«КЛАССНАЯ ГАЗЕТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ГРАЖДАНСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ».


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 48»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
«КЛАССНАЯ ГАЗЕТА КАК СПОСОБ
ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ГРАЖДАНСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ».
Автор: Баранова Алла Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 48»,
высшая квалификационная категория
г.Новоуральск 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детская и юношеская журналистика уже давно стала самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно – средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир.
Цель создания данного курса « Школы юного журналиста» состоит в том, чтобы дать возможность старшеклассникам, проявляющим повышенный интерес и склонности к изучению журналистики, не только получить более глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, умения и практические навыки, но и развить личность ,её познавательные и созидательные способности.
Элементы журналистики являются составной частью уроков русского языка, развития речи и литературы. Особенно важны такие занятия для формирования коммуникативных умений учащихся. Замечательно, когда учитель русского языка ещё и классный руководитель. Эту возможность использовала и я в своей работе.
Материал курса основывается на знаниях учащихся о теме, основной мысли текста, стилях речи, типах повествования, жанрах сочинений.
Воспитательный курс “Знакомство с профессией журналиста” предлагается для учащихся 10 – 11 класса как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.
Программа рассчитана на 2 года.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Материал курса разбит на блоки:
1. Теоретическая часть (лекции, беседы, сообщения):
* Общее понятие о журналистике (специализация, качества)
* Общее понятие о газете (композиция, рубрики, жанры)
* Запуск деловой игры (рейтинговая система с набором баллов)
2. Практическая часть (деловые и ролевые игры):
* Подготовка и проведение интервью, репортажа
* Выполнение заданий, связанных с деятельностью журналиста
(аналитическая работа с газетой, написание статей)
* Выпуск газет, листовок, презентаций, буклетов.
3. Подведение итогов (деловая игра):
* Коллективный выпуск и защита номера стенгазеты
* Определение рейтинга каждого участника игры (подсчет карточек «ГОНОРАР»)
* Награждение учащихся с вручением им сертификатов об окончании курса
* Отправка работ на городской и областной конкурсы.
Новизна курса состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, внеклассных занятиях собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.
Для изучения данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях.
Основной задачей курса является:
- познакомить с основами профессии журналиста,
- закрепить навыки грамотности, речевой культуры,
- научить писать сочинения разных жанров,
- совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации,
- развивать культуру поведения в процессе коммуникативного общения,
- содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость),
- сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качествах журналиста, об основных специальностях этой профессии.
С О Д Е Р Ж А Т Е Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь
ТЕМАТИКА КУРСА
Образовательными задачами первого блока обучения являются:
ознакомление с историей журналистики;
изучение методов сбора и обработки информации;
освоение особенностей работы в основных журналистских жанрах;
изучение особенностей собственной личности: темперамента, памяти, склада ума, внимания и воли;
Воспитательные задачи заключаются:
в развитии творческих способностей;
в формировании основных этических норм и понятий.
Тема № 1
Журналистика . Исторические предпосылки возникновения журналистики. Печать. Пресса. Непериодические и периодические издания. Первые печатные газеты. Типография.
Тема №2.
Мастерство журналиста : работа со словом.
Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике. Информационная журналистика. Источники информации : люди, архивы, почта, Интернет. Методы сбора информации. Способы проверки достоверности фактов. Жанры журналистики.
Работа со словом.
Тема № 3.
Психологическая подготовка журналиста . Зачем журналисту изучать психологию? Какие качества нужно развить в себе журналисту? Мнемотехника – искусство запоминания. Приёмы развития и тренировки памяти.
Тема № 4.
Профессиональная этика журналиста.
Мораль. Моральные ценности , этика. Связь журналистики и морали.
Дискуссии на темы « Мораль и этика », « Нормы журналистской этики».
Образовательными задачами второго блока обучения являются:
знакомство с историей отечественной журналистики;
обзор современных СМИ;
освоение особенностей работы в аналитических жанрах журналистики;
развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
знакомство с методиками активизации внимания, памяти.
Воспитательными задачами являются : расширение кругозора будущих журналистов;
формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей действительности.
Тема № 1.
Журналистика . Журналистское творчество великих русских писателей.
Журналистика в 20 веке. Общий обзор современных СМИ.
Типология СМИ.
