участия в УВП школы
Родители обращают внимание на низкую мотивацию своих детей к обучению
Большинство учащихся относятся к категории «безразличный ученик» (не проявляют интереса к процессу обучения).
Вывод: не смотря на усилия администрации, направленные на содействие и поддержку профессионального развития педагогов, аналитическую деятельность учителей школы, основной проблемой коллектива остается проблема снижения качества знаний и интереса к обучению у учащихся.
Чтобы более точно определить фокус своего исследования и сформулировать тему, я провела дополнительно уточняющее анкетирование среди учащихся, учителей, родителей и пришла к следующим выводам:
учителя, отмечают слабые навыки понимания предлагаемых заданий родители вынуждены оказывать помощь своим детям при выполнении домашних заданий, т.к. они сами не могут справиться с этим самостоятельно(83%);
ученики не всегда сами в состоянии понять материал учебника и быстро забывают изученное(77%);
родители вынуждены оказывать помощь своим детям при выполнении домашних заданий(36%);
То есть, приемы и методы, применяемые учителями неэффективны, а учащиеся не владеют навыками осознанного чтения не в полной мере. (Приложение 1)
На основании полученных данных, я выделила следующие основные проблемы школы,в которой я работаю:
Таким образом, была определена тема моего исследования «Приемы критического мышления как средство развития навыков осознанного чтения у учащихся 5-х классов», которая решая проблему развития навыков осознанного чтения положительно повлияет на решение главной проблемы образовательного процесса школы, в которой я работаю-проблемы снижения качества знаний.
Кроме того, отвечая на вопросы анкеты для учителей, которые касались участия в школьном планировании, улучшения учебной практики, изменений в образовательном процессе, мои коллеги соглашались в целом с необходимостью перемен (76%), но не думаю, что они ясно представляли то, что перемены в учебном процессе зависят от них. Многие мои коллеги да и я тоже часто так думала, что кто-то должен прийти и что-то изменить. И только обучившись на первом этапе курсов, я поняла, что это я должна меняться и менять. Менять свое отношение к формам и методам ведения уроков, к взаимоотношениям с коллегами, а главное к детям, а ведь мы за этими цифрами и безликими анализами, совещаниями и заседаниями перестали «видеть» детей, все на бегу, все на ходу и между делом.
Поэтому все запланированные мною мероприятия направлены в первую очередь на учителей, которые, внеся изменения в свою учебную практику, изменят отношение учеников к своему предмету, сделают работу на уроках более интересной, заставят отдельных учащихся поверить в свои силы, что в конечном итоге будет способствовать положительному изменению общего качества знаний. То есть, основные изменения, которые я ожидаю по завершению практики, касаются учебной деятельности учителей и отношения к процессу получения знаний учащихся. А если конкретизировать результат в соответствии с моим исследованием, то я рассчитываю на то, что:
-учителя, работающие в 5-х классах, будут применять приемы критического мышления (чтение с пометами, обсуждение) на уроках;
-учащиеся смогут применить знания, полученные самостоятельно (из учебника, СМИ, Интернета), при ответах на уроках, выполнении домашних заданий, творческих работ, работая в группах.
Все изменения, на которые я рассчитываю, можно будет отследить с помощью индивидуальных бесед с учащимися и коллегами, рефлексии при проведении запланированных коучингов, серии последовательных уроков, обсуждения с коллегами вышеуказанных уроков а также с помощью анкетирования. Причем, для меня более ценными могут стать беседы, в ходе которых я буду иметь возможность получить не просто «сухие» ответы на вопросы анкеты («да» -«нет»), а услышать критическое отношение к качеству реализуемых мною мероприятий Программного плана развития школы. Для меня будет важно, как мнение моих коллег, так и учеников.
Еще одним важным и ценным источником информацией, связанной с проведением и результатами изменений, произошедших во время практики, будет исследование урока с помощью серии последовательных уроков. Учителя попробуют применить на своих занятиях приемы критического мышления, направленные на развитие навыков осознанного чтения и их впечатления, а также отзывы наблюдателей, учеников о том, как внедренные изменения повлияли на степень усвоения материала и в целом на атмосферу в классе будут для меня основным индикатором уровня реализации намеченных преобразований. С целью выяснить мнение участников процесса, будут взяты интервью у учащихся, проведена рефлексия в конце урока, а также я услышу мнение коллег в процессе обсуждения проведенных уроков.
