Урок окружающего мира по теме: Богатства болот

Тема урока: Богатства болот. Цели: - познакомить учащихся с разнообразием растений и животных болота, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями; - показать возможное негативное воздействие человека на болота; - развивать экологическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи и зависимости; - воспитывать чувство ответственности за сохранение красоты и многообразия природы. Ход урока: 1.Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Сообщение темы урока. - Отгадайте загадку: Все обходят это место, Здесь земля как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи Нет опоры для ноги. (Болото) - Сегодня мы отправляемся в путешествие на болото, узнаем, какие связи существуют в этом природном сообществе. - Где, в России больше всего болот? (В тундре) 4.Работа по теме. а ) Рассказ учителя. – Трудно найти человека, который выберет болото местом своих прогулок. Сырость, топь, множество кусающих насекомых, а может и кикимора болотная, которая хочет завлечь нас в гиблое место. Так что же такое болото, зло или добро, попробуем разобраться сегодня на уроке. Болота могут образовываться в пониженных местах, где накапливается и застаивается вода, местность заболачивается. Также болота образуются на местах зарастающих водоемов. Каждое болото по-своему интересно, их множество.
- Раньше болото считалось гибельным местом, где нет ничего хорошего. Оказывается, и болота очень важны в природе. Осушим болота – уйдёт вода глубоко-глубоко в землю. Обмелеют наши реки, станут усыхать озёра, которые питаются подпочвенными водами. А лес? И лесу плохо придётся. - А неспокойный мир хозяев болота- лягушек, конечно, тоже загрустит, если лишить их тёплого дома. В болоте для головастиков раздолье, да и комариками и мотылями можно вдоволь поживиться. Сколько же там укромных местечек для всевозможных насекомых- укрыться есть где, да и еды вдоволь. - Заросли растений вокруг болот, озёр служат местом жизни и кормления многих птиц, зверей. - Осушать болота надо с умом да с опаской, строго зная, как это отразится на окружающих водоёмах и животных, не повредит ли им. - Чем же ещё полезны болота? В них накапливаются огромные запасы торфа – сгнивающих в воде растений. Торф, когда его не высушат, используют для отопления. А можно и в почву добавлять: земля будет пышнее, и урожай богаче. - Подумайте, можно ли болото назвать природным сообществом? б) Работа с научной литературой – Ребята я вам предлагаю обратиться к научной литературе и попытаться определить важность болот. Прочитайте отрывок и сделайте вывод, чем важны болота.
“Болотом называется избыточно увлажненные участки суши со слоем торфа не менее 30 см, с особенным растительным и животным миром. Болота образуются в районах с влажным климатом, там, где неглубоко залегают грунтовые воды. Болото важное звено круговорота воды на земле, накопители и регуляторы пресной воды. Они, как губка, сохраняют влагу. Многие реки берут свое начало из болот. Когда много воды болота ее впитывают, когда наступает засуха – отдают воду рекам. Без болот многие реки мелеют и пропадают”.
-Что важного
·вы узнали из этого отрывка?
-Чем важны болота для человека?
в) Работа по учебнику, стр.26-28. Учащиеся читают текст «Что растёт и кто живёт на болоте - Чем болото отличается от озера? - Какие же растения можно встретить на болоте? - Какие ягодные кустарники? - Какие птицы навещают, любят болота? - Что можете сказать о животных и насекомых болот? г) Физминутка По болоту мы идем, Очень осторожно! Мелкие шажки – раз, два, три. Легкие прыжки – раз ,два, три. Мягкая посадка – раз, два, три.
д )Учащиеся читают текст «Чем важны болота», стр.28-29. - Каково значение болот для природы и человека? 5. Закрепление полученных знаний. а )- Расскажите по схеме процесс образования болот. - Какое общее свойство есть у всех растений болот? - Назовите наиболее распространённое растение болот. Чем оно отличается от других? Рассказ ученика о росянке. - Как человек может использовать мох сфагнум? Расскажите о его значении по схеме. б )- Назовите представителей разных групп животных, обитающих на болотах (рабочая тетрадь, стр.9 №15) - Используя текст учебника, составьте цепи питания на болоте. - Продолжите рассуждения (рабочая тетрадь № 16) в ) О болотах можно узнать не только из научной литературы, но и из художественной. Прочитайте отрывок из рассказа М.Пришвина “Кладовая солнца”.
“Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику – та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны маленькие листочки, и у листиков сидят мелким горошком чернички – черные ягодки с синим пушком. Так же брусника: кровяно-красная ягода, листики темно зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью политым. Еще растет на болоте голубика кустиком – ягода голубая, ягода более крупная, не пройдешь не заметив. В глухих местах, где живут глухари, встречается костяника – красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. Только у нас одна единственная ягода клюква, особенно ранней весной прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только когда ее уже много собирается на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: “Вот кто - то клюкву рассыпал”. Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной Ягодиной зеленую ниточку со многими клюквинами. Захочешь и можешь вытянуть себе целое ожерелье крупных кровяно - красных ягод.”
- М.М. Пришвин называл болото “кладовой солнца” - из-за богатой растительности ). -О чем вы узнали, прочитав этот отрывок?
-Найдите названия растений.
-Пользуется человек ягодами, которые растут на болота?
6. Итог урока . -Какое же значение имеет болото для человека? 7. Задание на дом: Учебник, стр.26-29, пересказ. Печатная тетрадь, стр.9 №17.








13PAGE 15


13PAGE 14215




15