Пресса в условиях рынка.
Тема №2.
Мастерство журналиста.
Аналитическая журналистика. Статья, обзор, обозрение, открытое письмо, рецензия, аннотация. Жанр интервью. Методы подготовки к интервью. Техника ведения интервью и визирование материалов.
Работа со словом.
Тема № 3.
Психологическая подготовка журналиста . Приёмы развития и тренировки памяти . Рациональное чтение : что это такое ? Использование ассоциаций для развития внимания и наблюдательности.
Кинесика – наука о поведении людей.
Физиогномика. Приёмы изучения личности по лицу.
Тема №4 .
Профессиональная этика журналиста.
Возникновение профессиональной морали журналистики, её сущность, основные функции. Каноны журналистики. Кодекс профессиональной этики российского журналиста.
Дискуссии на темы « Границы гласности в современной журналистике».
Программа третьего блока обучения .Образовательные задачи:
получение сведений об условиях труда журналистов;
освоение особенностей работы в художественных жанрах журналистики;
изучение правовых законов и актов ,необходимых журналисту в его работе;
формирование правовой культуры;
развитие коммуникабельности.
Воспитательные задачи заключаются:
в расширении кругозора будущих журналистов;
в изживании подростковых комплексов;
В формировании личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических ,нравственных и гражданских качеств.
Тема №1.
Журналистика и общество.
Процесс обмена информацией в обществе. Схема функционирования СМИ.
Особенности профессии журналиста. Трудности и парадоксы профессии.
Структура редакционного коллектива.
Тема № 2.
Мастерство журналиста . Художественные жанры в журналистике: очерк, эссе, фельетон, зарисовка.
Реклама. Виды и функции. Журналистский текст. Стили речи. Проблема единства стиля в журналистском тексте. Оформление текста . Средства оформления газетных материалов.
Тема № 3.
Психологическая подготовка журналиста . Быстрота и правильность восприятия – важные качества журналиста. Правила эффективной организации творческой работы. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Упражнения на развитие памяти.
Тема № 4.
Правовые и этические основы журналистики . Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. Права и обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации».
Ответственность за нарушение закона. Защита авторских прав. Гражданский кодекс о защите чести и достоинства и деловой репутации. Уголовный кодекс РФ о клевете и оскорблении.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Для успешного решения поставленных задач применяются такие формы изложения учебного материала, как рассказ и беседа. Теоретический курс подкрепляется практическими заданиями и творческой практикой. На занятиях активно используется такой метод обучения, как упражнение. Задачей упражнения является трансформация теоретических знаний, полученных старшеклассниками, в профессиональные умения и навыки. На занятиях по журналистике используются как воспроизводящие, так и творческие упражнения. Цель воспроизводящих упражнений – способствовать закреплению приобретённых знаний, навыков, и умений; творческих – совершенствовать способности будущих журналистов. Эффективность упражнений заключается в развитии культуры речи, логического мышления, памяти и внимания.
Важными составляющими являются занятия мнемотехникой, кинесикой, физиогномикой, а также изучение приёмов развития внимания и наблюдательности – профессиональных качеств журналиста.
Одной из форм стимулирования интереса к учению является игра- тренинг. Обучающее значение игр-тренингов состоит в том, чтобы сделать усвоение необходимых профессиональных навыков ярким, эмоционально насыщенным и увлекательным. Игровая ситуация вызывает у старшеклассников разнообразные эмоционально-психические переживания, углубляющие познания; активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности. В воспитательном отношении игра ,моделируя различные жизненные ситуации, помогает подросткам избавится от неуверенности в себе, разобраться в своём эмоциональном состоянии, снять комплексы, найти взаимопонимание со взрослыми и со своими ровесниками. Будущие журналисты учатся достигать поставленные цели; следовательно, формируется личность старшеклассника, его индивидуально-психологические качества, необходимые не только в журналистской профессии, но и в жизни.