Я рассчитываю, что проведенные мною коучинги положительно повлияют на процесс исследования урока и эффективное применение приемов критического мышления «чтение с пометами» и «обсуждение» в учебную практику учителей. И мои коллеги убедятся на практике в том, что данные приемы действительно способствуют развитию навыков осознанного чтения. Положительным итогом исследования с помощью серии последовательных уроков для меня будет следующее:
Учителя смогут применить в своей учебной практике новые подходы в обучении, убедившись в их эффективности;
Обсуждение уроков группой учителей поможет увидеть недочеты и внести конструктивные изменения в планирование последующих уроков, что положительно повлияет на усвоение знаний учащимися;
Я, в свою очередь, получу практическое подтверждение гипотезы своего Программного плана о том, что «Если учителя будут применять в учебной практике приемы критического мышления обсуждения и чтение с пометами, то это будет способствовать развитию навыков осознанного чтения».
В ходе проведения коучингов по теме «Критическое мышление» и «Эффективные приемы критического мышления, влияющие на развитие навыков осознанного чтения», я рассчитываю на то, что мои коллеги пополнят свои теоретические знания и сами придут к выводу об эффективном влиянии применения приемов именно данной технологии в учебной практике как способа развития навыков осознанного чтения у учащихся. Результатом будет рефлексия участников коучинга и их нацеленность на применение в своей учебной практике полученных знаний.
При необходимости я не исключаю, что мне придется внести определенные изменения в свой Программный план развития школы. Например, я думаю, что может потребоваться проведение дополнительных консультаций или коучингов по теме «Исследование урока» и «Групповые формы работы». В любом случае, я окажу всестороннюю необходимую поддержку своим коллегам.
Надеюсь, что в течении всей практики и в дальнейшем мне удастся достигнуть следующих результатов:
воплощать принципы преобразования всей школьной практики;
создать среду, когда все педагоги будут чувствовать сопричастность в преобразованиях и развитии;
способствовать созданию тесных взаимоотношений между учителями, посредством которых будет происходить взаимообучение. (Руководство для учителя. Первый (продвинутый уровень. Третье издание. Лидерство учителя: обзор исследований.с.190)
В результате я рассчитываю создать сетевое сообщество, где мы совместно выявим проблему и будем стремиться с помощью совместных действий решить ее.
Также я намерена сама принять активное участие в работе сетевого сообщества, уже созданного учителями нашей школы, ранее прошедшими курсы по подготовке учителей первого уровня, а также привлечь к этой работе коллег из своей группы поддержки, что также в виде корректировок будет внесено в основной план.
Одним из основных направлений моей деятельности в ходе реализации Программного плана станет работа с менти. Измерителем успешности здесь будет частота обращений моего менти ко мне за профессиональной поддержкой, а также готовность менти внести изменения в собственную учебную практику.
Проследить положительную динамику изменений преобразований учебной практики помогут следующие критерии успешности:
Качество знаний за столь короткий период апробации нововведений не повыситься, но интерес учащихся к предмету возрастет за счет применения учителями на своих уроках возрастет. Это можно будет проследить, проведя анкетирование учащихся, направленное на выявление проблем у учащихся, связанных с работой с текстовым материалом. Предполагаемый рост повышения интереса-из 75 учащихся 5-х классов, принимавших участие в исходном тестировании, у 20-ти учащихся интерес к обучению повысится
Учащиеся научатся более вдумчиво работать с текстом, выявляя правильно проблему, устанавливать логические связи, делать выводы, обобщения. Это, в свою очередь, положительно повлияет на формировании навыков самостоятельной работы с текстом и, следовательно, облегчит процесс применения полученных знаний на практике (например, при выполнении домашних заданий).
Учащиеся, которых мы обычно относим к группе «слабых» (с пониженными учебными способностями), смогут проявить себя, раскрыть свой потенциал участвуя в обсуждении, работая в группах .
