Презентация. Методические приемы, способствующие формированию различных УУД у учащихся начальных классов.


Методические приемы, способствующие формированию различных УУД у учащихся начальных классов.

«Кирпичики»
Данный прием хорошо использовать на уроках обобщения и систематизации изученного материала.
Например, повторение и обобщение изученного материала на уроке русского языка можно провести в следующей форме:

лУчитель: Что вы видите на доске? Учащиеся: Буква Л.
Учитель: Расскажите, все что вы знаете об этой букве.
Учащиеся: Обозначает звонкие непарные согласные звуки л и л ´.
(Учитель добавляет еще один «кирпичик»)

ле
Учитель: Что сейчас перед вами? Учащиеся: Это слог ЛЕ-
Учитель: Расскажите, все что вы знаете об этом слоге.
Учащиеся: слог ЛЕ состоит из двух звуков. Мягкого согласного звука л´ и гласного звука э. Для записи его необходимо две буквы л и е.
(Учитель добавляет еще один «кирпичик»)

Учитель: Что вы можете рассказать о нем?.Учащиеся: Слово ЛЕС состоит из трех звуков. Мягкого звонкого согласного звука л´, гласного звука э и твердого глухого согласного звука с. Для записи его необходимо 3 буквы л, е, с. В нем один слог, так как 1 гласный звук. Оно обозначает неодушевленный предмет. Отвечает на вопрос ЧТО?(Учитель добавляет еще один «кирпичик»)
лес Учитель: Что теперь перед вами? Учащиеся: Это слово ЛЕС.

Учитель: Что же сейчас расположено на доске ? Учащиеся: Это словосочетание.
Учитель: Расскажите все, что вы знаете об этом словосочетании. Учащиеся: Оно состоит из существительного «лес» и прилагательного « красивый». Слово «лес» отвечает на вопрос что? и является главным в словосочетании. Слово «красивый» отвечает на вопрос какой?(Учитель добавляет еще один «кирпичик»)
Красивыйлес
Показался красивый лес.Учитель: Что теперь у нас получилось? Учащиеся: Предложение.
Учитель: Почему вы так считаете? Докажите, что это предложение. Учащиеся: Все слова в этой группе связаны по смыслу. В этом высказывание содержится законченная мысль.
Учитель: Что еще вы можете рассказать про это предложение? Учащиеся: Это предложение повествовательное. По интонации невосклицательное. Состоит из трех слов: глагола «показался», прилагательного «красивый» и существительного «лес». Главные члены предложения – показался лес.(Учитель добавляет еще один «кирпичик»)

Учитель: Что теперь у нас получилось? Учащиеся: Текст.
Учитель: почему мы можем утверждать, что перед нами текст? Учащиеся: Здесь 3 предложения связанных по смыслу. Они объединены общей темой.
Учитель: Определите тип текста.
Учащиеся: Это текст- повествование, потому что в нем просто сообщается о каком-то событии.
Наша семья идет на прогулку. Показалсякрасивый лес.
Приятно будет отдохнуть в нём.

Таким образом , за один урок повторяется и систематизируется весь материал по изученной теме.
Этот же прием можно использовать и на других предметах. Например, на уроке математики при изучении натуральных чисел.
При применении этого приема происходит формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

Инсерт
В рамках технологии продуктивного чтения применяется прием «инсерт» , который подразумевает, что в процессе чтения текста, обучающиеся делают определенные пометы. Это способствует формированию регулятивных и познавательных УУД. Таких как, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения.

Запоминание через ассоциацию
Это прием приносит положительные результаты при изучении слов с непроверяемым написанием. Суть этого приема состоит в том, что обучающийся не просто запоминает написание той или иной буквы, а опирается на зрительные образы, способствующие запоминанию. Например, букву О, которую надо запомнить в слове «яблоня», выделяем и превращаем в предмет, связанный со смысловым запоминанием слова, т о есть, форма яблока – круг. Буквы О в слове «молоко» ассоциируем с о стаканами , из которых его пьем и т.д.
Работа ведется поэтапно. Сначала, обучающиеся знакомятся с самим словом , в котором непроверяемая буква просто пропущена.

Работа ведется поэтапно. Сначала, обучающиеся знакомятся с самим словом , в котором непроверяемая буква просто пропущена.
М__л__к__

Следующим этапом идет подбор ассоциаций. Молоко пьем из кружки или стакана. Если посмотреть сверху, то они имеют форму круга. А круг очень похож на букву О. Поэтому очень легко запомнить, что 3 стакана молока для мамы, папы и меня – это 3 буквы О в слове молоко.
Появляется ассоциативная картинка.
Заключительным этапом будет запись слова целиком с обозначением «опасных» мест. Молоко
Этот прием можно использовать так же и на других предметах. Например, на математике площадь мы ассоциируем с линолеумом на полу, а периметр – это плинтус.

Список литературы:
Таким образом, формируется такое универсальное учебное действие как анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Иншакова О. Б. Словарные слова в образах и картинках. В 2 частях.: Часть 1. Материал для фронтальной работы с учащимися 1-2 классов. Часть 2. Материал для индивидуальной работы с учащимися. – Гуманитарный издательский центр «Владос»
Список сайтов:http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/reading.php