СТРУКТУРА КУРСА
-42290938101МОДУЛЬ 1
Теоретическая часть
Общее представление
о журналистике:
А. Основные аспекты профессии журналиста
Б. Общее понятие о газете
2. Запуск деловой игры «Акулы пера» (рейтинговая система с зарабатываем карточек «ГОНОРАР» в 100, 300, 500 и 1000 баллов00МОДУЛЬ 1
Теоретическая часть
Общее представление
о журналистике:
А. Основные аспекты профессии журналиста
Б. Общее понятие о газете
2. Запуск деловой игры «Акулы пера» (рейтинговая система с зарабатываем карточек «ГОНОРАР» в 100, 300, 500 и 1000 баллов
11487151395730МОДУЛЬ 2
Практическая часть
Выполнение заданий, связанных с журналистской деятельностью:
А. Подготовка и ведение репортажа, интервью
Б. Написание сочинения статьи в каком-либо газетном жанре
В. Рецензирование, правка статей
МОДУЛЬ3
Подведение итогов
Выпуск и защита коллективной газеты с распределением специальностей членов редколлегии
Завершение игры «Акулы пера» с подведением рейтинга каждого участника игры.
Награждение лучших в различных номинацияхВручение сертификатов о прохождении курса
00МОДУЛЬ 2
Практическая часть
Выполнение заданий, связанных с журналистской деятельностью:
А. Подготовка и ведение репортажа, интервью
Б. Написание сочинения статьи в каком-либо газетном жанре
В. Рецензирование, правка статей
МОДУЛЬ3
Подведение итогов
Выпуск и защита коллективной газеты с распределением специальностей членов редколлегии
Завершение игры «Акулы пера» с подведением рейтинга каждого участника игры.
Награждение лучших в различных номинацияхВручение сертификатов о прохождении курса

Цели курса:
1 уровень
Учащиеся должны иметь представление
- о профессии журналиста в целом,
- об основных специальностях журналиста: корреспонденте, репортере, комментаторе, фотокорреспонденте,
- о том, что такое газета и ее основных рубриках,
- о том, как выпускается газета (сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление).
2 уровень
Учащиеся должны знать
- объекты, предметы, цели, задачи курса,
- понятия, определения, термины ,- особенности, связанные с выпуском газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование),
- что такое газетная статья, основные жанры статьи (заметка, репортаж, публицистическая статья, интервью),
- особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности),
- основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист.
3 уровень
Учащиеся должны уметь
- определять основные специальности журналистской деятельности
- определять основные качества журналиста
- написать газетную статью в основных жанрах:
- заметка о каком-либо культурном событии,
- статья на нравственно-моральную тему,
- репортаж о спортивном мероприятии,
- интервью с интересным человеком,
4. Посетить спортивное мероприятие, провести встречу с интересным человеком в качестве журналиста с целью написания газетной статьи в жанрах заметки, интервью, репортаже,
- смоделировать и выпустить один тематический номер стенгазеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора).
- смоделировать и выпустить листовку, буклет, оформить презентацию.
4 уровень
Учащиеся должны овладеть целями 3 уровня.
Задачи:
- познакомить с основами профессии журналиста,
- сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качествах журналиста, об основных специальностях этой профессии,
- содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость),
- совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи,
закрепить навыки:
- написания сочинений разных жанров,
- грамотности (орфографии и пунктуации)
- редактирования сочинения
Ожидаемые результаты:
Расширение кругозора учащихся,
Более высокие результаты по развитию речи и литературе,
Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики,
Интерес к профессии журналиста,
Воспитание активной гражданской позиции.
Критерии отслеживания программы:
Повышение мотивации к обучению русского языка и литературы
Развитие творческих способностей учащихся
Посещение культурных, спортивных мероприятий, встречи с интересными людьми
Написание сочинений разного жанра
Создание и выпуск номеров школьной стенгазеты силами учащихся
Участие в конкурсах школьных газет , публикаций, презентаций.
ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ.
1. Введение в журналистику:
Знакомство с профессией журналиста
основные составляющие профессии журналиста
профессиональные качества, умения и возможности журналиста
морально-этические качества журналиста
Основные понятия о газете (история, назначение, структура)
Композиция (строение) газеты
Основные рубрики газеты
Основные жанры газетной статьи (заметка, интервью, репортаж)
П. Мы журналисты
* Как правильно собирать, отбирать и редактировать полученный материал
* Как подготовиться к работе (информированность, составление списка вопросов, оснащенность)
* Культура и этика поведения журналиста во время работы
* Посещение учащимися культурного мероприятия (выставка, музей, спектакль, концерт или др.) в качестве корреспондента
* Посещение спортивного мероприятия в качестве репортера
* Встреча с интересным человеком в качестве интервьюера
Ш. Выпуск и защита школьной стенгазеты (3 часа)
* Выбор тематики номера
* Написание сочинений в основных газетных жанрах (заметка, репортаж, интервью)
* Редактирование (правка) работ: устранение грамматических, речевых и стилистических ошибок
* Создание композиции газетного материала
* Редактирование и оформление выпуска
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Занятие 1.
