Урок толерантности Мы такие разные.

Р.П.Филаткина

Урок толерантности "Мы такие разные".

Цели:
познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
развивать у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
способствовать воспитанию толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности.

Задачи:
дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
способствовать развитию внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей.

Используются следующие формы работы:

Работа всей группой. Работа всей группой используется в трех различных ситуациях: информирование участников, дискуссия, подведение итогов работы («круг») после выполнения отдельных заданий.

Работа в малых группах. Используются следующие варианты работы: творческие задания, группы поддержки.

Работа в парах, в ходе которой каждый участник по очереди отвечает на вопрос, предложенный учителем.

Индивидуальная работа может проходить в виде учебно-терапевтической демонстрации или в виде внутренней работы участников.

Оборудование: оформление кабинета (шарики, плакаты, гирлянда «Добро пожаловать»), ватман, фломастеры, жетоны 4-5 цветов, мяч, клубок ниток.

Ход урока
1.Организационный момент.

2. Постановка цели и задач.

3. Подготовка к восприятию (тренинг).

"Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране... Мы должны работать над тем, чтобы в конечном счете все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу", - считает Д.А. Медведев.

“Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”. (Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО)

(запись на доске или на плакатах)

"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу)

"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)

"Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)

"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)

"Кто ищет зла, к тому оно приходит". (Соломон)

"Сострадание правит миром". (Древнеиндийская пословица)

Упражнение. «Комплименты».

Цель: Создание благоприятной, дружеской атмосферы для дальнейшей работы.

Участники становятся в круг. Ведущий предлагает придумать комплимент для соседа справа и проговорить его, обращаясь к соседу по имени. Участники проговаривают свои комплименты по очереди.

Упражнение. «Чем мы похожи».

Учитель: Население планеты Земля около 6 млр.чел, насчитывается более 200 государств, в многонациональной России проживает 130 народов. Каждый из вас принадлежит к определенной нации, религии, в каждой семье есть свои традиции. Каждый из вас индивидуален, но есть признаки, которые нас объединяют. В следующем упражнении я предлагаю вам их найти.

УЗ: Участники разбиваются на пары, им нужно найти, что их объединяет во внешности, в чертах характера, в увлечениях. Через 3 минуты участники представляют свою пару, называют, чем они похожи.

4. Восприятие.

Введение в проблему.

Учитель: - Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность означает, что каждый человек свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению. Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми, проявляется через конфликтное и агрессивное поведение.

Работа в микро группах.

УЗ: Каждой группе предстоит выбрать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности и написать на листе ватмана. Выступление представителей от групп. Листы ватмана вывешиваются на стене. Учитель предлагает ознакомиться с другими определениями толерантности, и вывешивает заранее им приготовленный лист ватмана с определениями. Вопросы для обсуждения:

* Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?
* Какое определение наиболее удачно?
* Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

Определения толерантности: (заготовка)

Сотрудничество и партнерство.

Готовность мириться с чужим мнением.

Уважение человеческого достоинства.

Уважение прав других.

Принятие другого таким, какой он есть.

Способность поставить себя на место другого.

Уважение права быть иным.

Признание многообразия.

Признание равенства других.

Терпимость к чужим мнениям, вере и поведению.

Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.


Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

Испанский язык: способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

Французский язык: отношение, при котором допускается, что могут думать или поступать иначе, чем ты.

Английский язык: готовность быть терпимым, снисходительным.

Китайский язык: позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Русский язык: способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием кого-либо, чего-либо.

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

(Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).

5. Закрепление (выполнение упражнений)

Упражнение. «Насколько я толерантен?»

Участникам раздаются бланки с качествами толерантности.

1. Терпение

2. Доверие

3. Умение владеть собой

4. Доброжелательность

5. Умение не осуждать других

6. Терпимость к различиям

7. Способность к сопереживанию

8. Умение слушать

Если качество присутствует у данного участника, то напротив качества ставиться знак «+». Каждый из участников знакомит всех со своими результатами.
Вопросы для обсуждения:

* Каких качеств не хватает участникам больше всего и почему?

* Как сформировать эти качества у себя?

Упражнение “Волшебная лавка”

УЗ: Учитель даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Учитель просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Учитель выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

6. Применение (выполнение упражнений).

Заключительное задание “Мир на планете в наших руках”

УЗ: Все учащиеся встают в круг.

- Учитель задает вопросы, связанные с темой занятия (важно чтобы вопросов было по количеству учащихся и каждый ответил на вопрос).Ученик правильно ответивший, получает от учителя клубок нитей (учитель держит конец нитей), и передает его следующему ученику(удерживая нить), который даст ответ на вопрос и т.д. В результате образуется паутина. Воздушный шар (лучше с изображением планеты Земля), учитель подкидывает в центр паутины. Удержанный земной шар на нитях, образованные в результате знания основ толерантности, символизирует «Мир на планете в наших руках».

Примерные вопросы и задания:

* Что такое толерантность?

* Что такое толерантная личность?

* Что такое интолерантная личность?

* Назовите качества толерантной личности (ответов несколько)

*Назовите качества интолерантной личности (несколько ответов)

7. Итоги. Выводы.

Учитель:

- Как вы думаете, если каждый из нас будет проявлять лучшие свои качества, будет ли на планете Земля мир? (ответы обсуждаются).

- Можем ли мы (классный коллектив), проявляя толерантные качества жить в мире и дружбе?

Учащиеся в процессе обсуждения сами подводят итоги занятия, делают выводы.

- В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Литература:

1.саo@liona.spb.ru

2.Этническая толерантность. Материалы научно- практической конференции и методические рекомендации.

3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2000

4.festival.1september.ru