Учителя, применяя новые подходы в своей учебной практике, смогут определить вектор своих дальнейших действий, направленных на решение проблемы повышения качества знаний,
Активизируется процесс взаимосотрудничества между коллегами в рамках сетевого сообщества школы, а также мои коллеги внесут изменения в свою учебную практику, создавая на своих уроках коллаборативную среду, что положительно повлияет на отношение учащихся к процессу обучения.
Проведя контрольные измерения изменений, произошедших в период практики я получила следующие результаты:
Учителя (участники исследования).
Наблюдается рост всех основных показателей определенных для отслеживания результатов исследования:
Удовлетворены результатами своих учащихся - на 4%;
Ощущали поддержку со стороны коллег – на 3%;
Возможность распространения своего опыта – на 2%;
Созданы условия для распространения педагогического опыта – на2%;
(Приложение 2)
То есть, учителя в целом положительно оценили организацию и результаты исследования. Главное, что они увидели изменения в работе учеников.
Учащиеся.
В процессе исследования была проведена диагностика развития навыков осознанного чтения у учащихся по следующим параметрам (рост в баллах, в соответствии с критериями оценивания):
Проверка извлечь фактическую информацию, т.е. понимание основной мысли текста учеником. – 3б
Умение формулировать идею и тему текста. – 4б,8б.
Умение формулировать выводы о характеристике главного героя. – 9б.
Умение пользоваться толковым словарем. – 8б.
Использование в речи художественных тропов – 15б.
(Приложение 3)
То есть, исследование достигло своей основной цели и применение в учебной практике учителями приемов критического мышления положительно отразилось на изменении навыков осознанного чтения учащихся.
В дальнейшем я продолжу работу по теме своего исследования «Приемы Критического мышления как средство развития навыков осознанного чтения у учащихся 5-х классов», расширив зону изучения. Я планирую апробацию других приемов КМ, способствующих развитию у учащихся навыков осознанного чтения, а также проследить эффективность их применения среди учащихся всех 5-х классов.
Уверена, что внедрение новых подходов в обучении будет способствовать позитивным изменениям в развитии готовности учащихся применить полученные знания на практике и вне школы, а это на сегодняшний день является главной идеей нашего образования, цель которого перестроить учебную практику школ таким образом, чтобы они смогли подготовить учащихся «готовых к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21 веке». (Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Третье издание.Введение.с.117).
Использованная литература:
1.Руководство для учителя. Первый продвинутый уровень. Третье издание. Лидерство учителя: обзор исследований.с.191
2. онлайн на upr.1september.ru В.Загвоздкин. Эффективная школа. ] (получено 1.11.2015.)
3. Руководство для учителя. Первый (продвинутый уровень. Третье издание. Лидерство учителя: обзор исследований.с.190
4.Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Третье издание.Введение.с.117




Приложение 1
Вопрос Достаточно часто Редко Всегда Никогда
Учителя Как часто на уроках учащиеся самостоятельно работают над изучением новой темы? 4 11
0 0
Как часто Вы используете разные виды заданий при работе с текстом? 9 2 4 0
Родители Как часто Вы помогаете своему ребёнку в выполнении домашнего задания? 10 4 10 3
Учащиеся Как часто Вы используете справочный материал, учебник, в случае затруднений при выполнении задания? 11 12 13 0

Приложение 2


Приложение 3
Диагностика уровня развития навыков осознанного чтения
у учащихся 5-х классов
1. Проверка извлечь фактическую информацию, т.е. понимание основной мысли текста учеником.
2. Умение формулировать идею и тему текста.
3. Умение формулировать выводы о характеристике главного героя.
4. Умение пользоваться толковым словарем.
5. Использование в речи художественных тропов.
В диагностике приняли участие 71 учащийся 5-х классов (5а, 5б, 5г классов). Эти классы характеризуются учителями как учащиеся с высоким уровнем мотивации- 5 б класс, средним уровнем мотивации- 5а класс, низким уровнем мотивации- 5г класс.
Были определены критерии оценивания:
1. За выполнение каждого задания выставляется 1 балл – верный ответ, 0 баллов- неверный ответ.
2. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов).
3. Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов.
Пересчет тестового балла в школьные отметки.
10-14 баллов – «5»
7-9 баллов – «4»
6-5 баллов – «3»
Менее 5 баллов – не справился с заданием.
0-63500
Тема исследования: «Развитие навыков чтения через приемы критического мышления»