Знакомство с курсом. Презентация курса.
Определение основных направлений в работе.
Занятие 2.
Из истории журналистики.
Развитие журналистики в России. Первые русские издания. Роль печатных изданий в выработке общественного мнения. Печатные издания советского периода; их влияние на воспитание молодежи.
Занятие 3.
Печатные издания, их роль в жизни общества.
Роль печатных изданий в жизни общества. Беседа в читальном зале ЦГБДЮ.
1. Любой человек может написать статью в газету. Но чтобы его материал достиг цели, надо многое уметь и знать.
Многие писатели начинали свой путь в газете (Некрасов, Чернышевский, Тургенев), поскольку работа корреспондента требует умения ясно излагать свои мысли, оперативно, быстро откликаться на события.
Профессия журналиста помогает совершенствовать писательское мастерство. Но работа корреспондента не так легка и проста, как может показаться на первый взгляд. Журналист осознает живую реальность, для него обязательна точность, правдивость, достоверность изложения. При этом он обуздывает свое рвущееся на волю воображение. Вот что писал о трудностях профессии репортера Булат Окуджава: «Я много лет проработал в газете, но ушел из нее, ибо самым трудным было для меня описание того, что вижу в данный момент».
Итак, даже талантливым журналистам совсем не просто быть газетчиком, корреспондентом.
2. Что представляет собой газета, как она строится, какие материалы в ней помещаются?
О чем пишут в газетах?
Какое значение имеет газета в жизни человека?
Действительно, газета играет важную роль в нашей жизни.
Без новостей, без постоянного обогащения своих знаний и представления о мире человек, общество не могут развиваться. Ежедневно газеты несут людям новую информацию о том, что происходит в мире: в обществе, в науке, в культуре, искусстве спорте.
Для того, чтобы ответить на вопрос, как строится газета, как располагается в ней материал, давайте рассмотрим номер газеты.
О чем говорится в материалах на первой, второй, третьей и четвертой страницах газеты?
Первая страница – наиболее важные материалы о происходящем в стране; о принятии, например новых постановлений.
Вторая - третья страница – освещаются вопросы о жизни, здесь можно найти материалы о работе предприятий и организаций, сообщения о праздниках культуры и искусства, выставках, о спорте и т.д.
Четвертая страница – рассказы, ребусы, анекдоты, письма читателей, объявления, реклама.
Назовите известные вам газетные жанры.
1. Хроника
2. Репортаж
3. Фельетон
4. Статья и др.
Все газетные жанры можно разделить на информационные и неинформационные.
Информационные неинформационные
1.Главное: оперативное сообщение о каком-нибудь событии, факте – информация о чем-то.
2. Хроника
Заметка
Репортаж
Интервью 1.Главное: анализ, комментарии, затрагивающие какую-нибудь проблему, оценка, выражение своего отношения к событиям и фактам.
2. Статья
Очерк
Фельетон
Занятие 4. Знакомство с основными речеведческими понятиями. Текст. Тема и идея текста. Виды связи предложений в тексте. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ предложенных текстов.
Занятие 5.
Газета: содержание, оформление.
Газета. Какой она должна быть, чтобы ее читали? Собственное видение газеты.
Разработка и защита проекта собственной газеты.
Занятие 6.
Стили речи. Особенности художественного и публицистического стилей.
Функциональные особенности публицистического стиля. Характерные черты публицистического стиля. Тексты публицистического стиля.
Вступительное слово.
В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, по радио и телевидению часто используют публицистический стиль.
Основная цель публицистического стиля – воздействовать на читателя и слушателя, т.е. в чем-то их убедить, к чему-то призвать.
Работа над текстом №1
1. Прочитайте текст. Какое сравнение составляет его основу?
2. Для чего журналист создал такое сравнение?
3. К чему он призывает нас, читателей?
