Статья:Один из подходов развития творческой мотивации учащихся в работе учителя (личный опыт)


Улемаев Роберт Раисович учитель СОШ№ 75 г. Уфа Республика Башкортостан Статья:
Один из подходов развития творческой мотивации учащихся в работе учителя (личный опыт)
« Воспитатель сам должен быть воспитан» Карл Маркс
«Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Поэтому если вы хотите вызвать у учащихся нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике»(1). Мне хочется подойти к этой проблеме с точки зрения педагога-художника. «Преподавание само по себе творчество. Оно воплощается в детях я, в их работах, в их духовном развитии»(2).
Каждый учитель изобразительного искусства – не просто педагог, это еще и художник. Можно умно, красиво говорить разные истины, показывать прекрасные репродукции картин великих мастеров, но порой рисунок на доске или бумаге, сделанный учителем вызывает больший восторг и желание рисовать у детей.
Сейчас остро стоит проблема привлечения учащихся к искусству, особенно у подростков. Телевидение, массовые зрелища, и особенно компьютер мало способствуют пробуждению чувства прекрасного.
Используются разные способы, чтобы вызвать интерес к изучаемому предмету. Это нестандартные темы, задания, которые предлагают сами учащиеся, пропаганда важности изобразительного искусства, индивидуальная работа с учащимися, наглядные пособия, рисунки учителя на доске. Есть еще один способ - совместная выставка работ учителя и учеников. Это не новое явление, но очень действенное.
Если раньше устраивались только детские выставки, вызывающие неизменный успех, то в последующем на уроках в качестве наглядного материала были показаны собственные работы учителя. У некоторых это вызывало удивление, восторг, у кого-то недоверие. Как-то на уроке я решил устроить небольшую выставку своих работ, где рядом поместил несколько удачных работ моих учеников 5 класса. Это событие стало небольшим открытием для детей и для меня самого. Столько эмоций, восторгов, появились десятки желающих участвовать в таких выставках. Стало понятно ,как важно показывать свои работы вместе с детскими ,как они взаимно дополняют друг друга.
«Что может дать ребенку человек ,чей профессиональный потенциал исчерпан или давным-давно застыл, не развивался? Высокий уровень профессиональной педагогической компетентности учителя – одно из важнейших условий повышения качества образования»(3).
Были проведены несколько тематических выставок с разными классами. Особенно удачными оказались выставки на тему «Восточный натюрморт», « Вечернее окно» и выставка набросков.
Можно провести также такие виды выставок:
Работы учителя и учеников примерно в равном количестве.
Одна работа учителя и много работ учащихся.
Одна работа талантливого ученика и несколько работ учителя.
По теме урока
Свободный выбор темы
Работа с одним материалом
Работа в разных материалах
Работы учителей других предметов с учениками.
Что показали эти выставки? Ученики увидели мастерство учителя, его творчество, различные жанры, темы, разные материалы. Я же острее увидел яркость, эмоциональность ,неожиданность детских работ и по- новому взглянул на свои. Не зря великий Пикассо мечтал рисовать как ребенок. Возросло уважение к учителю-педагогу. Уроки стали более серьезные, появилась значимость предмета, качество работ значительно возросло. Некоторые ученики стали подражать мне, кому-то дало это дало толчок в выборе профессии, связанной с искусством. Особенно было приятно ,что изменилось отношение подростков к предмету. Подростков особенно заинтересовали работы, где есть передача объема предметов, пространства, материальности и, конечно, портреты. Учителя ИЗО часто рисуют на доске. Это целое искусство, но оно ограничено: доска и мел. В последнее время используем интерактивные доски, но как показывает опыт, они далеко не совершенны. Стараемся показать ученикам работу с материалом, но не хватает времени закончить работу. Поэтому педагог должен работать и вне школы и создавать качественные творческие работы.
Я в молодости принимал участие в республиканских выставках , в зрелые годы устраивал персональные выставки. У меня прошли три крупные выставки. Были публикации в прессе и на телевидении. Все это нелегко, требует большой энергии и труда, но при желании возможно. Творчество дает энергию!
В последнее время стало трудно творчески работать, а иногда невозможно. Причина в большом объеме бумажной работы. А учитель - это творческая профессия.
«Одна из задач – формирование современного педагогического мышления учителя заключается в умении организовать такую образовательную среду, в которой становиться возможным достижение ребенком результатов»(4). Работая в школе №75 г. Уфы уже 25 лет я собрал много детских работ. Они хранятся у меня дома в большой коробке. Некоторым авторам под сорок лет. Есть просто поразительные работы, которыми я не перестаю восхищаться. Мечтаю организовать большую совместную выставку, скорее праздник искусства, с конкурсами, призами, музыкальными номерами, пригласить художников.
Подобные выставки – один из путей приобщения к творчеству и искусству. Совместные выставки имеют большое воспитательное значение. Опыт, полученный мною, не конечная истина. И все же рекомендую иногда, устраивать такие праздники творчества.
Литература
1.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
2.ЛевинС. Ваш ребенок рисует. - М., 1980.-С.147.
3.Садовников И. Компетентный учитель - компетентный ученик. Директор школы,-№8.-2009.- С. 26-30.