Статья Формирование графического навыка


Особенности формирования графического навыка письма у детей младшего школьного возраста
В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.
Известный ученый психолог А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности».
Для того чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, какскладывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков.
Прежде чем вести речь об этапах обучения письму, необходимо уточнить значение основных понятий.
Каллиграфия - умение писать четким, удобочитаемым и устойчивым почерком, который по мере выработки скорости и связности письма приобретает индивидуальные черты.
Графика - раздел лингвистики, совокупность всех средств письменности языка: буквы, отношение между звуками речи (фонемами) и буквами (графемами).
Графический навык - навык передачи звучащей речи при помощи письменных знаков – букв.
Каллиграфический навык - графически правильное четкое и достаточно скорое письмо.
С начала обучения в 1 классе учитель начинает формировать у детей первоначальный графический навык, параллельно ведя работу над каллиграфическим письмом.
Таким образом, цель уроков письма в период обучения грамоте - сформировать устойчивый графический навык.
Цель занятий по каллиграфии - сформировать графически правильное, четкое и достаточно скорое письмо.
Основные этапы обучения письму
Период обучения первоначальному письму состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.
На подготовительном этапе ребенок знакомится с основными структурными единицами графической системы письменных букв русского алфавита, их вариантами по размеру и пространственному положению. Он должен научиться различать основные элементы по форме, используяшаблоны, правильно называть и уметь писать в определенной последовательности, ориентируясь на сигнальную красную точку со штрихом. На этом же этапе дети знакомятся с правилами посадки, основными организационными и гигиеническими требованиями к письму.
Основной (буквенный) период охватывает время обучения письму букв и их соединений, когда дети впервые знакомятся с конфигурацией письменных букв и овладевают их начертанием.
Заключительный (послебукварный) этап включает в себя: закрепление написания букв сложных начертаний, идет повторение письма изученных букв по группам, совершенствуются умения писать под диктовку, списывать с печатных и рукописных текстов, ученики знакомятся с письмом слов, имеющих Ъ и Ь знаки, уточняются типы соединений букв, дети учатся контролировать свое письмо, сравнивая с образцами на доске или на индивидуальных карточках.Работа по формированию графических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием  правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и графической зоркости.
В основе сформированности графического навыка письма у младших школьников лежит система работы по формированию навыка правильного соединения букв. Обучение должно проводиться обязательно дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. При управлении обучением нужно дать учащимся полный набор ориентиров для правильного выполнения действия.
С этой целью необходимо:
1.Проанализировать образец, т.е. выделить все элементы буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий.
2.Проанализировать материал и орудия действия: предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку – обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.3.Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения (посадка на стуле, положение корпуса, положение ног, расстояние от глаз до тетради, положение рук на столе относительно корпуса, положение руки на столе, положение левой руки, положение тетради на столе, положение плеч, положение головы относительно корпуса, отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой – на тетрадь, положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо, расположение букв в тетради относительно туловища.
Каждое из этих правил не только помогает формированию графического навыка, но и влияет на состояние здоровья школьника.
4.Проанализировать исполнительные операции, т.е. раскрыть способ выполнения действия, выделить признаки, которым он должен отвечать. При этом очень важно вычленить те моменты, которые в сформированном навыке выступают как единое целое: сам процесс написания буквы и его конечный результат.
5.Составить план выполнения задания первоначально анализ задания, материала, орудий, способа выполнения, а затем перечень исполнительных операций.
6.Обеспечить самоконтроль учеников за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией.
Для школьников есть система четких эталонов - алгоритмов написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т.е. превращены в реальные знания о действиях во время письма.
При формировании правильного графического навыка выполнение действия осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трех последовательно сменяющихся формах: материальной, речевой, умственной.
Материальная форма предполагает составление плана задания, который обеспечивает понимание алгоритма действия (рассматривание графического рисунка буквы, вместе с учителем выделение элементов, нахождение аналогичных элементов в уже изученных буквах, определение последовательности движений и т.д.).
Речевая форма  – с самостоятельным проговариванием. Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, т.е. написание буквы выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным, т.е. ученик должен уметь описать алгоритм написания изученной буквы.