4. Найдите ту часть текста, в которой параллельная связь предложений усилена одинаковым началом их.
Работа с текстом №2
1. Подготовьте выразительное чтение текста.
2. Как в тексте подчеркнута связь между его частями?
3. Определите тему и основную мысль текста.
Работа с текстом № 3.
Определите стиль текста.
Найдите в тексте антонимы.
Средства языка, для публицистического стиля.
Для публицистического стиля характерны такие средства языка, которые позволяют усилить ее воздействие на читателей и слушателей:
- обращение;
- побудительные предложения;
- восклицательные предложения;
- торжественная лексика (святыня, доблесть)
- антонимы (доброта – злоба)
- слова с переносным значением ( военные годы – огненные)
- широко используются слова фразеологизмы и описательные обороты, обозначающие явления общественной жизни (форум, фестиваль, демонстрация, люди доброй воли)
Задание №4.
Прочитайте заглавие статей, подумайте, по каким из этих заглавий можно предположить, что статья написана в публицистическом стиле.
В текстах публицистического стиля нередко употребляются риторические вопросы.
Риторический вопрос не требует ответа: содержание его заключено в самом вопросе.
Кто не слышал весеннего пения птиц? – Всякий слышал весеннее пение птиц.
Риторический вопрос употребляется как выразительное средство языка.
Риторический вопрос характеризуется яркой восклицательной интонаций, содержаний, как правило, вопросительный оттенок.
После риторического вопроса ставится знак(?), допустим восклицательный(!) и сочетание этих знаков(?!).
Работа с текстом №5.
Выразительно прочитайте предложения, подумайте, в чем их особенность. Обратите внимание на постановку знаков препинаний.
Работа с текстом №6.
Замените повествовательные предложения риторическими вопросами.
Работа с текстом №7.
Прочитайте примеры.
Укажите в каждом из них предложение, в котором названа тема высказывания.
Определите основную мысль каждого.
Задание №8.
Определите стиль текста.
Какие средства выразительности речи в нем использованы. Для чего?
Задание №9.
Определите стиль текста.
Какую роль в строении текста играет риторический вопрос?
Занятие 7. Информационная заметка.
Проверка домашнего задания. Чтение написанных дома информаций.
Вывод: Не очень просто находить темы для сообщений о жизни школы. О поездке на экскурсию, об открытом уроке, о конкурсе стихов, об олимпиаде и т.д.
Объем таких работ – 3-4 предложения. Некоторые учащиеся сами придумывали факты, которые описывали. НО в основе газетных сообщений лежат реальные и достоверные факты действительности.
Примерная работа. «К общей радости, наша школа заняла первое место в районной олимпиаде по математике. Многие учащиеся принимали в ней активное участие. И многие получили призовые места. Это большая гордость для всей школы».
«15 февраля на улице стояла плохая погода: грязь, темнота, гололед. Почти все ученики нашего класса решили на физкультуру лыжи не брать, но пять человек их принесли. Кто был с лыжами, радовался жизни, катался с горки, а кто не принес их – бегали и парились. Теперь я буду приносить лыжи и дождь!».
«9 февраля мы ездили в музей А.С. Пушкина. Там мы увидели много вещей, связанных с эпохой Пушкина, увидели дом, где он жил. Советую вам туда съездить».
Информационная заметка.
Характерные черты, умение самостоятельно создавать информационную заметку.
А) Прочитайте заметку и проанализируйте ее:
О каких фактах говорится в заметке?
Найдите предложения, в которых бы указывалось, что, где, когда произошло.
Укажите те слова и словосочетания, в которых автор выражает свое отношение к сообщению.
Вывод: Таким образом, мы увидели, что заметка – это информационный жанр, в котором сообщается о каком-то новом и важном факте (событии). Автор заметки, как правило, сообщает, что, где, когда, с кем произошло. При этом автор в какой-то мере передает и свое отношение к сообщаемым фактам.
Б) Сравнение двух текстов: хроники и информационной заметки.
В каком тексте содержится только информация, а в каком выражается и отношение автора к сообщению?
Выводы:
1. В заметке о событии рассказывается более подробно, «с деталями».
2. В ней автор выражает свое отношение к описываемому факту.
3. Заметка выигрывает, когда она эмоционально окрашена, написана «с душой». Читатель обычно очень тонко чувствует отношение автора к материалу, а сопереживание всегда усиливает воздействие заметки.
