Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных приемов рисования


Крикавцова Т.А. учитель изобразительного искусства
БОУ г. Омска «Лицей №145»
Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных приемов рисования
Принципиальная цель образования заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения – людей творческих, изобретательных и открывателей.
Жан Пиаже.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.
Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с ранних лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Правда увлечение это проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности школьников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.
Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Одной из основных задач является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом.
«Научиться рисовать – это значит научиться мыслить», - сказал великий ученый, художник, поэт и музыкант Леонардо да Винчи. Это и послужило основой для моей сегодняшней темы, в первую очередь обучать
1
изобразительной деятельности последовательно, систематизировано, начиная с первого класса, где каждый урок вытекает из предыдущего, последовательно шаг за шагом ребенок знакомится с изобразительной грамотностью часто в игровой форме.
Творчество должно стать основой в формировании личности, влияя на весь учебный процесс.
Очень жаль, что творческим дисциплинам уделяется значительно меньше внимания, чем другим наукам.
Инновационная педагогическая технология современной изо деятельности используется для гармоничного развития детей. Нетрадиционные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Наших современных детей необходимо знакомить с самыми нетрадиционными изобразительными технологиями. Включение в процесс обучения изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет нивелировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей. Нетрадиционные техники значительно повышают интерес к процессу рисования, т.к. позволяют получить качественный изобразительный результат, что в свою очередь, повышает самооценку ребенка, дает возможность почувствовать свои силы и возможности. Последовательно проходя все этапы обучения нетрадиционным методам изо деятельности, отстающие дети постепенно осваивают умение решать сложные изобразительные задачи, обогащается содержательная сторона их работ.
Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.
Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: шум, дорисовывают кляксу. Они умело фантазируют, что не всегда удается взрослым. И мне нравится, что на таких занятиях дети учатся замечать оттенки цветов (лист не просто желтый, а красно-желтый, желто-оранжевый), строить свою диалогическую и монологическую речь. С помощью рисунка ребенок передает свое настроение и благодаря систематической работе он радует всех своими великолепными произведениями.
В выполнении заданий учащиеся разной возрастной категории используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, «тычком», кистью, пером;  использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т.д.
Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения
2
незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное.
Работая с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» учитель впервые сталкивается с изучением нетрадиционных приемов работы на первых годах обучения изобразительной грамотности учащегося (1 класса). Это позволяет увидеть повышенный интерес детей к данной работе, при этом техники и приемы работы в нетрадиционной форме претерпевают некоторые изменения в процессе выполнения с учетом возрастных особенностей учащихся.
Считаю, что нетрадиционные приемы работы на уроках изобразительного искусства необходимо развивать и усложнять её по мере возрастных способностей восприятия учащихся и следует ввести их в среднем и старшем звене школы. Так как они развивают, творческое отношение к собственной деятельности, воображение, восприятие различных предметов через фактуру, колорит, цвет и т.д. в различных художественных материалах.
Хочу перечислить все способы рисования, которые применяются на практических занятиях по изобразительной деятельности:
1. Пальцевая живопись
2. Печатка
3. Монотипия
4. Набрызг.
5. Скомканный лист
6. Рисование свечёй
7. Точечный рисунок
Данные приемы могут использоваться при изучении:
декоративно-прикладного искусства в 5 классах;
основ образного языка – пятно как средство выражения в 6 классе;
тема праздника в бытовом жанре – карнавальная маска, превращение обычного в необычное в 7 классе; интерьер и вещь в доме, создание индивидуальной творческой работы – натюрморт в технике монотипия в 8 классе.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую следующие методы обучения:
1. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие. 
2. Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.
3.Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных.
3
4. Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, с другой – приучаю четко выполнять ограничения.5. Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова  активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.
6.Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения той же задачи. 
7.Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш школу, но и выставляемся на городских конкурсах. Многие работы становятся лауреатами и призерами, за счет оригинального решения изобразительных задач.
Литература.
Ветлугина Н.А.. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.-Л.: Госиздат, 1930.
Дейнека А.А. Учитесь рисовать. – М.: 2001.
Зайцев А.С. Советы мастеров. - Л.: 1998.
Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965.
Утробина К.К., Утробин Г.Ф.. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. - М.: ГНОМ и Д, 2001.
4