Умственная форма предполагает весь ход действия «в уме» при написании букв.
Следует отметить, что по мере увеличения количества изученных букв исчезает необходимость в развернутой поэтапной отработке, и все три формы сливаются, т.е. ученик начинает мыслить предельно кратко.
Отсутствие взаимодействия между мыслительной, речевой, умственной формами влияют на недостаточную сформированность правильного графического навыка.
При обучении письму происходит интенсивное развитие умственной, речевой и мыслительной деятельности, что способствует формированию графической зоркости.
Для того чтобы учебный процесс способствовал всестороннему развитию личности школьника, нужно обеспечить высокий тонус его психической деятельности. При обучении письму усилия педагога должны быть направлены, прежде всего, на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельно взятой буквы и ее соединений.
Согласно Н.Г. Агарковой важно целенаправленно способствовать:
- поднятию на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления младших школьников, необходимого для восприятия конфигурации букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана правильных движений при письме;
- совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
- становлению умения ориентироваться в пространстве места, строки, легко определять пространственные отношения между элементами письма;
- укреплению руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки;
Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание учеником коренным образом сказывается на успешности формирования графического навыка.
Неформальному проведению работы по формированию графического навыка и каллиграфического письма помогают следующие упражнения, которые следует использовать на минутках каллиграфии (чистописания) на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Диктовка алгоритмов написания элементов букв и их соединений (Приложение А).
Упражнения по выяснению ошибок в графическом написании букв и их соединений.
Графическое обозначение на образце всех элементов букв, соединений элементов и букв между собой, просветов в верхней нижней частях букв.4. Работа по образцам, данным учителем.
5. Работа с карточками (Приложение Б)
Планомерная работа по формированию графического навыка благотворно скажется не только на формировании почерка взрослеющего человека, но и на более лёгком и успешном прохождении дальнейших ступней школьного обучения.
Таким образом, разработанный алгоритм письма ориентирует учителя на включение в учебную деятельность более детального анализа элементов букв-знаков, разнообразных по форме умственных операций (анализ, синтез, сравнения буквенных знаков), на использование зрительно-двигательных образов изучаемых в основе четкого и связного письма.
Осуществляя работу над формированием графических навыков письма, педагогу необходимо ориентироваться как на отдельные принципы обучения, так и на их систему, обеспечивая научно-обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.
Учитель должен видеть противоположные стороны, (овладение знаниями и развитием, элементаризм и системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного), и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы, добиваясь гармоничного педагогического процесса.
Формирование графического навыка письма  у младших школьников приобрело в последние  годы особую актуальность. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя,  методисты.  
Основная цель работы при формировании графического навыка письма является автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности.
Основные приемы, используемые на уроках письма]:1.Показ написания учителем (на доске или в тетрадях с комментированием движений руки).
2.Ведение руки ученика при написании букв (рука ученика в руке учителя).
3.Списывание с готового образца (на доске, в тетрадях, в прописях).
4.Воображаемое письмо, письмо в воздухе (по написанному на доске образцу или без него).
5.Анализ формы букв (по зрительным или по двигательным элементам буквы).
6.Конструирование буквы из элементов-шаблонов.
7.Обведение букв по шаблону.
8.Усвоение правил письма (дети пишут по правилам для каждого вида работы);
9.Письмо под счет (движения ручки вверх на “раз”, вниз – на и).
10.Анализ ошибочного написания (анализируются свои графические ошибки, прописывается правильный вариант).
11.Письмо с игрушкой (на запястье рабочей руки закрепляется легкая мягкая игрушка на резинке, прописывая упражнения, дети оценивают работу игрушечного персонажа) и др.
Элементы букв:
// О I/ Ъ /сэЭСоОУ ^ ^Для обеспечения эффективной работы по совершенствованию процесса формирования графических навыков учителю необходимо:
1.Знать    психолого-физиологические    особенности    формирования        графических навыков письма, гигиенические условия письма;
2.Осознать важность педагогических принципов обучения письму;
3.Знать различные  системы  работ  по  формированию  графических навыков;
4.Выбирать эффективные приёмы обучения графическим навыкам;
5.Анализировать графические ошибки детей при письме и  на  этой  основе намечать способы их предупреждения и исправления.