4. Информационная заметка не терпит общих фраз, словосочетаний, ставших штампами.
5. Нельзя перегружать текст непонятными словами (профессионализмами, диалектизмами, сложносокращенными).
В) Переделать хронику в заметку. Пример.
Карточка.
Задание на дом: Написать информационную заметку о том, что произошло в школе за последние дни.
Приложение к занятию № 3.
1) 16.02.95 г. в 8 классе «Б» был проведен открытый урок геометрии.
2) 16.02.95 г. в 8 «Б» классе состоялся открытый урок геометрии. Ребята пришли хорощо подготовленными. Тема оказалась интересной. Учительница была довольна работой учеников на уроке. 8»Б» уже привык к таким урокам, поэтому никакой робости пред гостями, пришедшими на открытый урок, не испытывали.
Занятие 8.
Анализ рубрик печатных изданий.
Сопоставительный анализ рубрик районной газеты разных лет, рубрик областных печатных изданий.
Занятие 9.
Газетная статья – основа любой газеты.
Статья. Оформление статьи. Лексика, особенности синтаксиса. Анализ газетных статей.
Статья.
В заметке основу содержания составляет какой-то факт, какое-то явление действительности.
А в статье факты и явления действительности приобретают вспомогательное значение: они являются материалом, на основе анализа которого автор делает обобщение и выводы.
Значит, главное в статье – анализ фактов, обобщение и выводы.
Изучение причин и взаимозависимости фактов (положительных и отрицательных) позволяет автору статьи увидеть стоящую за ними проблему, поставить ее в своей статье и предложить свое решение.
Факты служат отправной точкой для развития мысли автора, аргументирует ее.
Сила статьи не в обилии фактов, а в обобщениях, опирающихся на анализ явлений.
Задача автора статьи – привлечь внимание читателя к какой-то важной, злободневной проблеме, убедить его в справедливости или ошибочности какой-то идеи, мысли.
Таким образом, газетная статья – это рассуждение проблемного характера, предназначенное для опубликования в печати.
В статье – элементы публицистического стиля: общественно-политическая лексика, эмоционально окрашенные слова и обороты речи, побудительные предложения, риторические вопросы и другие.
Работа над статьей «Попробуй удивиться».
Определите проблему, поставленную автором
Определите тип речи в статье (рассуждение).
Как соотносится название статьи и ее основная мысль?
Удачна ли формулировка заголовка статьи?
Давайте найдем доказательства, что это именно статья:
Что здесь факты или анализ их в центре внимания автора?(анализ).
б) Что позволяет автору увидеть проблему? (изучение причин и взаимосвязей фактов).
в) Что служит отправной точкой для развития мысли автора (факты).
г) В чем сила статьи? Может, в обилии интересных фактов? (нет, в обобщениях, опирающихся на анализ явлений).
д) В чем задача автора статьи? (привлечь внимание читателя к поднятой проблеме).
е) Найдите элементы публицистического стиля в статье.
Занятие 10.
Реклама на страницах газеты.
Что такое реклама. Реклама – неотъемлемая часть газеты. Место рекламы на страницах газеты.
Занятие 11.
Интервью.
Что значит «взять интервью»? Как необходимо готовиться к встрече с героем? Обязательные вопросы – домашняя заготовка. Импровизация при встрече. Как оформить интервью на страницах газеты.
Вступительное слово.
Интервью в газете – это запись бесед корреспондента со знающими и интересными людьми по важным вопросам жизни нашей страны, школы, по вопросам науки, техники, искусства, спорта и т.д.
Изложение содержания бесед в этом жанре ведется от имени человека, который дает интервью ( от имени интервьюируемого).
Но это не значит, что роль автора здесь сводится к механическому записыванию ответов собеседника напротив, успех интервью во многом зависит от автора, от его умения вести беседу, расположить собеседника к непринужденному, задушевному разговору.
Чтобы беседа получилась содержательной, интересной, живой и увлекла читателя, корреспондент должен основательно подготовиться к ней.
Прежде всего, важно точно определить тему и цель беседы, познакомиться (если в этом есть необходимость) с литературой по данному вопросу, проконсультироваться по данному вопросу у знающих людей, составить вопросник.
Вопросы должны быть интересными, четкими, конкретными, краткими.
