Опыт работы педагога-психолога МКОУ Нелемнинская СОШ им.Текки Одулока


Сельские школы в России составляют около 70%, из них половина малочисленных, где в классах в среднем обучается менее 10 учеников.
Не исключение и наша Нелемнинская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Спиридонова - Текки Одулока, в которой обучаются (на текущий период) 29 учащихся. Максимальное количество детей в классах 5 человек (в основном от 1 до 3 учеников).
Есть несомненные плюсы в работе такой школы. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают и любят, все друг другу помогают. Малочисленная школа, как большая семья, где все дети на виду, с каждым учеником можно наладить тесный контакт и индивидуальное обучение, большее количество родителей составляют сами учителя и работники школы, с такими родителями существует непрерывная взаимосвязь, да к тому же, учитывая специфику села, большинство участников образовательного процесса связаны друг с другом родственными узами. Но одновременно с этими достоинствами, существуют и трудности, которые едва ли не перевешивают все перечисленные преимущества. Во первых, колоссальная нагрузка на учащихся во время обучения: практически на каждом уроке изо дня в день ребенок находится в центре внимания учителя и, казалось бы, что учебные успехи детей должны быть выше. Но одновременно с этим, ученик, испытывая, психологическую и физическую нагрузку, у которого отсутствует соревновательный момент (не с кем сравнить свои успехи или неудачи), развитие мотивации учения и познавательного интереса значительно слабее, чем у городских школьников. Во вторых, кроме учёбы, сельский ученик посещает всевозможные кружки, секции, внеурочные занятия и т.д., разнообразие которых, к сожалению, более ограничено, чем в городских школах. В третьих, каждый классный коллектив старается активно принимать участие в различных внеклассных мероприятиях, общешкольных, сельских праздниках, олимпиадах разного уровня, в районных соревнованиях и т.д. И все это, практически возлагается на одного ребенка, из которого каждый учитель пытается «слепить» успешного ученика по своему предмету.
Все это обуславливает основные задачи перед школьным психологом, который старается выстроить свою работу так, чтобы максимально помочь и детям, и учителям, и родителям в преодолении вышеперечисленных трудностей. Хотелось бы уделить особое внимание Месячнику психологического здоровья, целью которого является «Обеспечение реализации прав ребенка на создание необходимых условий для жизни гармоничного развития как личности и гражданина, для укрепления и сохранения психологического здоровья учащихся в образовательной среде». Данный Месячник проводится два раза в год и включает в себя разнообразные формы и методы мероприятий. Традиционно работает «Почта доверия», «Забор высказываний», «Стена мечтаний», это помогает детям высказать свои мысли, идеи, мечты, переживания и т.д. Хотя все это проводится анонимно, но учитывая малочисленность нашей школы, не составляет большого труда понять, кто из детей пишет и на кого следует обратить внимание. Все письма были обработаны, а предложения и пожелания переданы администрации школы для дальнейшего рассмотрения на педсовете.
Для учащихся 1-5 классов проводится акция «Твори добро»: нарисованный ствол дерева без листьев, каждому ученику выделяется сук дерева, куда затем ребенок прикрепляет листочек с записанным на нем «добрым делом». По этим листочкам, можно сделать вывод кто и как из детей представляет для себя слово «добро» (кто-то прибрался в комнате, кто-то помыл посуду, а кто-то помог дедушке смастерить удочку и т.д.). Все это анализируется и обсуждается с родителями.
Нравятся детям тематические конкурсы рисунков «Я рисую счастливую жизнь», «Я и спорт», «Моя семья» и т.д. Это также позволяет нам заглянуть во внутренний мир ребенка. Рисунки вывешиваются в фойе школы, они не подписываются, что вызывает большой интерес у зрителей, которые пытаются угадать автора рисунка.
Проводится «День вежливости», «День бантиков» для позитивного настроя всех участников образовательного процесса.
В этом учебном году была проведена диагностика уровня воспитанности по классам и по школе в целом. Ребята с нетерпением ждали результатов диагностики, которые были озвучены на общешкольной линейке и был назван самый воспитанный класс школы.
Во время Месячника всем классам дается домашнее задание. Например, в канун Дня матери (октябрь), собрать фотографии и видеонарезки, где присутствуют их мамы. Из этих фото и видео психолог монтирует видеоклип, который потом транслируется во время праздничного концерта в сельском клубе. Или задание для родителей, принести фотографии и видео своих детей, получается клип «Наши дети», который не может никого оставить равнодушным. Эти мероприятия помогают в укреплении семейных взаимоотношений.
Учитывая, что наша школа – единственная в мире, где занимаются изучением и сохранением языка и культуры одного из древнейших этносов – юкагиров Верхней Колымы, в рамках весеннего Месячника проводятся соревнования по юкагирскому футболу «Футбол йодэйэлэк», по настольным играм юкагиров «Одун йодэйэпки», которые пропагандируют ЗОЖ и прививают интерес к национальным играм предков.
В этом году было проведено исследование по изучению психолого-педагогического показателя результативности деятельности школы как удовлетворенность участников образовательного процесса его важнейшими сторонами (Н.В.Калинина, М.И.Лукьянова). Анкеты разработаны для всех участников образовательного процесса: учеников, педагогов, родителей. В данном исследовании приняли участие 100% учащихся и педагогов и 80% родителей. После обработки результатов было выяснено, что в целом деятельность работы школы является успешной, степень удовлетворенности учащихся и родителей свидетельствует о целенаправленной работе педагогов и администрации школы над развитием и совершенствованием учебно-воспитательного процесса, о своевременной коррекции педагогической деятельности на основе отслеживания её результатов. В маленькой сельской школе учитель не просто работает, он живет жизнью детей, воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье. В этом и есть преимущество малочисленной школы, которая изо всех сил старается вложить в своих учеников все самое светлое и доброе, чтобы воспитать психологически здоровую, полноценно-развитую личность в гармонии с собой и с окружающим миром.
Алёна Николаевна Миронова, педагог-психолог МКОУ «Нелемнинская средняя общеобразовательная школа Н.И.Спиридонова – Текки Одулока»