Урок биологии на тему Многообразие земноводных, их значение и охрана (7 класс)


Тема урока: «Многообразие земноводных, их значение и охрана».
Класс: 7 класс
Цели урока:
Образовательные:
изучить многообразие земноводных в связи с приспособленностью их обитания в различных средах;
выяснить роль земноводных в природных сообществах и жизни человека.
Воспитательные:
развитие интереса к предмету;
формирование у обучающихся бережного отношения к природе;
Развивающие:
продолжить работу по формированию у обучающихся умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие закономерности, строить доказательства и обосновывать их
Задачи урока: сформировать у обучающихся умение анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации на базе изученного материала по теме.
Оборудование урока:
Мультимедийная презентация, аудиозаписи: «Голоса земноводных», песня «Про лягушек и комара», видеоотрывок из мультфильма «Дюймовочка», презентация обучающихся «Земноводные Пензенской области».Девиз урока:«Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны» М.Твен.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Показ отрывка из мультфильма «Дюймовочка».
Учитель. Сформулируйте тему урока.
II. Актуализация знаний.
Выполнение теста.
1.Родство земноводных и рыб подтверждают: 
Наружные жабры у головастиков
Обитание в воде
Наличие конечностей
Боковая линия у головастиков
2.Земноводных относят к холоднокровным потому, что: 
Они холодные на ощупь
Температура тела непостоянная
Могут переносить в сонном состоянии холодное время года
Температура тела зависит от температуры окружающей среды
3.В процессе исторического развития животных земноводные появились на Земле 
После птиц
После пресмыкающихся
После рыб
После млекопитающих
4.Холоднокровные животные, обитающие в водной и наземно-воздушной средах, но размножающиеся только в воде, относятся к классу Земноводные
Хрящевые рыбы
Костные рыбы
Ракообразные
5. Укажите признаки, характерные для земноводных
Температура тела непостоянная и в большой степени зависит от окружающей среды
Сердце трехкамерное
Сердце двухкамерное
Кровь в организме смешанная
Кровь в организме несмешанная
Кровь в организме течет по двум кругам кровообращения
Кровь в организме течет по одному кругу кровообращения
Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, среднего, промежуточного, продолговатого и мозжечка
Тело голое, слизистое
Тело покрыто костными чешуями
Тело покрыто роговыми чешуями
В скелете хорошо развиты пояса конечностей. Отсутствие их — вторичное явление
При размножении откладывают яйца с большим запасом питательных веществ
Размножение в воде
Размножение на суше
Дыхание легочное и кожное
Дыхание легочное
Дыхание жаберное
Обитают только в воде
Обитают в воде и на суше
Некоторые виды обитают в воде, некоторые — на суше
III. Работа над новым материалом.
1. Чтение стихотворения учеником.
Спи, царевич мой прекрасный,Баюшки-баю.Я тебе на сон грядущий Песенку споюЯ спою о том как гибнетНаш несчастный род,Проживая жизнь в болотах,Полную невзгод.Бьют камнями нас мальчишки –Просто так, зазря.Убежать от них ,укрыться Нам почти нельзя.Нет зубов, не можем бегать,Нам нельзя летать.Вынуждены громко квакатьИ лишь мух хватать.Часто губят нас напрасно,Не думая о том, Что Земля – планета наша –То наш общий дом.
2. Слово учителя.
   Проблема. У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью. - «Как вы думаете, за что же люди не любят лягушек, жаб и им подобных?».. Противоречие. Земноводные с одной стороны неприятные животные, а с другой стороны - необычные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.
Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети. Вот послушайте два высказывания о них:
«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб». (Альфред Брем)
“Лягушкам только образование не хватает, а так они на всё способны”, - заметил как-то в шутку Марк Твен.
И сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. Мы берем на себя задачу защищать земноводных, а сделать это можно в том случае, если мы изучим их многообразие, роль в природе и жизни человека.
Вряд ли кто объяснит толком, за что мы любим одних и не жалуем и боимся других, равнодушны к третьим.Характер и облик наших давних соседей по планете мы давно уже знаем.С древних времен в русских пословицах и поговорках, сказках и легендах, сравнениях и эпитетах (когда мы наглядно хотим представить себе образ кого-либо из людей) мы часто вспоминаем животных – «братьев наших меньших». (Царевна-лягушка; глухой, как тетерев; хитрая, как лиса; глуп, как сивый мерин).Давайте попробуем сегодня взглянуть на жизнь земноводных – интереснейших созданий –по-новому, с уважением. Поверьте мне, они этого заслуживают.
Звучит цель урока (указана выше). Кроме этого попытаемся опровергнуть мысль Альфреда Брема о том, что семейство жаб вызывает всеобщее отвращение и защитить незаслуженно гонимых.
На доске (боковушка): «Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).
( Урок проводится с использованием презентации). 2400 видов земноводных объединены в три отряда:
Отряд Безногие.
Безногие земноводные (червяги) хорошо приспособлены к роющему образу жизни. Их червеобразное, лишённое конечностей тело разделено на многочисленные кольца, что делает их похожими на больших дождевых червей. Внутренние органы сильно вытянуты.
У червяг хорошо развито обоняние, а вот недоразвитые глаза скрыты под кожей, отсутствует и барабанная перепонка. В глубокой ямке за ноздрёй находится осязательное щупальце.
Безногие обитают в Юго-Восточной Азии, Африке и Южной Америке, некоторые из них достигают в длину 1 м. 60 видов разделены примерно на 6 семейств.
Отряд Хвостатые – другой отряд земноводных. Все они имеют вытянутое тело, переходящее в длинный хвост. Длина тела от 15 см до 1,5 м (японская исполинская саламандра). Конечности короткие и слабые; у сирен задние ноги отсутствуют. Хвостатые плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом. Дыхание через кожу, слизистую рта и лёгкие; у некоторых лёгкие отсутствуют.