Обычно в начале интервью сообщаются необходимые сведенья о собеседнике и тема разговора.
Далее излагается содержание беседы. Чаще всего интервью строится в форме диалога; корреспондент задает вопросы - собеседник отвечает на них.
Задание1-Прочитайте отрывок из интервью «Быстрее и выше» и ответьте на вопросы
- Какова тема и цель беседы?
- Как вопросы автора и ответы на них Светланы Савицкой раскрывают черты ее характера?
- Как характеризует героиню интервью?
Задание 2
- Сформулируйте вопросы, на которые отвечает выпускники школы
корреспонденту.
Задание на дом:
Возьмите интервью у ветерана войны, у ученика школы, у преподавателя того предмета, который вы больше других любите и т.д.
Занятие 12.
Очерк.
Особенности жанра, композиции. Создание собственных очерков.
Портретный очерк.
Осью очерка, по возможности,
Всегда должны быть живые люди….
М. Горький.
Есть разные виды очерков: художественный, документальный, публицистический. Особенно часто встречаются портретный очерк, в
котором, как правило, описывается реально существующий конкретный человек, его дело, поступки, профессия и т.д.
Особенности очерка:
Документальная точность;
Публицистичность;
Использование средств художественной изобразительности.
В очерке – автор решает ту или иную проблему. Если все ясно, если ничего не нужно решать, ничего доказывать, - зачем писать очерк?
В современном портретном очерке раскрываются духовный мир людей – людей интересной судьбы, тружеников производства, деятелей науки, культуры, героев войны и т.д.
Работа над статьей «В.Солоухин об очерке».
Задание №1
Каким должен быть портретный очерк по построению, с точки зрения В. Солоухина.
б) Как создается портретный очерк, на чем необходимо сосредоточить внимание читателя?
в) Какой материал советует использовать для очерка В.Солоухин, чтобы он был документальным, злободневным?
Задание № 2.
Прочитайте высказывание писателей о собрании материала для очерков и подготовьте ответы на вопросы:
1. Как собирается материал для очерков? (Н.Погодин)
2. Как авторы беседуют с бедующими героями своих очерков? Как фиксируют собираемый для очерков материал?
3. Какой важный совет дает К.Симонов очеркисту?
4. Как лучше начинать очерк?
Задание на дом.
1. Напишите статью для школьной газеты: «Кем и каким быть?», «О вкусах спорят», «Интересный человек. Каков он?», «Дела школьные».
2. Напишите портретный очерк «Наши выпускники», «Старейший учитель», «По следам войны» и другие.
- биография героя
- портрет
- обстановка, в которой живет герой, рабочее место и т.д.
- самые интересные эпизоды из его жизни.
- особенности личности героя.
Подумайте, ради чего вы пишите этот очерк, как лучше его построить, с чего начать. Придумайте свое название.
Занятие 13. Фельетон.
Смех есть признак силы…
Смех…необходим как самое настоящее оружие.
А.В.Луначарский.
Фельетон - художественно-публицистический газетно-журнальный жанр. Основная особенность – остро-критическое отношение к описываемому лицу, явлению.
Фельетон – от французского слова, обозначающего – листок. (Фельетоны впервые печатались во Франции на отдельных листах (отсюда название))
Фельетон содержит элементы сатиры и юмора.
Работа над статьей Г.Рыклина – известного фельетониста.
Задание: выписать из статьи главные особенности фельетона, по мнению Г.Рыклина.
Фельетон может быть и стихотворной форме.
Послушайте стихотворение – фельетон и скажите, какие события школьной жизни послужили основой для этого стихотворного фельетона, написанного учеником.
(« Если в голове сквозняк»)
Работа над текстом фельетона.
С. Нариньяни «деловой мальчик»
1. С какой целью пришел мальчик к своему соседу?
2. Зачем ему нужно было напечатать свои стихи в журнале?
3. Какое значение имеет сравнение поведения мальчика с поведением других «надцатилетних, заболевших стихами»?
4. Как помогает раскрыть основную мысль фельетона внешность и язык героя?
5. Почему фельетон называется «Деловой мальчик»?
6. В чем причина того, что автор в конце встречи смотрит на своего героя «новыми глазами»?
Практическая работа.
Задание №1.
Напишите фельетон на основе данного сюжета.