В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.
Связь между графическими навыками и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах . Прежде, чем думать, как написать букву, как рационально соединить её с другими буквами, ученик должен сначала решить, какую именно букву выбрать. Чем меньше будет затрачено времени на решение орфографической задачи, тем больше внимания будет уделяться чёткости начертания букв, правильности их соединения, ритмичности и связности письма. И наоборот: чем больше автоматизирован навык письма, тем легче и быстрее формируются орфографические умения.
Установлено, что уровень развития графических навыков влияет на грамотность в следующих случаях:
1.При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы;
2.Нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок.
Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствие их оптического или кинетического сходства. Погрешности в методике формирования графических навыков в 1 классе также вызывают стойкие ошибки.
Так, требование безотрывного письма ведёт за собой недописывание элементов букв. А упражнения в механическом списывании образцов вызывают появление двойных букв.  Замечено, что грамотность письма снижается в условиях повышения скорости письма, а также при индивидуальном замедленном темпе письма у ученика.
Формирование графических навыков осуществляется в тесной связи с функционированием всей психики, с различными психическими процессами. Это отмечается в исследованиях В.Г. Петровой, Т.В. Власовой, В.И. Лубовского и других.
Зрительное восприятие – сложная система деятельности, включающая сенсорную обработку визуальной информации, её оценку, интерпретацию и категоризацию. Отставание в развитии зрительного восприятия, наблюдаемое у учеников в младшем школьном возрасте, является одной из причин испытываемых ими затруднений при формировании навыка письма. Несовершенство процесса переработки сенсорной информации, неполноценность пространственного анализа и аналитико-синтетической деятельности младших школьников данной категории затрудняют соотнесение выделенной формы со зрительным образом буквы.
Зрительный образ изучаемой буквы должен быть отдифференцирован от всех других букв, особенно сходных графически. Анализ буквы не является простой задачей для учеников начальной школы, так как многие буквы сходны по начертанию.
При слуховое восприятии у учеников возникают затруднения в дифференциации речевых звуков, что говорит о недостатках фонематического слуха, наиболее отчетливо выступающие в сложных условиях: при быстром произнесении слов, в многосложных и близких по произношению словах.
Причиной дефектов восприятия у младших школьников является несформированность ориентировочной деятельности. В.И. Лубовским замечено, что ученики младшего школьного возраста не умеют целенаправленно рассматривать то, на что направлен их взгляд, и вслушиваться в то, что звучит в данный момент, будь то речь или какие – то другие звуки.
Установлено, что неточность функции пространственного восприятия приводит к трудностям при формировании графическихнавыков. Замечено, что наиболее типичными ошибками пространственного различения в письме являются неумение соотнести букву и линии в тетради, то есть ориентироваться в пространстве листа, смешение верха и низа сходных букв (например, т - ш; п. - и); зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону (с-э; б-д).
Ученики младшего школьного возраста, по мнению В.А. Насоновой, проявляют слабость самоконтроля во время письма. Для них характерно несовершенство как зрительного, так и двигательного контроля за движениями. Слабый контроль за графической стороной письма учеников проявляется в следующем:
- дети при письме не  соблюдают  интервал  между  буквами  в  словах;
 - неравномерно расставляют слова на строке;
- пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;
- разнонаправленность        наклона или  чрезмерный наклон вправо или влево;
- не соблюдают расположение букв по линии строки, не  держат        линейность при письме;
- не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);
- нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма.
Графические ошибки свидетельствуют о несформированности  четкости и устойчивости почерка учащихся.
Погрешности в  письме  могут  быть  вызваны нарушением санитарно-гигиенического аспекта деятельности обучающегося. Недостатки, которые часто встречаются в практике при поступлении детей в школу:
- за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту;
- пишут буквально «носом»;
- левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову;
- локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижата к корпусу;
- голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу;
- вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.
В результате такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении. Систематическое нарушение санитарно-гигиенических правил причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника.
Т.е, формирование графических навыков учеников в младшем школьном возрасте осуществляется с определенными трудностями. Низкий уровень познавательной активности, замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности, а так же слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками учащихся, а так же приводят к ошибкам данного навыка.