Хвостатые питаются различными беспозвоночными, икрой рыб и других амфибий, мелкими позвоночными животными. 9 семейств (около 360 видов) обитают преимущественно в Северном полушарии, за экватором можно встретить только очень немногие формы. Некоторые хвостатые (например, огненная саламандра) выделяют токсин кожными железами.
Последний и наиболее высокоразвитый отряд современных земноводных – бесхвостые. Эти животные имеют короткое широкое тело и две пары сильных конечностей, хорошо приспособленных к прыганию. Плавают бесхвостые при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу. Хвост исчезает после метаморфоза. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см. Некоторые бесхвостые (например, пипа, сумчатые лягушки) носят молодь на спине.
Известно более 20 современных семейств и более 2000 видов бесхвостых земноводных. Они обитают преимущественно во влажных местах на земле, деревьях и в воде, во всех частях света, кроме Антарктиды.
3. Охрана земноводных. ( Сообщение. Беседа с обучающимися, в ходе которой определяются причины сокращения численности земноводных в природе, отмечаются меры по сохранению видов амфибий).Слова учителя: все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Что влияет на сокращение их численности в природе? Что может предпринять человек, чтобы сохранить их на нашей планете? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.
Предполагаемый ответ: земноводные уничтожают вредителей растений; являются необходимым звеном в цепях питания; объект лабораторных исследований; из ядовитых выделений желез изготавливают лекарственные препараты; в некоторых странах земноводных употребляют в пищу; многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты). Земноводные приносят пользу, уничтожая большое количество вредителей и их личинок (например, слизней, оводов, комаров). Некоторые лягушки употребляются человеком в пищу. Многие бесхвостые (например, жабы, жерлянки) имеют едкие железы на коже; при попадании секрета на слизистую оболочку или в глаз следует немедленно промыть поражённый орган чистой холодной водой. Ядовитые выделения пятнистого древолаза издревле использовались индейцами для смазывания стрел. Лягушки – классические объекты лабораторного эксперимента.
4. Значение земноводных.
(Исполнение песни «Про лягушек и комара»).
Две лягушки вечерком
На лугу сидели,
Две лягушки вечерком
На луну глядели.
Тут комарик на лужок
Прилетел под липки,
Сел на тонкий лопушок,
Заиграл на скрипке.
Две лягушки комара
Мигом услыхали,
На лужайке до утра
Польку танцевали
Учитель. О каком значении лягушек идет речь в песне?
Звено в цепи питания.
Регулируют численность беспозвоночных животных.
Лабораторные животные.
Биологические индикаторы.
Используются в пищу человеком.
Яд входит в состав лекарств.
Памятники лягушке:
Памятники лягушке в Париже и Токио - дань уважения и признания поистине неоценимых заслуг этих животных в развитии науки. Памятники лягушке в Париже, в Бостоне, в Москве Аэропорт «Домодедово». Дорожный знак « Внимание! Лягушка!» установлен на автостраде в Швейцарии, а недавно и в Белоруссии .5.     Звуки амфибий.
(Комментарии учителя фрагмента записи с голосами земноводных и ее прослушивание).
Слова учителя: земноводные – удивительные певуньи. Они могут издавать звуки при помощи резонаторов – особых пузырей в уголках рта. Представьте, что вы в лесу, теплый майский вечер, почувствуйте запах трав и цветущих кустарников. Прислушайтесь. Голос травяной лягушки напоминает отдаленный лай собак, зеленая жаба издает трели, необычен голос жерлянки, в отличие от других земноводных она издает его не при помощи резонаторов, а благодаря наличию особого горлового мешка. А вот чесночница стучит под водой. Самая громкая певунья нашего леса – озерная лягушка. Прудовая и травяная лягушки являются охраняемыми видами Пензенской области
6. Земноводные Пензенской области
(Рассказ ученика с использованием слайдов презентации).
жаба зелёнаяжаба сераялягушка озёрнаялягушка остромордаялягушка прудоваялягушка травянаятритонтритон гребенчатыйчесночницаIV. Подведение итогов урока.
1.Заполнение таблицы «Многообразие и значение земноводных».
2.Загадки о земноводных.
Скачет зверушка,Не рот, а ловушка.Попадут в ловушкуИ комар, и мушка.
Кто по мшистойМокрой тропке,Словно мячикСкачет ловкий?
Не зверь, не птица,Всего боится.Половит мух -И в воду - плюх!
Подрастала -Хвост растила,Платье тёмное носила.Подросла -Зеленой стала,Хвост на весла поменяла.
По-блошьи прыгает,По-человечьи плавает
Вывод урока:
Небольшое число современных видов земноводных входит в такие отряды, как Хвостатые, Бесхвостые и Безногие. Распространены они в тропиках, субтропиках и умеренных широтах. В природных биоценозах амфибии являются важным компонентом – регулируют численность беспозвоночных, поедая насекомых, пауков, слизней, червей. Сами земноводные служат добычей некоторых птиц, зверей, рептилий. Мясо крупных саламандр и лягушек съедобно. Большое значение амфибии имеют как лабораторные животные в научных биологических исследованиях.
V. Рефлексия.
V. Задание на дом.
Творческое задание. Составить кроссворд по теме: «Земноводные»
Заключительное слово учителя:
Учитель: Итак, сегодня на уроке вы еще раз убедились в том, что наши соседи по планете удивительны и прекрасны, и что мы о них знаем явно не достаточно.Давайте на каждом нашем уроке узнавать много нового и интересного о тех, кто кроме нас населяет нашу голубую планету.