Подумайте об основной мысли вашего фельетона.
Дайте ему название.
Задание №2.
Напишите фельетон или юмористический рассказ по рисункам.
Задание на дом:
Напишите для стенной газеты фельетон на темы школьной жизни (о лодырях, прогульщиках, хвастунах и т.д.)
Занятие 14.
Собственная статья.
Создание газетных статей разных жанров. Редактирование статей, предложенных для печати.
Занятие 15.
Редактирование текста.
Что значит «редактирование текста»? Лексическое, синтаксическое богатство русского языка и разнообразие. Работа со словарями, пособиями.
Занятие 16.
Оформление газеты.
Понятие «дизайна». Верстка номера.
Занятие 17.
Оформление, выпуск школьной газеты.
Тематический план курса
№ п/п Наименование раздела Наименование темы Кол-во часов Вид, тип и форма занятий Вид контроля
1 Из истории журналистики Развитие журналистики в России. Первые русские издания.
1 Лекция с использованием индивидуальных заданий Анкетирование
Печатные издания, их роль в жизни общества. 1 Лекция, практикум в мультимедийном классе 2 Знакомство с основными речеведческими терминами. Текст. Тема и идея текста.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
1 Лекция. Групповая работа Создание текстов разных типов
Газета. Какой она должна быть, чтобы ее читали?
1 Урок-дискуссия Защита проекта собственной газеты
3 Публицистический стиль – стиль журналов и газет Стили речи. Особенности художественного и публицистического стиля, их отличие.
1 Семинар-практикум Тестирование
Информационная заметка. 1 Лекция. Практикум. Написание информационной заметки.
Анализ рубрик печатных изданий («Приманычские степи», «Ставропольский меридиан», «Университетская газета») 1 Групповой
практикум Реклама рубрики Написание информационной заметки.
4 Жанры публицисти-ческого стиля. Газетная статья – основа любой газеты. Лексика. Особенности синтаксиса. Написание статьи на школьную тему. 1 Семинар-практикум Создание статьи
Интервью. Что значит – «взять» интервью? Интервью по заданию школьной газеты. 1 Семинар-практикум Интервью на школьную тему у учащихся и преподавателей.
Очерк – особенность жанра. Композиция очерка. Миниатюра. Поэтичность, выразительность жанра. Создание миниатюры.
1 Практикум. Написание очерка или миниатюры на одну из тем.
Фельетон. 1 Практикум. Написание фельетона на тему школьной жизни.
5 Оформление, выпуск школьной газеты. Самостоятельное написание творческих работ любого жанра по выбранной теме.
Редактирование статей для школьной газеты. 1 Индивидуальная, групповая работа. Творческие работы всех жанров публицистического стиля.
Редактирование текстов. Работа со словарями, справочниками журналистов. 1 Практикум. Дизайн школьной газеты. 1 Групповая работа Проекты оформления газеты
Выпуск школьной газеты. Коллективная, групповая, индивидуальная работа Номер школьной газеты
Анкетирование.
Список используемой литературы
Розенталь П.А. Стилистика. М.: Просвещение, 1985.
Справочник для начинающего журналиста. М.: Просвещение, 1987
Власенков А.И., Рыбникова О.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М. «Просвещение», 2004 г.
Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова Развивайте дар слова М. Просвещение 1982 год.
5. В.Е.Гольдин Речь и этикет М. Просвещение 1983 год.
6. С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка М. 2002 год.
7. Работа учителя Акиншиной О.В.
8.Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста
9.Свитич Л.Г. Профессия: журналист
10. Поиск новых путей. Сост. Громцева С.Н. М., Просвещение, 1990
11.Теория и практика сочинений разных жанров. Сост. Ладыженская Т.А. и Зеналова Т.С..М., Просвещение, 1990.
12.Развитие речи: ьеория и практика обучения. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С..Линка-пресс,1994.
13.Речевые ошибки и их предупреждение. Сергеев Ф.П. Волгоград, 2000.

Материалы для ученика
Русская речь. 5-7 класс. Никитина Е.И. Просвещение, 2000
Школьная риторика. под ред. Ладыженской Т.А. М., 2002
Словарь журналиста. Словарь-справочник. М., 1992.
Газеты «Комсомольская правда», «Новые горизонты» и другие.