Модель ученического самоуправления в лицее (из опыта работы)

Ентальцева Татьяна Александровна,
образование высшее,
учитель истории и социологии

Модель ученического самоуправления в лицее
Воспитательная система в лицее строится, исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности, и осуществляется, наряду с приоритетными направлениями (интеллектуально-познавательная деятельность, интеграция основного и дополнительного образования, спортивно-оздоровительное, взаимодействие «Лицея и семья»), через систему детского самоуправления.
При этом необходимость организации самоуправления объясняется не только целями и задачами, которые ставит и решает лицей в системе учебно-воспитательного процесса, но и возрастными психологическими особенностями подростков. Для детей подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; необходимо признание, наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении.
Структура самоуправления представлена тремя уровнями, благодаря чему охватывает всех учащихся (с 5 по 11 классы), где основные функции выполняют учащиеся 8-11-х классов, входящие в состав Совета старшеклассников (далее – СС) «Позитив». Деятельность ученического самоуправления соотносится с направлениями, определенными воспитательной системой лицея: интеллектуально-познавательное, спортивно-оздоровительное, досуговое, правовое, информационное.
Таким образом, предлагаемая модель ученического самоуправления соответствует реализации основных задач лицея.

Модель самоуправления разрабатывалась на основе нормативно-правовых документов, в список которых входят:
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» .
Устав МБОУ «Лицей № 1» г. Лысьва.
Положение о Совете старшеклассников «Позитив» МБОУ «Лицей №1».
Положение об Управляющем совете МБОУ «Лицей № 1».
Программа развития МБОУ «Лицей № 1» на 2012 – 2016 гг.
Самоуправление в лицее является структурой динамичной, поэтому
каждый учебный год обновляется база документов, на основе которой работает самоуправление. Изменения направлены на улучшение качества работы в соответствии с общей концепцией ОУ, анализом деятельности за предыдущий год.
В Положении о Совете старшеклассников определены цель и задачи органа самоуправления, а именно:
Цель: формирование социально-активной личности, готовой к жизни в современном обществе.

Задачи:
- организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей лицеиста в общественные отношения;
- создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности в работе Совета старшеклассников «Позитив»;
- творческое развитие каждого учащегося;
- знакомство с восстановительными технологиями, участие в работе службы примирения «Контакт»

Работа органов ученического самоуправления основана на принципах:
равноправия – выборный актив и рядовые члены занимают равное положение, строят отношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства.
выборности– приобретение полномочий в результате всеобщих выборов.
целесообразности– направленность деятельности на реализацию интересов и потребностей.
гуманности – деятельность основывается на нравственных принципах.
ответственности– регулярный отчет о проделанной работе и ее результативности.
творчества – проявление активности и самостоятельности, свободный выбор деятельности, формы работы для достижения личных и коллективных целей.
На этих принципах реализуется и содержание деятельности всех органов ученического самоуправления: классного коллектива, Совета старшеклассников и учащихся, входящих в состав Управляющего совета лицея.

Структура модели ученического самоуправления
Модель ученического самоуправления в лицее состоит из трех уровней, каждый из которых представляет обязательную часть, необходимую для эффективной деятельности.

Первый уровень самоуправления – ученическое самоуправление в классных коллективах. Работа на данном уровне осуществляется в каждом классном коллективе (5 - 11 класс), где выбирается актив класса (ответственный каждого отдела – 5 человек) и староста класса. Задача классного руководителя – координировать работу актива на классном и лицейском уровнях, организовывать взаимодействие с активами других классов и Советом старшеклассников.

Старосты классов (5-7 классы) входят в «Малый Совет».
Собрания «Малого Совета» происходят 1 раз в месяц, проводит собрание куратор Совета старшеклассников и (или) Глава Совета, ответственные по отделам.
Цель собрания: определение результатов деятельности за прошлый месяц и знакомство с планом работы на предстоящий. Далее основная работа ведется внутри классного коллектива: старосты информируют выборный актив класса и организуют деятельность в соответствии с планом: участие в лицейских и городских конкурсах, подготовка команд.
Работа активов 5-7 классов является подготовительной для последующей работы в Совете старшеклассников.
Активисты получают необходимые знания и умения, наличие которых обеспечивает более эффективную работу в СС в дальнейшем и интересную, результативную работу внутри класса.
Представители активов 8-11 классов входят в Совет старшеклассников лицея. Староста класса является главным представителем классного коллектива в СС, на основе его деятельности в Совете строится работа и на классном уровне: организация деятельности выборного актива, ответственность за качество его работы.

Второй уровень самоуправления – Совет старшеклассников «Позитив».
Внутренняя структура Совета представляет собой работу отделов по направлениям под руководством Главы Совета и координатора ученического самоуправления. Общее количество членов Совета – 25-30 человек.
Глава Совета, заместитель Главы и ответственные по отделам избираются в ходе голосования Совета старшеклассников сроком на один год. Перед голосованием кандидаты выступают со своей творческой программой, где излагают основные положения по усовершенствованию работы самоуправления в лицее. Глава Совета (учащийся 10 класса), ответственные по отделам: представители с 8 по 10 класс. Ответственные создают себе команду, работающую по направлению (4 чел.). Задача ответственных по отделам заключается в организации деятельности в соответствии с направлением и взаимодействие и контроль за работой активов на 1 уровне. Одинадцатиклассники также входят в состав Совета, но полномочия их передаются последующим поколениям лицеистов, основная задача одинадцатиклассников – передать опыт успешной работы в Совете, помочь и скоординировать деятельность новой команды.

