Обучение татароязычных детей русскому языку через игру


Обучение татароязычных детей русскому языку через игру.
  Ахметсафина Наталья Евгеньевна
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ – детский сад «Березка» пос. Новый
Тукаевского муниципального района РТ
    Ранее обучение русскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию Республики Татарстан и России, уважение к языку и культуре русского народа, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Для овладения языками наиболее благоприятным периодом рассматривается раннее детство, потому что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны.
Основной формой обучения русскому языку является занятие, каждое из них должно быть праздником для детей. Чтобы занятия получились интересными,  я использую разнообразные пальчиковые игры, физкультминутки, песни, мультфильмы, презентации, сказки, подвижные, дидактические игры.     В выборе методов и приемов обучения русскому языку на передней план выдвигается игра. Актуальность проблемы диктует необходимость рассмотрения вопроса использования в образовательном процессе детского сада игры как одной из основных форм мотивации, организации и стимулирования познавательной и речевой деятельности нерусских детей.
    Активное воздействие на личностную эмоциональную сферу ребенка в процессе овладения русской речью, которое достигается в игре, способствует решением одной из важнейших задач – формированию у детей устойчивого интереса, положительного отношения к занятиям русским языком, радостного их ожидания. Широкое использование различных видов игр во всех блоках педагогической деятельности, их разнообразие, правильная организация, обеспечивающая с одной стороны, коллективный характер игр, объединение усилий детей для решения единой коммуникативной задачи, способствует формированию навыков общения в коллективе.  Игра также обеспечивает достаточную степень индивидуальности, давать каждому ребенку возможность использовать свои речевые способности. Характерные для игры новые роли, неожиданные повороты сюжетов, воображаемые ситуации делают возможности создания у детей, живущих вне русской языковой среды, особой потребности в общении на русском языке. А теперь рассмотрим это на примере отдельных видов игр.
    В центре внимания воспитателя должна постоянно находиться работа по формированию и совершенствованию у детей умений и навыков правильного русского произношения, устранению имеющихся недостатков. На каждом занятии проводятся фонетические упражнения в форме игр: «Эхо», «Цепочка», используя журналы «Карапуз», аудиодиск «Трудные звуки». Важно, чтобы каждый ребенок был активен во всех играх (слушание, произношение, подражание). Педагог руководит игрой, замечает, какие фонетические явления освоены воспитанниками, кто испытывает затруднения, а кто почти не нуждается в индивидуальном внимании.
     В ходе игр ребенок учится управлять движениями своих губ, языка, рта при произнесении русских звуков и слов, пользоваться ударением и интонацией для точной передачи смысла слова и предложения. Считать, что ребенок освоил звук, противопоставительный признак, тип ударения и интонации, можно лишь при условии, если ребенок правильно пользуется ими в собственной речи, при свободном выражении собственной мысли.
     При обработке навыков произношения в игре рекомендуется соблюдать следующий алгоритм действий: привлечь внимание ребенка к отрабатываемому звуку, затем ввести новый звук; объяснить артикуляцию звука; предоставить ребенку возможность сначала повторить звук, а затем произнести его в соответствии с игровой ситуацией; формировать умение различать звук, смешивающийся в произношении и реагировать на каждый соответствующими  игровыми действиями; имитировать звуковые различия в игре; самостоятельно произносить звуки в игре; включать в игру слова и фразы, содержащие отрабатываемый звук.
     Дидактическая игра является одним из основным методическим приемом:
- выработки положительного эмоционального отношения ребенка к речевой деятельности на русском языке, повышения его речевой активности;
- понимания и активного употребления новой лексики;
- отработки грамматических навыков, употребления максимального числа языковых конструкций в новой ситуации, творческого «пересмотра»;
- развития связной речи.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов:
- дидактическая задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные;
- игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях;
- правила обеспечивают реализацию игрового содержания.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу.
Игра и игровые ситуации тесно связаны с целями и задачами практического овладения лексическими единицами, синтаксическими конструкциями, предусмотренными программой. Игра позволяет закрепить за русским языком определенную сферу общения, сделать для ребенка естественным переходом на русский язык в общении с педагогами и сверстниками.
Для закрепления новых слов на занятиях использование разнообразных игр, драматизации сказки. Но работу по обучению русскому языку нужно вести и в свободное от занятий время. С целью: продолжать развивать интерес к изучаемому языку и желание говорить на нем; закреплять те умения и навыки русской разговорной речи, которые дети получили на занятиях; проводить индивидуальную работу с детьми; вводить некоторые новые слова и выражения.
Список используемой литературы
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3 издание, испр. доп. – М; Мазаика-Синтез, 2012г.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 г.
Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. Төбәкнәң мәктәпкәчә белем бирү программасы.- РНЦ, 2012г.
Изучаем русский язык: программа, методические рекомендации, диагностика / авт.- сост.: С.М. Гаффарова, Ч.Р. Гафарова, Г.З. Гарафиева.- Казань: Первая полиграфическая компания, 2013г.
Асадуллин А.Ш. Учимся говорить по русски.- Казань: ТКН, 1983г.