Работа СС делится на два плана: внутренний и внешний.
Внутренний план:
1.Мероприятия, проводимые внутри Совета, направленные на развитие творческого потенциала каждого члена СС, ориентирующие на становление нравственных мировоззренческих основ и влияющие на сплочение коллектива. План данных мероприятий устанавливается и проводится куратором ученического самоуправления, выбор формы зависит от целей, задач и предполагаемого результата. Особое значение здесь имеет своевременное урегулирование внутренних разногласий, вопросов личного характера, требующих
психологической поддержки (проводятся совместно с психологом). К мероприятиям этой группы относятся: «Выездные Советы», психологические тренинги, анкетирования и опросы + традиционные праздники: «Посвящение в Совет», «Рождественские встречи в Совете», «День рождения Совета» и др.
2.Заседания Совета. Проводятся в соответствии с циклограммой работы СС:

ПН: общее заседание СС, отдел «Информация»
ЧТ: отдел «Правопорядок»

ВТ: отел «Творчество»
ПТ: отдел «Спорт и здоровье»

СР: отдел «Познание»
СБ: лицейские и городские мероприятия; индивидуальная работа с Главой и заместителем Главы Совета.

Заседания проводятся по схеме: анализ мероприятия – работа по плану СС (или отдела) - рефлексия. Каждый из компонентов является обязательным, наличие данных компонентов обеспечивает эффективную работу с меньшими временными затратами.
Внешний план (лицейский и городской уровень).

Основное содержание деятельности Совета (традиционные и обязательные мероприятия, проводимые каждый учебный год) представлено в портфолио Совета старшеклассников, созданное участниками Совета за 2010 – 2011 учебный год (Приложение 4).
Видение деятельности «глазами детей» помогает дать более объективную и достоверную оценку мероприятиям.
Работа на данном уровне осуществляется в соответствии с
- тематикой работы на учебный год (например, сентябрь – «месяц безопасности», октябрь – «месяц добрых дел», ноябрь – «месяц воспитания семейной культуры» и т.д.);
- традиционными лицейскими праздниками: «Здравствуй, Лицей!», «День самоуправления», «Ученик года», «Класс года», «Семья года», «Бал лицеистов» и др.;
- планом-сеткой мероприятий на учебный год, разрабатываемым заместителем директора по воспитательной работе и включающим мероприятия лицейского и муниципального уровней;
- планом работы органов самоуправления на учебный год, где отражены основные мероприятия, организуемые СС и его отделами; план разрабатывается куратором СС и зам. директора по воспитательной работе с учетом предложений Совета старшеклассников.

Третий уровень самоуправления – Управляющий совет (УС).
УС - это коллегиальный орган, реализующий принципы самоуправления в вопросах, отнесенных законодательством РФ к самостоятельной компетенции образовательного учреждения.
Основной целью создания Управляющего Совета является реализация права участников образовательного процесса на участие в управлении учреждением для
повышения результативности и эффективности работы учреждения. При участии родителей, представителей Управляющего совета, принимаются решения о стимулировании педагогических и штатных сотрудников лицея, утверждается публичный доклад руководителя, осуществляется наблюдение за проведением процедуры ЕГЭ.

Состав Управляющего совета – 13 человек, 2 человека – представители Совета старшеклассников. Нужно отметить, что возможность детей участвовать в непосредственном решении тех или иных управленческих задач является стимулом к личностному росту, развитию в себе внутреннего творческого потенциала, лидерских качеств.

Таким образом, структура самоуправления в лицее строится на позициях преемственности, что обеспечивает качественный результат деятельности на всех уровнях и определяет включение в воспитательную работу каждого учащегося. СС является центром самоуправления в лицее, его участники находятся в постоянном взаимодействии с учащимися лицея, организуя и контролируя работу на уровне классных коллективов, педагогическим составом, административным корпусом и членами Управляющего совета, что позволяет лицеисту почувствовать себя полноправным и значимым участником образовательного процесса, субъектом (а не объектом) воспитательной системы.

Результативность реализации модели ученического самоуправления СС «Позитив»
Определение результатов деятельности ученического самоуправления является показателем успешной/неуспешной, эффективной/неэффективной работы всех участников воспитательного процесса, а также показывает необходимость (или ее отсутствие) данной структуры в воспитательной системе ОУ.
При определении результативности необходимо учитывать оценку работы самоуправления с трех позиций:
Взаимодействия СС с активами классных ученических коллективов:
- рейтинговая система активности: на классном, лицейском, муниципальном уровнях;
- проведение учебы активов (наблюдение и анализ изменений);
- стимулирующие активность традиционные мероприятия: «Ученик года», «Класс года»;
-наблюдение за понижением/повышением интереса учащихся к работе Совета старшеклассников;
-оценка престижности работы членов Совета старшеклассников.

Самоаттестация ученического самоуправления:
- рейтинг активности каждого члена СС;
- отслеживание уровня развития самоуправления (по методике М.И. Рожкова);
- систематическая учеба внутри Совета: анализ мероприятий, рефлексия, психологические тренинги, «Выездные Советы», мероприятия на сплочение коллектива с последующими выводами и прогнозами;
- оценка деятельности Совета на лицейском и городском уровнях: уровень
организации и проведения мероприятий, качество выступлений на городских конкурсах, количество призовых мест.

Оценка деятельности педагогическим коллективом и родителями.